Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Оценка 4.6

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература
7 кл
04.04.2018
Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Данная статья предлагает опыт работы диалогового обучения. В частности представлена работа на уроке литературы в аргументирующем формате на примере фрагментов урока по анализу произведения А.Платонова "Юшка". Работа с аргументацией-важнейший этап исследовательской работы учащихся. В статье представлены уровни анализа литературного произведения.
диалог в аргументирующем формате на уроках литературы.docx
Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы Федеральный государственный стандарт общего образования ставит главной задачей развитие личности ребенка. А как реализовать этот замысел? Как объяснить ребенку, что же такое «хорошо» и «плохо»? Постулаты ли, догмы ли, личное мнение? Как соотнести внутренний мир ребенка с реалиями жизни? Как помочь сформировать позитивное отношение к себе, окружающим людям? На все эти вопросы помогает ответить формат диалогового обучения. Диалог -- отнюдь не простая, как кажется на первый взгляд, а довольно сложная, наполненная многообразным содержанием, специфически человеческая форма взаимодействия, тесно связанная с пониманием. В диалоге осуществляются два естественных человеческих стремления: стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым. Среди известных форматов диалогового обучения актуальным, на мой взгляд, является аргументирующий формат, для реализации которого необходимы определенные условия: -самостоятельное мышление; -информация является отправной точкой, а не конечным результатом; -начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Аргументация-приведение логических доводов с целью доказать истинности какого либо положения. В процессе аргументации формируется определенная позиция по обсуждаемой проблеме у каждого из собеседников, изменяется либо закрепляется уже сформированное мнение. Для примера я предлагаю фрагменты урока литературы в 7 классе по анализу произведения А. Платонова «Юшка» Одним из приемов я использую прием «чтение с остановками». Данный прием позволяет более глубоко проникнуть в изображаемый мир произведения, понять замысел писателя, взять в свой «жизненный багаж» крупицы миропонимания автора. А для этого необходимо оттолкнуться от жизненного опыта учащихся, проанализировать текст на социальном, нравственном, философском уровнях и вновь вернуться к уже «обогащенному», жизненному опыту учащихся. . Детям предлагается притча о двух волках: « Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: -как вы думаете, что ответил старик внуку? -как вы бы ответили на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.( учащиеся приводят доводы для обоснования своей позиции) Одни считают, что побеждает добро, аргументируя тем, что в сказках добро побеждает зло, добро поддерживает дружеские отношения с окружающими; другие уверены,что зло необходимо, ведь, например, на войне, солдат, идя в атаку испытывает гнев, ненависть к врагу, а не дружеские чувства, или спортсмен- паралимпиец добивается результатов прежде всего « от злости на самого себя», на свою болезнь, на жалость окружающих; значит, зло – движущая сила, которая заставляет человека менять свои взгляды; третьи предполагают, что никто не побеждает, добра и зла должно быть поровну, так как человек существо не идеальное, и он имеет право на ошибку. Но «верного ответа» не дается. К этой притче возвращаемся вновь после анализа произведения и вновь ищем ответ, чтобы сравнить свою позицию, подтвердить или изменить свое мнение. При анализе произведения основа для аргументации –текст. Погружаясь в произведение, учащиеся становятся исследователями модели мира, данной автором, примеряют на себя законы этого мира, соглашаются или отвергают мнение героев. Работа с литературным портретом героя помогает выявить проблемы, поставленные автором, сформировать отношение к ним и к самому герою. -Что вас удивило в авторской характеристике героя? Что увидели необычного? Обоснуйте свой ответ. Учащиеся отмечают противоречия в условиях работы и физическом состоянии героя . И у детей возникают вопросы: Но тогда откуда он берет силы? Получает оплату, а сам находится в бедственном положении. Почему? Почему в его глазах «стояла влага, как не остывающие слезы»? Чтобы ответить на все эти «почему», нужно проанализировать причину возникновения той или иной ситуации, данной автором. Герой поступает так или иначе в зависимости от внутренних принципов, общество вольно же принимать эти принципы или отвергать их. Детям предлагается групповая работа Представьте, что вы попали в данный город. Какие бы вы задали вопросы героям, что бы выяснить причину того, что там происходит и как бы вы ответили на эти вопросы? Для аргументации используйте текст и свои жизненные наблюдения. 1группа: вопросы детям; (Почему вы терзаете Юшку? Вам его не жалко? Как вы думаете, Юшке больно? Ответы: «Большие люди всегда ругают нас, сердятся, а Юшка не обижается. -Его можно толкать безнаказанно -Это весело 2группа: вопросы к взрослым;( Что заставляет вас так относится к Юшке? Чем Юшка хуже вас? Ответы учащихся: -раздражает то, что он знает какую-то тайну; - бесит его кротость; -Юшка не такой, как все; -Он лишний на этой земле человек. 3 группа :вопросы к Юшке.( Юшка, тебе больно? Юшка, почему ты принимаешь людскую злобу покорно? Юшка, почему ты не уйдешь из этого города навсегда?) -Я уверен, что дети меня любят. Я нужен людям, без меня они пропадут Что представляет из себя город? Отрывки из сочинений учащихся: « Этот город –зловонный нарыв, который ,лопнув, распространяет зло вокруг» «Такое впечатление, что тролли из сказки Андерсена «Снежная королева» пролетели над городом и разбили зеркало, и осколки этого злого зеркала проникли каждому в душу» «Юшка, как губка ,впитывает людскую злобу. Но когда его сердце уже не может принимать негатив, он уходит из города, черпает силы у природы и вновь возвращается спасать людей» -Какова миссия Юшки на этой земле? Сформулируйте жизненную формулу Юшки. - любовь к ближнему- сострадание -непротивление злу насилием- добросердечность -помощь нуждающимся- милосердие Согласны ли вы с мнением А.Платонова, что«Добро и любовь не уходят, не иссякают из мира со смертью человека. Добро прорастает и даёт свои плоды.» - Каким образом ростки добра, посеянные Юшкой, проросли и дали всходы? -Девочка-сиротка выросла и решила отблагодарить Юшку, вылечить его. Девушка не стала мстить людям за смерть Юшки, она продолжила его миссию - нести добро людям Повторное обращение к притче -Как бы вы теперь ответили на вопрос внука старику? Аргументируйте свой ответ. - добро, так как оно делает самого человека лучше, и мир красивее Добро побеждает, но иногда оно должно быть с кулаками. В ходе диалога в аргументирующем формате школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"

Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018