Целью инклюзивного
образования детей с ОВЗ в общеобразовательном(массовом) учреждении является
полноценное развитие и самореализация детей с ограниченными возможностями
здоровья, освоение ими общеобразовательной программы (государственного
образовательног стандарта), важнейших социальных навыков наряду со
сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в
познавательном,
физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное
образование требует перестройки образования на всех уровнях.
Ориентиры построения системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ
задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию
равных прав на образование и
социализацию при неравных возможностях.
Основные принципы инклюзивного образования:
баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
Триединство ориентиров — на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность(развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
Адаптивность
образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического
комплекса
учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и
реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения
и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие
толерантного взаимодействия участников образовательного процесса,
сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация
финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
Дидактические принципы,
которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков.
Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.
1. Принцип педагогического
оптимизма.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.
Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне
ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в
его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и
результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип
педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой
развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого
он не в состоянии подняться.
2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика
считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи
обеспечение раннего выявления и ранней диагностики
отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных
потребностей.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
Этот принцип предполагае опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника,
построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов,
функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка
развития.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет
преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать
различные структуры социальной компетентности и
психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной
среде.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального
образования. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления,
коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них
образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической
помощи по развитию речи, мышления и общения.
6.Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В специальном
образовании распространена коллективная предметно-практическая деятельность под
руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает
естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно
воспроизводя потребность в таком общении.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными
потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных
типологических особенностей даже в
рамках одной категории нарушений.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести
индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с
необходимостью выполнения образовательного стандарта.
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как
общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в
рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.
Ход урока зависит от того,
насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными
потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за
основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений
и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала
ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их
программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном
дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика
(карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
При необходимости учитель
может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен
алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой
педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими
возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В
зависимости от количества тех и других детей в классе.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться
следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными
нарушениями (олигофрения и ЗПР):
1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Начало урока:
Первый вариант работы–«особенные» дети работают по карточкам на
закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми,
объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным»
детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока и
дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка
может содержать слова-подсказки или
предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение
понятию. Также можно использовать задания такого характера: в одном столбике
даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны
указать какому понятию соответствует то или иное определение). После предложить
карточки с практическими примерами.
Второй вариант –пока
«обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы(т.к.
они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды
работ с «особенными» детьми по
вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока.
Начало урока с детьми с интеллектуальными нарушениями всегда должно быть
построено на повторении предыдущего материала.
Основной ход урока:
«Обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это
время учитель в «упрощенном» варианте объясняет новую тему «особенным» детям.
При этом используются:
-наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой,
схемой, карточкой, практическим действием);
- постепенный переход от одного действия или понятия к другому;
- постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а
краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме.
Далее идет закрепление
материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель
активно помогает. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания,
связанные с новой темой, а в это
время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.
2.Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
3. Одно из основных требований к уроку–это учет слабого внимания детей с
ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной
деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен
менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только
коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на
развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги,
ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает
эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья усваивают темы по специальным (коррекционным)
образовательным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы,
объяснение домашнего задания имеет
индивидуальный или фронтальный характер. Его проверка проводится поочередно или
совместно в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней
работы, а выполнение оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого
ученика.
Контрольные работы по предметам «Русский язык», «Математика», а также
творческие работы (сочинения, изложения)для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.
Индивидуальная
образовательная программа включает:
а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее
функциональных слов;
в) лепку;
г) рисование;
д) четкое разъяснение заданий;е) предоставление альтернативы объемным
письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; предоставьте
устное сообщение по данной теме);
ж) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также
неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
з) обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
и) демонстрация уже выполненного задания;
к) обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести ребенка в
какое-нибудь тихое место);
л) предоставление дополнительного времени для завершения задания;
м) обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя; печатными
копиями заданий, написанных на доске;
н) использование видео и диафильмов, диктофона.
·Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
·Заменять письменные задания альтернативными.Например, ребенок диктует ответы на магнитофон.
·Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
·Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
·Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
·Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
·Предусмотреть работу в парах, в группах.
·Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
·Предлагать четкие алгоритмы для работы.
·Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
·Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередовани активной работы с отдыхом.
·Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находиться в состоянии стресса.
·Обязательное использование наглядных средств.
·В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
·Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
·Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
·Избегать давать задание на переписывание.
·Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.
· Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
· Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.
· Просите ребенка повторить задание.
· Задание можно формулировать в несколько этапов.
· При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи...)
· Формулируя задание, стойте рядом с ребенком.
· Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
· Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
· Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
· Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
· Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.
· Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
· Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.