Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл—3 кл
17.06.2017
Занятие рекомендовано для учащихся 8-9 лет, занимающихся творчеством.
В методической разработке подробно описывается технология изготовления
оберега-сувенира "Подкова" в технике "Тестопластика". Ребята познакомятся с
историей возникновения оберегов, их ролью в жизни человека, а также со
значением славянских оберегов. Занятие поможет учащимся раскрыть свой
творческий потенциал, фантазию, воображение.
методическая разработка занятия.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Барнаульская городская станция юных натуралистов»
«Подкова на счастье»
Методическая разработка занятия по тестопластике
для обучающихся 89 лет
Автор составитель:
Моисеева Т.А.,
педагог дополнительного
образования
1 1. Введение………………………………………………………………….......3
г. Барнаул, 2017
Содержание
2. Планконспект открытого занятия ………………………………………. .4
3. Заключение………………………………..………………………………….13
4. Список литературы………………………………………………………….14
5. Приложение 1…………………………………………………………..........15
6. Приложение 2………………………………………………………………..16
7. Приложение 3………………………………………………………………..17
8. Приложение 4………………………………………………………………..18
9. Приложение 5………………………………………………………………..19
10. Приложение 6………………………………………………………………20
2 Введение
У нас в стране, как и во всем мире, принято отмечать различные
праздники, во время которых мы получаем и сами дарим подарки. Как
сделать подарок своими руками ребята учатся на занятиях объединения
«Цветочный город».
Оригинальность, уникальность всегда были в цене, касается ли это
оформления интерьера, создания собственного стиля или же подарков,
которые мы дарим своим друзьям, знакомым, родственникам. Вещи, которые
мы делаем своими руками, несут в себе частичку нашей теплоты.
Понимающие люди ценят не деньги, вложенные в подарок, а внимание, время
и усилия, потраченные на него, а значит, на того, кому этот подарок
предназначается. Можно просто купить подарок — а можно применить
фантазию, потратить немного времени, приложить усилия — и создать
красивый оригинальный подарок, который уж точно запомнится!
Актуальность выбранной темы «Подкова на счастье» заключается в том,
что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего
народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться
к национальной культуре, духовнонравственным ценностям своего народа,
сформировать эстетический вкус, воспитывает уважение и интерес к
народным традициям.
На занятии учащиеся узнают, что в старину подкову иногда
использовали не по прямому назначению – защита копыт лошади от
механических повреждений и истирания. Подкову прибивали над входной
дверью и верили в то, что она оградит дом от всего плохого и принесет в
него счастье, удачу и богатство.
Раньше наши предки свято верили в чудесные свойства не только
подковы, но и многих других предметов. Эти предметы назывались
оберегами. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного
глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в
дальнюю дорогу, люди брали с собой обереги, которые защищали их вдали от
дома и напоминали о родном доме и семье.
В последнее время на прилавках магазинов появилось очень много
различных сувениров – оберегов: денежные деревья, трехпалые жабы,
подковки, колокольчики и тому подобное. Многие люди, покупая эти
3 красивые вещички, порой не могут отличить славянские обереги от
«заморских». Они, скорее всего, следуют моде и не очень разбираются в их
истинном предназначении. Подобные занятия помогут ребятам разобраться в
тайнах, скрытых в оберегах.
План конспект открытого занятия
Продолжительность: 2 учебных часа
Тема занятия: «Подкова на счастье».
Тип занятия: комбинированное
Цель занятия:
Изготовление сувенираоберега в технике «Тестопластика».
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с народными традициями;
расширить представление учащихся о значении оберегов для человека;
познакомить с символическим значением подковы как оберега для дома;
научить изготавливать оберег, используя соленое тесто.
Воспитательные:
воспитывать чувство уважения к далеким предкам, их обычаям;
воспитывать у детей интерес к народноприкладному творчеству, желание
дарить радость другим;
воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность, настойчивость в
достижении поставленных задач, художественный вкус.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию умений и навыков при
работе с соленым тестом, составлению композиции из готовых деталей
соленого теста;
способствовать развитию речи учащихся (обогащению словарного запаса:
подков, оберег, кузнец, декорировать);
развивать творческие способности, фантазию, воображение, эстетические
чувства;
развивать терпение, усидчивость, мелкую моторику посредством работы с
соленым тестом.
