Методические подходы работы с детьми с ОВЗ
Оценка 4.8

Методические подходы работы с детьми с ОВЗ

Оценка 4.8
docx
17.06.2024
Методические подходы работы с детьми с ОВЗ
Методические подходы работы с детьми с ОВЗ.docx

Методические подходы работы с детьми с ОВЗ

 

Целью инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном(массовом) учреждении является полноценное развитие и самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательног  стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном,
физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях.
Ориентиры построения системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и
социализацию при неравных возможностях.
Основные принципы инклюзивного образования:

по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:

баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе  обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:

Триединство ориентиров — на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность(развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ:

Адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического  комплекса
учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие  толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;

Основные принципы и задачи коррекционной работы

Дидактические принципы, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков.
Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.

1. Принцип педагогического оптимизма.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.
Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения
 в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и
результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.
2. Принцип ранней педагогической помощи. Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики
отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
Этот принцип предполагае  опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и
психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.
6.Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В специальном образовании распространена коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием
вариативных типологических особенностей даже в
рамках одной категории нарушений.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так  и коррекционно-развивающие задачи.

 

Требования к режиму организации урока

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

 

При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (олигофрения и ЗПР):

1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

Начало урока:
Первый вариант работы–«особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или
предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также можно использовать задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). После предложить карточки с практическими примерами.

Второй вариант –пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы(т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по
вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока.

Начало урока с детьми с интеллектуальными нарушениями всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

Основной ход урока:
«Обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «упрощенном» варианте объясняет новую тему «особенным» детям. При этом используются:
-наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием);
- постепенный переход от одного действия или понятия к другому;
- постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме.

Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это
время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.

 

2.Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.


3. Одно из основных требований к уроку–это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен
менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным (коррекционным) образовательным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет
индивидуальный или фронтальный характер. Его проверка проводится поочередно или совместно в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы, а выполнение оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
Контрольные работы по предметам «Русский язык», «Математика», а также творческие работы (сочинения, изложения)для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.

Индивидуальная образовательная программа включает:
а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее
функциональных слов;
в) лепку;
г) рисование;
д) четкое разъяснение заданий;е) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; предоставьте устное сообщение по данной теме);
ж) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
з) обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
и) демонстрация уже выполненного задания;
к) обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести ребенка в какое-нибудь тихое место);
л) предоставление дополнительного времени для завершения задания;
м) обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя; печатными копиями заданий, написанных на доске;
н) использование видео и диафильмов, диктофона.

 

Планирование работы в классе

·Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.

·Заменять письменные задания альтернативными.Например, ребенок диктует ответы на магнитофон.

·Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.

·Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.

·Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.

·Уменьшать объем выполняемой учеником работы.

·Предусмотреть работу в парах, в группах.

·Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.

·Предлагать четкие алгоритмы для работы.

·Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.

·Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередовани  активной работы с отдыхом.

·Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находиться в состоянии стресса.

·Обязательное использование наглядных средств.

·В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.

·Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.

·Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.

·Избегать давать задание на переписывание.

·Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.

Формулировка заданий

·     Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

·     Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.

·     Просите ребенка повторить задание.

·     Задание можно формулировать в несколько этапов.

·     При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи...)

·     Формулируя задание, стойте рядом с ребенком.

·     Давать ребенку возможность закончить начатое задание.

 

Оценка

·     Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

·     Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

·     Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

·     Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

·     Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

·     Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические подходы работы с детьми с

Методические подходы работы с детьми с

ОВЗ: Адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и…

ОВЗ: Адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и…

Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования

Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования

При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения

При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения

При этом используются: -наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); - постепенный переход от одного действия или понятия к…

При этом используются: -наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); - постепенный переход от одного действия или понятия к…

Индивидуальная образовательная программа включает: а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов; в) лепку; г)…

Индивидуальная образовательная программа включает: а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов; в) лепку; г)…

Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередовани активной работы с отдыхом

Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередовани активной работы с отдыхом

Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом

Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024