Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Оценка 4.6
Работа с родителями +1
docx
русский язык
5 кл—7 кл
14.12.2018
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения" адресована учителям, работающим на рост мотивации разноуровневых учащихся среднего звена (5-7 классы) к учебной деятельности в рамках внеурочной предметной деятельности.
Данный вид работы со школьниками отвечает одному из главных требований новых образовательных стандартов, предполагающих личностно-ориентированный подход в обучении, и нацелен на активизацию самостоятельной поисково-исследовательской деятельности обучающихся совместно с их родителями.
Семейные викторины.docx
Семейные викторины.
Методика организации и проведения.
Разработка
учителя русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 4 г. Беслан
Правобережного района
РСОАлания Гусаловой Залины Газбеевны
«Языку мы учимся и должны учиться всю жизнь», так считал
знаменитый советский писатель К.Г. Паустовский. Подтверждением
высказывания писателя являются и слова великого советского педагога В.А.
Сухомлинского, который писал: «Школа становится подлинным очагом
культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ
человека, культ книги и культ родного слова». Исходя из главной мысли
приведенных высказываний, понятно, что воспитание любви к языку –
серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и
литературы.
Осознавая, что речевая культура человека – это зеркало его духовной
культуры вообще, учить, по мнению Сухомлинского, следует так, чтобы дети
не думали о цели, это облегчит их умственный труд. Учитель должен
овладевать вниманием своих учеников, пробуждать в них то, что психологи
называют произвольным вниманием.
Сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь,
чтобы учение – главный и самый серьезный, кропотливый труд ребенка –
был в то же время и редкостным трудом, укрепляющим духовные и
физические силы детей. Говоря короче, самое главное – организация
постоянной мыслительной деятельности ученика – «без переутомления, без
рывков, спешки и надрыва духовных сил», т.е. обеспечение, иными словами,
успешной мотивации учащихся.
Отталкиваясь от основополагающих тезисов методики обучения
выдающихся педагогов прошлого – Буслаева, Дистервега и других, новых
педагогических технологий ведущих педагогов современности – Шаталова,
Зайцева, Никитина, Ильина – несколько последних лет я успешно практикую
в своей работе проведение семейных викторин. Следует отметить, что
подобная работа с детьми дает определенные результаты, принося
удовлетворение всем участникам этого «увлекательного диалога»: самим
учащимся, и их родителям, и, конечно же, учителю, так как позволяет
успешно решать как дидактические цели развития, так и воспитательные ,
развивающие и, наконец, социализирующие задачи, которые позволяют достичь таких условий, при которых ребенок не терял бы веры в свои силы,
никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.
Как показывает опыт, в работу по выполнению семейных викторин
целесообразно вовлекать не только подготовленных, мотивированных
учащихся, но и более слабых, так как выполнение заданий зависит не столько
от имеющегося у детей багажа знаний по предмету, сколько от присутствия в
них желания самостоятельно добывать знания. Говорить о том, насколько это
актуально в условиях новых образовательных стандартов, ориентированных
на личностную ориентированность процесса обучения, не приходится.
Учащиеся приобщаются к самостоятельному поиску и изучению специальной
научной, научнопопулярной литературы, к самостоятельной работе со
справочниками, энциклопедиями и словарями, у них развивается общая
речевая культура.
Очень важно при организации викторин «правильно» подобрать задания
для детей и родителей, поскольку от того, какие типы заданий – простые
или чрезмерно сложные, интересные или неинтересные, громоздкие по
объему или, наоборот, не требующие значительных затрат времени – будут,
во многом зависит и фактический результат, и воспитательная ценность
работ, что, в общемто, наверное, и есть самое главное, ибо конечная цель
учителя – заинтересовать ребенка в необходимости учиться, то есть добывать
знания.
Почему дети так любят участвовать в семейных викторинах?
Вопервых, им дается возможность работать в комфортной обстановке дома,
где отсутствует догмат школьной ауры, вовторых, любому ребенку, даже
слабо мотивированному, хочется быть успешным среди школьных
товарищей, одноклассников, показать всем, что он самый умный, самый
продвинутый, а его родители успешнее родителей товарищей. То есть вот
именно здесь и зарождается та самая мотивация к учебной деятельности,
которой учащимся часто недостает на уроках в классе.
Семейные викторины имеют еще одну позитивную сторону: они способны
оздоровлять речевую культуру родителей, то есть взрослых, тем самым
помогая учителю нести в массы свет знаний, «сеять разумное, доброе¸
вечное». И если сами взрослые заинтересовываются своим самообразованием,
они вступают в деятельное сотрудничество со своим ребенком, оказывают ему
посильную помощь, и в этом случае у последнего исчезает боязнь совершения ошибок, боязнь получить плохую отметку, а желание учиться не хуже
товарищей возрастает. Кроме того, вводимые в викторину разноплановые
задания оказывают учащемуся большую помощь в процессе выполнения
олимпиадных работ по предмету и в пропедевтической подготовке к сдаче
итоговых экзаменов.