Методы обучения: игровой, словесный, наглядный, метод проблемного
обучения, практический.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
4 Оборудование и материалы: наглядный материал, цветиксемицветик,
различные обереги, инструменты (досточка для лепки, стеки, баночка для
воды, различные приспособления для декорирования), образец готового
изделия, технологические карты, соленое тесто, влажные салфетки, шаблоны,
музыкальное сопровождение.
План проведения занятия
I. Организационный этап.
Цели этапа:
создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация
внимания;
включить учащихся в деятельность.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности рабочих мест
II. Этап сообщения темы и целей занятия.
( проблемный вопрос)
Цели этапа:
организовать коммуникативное взаимодействие,
раскрыть смысловое содержание слова «оберег».
III. Основной этап
Цели этапа:
организовать коммуникативное взаимодействие.
1.Выступление подготовленных учащихся.
2.Беседа.
3.Физминутка.
IV. Практический этап.
Цели этапа:
применить полученные знания, умения и навыки;
планировать трудовой процесс;
проводить технологические операции и самоконтроль.
1.Анализ последовательности выполнения оберега.
2.Самостоятельная работа.
V. Заключительный этап. Рефлексия.
Цели этапа:
оценить собственную деятельность на занятии;
самоанализ учащихся.
I.Организационный этап.
1. Приветствие учащихся.
Ход занятия
5 Педагог: Весна встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому
хорошее настроение. Давайте же подарим частичку своего хорошего
настроения друг другу. Пожелаем удачи.
2.Проверка готовности рабочих мест.
Педагог: Проверим порядок на партах и готовность к занятию.
На ваших столах должны быть: досточка для лепки, стеки, кисточка,
скалочка, баночка с водой, соленое тесто.
II. Этап сообщения темы и целей занятия.
Педагог: Сегодня необычный день. Посмотрите у нас расцвел цветик
семицветик. Точьвточь как в сказке Валентина Катаева. Лепестки у него
красивые, яркие. Цветик семицветик поможет нам справиться со всеми
заданиями. Давайте же узнаем, что нам сегодня предстоит выполнить. А для
этого мы должны сказать волшебные слова.
Помните их, ребята?
Учащиеся: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть понашему вели!
Хотим, чтобы открылся
Красный лепесток!
Педагог: отрываем красный лепесток (на лепестке написано «Оберег»)
Что означает слово оберег?
(Предмет, которому приписываются магические силы, который должен
принести счастье (энергетическое, т инственное действие) и уберечь от
потерь (защитное действие)
Оберег это предмет или символ, призванный защищать своего владельца
и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток)
Педагог: Сформулируйте тему нашего занятия.
(Ответы учащихся)
Педагог: Сегодня мы поговорим об оберегах. Какие существуют, что
обозначают. Также вы сможете самостоятельно изготовить подарок на счастье
для своих родных и близких.
III. Основной этап.
1.Педагог: Как вы думаете, для чего люди делали обереги?
(Ответы учащихся)
Педагог: Вся жизнь русского народа была пронизана благодарным и
уважительным отношением к природе. Наши предки древние славяне считали,
что в природе присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле,
воздухе, огне, лесе, поле (лешие, водяные, полевые, домовые, кикиморы,
аа
6 берегини). За разные стороны жизни и быта отвечали те или иные хозяева или
помощники. С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой
дом от бед и несчастий. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней,
дурного глаза, хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.
Собираясь в дальний путь человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в
него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме,
родной земле. Самые сильные обереги семейные реликвии. Это могут быть
кольца, бусы, браслеты, игрушки, куклы, передаваемые из поколения в
поколение. Эти обереги обладают наибольшей силой, так как они защищают
семью уже давно и их сила со временем только увеличивается.
В наши дни почти в каждом доме можно увидеть предметы, отражающие
русские ремесла. Это могут быть и сувениры, и кухонная утварь и игрушки.
Педагог: Пора говорить волшебные слова.
Учащиеся: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть понашему вели!
Хотим, чтобы открылся
Оранжевый лепесток!
Педагог: отрываем оранжевый лепесток (на лепестке написано «Секретный
мешочек»)
(Учащиеся достают по очереди из мешка оберег и рассказывают о нем)
Хранитель дома – батюшкадомовой.
На Руси было принято угощать и одаривать дух дома. Домовой в
благодарность за внимание сохранит мир и покой в семье, сбережет дом
от бед и разорения. Богатый домовой дом полная чаша. Его задабривали
хлебом с солью, блинами, кашей, яйцами, кусочками праздничного пирога.
