Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Оценка 4.6

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Оценка 4.6
Работа с родителями +1
docx
русский язык
5 кл—7 кл
14.12.2018
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения" адресована учителям, работающим на рост мотивации разноуровневых учащихся среднего звена (5-7 классы) к учебной деятельности в рамках внеурочной предметной деятельности. Данный вид работы со школьниками отвечает одному из главных требований новых образовательных стандартов, предполагающих личностно-ориентированный подход в обучении, и нацелен на активизацию самостоятельной поисково-исследовательской деятельности обучающихся совместно с их родителями.
Семейные викторины.docx
Семейные викторины.  Методика  организации и проведения.                                Разработка                 учителя русского языка и литературы                                 МБОУ СОШ № 4 г. Беслан Правобережного района                            РСО­Алания Гусаловой Залины Газбеевны         «Языку мы учимся  и должны учиться всю жизнь»,­ так считал  знаменитый советский писатель  К.Г. Паустовский. Подтверждением  высказывания писателя являются и слова великого  советского педагога  В.А.  Сухомлинского, который  писал: «Школа становится подлинным очагом  культуры лишь  тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ  человека, культ книги и культ родного слова». Исходя из главной мысли  приведенных высказываний, понятно, что воспитание любви к языку –  серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и  литературы.         Осознавая, что речевая культура человека – это зеркало его духовной  культуры вообще, учить, по мнению Сухомлинского, следует  так, чтобы дети  не думали  о цели, это облегчит  их умственный  труд. Учитель должен  овладевать вниманием своих учеников, пробуждать в них то, что психологи  называют произвольным вниманием.        Сама жизнь требует, чтобы овладение знаниями начиналось исподволь,  чтобы учение – главный  и самый серьезный, кропотливый  труд ребенка –   был в то же время и редкостным трудом, укрепляющим духовные и  физические силы детей. Говоря короче, самое главное – организация  постоянной мыслительной деятельности ученика – «без переутомления, без  рывков, спешки и надрыва духовных сил», т.е. обеспечение, иными словами,  успешной мотивации учащихся.        Отталкиваясь от основополагающих тезисов методики обучения  выдающихся педагогов прошлого – Буслаева,  Дистервега и других, новых  педагогических технологий ведущих педагогов современности – Шаталова,  Зайцева, Никитина, Ильина –  несколько последних лет я  успешно практикую  в своей работе проведение семейных викторин. Следует отметить, что   подобная работа с детьми  дает определенные результаты, принося   удовлетворение всем участникам этого «увлекательного диалога»:  самим  учащимся, и их родителям, и, конечно же, учителю, так как позволяет  успешно решать как дидактические цели развития, так и воспитательные ,  развивающие и, наконец, социализирующие задачи, которые позволяют достичь таких  условий, при которых ребенок не терял бы  веры в свои силы,  никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.       Как показывает опыт, в работу по выполнению семейных викторин   целесообразно вовлекать  не только подготовленных, мотивированных  учащихся, но и более слабых, так как выполнение заданий  зависит не столько  от имеющегося у детей багажа знаний по предмету, сколько от присутствия в  них желания самостоятельно добывать знания. Говорить о том, насколько это  актуально в условиях новых образовательных стандартов, ориентированных  на личностную ориентированность процесса обучения, не приходится.   Учащиеся приобщаются к самостоятельному  поиску и изучению  специальной научной, научно­популярной литературы, к  самостоятельной работе  со  справочниками, энциклопедиями и  словарями, у них развивается общая  речевая культура.        Очень  важно при организации викторин «правильно» подобрать задания  для  детей и родителей, поскольку от того, какие типы заданий  –  простые  или чрезмерно  сложные, интересные или неинтересные, громоздкие по  объему или, наоборот,  не требующие значительных затрат времени –  будут,  во многом  зависит и фактический  результат, и воспитательная ценность  работ, что, в общем­то,  наверное, и есть самое главное, ибо конечная цель  учителя – заинтересовать ребенка в необходимости учиться, то есть  добывать знания.        Почему дети так любят участвовать в семейных викторинах?  Во­первых, им дается возможность работать  в комфортной обстановке дома,  где отсутствует догмат школьной ауры, во­вторых, любому ребенку, даже  слабо мотивированному, хочется быть  успешным   среди школьных  товарищей, одноклассников, показать всем, что он самый умный, самый  продвинутый, а его родители успешнее родителей товарищей. То есть вот   именно здесь и зарождается та самая мотивация  к учебной деятельности,  которой  учащимся часто недостает на уроках в классе.       Семейные викторины имеют еще одну позитивную сторону: они способны  оздоровлять речевую культуру родителей,  то есть взрослых, тем самым  помогая учителю нести в массы  свет знаний, «сеять разумное, доброе¸  вечное».  И если сами взрослые заинтересовываются своим самообразованием, они вступают в деятельное сотрудничество со своим ребенком, оказывают ему посильную помощь, и в этом случае у последнего исчезает боязнь совершения ошибок, боязнь получить плохую отметку, а желание учиться  не хуже  товарищей  возрастает. Кроме того, вводимые в викторину разноплановые   задания оказывают учащемуся большую помощь в процессе выполнения   олимпиадных работ по предмету  и в  пропедевтической подготовке  к сдаче  итоговых  экзаменов.        