Как показывает практика, для того, чтобы у учащихся и родителей не
пропадало желание участвовать в викторинах и не терялся элемент новизны,
следует помнить следующие важные, на мой взгляд, правила:
не злоупотреблять проведением викторин, вполне оправданным, как мне
кажется, может быть проведение 23х, в крайнем случае, 4х семейных
викторин в год (то есть по одной в четверть/ полугодие);
объем предлагаемых заданий должен быть невелик, в противном случае,
хотя бы по причине нехватки времени, за них никто браться не захочет;
предлагаемые к выполнению задания обязательно должны быть
познавательны и интересны, а содержание подаваемого лингвистического
материала в языковом обиходе – актуальным, нацеленным на достижение
практической грамотности;
к выполнению викторин следует привлекать учащихся среднего звена (58
классы), так как именно в этих параллелях проявляется повышенный
интерес к выполнению данного вида внеклассной работы).
Как следует организовывать и проводить семейные викторины?
Примерно за неделю до начала конкурса в кабинете вывешиваются тексты
заданий под заголовком «Внимание! Готовимся к викторине». Чтобы задания
действительно были интересны для обучаемых, следует, в чем убеждает
практика, подбирать вопросы по таким разделам языка, как лексика,
фразеология, орфоэпия, этимология, топонимика, ономастика и
словообразование.
Материалы викторины вывешиваются заранее, с той целью, чтобы
учащиеся получили первоначальное представление о характере предстоящей
работы и определились с тем, интересна ли им предлагаемая работа и, в
конечном итоге, будут ли они принимать участие в викторине.
В течение целой недели желающим раздаются листочки с изложением
материала к викторине и заданиями к ней. Коротко, в доступной для учащихся, ненавязчивой форме излагается теория вопроса, на основе
которой выделяется предложенная к решению проблема (напомню, что важно
учитывать объем предлагаемой работы, актуальность языкового материала,
используемого в обиходе участников викторины, и то, чтобы выполнение
заданий ни в коем случае не было обременительно, а напротив, вызывало
интерес).
На выполнение самой работы отводится неделя.
Пока семейные коллективы работаю над выполнением викторины, в классе
создается жюри по оцениванию семейного конкурса, в состав которого
вместе с учителем включается и ученический актив.
«Защита» викторин осуществляется в классе самими детьми (и в этом
социализирующая ее роль), но под обязательным контролем со стороны
учителя.
Как осуществляется награждение?
Награждение победителей и призеров осуществляется следующим образом:
в дневниках учащихся, чьи семейные викторины набрали наибольшее
количество баллов и получили самую высокую оценку, в оформляемой
учителем графе «За участие в семейной викторине» выставляется оценка, а
рядом с ней, в скобках, отмечается количество набранных баллов;
через учащихся родителям, активно участвовавшим в состязании,
направляется благодарственное письмо и Орден Умной Совы (кстати, с целью
воспитания доброжелательности, умения радоваться успеху товарища, а
также с целью подстегивания духа состязательности и конкуренции, к
изготовлению наград победителям привлекаются сами учащиеся из числа
желающих, а таковых всегда оказывается в классе достаточно (и чем младше
возрастная группа школьников, тем желающих всегда больше);
благодарственное письмо подписывается учителем и членами экспертной
группы, то есть детского жюри. Цель такого привлечения к оформлению
благодарственного письма заключается в стремлении повысить авторитет
активистов в глазах товарищей и привлечь к участию в викторинах
наибольшее число учащихся.
Вместе с символическими наградами родителям участникам им же
направляются также «ключи» к расшифровке заданий, которые накануне этого разбираются в классе учителем вместе с детьми, а также необходимая
справочная литература в помощь. Целью этого является привлечение детей и
родителей к пользованию справочной литературой для повышения их
образовательного уровня, взаимообогащение, рост мотивационного аспекта
в изучении языка.
Приведу один из образцов семейной викторины.
Семейная викторина.
Русский язык в умелых руках и опытных
устах красив, певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен…
А.И. Куприн
Задание №1: исправьте «сочинизмы» и «изложизмы» школьников:
1. Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его над кроватью.
2. С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском
саду.
3. Язык у Базарова был тупой, а потом заострился в спорах.
4. Иван Денисович видится нам всего один день.
5. Пушкин пришел ко мне с колыбелью.
6. Муму прижался к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
7. Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.
8. В заповеднике живут звери, которые давно вымерли.
9. В музее природы есть рысь, бобер, олень и другие товарищи.
10.Бойцы жалели детей и давали им консервные банки.
Задание №2: Какова история возникновения старинных имен и фамилий:
Ждан, Неждан, Улыба, Зима, Некрасов, Безруков, Горшков, Вешняков,
Ярцев, Белов (Беляев), Чернов (Черняев), Безногов, Третьяков,
Четверухин?
Задание № 3: постановкой ударения показать правильность произношения
следующих слов или произносительную норму:
творог, ветеринария, бочковые (огурцы), грушевый (компот), сливовая
(пастила)¸кетчуп, йогурт, языковая (колбаса), арахис, газированный
(напиток), откупорить, плесневеть, кухонный (гарнитур), лавровый (лист, венок), варенный (вчера), кедровый (бальзам), бармен, апельсинное
(апельсиновое) дерево, бут(е,э)рброд, яич (ш)ница, килограмм помидоров ,
мандаринов (помидор, мандарин), медвежья желчь («е»
ударная/безударная?)
Задание №4: найдите ошибки в употреблении форм слов и запишите
правильные варианты:
пришел со (из) школы, оплатить проезд (за проезд), грущу, скучаю, тоскую
по вам (по вас), посетить по приезде (по приезду), прибывать согласно
расписанию (расписания), каменная (каменистая) местность.
Примечание: сдавая ответы, не забудьте указать фамилию, класс учащегося
и имя родителя, принимавшего участие в выполнении работы.
Желаем удачи!
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.