В подарок оставляли цветные лоскутки, монеты с изображением лошади,
различную мишуру, овечью шерсть. Чаще подарки домовому оставляли в
тех местах, где он любит бывать у печки, на кухне.
Лапоть место, где живет домовой. При переезде в новый дом для
домового готовили старый лапоть и зазывали его туда специальными
приговорами: «Вот тебе сани, поезжай с нами». Лапоть издавна был на
Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали
гостинцы для домовых. Во многих местах старые изношенные лапти
считаются верным средством от сглаза. Связками от 50 до 100 штук
лапти подвешивали под крышами скотных дворов, под перекладиной
ворот или у крыльца – «от сглаза».
Веник древнейший оберег. На венике домовушке размещают природные
символы здоровья, любви, достатка и долголетия. Множество примет и
7 поверий связано с веником. Веник, подвешенный вверх метелкой, к
деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома
нечистую силу, болезни, горе и напасти. Издавна существовал обычай
обметать специальным веникомоберегом все углы дома по часовой
стрелке. Такой веник украшали, считалось, что, чем он нарядней, тем
большей силой обладает. Если в дом приходили напасти, обрядовый веник,
вобравший в себя всю отрицательную энергию, закапывали на перекрестке,
чтобы все беды ушли в землю. Повесить веник – домовушку можно в
любом месте вашего дома. Но, поскольку излюбленное место обитания
домового является теплая и уютная кухня, (считалось, что домовой мог
обитать и под обычным веником), то и подарок для него лучше всего
разместить в кухне.
Куклаоберег
Куклам на Руси предавалось огромное значение, они были призваны
защитить дом и потомство от злых духов, сглаза, болезней. Их клали в
люльку к младенцам во время прихода гостей, чтобы оберег защищал
малыша от дурного глаза. Для болеющего человека изготавливалась кукла
из состриженных женщиной волос и помещалась в изголовье кровати.У
кукол не изображали лица, так как считалось, что имея лицо, кукла
будет обладать душой. И через глаза, которые являются зеркалом души,
в оберег мог проникнуть злой дух.Изготовление куклыоберега считалось
по истине таинством. Обрядовые куклы создавались к народным
праздникам, таким как день Ивана Купала, Масленица, Покров . Так же
такие куколки дарились на семейные праздники. Кстати, традиция жечь
соломенную куклу на масленицу, существует и по сей день.
Мельница все перемелится – мука будет.
Подкова (рассказывает педагог)
Педагог: Подкова это один из самых древнейших оберегов. Возникновение
оберега подковы уходит корнями далеко за пределы нашей эры. Когда – то в
Древнем Египте, фараоны запрягали в свои колесницы лошадей, подкованных
золотыми подковами. В поездках царской колеснице сопутствовала толпа
народа. Приложение 1
Почему собиралось много людей, когда проезжала колесница фараона?
(Ответы учащихся)
Педагог: Если подкова отрывалась, ее тут же подбирали, а счастливец ее
подобравший был обеспечен на длительное время. В России, подковать
лошадей могли не только золотыми, но и серебряными подковами. Да
собственно и простое железо было дорогим и редким. Найдя металлическую
подкову на дороге, ее можно было с выгодой продать кузнецких дел мастеру
или торговцу. В ранние века, когда железо только начало проникать в Европу,
оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью.
А в крестьянском хозяйстве железо было еще большей редкостью, и поэтому
8 найти подкову, из которой можно было изготовить чтолибо для дома — нож,
скребок или просто гвоздь, действительно было счастье. Считалось, что
подобранная на дороге подкова приносит счастье, особенно если она отлетела
от задней, ближайшей к прохожему ноги серой кобылы.
Отсюда и поверье: «Найти у дороги подкову и забрать ее домой к счастью».
С оберегом подковой связано очень много легенд. Приложение 2
Самая известная из них – это легенда о Св. Дунстане и Дьяволе. К
Дунстану явился сам чёрт и попросил подковать ему копыто. Дунстан,
который был ещё и кузнецом, согласился на такую сделку. Однако подковал
дьявола так крепко, что тот, испытывая невероятную боль, попросил пощады.
Взамен на свободу дьявол поклялся, что никогда не войдет в дверь, над
которой висит подкова.
