Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература
7 кл
04.04.2018
Данная статья предлагает опыт работы диалогового обучения. В частности представлена работа на уроке литературы в аргументирующем формате на примере фрагментов урока по анализу произведения А.Платонова "Юшка". Работа с аргументацией-важнейший этап исследовательской работы учащихся. В статье представлены уровни анализа литературного произведения.
диалог в аргументирующем формате на уроках литературы.docx
Диалог в аргументирующем формате на уроках
литературы
Федеральный государственный стандарт общего
образования ставит главной задачей развитие личности
ребенка. А как реализовать этот замысел? Как объяснить
ребенку, что же такое «хорошо» и «плохо»? Постулаты ли,
догмы ли, личное мнение? Как соотнести внутренний мир
ребенка с реалиями жизни? Как помочь сформировать
позитивное отношение к себе, окружающим людям? На все
эти вопросы помогает ответить формат диалогового
обучения.
Диалог -- отнюдь не простая, как кажется на первый взгляд,
а довольно сложная, наполненная многообразным
содержанием, специфически человеческая форма
взаимодействия, тесно связанная с пониманием. В диалоге
осуществляются два естественных человеческих стремления:
стремление сказать и быть услышанным и стремление
понять и быть понятым.
Среди известных форматов диалогового обучения
актуальным, на мой взгляд, является аргументирующий
формат, для реализации которого необходимы
определенные условия:
-самостоятельное мышление;
-информация является отправной точкой, а не конечным
результатом;
-начинается с постановки вопросов и выяснения проблем,
которые нужно решить.
Аргументация-приведение логических доводов с целью
доказать истинности какого либо положения. В процессе аргументации формируется определенная позиция по
обсуждаемой проблеме у каждого из собеседников,
изменяется либо закрепляется уже сформированное мнение.
Для примера я предлагаю фрагменты урока литературы в 7
классе по анализу произведения А. Платонова «Юшка»
Одним из приемов я использую прием «чтение с
остановками». Данный прием позволяет более глубоко
проникнуть в изображаемый мир произведения, понять
замысел писателя, взять в свой «жизненный багаж» крупицы
миропонимания автора. А для этого необходимо
оттолкнуться от жизненного опыта учащихся,
проанализировать текст на социальном, нравственном,
философском уровнях и вновь вернуться к уже
«обогащенному», жизненному опыту учащихся.
. Детям предлагается притча о двух волках:
« Когда-то давно старик открыл своему внуку одну
жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на
борьбу двух волков. Один волк представляет зло:
зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь,
надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый
до глубины души словами деда, задумался, а потом
спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и
ответил:
-как вы думаете, что ответил старик внуку?
-как вы бы ответили на этот вопрос? Свой ответ
аргументируйте.( учащиеся приводят доводы для
обоснования своей позиции)
Одни считают, что побеждает добро, аргументируя тем, что
в сказках добро побеждает зло, добро поддерживает дружеские отношения с окружающими; другие уверены,что
зло необходимо, ведь, например, на войне, солдат, идя в
атаку испытывает гнев, ненависть к врагу, а не дружеские
чувства, или спортсмен- паралимпиец добивается
результатов прежде всего « от злости на самого себя», на
свою болезнь, на жалость окружающих; значит, зло –
движущая сила, которая заставляет человека менять свои
взгляды; третьи предполагают, что никто не побеждает,
добра и зла должно быть поровну, так как человек существо
не идеальное, и он имеет право на ошибку.
Но «верного ответа» не дается. К этой притче
возвращаемся вновь после анализа произведения и вновь
ищем ответ, чтобы сравнить свою позицию, подтвердить или
изменить свое мнение.
При анализе произведения основа для аргументации –текст.
Погружаясь в произведение, учащиеся становятся
исследователями модели мира, данной автором, примеряют
на себя законы этого мира, соглашаются или отвергают
мнение героев.
Работа с литературным портретом героя помогает выявить
проблемы, поставленные автором, сформировать отношение
к ним и к самому герою.
-Что вас удивило в авторской характеристике героя? Что
увидели необычного? Обоснуйте свой ответ.
Учащиеся отмечают противоречия в условиях работы и
физическом состоянии героя . И у детей возникают вопросы:
Но тогда откуда он берет силы? Получает оплату, а сам
находится в бедственном положении. Почему? Почему в его
глазах «стояла влага, как не остывающие слезы»?
Чтобы ответить на все эти «почему», нужно
проанализировать причину возникновения той или иной
ситуации, данной автором. Герой поступает так или иначе в зависимости от внутренних
принципов, общество вольно же принимать эти принципы
или отвергать их.
Детям предлагается групповая работа
Представьте, что вы попали в данный город. Какие бы вы
задали вопросы героям, что бы выяснить причину того, что
там происходит и как бы вы ответили на эти вопросы? Для
аргументации используйте текст и свои жизненные
наблюдения.
1группа: вопросы детям; (Почему вы терзаете Юшку? Вам
его не жалко? Как вы думаете, Юшке больно?
Ответы: «Большие люди всегда ругают нас, сердятся, а
Юшка не обижается.
-Его можно толкать безнаказанно
-Это весело
2группа: вопросы к взрослым;( Что заставляет вас так
относится к Юшке? Чем Юшка хуже вас?
Ответы учащихся:
-раздражает то, что он знает какую-то тайну;
- бесит его кротость;
-Юшка не такой, как все;
-Он лишний на этой земле человек.
3 группа :вопросы к Юшке.( Юшка, тебе больно? Юшка,
почему ты принимаешь людскую злобу покорно? Юшка,
почему ты не уйдешь из этого города навсегда?)
-Я уверен, что дети меня любят.
Я нужен людям, без меня они пропадут Что представляет из себя город?
Отрывки из сочинений учащихся:
« Этот город –зловонный нарыв, который ,лопнув,
распространяет зло вокруг»
«Такое впечатление, что тролли из сказки Андерсена
«Снежная королева» пролетели над городом и разбили
зеркало, и осколки этого злого зеркала проникли каждому в
душу»
«Юшка, как губка ,впитывает людскую злобу. Но когда его
сердце уже не может принимать негатив, он уходит из
города, черпает силы у природы и вновь возвращается
спасать людей»
-Какова миссия Юшки на этой земле? Сформулируйте
жизненную формулу Юшки.
- любовь к ближнему- сострадание
-непротивление злу насилием- добросердечность
-помощь нуждающимся- милосердие
Согласны ли вы с мнением А.Платонова, что«Добро и
любовь не уходят, не иссякают из мира со смертью
человека. Добро прорастает и даёт свои плоды.»
- Каким образом ростки добра, посеянные Юшкой, проросли и
дали всходы?
-Девочка-сиротка выросла и решила отблагодарить Юшку,
вылечить его.
Девушка не стала мстить людям за смерть Юшки, она
продолжила его миссию - нести добро людям
Повторное обращение к притче
-Как бы вы теперь ответили на вопрос внука старику?
Аргументируйте свой ответ. - добро, так как оно делает самого человека лучше, и мир
красивее
Добро побеждает, но иногда оно должно быть с кулаками.
В ходе диалога в аргументирующем формате школьники
учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на
основе анализа обстоятельств и соответствующей
информации, взвешивать альтернативные мнения,
принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях,
общаться с другими людьми.
Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Методическая статья "Диалог в аргументирующем формате на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.