Как показывает практика, для того, чтобы у учащихся и родителей не  пропадало желание участвовать в викторинах и не терялся элемент новизны,  следует помнить следующие  важные, на мой взгляд, правила: ­ не злоупотреблять проведением викторин, вполне оправданным, как мне  кажется,  может быть проведение 2­3­х, в крайнем случае, 4­х семейных  викторин в год (то есть по одной в четверть/ полугодие); ­  объем предлагаемых заданий должен быть невелик, в противном случае,  хотя бы по причине нехватки времени, за них никто браться не захочет; ­ предлагаемые к выполнению  задания  обязательно должны быть   познавательны и интересны, а содержание подаваемого лингвистического  материала в языковом обиходе – актуальным,  нацеленным на достижение  практической грамотности; ­ к выполнению викторин следует привлекать учащихся среднего звена (5­8  классы), так как именно в этих  параллелях  проявляется повышенный  интерес к выполнению данного вида внеклассной  работы).     Как следует организовывать и проводить семейные викторины?     Примерно  за неделю до начала конкурса в кабинете вывешиваются тексты  заданий под заголовком «Внимание! Готовимся к викторине». Чтобы задания  действительно были интересны для обучаемых,  следует, в чем убеждает  практика, подбирать вопросы по таким разделам языка, как лексика,  фразеология, орфоэпия, этимология, топонимика, ономастика и   словообразование.        Материалы викторины вывешиваются заранее, с той целью, чтобы  учащиеся получили первоначальное представление о характере предстоящей  работы и определились с тем, интересна ли им предлагаемая работа  и, в  конечном итоге, будут ли они принимать участие в викторине.       В течение целой недели желающим раздаются листочки с изложением  материала к викторине и заданиями  к ней. Коротко, в доступной для учащихся, ненавязчивой  форме  излагается теория вопроса, на основе  которой выделяется предложенная  к решению проблема (напомню, что важно учитывать объем предлагаемой работы, актуальность языкового материала,  используемого в обиходе участников викторины, и то, чтобы выполнение  заданий ни в коем случае не было обременительно, а  напротив, вызывало  интерес).      На выполнение самой работы отводится неделя.      Пока семейные коллективы работаю над выполнением викторины, в классе  создается жюри   по оцениванию семейного конкурса, в состав которого  вместе с учителем включается и ученический актив.      «Защита» викторин осуществляется в классе самими детьми (и в этом  социализирующая  ее роль), но под обязательным контролем со стороны  учителя.      Как осуществляется  награждение?     Награждение победителей и призеров осуществляется следующим образом: ­ в дневниках учащихся, чьи семейные викторины набрали наибольшее  количество баллов и получили самую высокую оценку, в оформляемой  учителем графе «За участие в семейной викторине» выставляется оценка, а  рядом с ней, в скобках, отмечается количество набранных баллов; ­ через учащихся родителям, активно участвовавшим в состязании,  направляется благодарственное письмо и Орден Умной Совы (кстати, с целью воспитания доброжелательности, умения радоваться успеху товарища, а  также с целью подстегивания духа состязательности и конкуренции, к  изготовлению наград победителям  привлекаются сами учащиеся из числа  желающих, а таковых всегда оказывается в классе достаточно (и чем младше  возрастная группа  школьников, тем желающих всегда больше); ­ благодарственное письмо подписывается учителем и членами экспертной  группы, то есть детского жюри. Цель такого привлечения к оформлению  благодарственного письма заключается в стремлении повысить авторитет   активистов в глазах товарищей и привлечь к участию в викторинах  наибольшее число учащихся.       Вместе с символическими наградами родителям  ­ участникам  им же  направляются  также «ключи» к расшифровке заданий, которые накануне этого разбираются в классе учителем вместе с детьми, а также необходимая  справочная литература  в помощь.  Целью этого является привлечение детей и родителей к пользованию справочной литературой для повышения  их  образовательного уровня, взаимообогащение,  рост мотивационного аспекта     в изучении языка.        Приведу  один из образцов семейной  викторины.                                            Семейная викторина. Русский язык в умелых руках и опытных  устах красив, певуч, выразителен, гибок,                                                                             послушен, ловок и вместителен…                                                                                                                                       А.И. Куприн Задание №1:  исправьте «сочинизмы» и «изложизмы» школьников: 1. Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его над кроватью. 2. С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в  детском  саду. 3. Язык у Базарова был тупой, а потом заострился в спорах. 4. Иван Денисович видится нам всего один день. 5. Пушкин пришел ко мне с колыбелью. 6. Муму прижался к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы. 7. Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль. 8. В заповеднике живут звери, которые давно вымерли. 9. В музее природы есть рысь, бобер, олень и другие товарищи. 10.Бойцы жалели детей и давали им консервные банки. Задание №2: Какова история возникновения старинных имен и фамилий: Ждан, Неждан, Улыба, Зима, Некрасов, Безруков, Горшков, Вешняков,   Ярцев, Белов (Беляев), Чернов (Черняев), Безногов, Третьяков,  Четверухин? Задание № 3: постановкой ударения показать правильность произношения  следующих слов  или  произносительную норму: творог, ветеринария, бочковые (огурцы), грушевый (компот), сливовая  (пастила)¸кетчуп, йогурт, языковая (колбаса), арахис, газированный  (напиток), откупорить, плесневеть, кухонный (гарнитур), лавровый (лист, венок), варенный (вчера), кедровый (бальзам), бармен, апельсинное  (апельсиновое)  дерево, бут(е,э)рброд, яич (ш)ница, килограмм помидоров ,  мандаринов (помидор, мандарин), медвежья желчь («е»­ ударная/безударная?) Задание №4: найдите ошибки в употреблении форм  слов и запишите  правильные варианты: пришел со (из) школы, оплатить  проезд (за проезд), грущу, скучаю, тоскую  по вам (по вас), посетить по приезде  (по приезду), прибывать согласно  расписанию (расписания), каменная  (каменистая) местность. Примечание:  сдавая ответы, не забудьте указать фамилию,  класс учащегося и имя родителя, принимавшего участие в выполнении работы. Желаем удачи!

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"

Методическая статья "Семейные викторины. Методика организации и проведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018