Другая легенда гласит: В давние времена, незаметно для всех по земле
ходил бог, приняв облик коня. Споткнувшись о камень, конь потерял подкову
с задней ноги. Эту подкову нашла старуха, как только она ее подняла, то
сразу же превратилась в красавицу. Это было ее самое заветное желание. И
пока подкова была с ней, она оставалась молодой и красивой до тех пор, пока
по рассеянности не потеряла свой божественный подарок. Подкову нашел
другой человек, сбылась и его мечта. С тех пор приносит подкова счастье
всем людям.
На Руси издревле знали такое правило: повесь подкову концами вниз —
будет защита от зла, вверх — привлечешь в дом достаток.
Как вы думаете, для чего нужны лошадям подковы? (Ответы учащихся)
Педагог: Лошади практически все свое время или стоят, или ходят и бегают.
Их копыта должны быть защищены, также как мы защищаем свои ноги. Самая
древняя форма подков "башмаки" из лыка, камыша, соломы, веревки или
конопли. У лошадей Чингисхана копыта обматывались кожей. Римляне
надевали на коней своеобразные сандалии металлические подошвы, которые
привязывались к копытам ременными застежками. Поэтому, чтобы защитить
копыта, лошадей научились подковывать. Приложение 3
Как называется профессия человека, который выковывал из металла
подковы? (Ответы учащихся)
Современные подковы, прибиваемые гвоздями, изобретены римлянами и с тех
пор конструкция подковы почти не менялась. Приложение 4
Педагог: Пора говорить волшебные слова
Учащиеся: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть понашему вели!
Хотим, чтобы открылся
9 Желтый лепесток!
Педагог: отрываем желтый лепесток (на лепестке написано «Танцевальная
физминутка»)
2. Физминутка.
(учащиеся под музыку исполняют танец)
Педагог: Пора говорить волшебные слова
Учащиеся: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть понашему вели!
Хотим, чтобы открылся
Зеленый лепесток!
Педагог: отрываем зеленый лепесток (на лепестке написано «Творческая
мастерская»)
А сейчас наступило время взяться за дело и самим изготовить оберег.
Какой оберег мы изготовим? Отгадайте загадку.
Есть примета у людей
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить. (Подкова)
IV. Практическая часть 20 минут, перерыв 10 минут и второе занятие 45
минут.
1. Педагог: Будем работать под девизом: «За любое дело берись смело».
Вспомним правила рабочего человека. (Ответы учащихся)
Технику безопасности с соленым тестом. (Ответы учащихся)
Какие требования мы предъявляем к своему будущему изделию?
Изделие должно быть:
красивым и оригинальным;
качественно и аккуратно выполненным;
возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы;
Педагог: Давайте проанализируем наш образец. ( показ оберега подковы из
соленого теста)
Как вы думаете, какую форму имеет подкова? (имеет форму дуги).
Сколько цветов украшает изделие? А листиков?
С чего начнем работу? Рассмотрите технологические карты и назовите
последовательность изготовления подковы. (Ответы учащихся.)
Технологическая карта Приложение 5
1.Катаем колобок.
10 Указательным
форму морковки.
2.Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) сворачиваем в дугу и
сплющиваем пальцами. Получилась подкова.
3.Обратной стороной карандаша на концах подковы делаем отверстие для
шнурка.
4.Теперь начинаем украшать подкову.
Педагог: Давайте вспомним, как вылепить листочки, цветы.
Кто расскажет, как вылепить листик. (Ответы учащихся.)
(Чтобы слепить листик, нужно взять кусочек теста, скатать шарик,
придать
и большим пальцем
сплющиваем, придавая форму листа. Затем листок кладём на
указательный палец , заострённым концом к ногтю и прищипываем
середину листика, делая главную прожилку, а стекой делаем боковые
прожилки. Листик готов).
А кто хочет рассказать, как лепить цветок?
(учащихся отвечают, используя технологическую карту)
Помните, сначала нужно просто разложить на подкове декоративные
элементы, не приклеивать их.
Затем, убедившись в правильном их расположении приклеить.
2. Самостоятельная работа учащихся.
Педагог: можете приступить к творчеству.
В середине второго занятия учащиеся выполняют креативную разминку
Педагог: Пора говорить волшебные слова
Учащиеся: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть понашему вели!
Хотим, чтобы открылся
Голубой лепесток!
Педагог: отрываем голубой лепесток (на лепестке написано «Гимнастика
ума»)
3. Гимнастика ума Приложение 6
Как это решить?
«Невыполнимое завещание»
Умирая, отец завещал трем своим сыновьям табун лошадей. Причем старший
из них должен был получить половину всех лошадей, средний сын треть, а
11 младший девятую часть. В табуне было всего 17 голов. Когда братья начали
дележ, то остановились в нерешительности ведь 17 никак не делилось ни на
2, ни на 3, ни на 9. К их великой радости, мимо проезжал путник на коне, к
которому они обратились с просьбой о помощи в дележе. Через несколько
минут каждый из братьев был владельцем завещанного ему состояния. Каким
образом путник произвел дележ?
Педагог: Продолжаем работать дальше.
Педагог: практическая работа подходит к концу. Сейчас я включу
музыкальную композицию, как только она остановится,
вы должны
прекратить свою работу.
( звучит музыкальная композиция «Кони в яблоках» 3 мин.)
V.Заключительный этап. Рефлексия.
Педагог: Пора говорить волшебные слова
Учащиеся: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть понашему вели!
Хотим, чтобы открылся
Синий лепесток!
Педагог: отрываем синий лепесток (на лепестке написано «Цветочная
поляна»)
Педагог:
Вы сегодня прекрасно
потрудились. У вас получились замечательные сувениры «подковыобереги».
Но Цветиксемицветик должен вернуться на цветочную поляну. Давайте
поможем ему в этом. Для этого нужно, чтобы на поляне выросли цветы. А
какого цвета они будут решать вам, самостоятельно оцените свои работы.
Красный цветок означает, что вы все сделали правильно. Синий цветок
немного ошиблись. Желтый – допустили много ошибок.
(учащиеся закрепляют цветы на доске)
Педагог: Вы все старались, каждый вложил в свою работу частичку своей
души и тепла.
Давайте возьмём свои подковы, покажем нашим гостям.
Педагог: У нас остался седьмой лепесток – лепесток желаний.
Какое бы вы хотели загадать желание?
Ответы учащихся: Чтобы все были счастливы!
Педагог: Давайте пожелаем счастье друг другу и нашим гостям,
исполнив песню.
(Учащиеся исполняют песню «Мы желаем счастья вам»)
Наше занятие подошло к концу.
12 Заключение
Создание сувениров – это увлекательное занятие, которое не утомляет,
а наоборот, поднимает настроение. Такие изделия – отличный подарок,
выполненный своими руками.
13 Навыки, полученные на таких занятиях, обязательно пригодятся в
жизни. Можно придумывать сувениры самим, обращаясь к природе,
фантазировать.
Обучающимся очень понравилось работать в технике «Тестопластика».
Они были приятно удивлены, что из таких доступных, обычных и недорогих
материалов можно сотворить маленькое чудо, которое порадует не только их
самих, но и окружающих. Красиво и по всем правилам изготовленное изделие
оберегподкова может служить не только прекрасным украшением дома в
фольклорном стиле, но и стать достойным подарком для родных и близких
людей, став отличным подарком ко дню рождения или другому торжеству.
Главное, приложить немного усилия, терпения и получится отличный
результат.
Список литературы
14 1. Антипова М.А. «Солёное тесто. Необычные поделки и украшения.
Красивые вещи своими руками». – Ростов н./Д; Владис : М.: РИПОЛ
КЛАССИК, 2009.
2. Блинов Г.М. «Чудо – кони, чудо – птицы» Рассказы о русской народной
игрушке. – М : ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ., 1977.
3. Хананова И.Н. «Солёное тесто» М.; АСТ – ПРЕСС книга. 2008.
4. Лукашова И.А. «Прикладное творчество» М.; АВЕОНТ 2007.
5. Шептуля Анджела «Домашние обереги своими руками» М.;Эксмо, 2006.
15 Приложение 1
16 17 Приложение 2
18 Приложение 3
19 Приложение 4
20 Приложение 5
Технологическая карта
«Изготовление сувенираоберега «Подкова»
1.Катаем колобок.
2.Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек), сворачиваем в дугу и
сплющиваем пальцами. Получилась подкова.
3. Делаем палочкой, кисточкой отверстия для ленточки.
4. Украшаем цветами, листиками, приклеивая их с помощью воды.
Как сделать розу
1 способ 2 способ
21 Приложение 6
22 23
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Методическая разработка занятия по тестопластике "Подкова на счастье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.