Преподавание родной литературы. Волжские мотивы в творчестве В. П. Орешина.
Оценка 4.6

Преподавание родной литературы. Волжские мотивы в творчестве В. П. Орешина.

Оценка 4.6
docx
17.06.2024
Преподавание родной литературы. Волжские мотивы в творчестве В. П. Орешина.
Преподавание родной литературы. Волжские мотивы в творчестве Орешина..docx

 

Преподавание родной литературы. Волжские мотивы в произведениях  В. П. Орешина.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием. Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами.

1. Основу программы «Родная литература (русская)» составляют те произведения русских писателей, которые наиболее ярко воплотили в себе национальную специфику русской литературы и культуры, но не входят в список обязательных произведений .

2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» введено большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных современному школьнику, чем классика.

3. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы – русский лес – берёза).

 4. Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие)

В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

- Россия – родина моя;

- Русские традиции;

- Русский характер – русская душа.

Одним из примеров раскрытия линии «Россия — родина моя» может явится урок, посвященный творчеству  поэта и прозаика П. В. Орешина.

    Петр Орешин- талантливый русский поэт и прозаик, пришел в литературу из волжских мест. Родиной его был Саратов, колыбелью творчества — Волга. Здесь, на Волге, он вырос, здесь провел многие годы жизни, начал литературную деятельность и сформировался в большого советского поэта, одного из первых певцов революционной нови.

    С Саратовом, с поволжской деревней, с родной Волгой Орешин был связан кровно. С раннего детства и на всю жизнь в его сознании запечатлелись картины волжских просторов, Волга стала постоянной вдохновительницей его стихов, подлинные гимны Волге он поет в самых задушевных лирических местах своих повестей и рассказов, города и села Поволжья часто являются местом действия в произведениях, волгари — его любимые герои.

    Близость Орешина к жизни родного города и того  поволжского села, в котором жили его родственники и куда он часто наезжал, тяжелая школа жизни, через которую прошел поэт, а потом, после революции, постоянное участие во всех делах и заботах обновленного и растущего Саратова и всей страны выпестовали в нем то глубокое чувство патриотизма и гражданственности, которые с такой большой силой и яркостью выражены в его творчестве.

     Пётр Васильевич Орешин родился в Саратове в семье приказчика мануфактурной лавки. В 1896 поступил в начальную школу, по окончании которой начал учебу в Саратовском 4-классном училище, где проучился 3 года и вынужден был уйти за недостатком средств к существованию... Последующие несколько лет жизни будущего поэта прошли в скитаниях по городам и селам Поволжья и Сибири в поисках заработка.
Стихи Орешин начал писать в ранней юности. Первые стихотворения были опубликованы в «Саратовском листке» и в «Саратовском вестнике» в 1911. Систематическая литературная деятельность молодого поэта началась в 1913, когда Орешин переехал в Петербург и начал публиковаться в столичных журналах.

     Но образ родимой реки в произведениях Орешина многогранен и поэтичен. Он проходит через все его творчество и отражает идейную эволюцию поэта.

       Для Волги поэт находит самые нежные слова: «Волга — сказка луговая», «дочь крутых берегов, прикаспийских ветров и преданий тверских».

В дореволюционном творчестве образ Волги связан у Орешина с борцами за волю — Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым. Он изображает их атаманами, окруженными вольными ватагами, гуляющими на ее просторах. Орешин рисует Разина по-своему: это не реальный образ вождя трудового казачества и крестьянства, а романтический образ предводителя голи. Поэтому в стихах о Разине преобладают эпизоды гульбы Разина и его удальцов или рассказывается о том, как удалой Степан бил челом Волге, бросив в нее персидскую княжну. Таковы стихотворения 1914—1915 годов: «Волга», «Волна», «Степан», «Бархатные косы». Гордые сыны Волги, говорит в них поэт, в опале у царя, но зато они упиваются волей, и «ветер-ведун», «ветер-волжанин» поет им свои песни... У самого Степана совесть чиста: он любит одну, только одну, но и с ней расстается ради Волги. И Волга бурлит, принимая его жертву:

Это Стенька, сын разбоя,

Утопил свою царевну.

Оттого в часы прибоя

Волга мечется так гневно.

В злую непогоду Степан Разин поднимается в тумане искать свою «ласточку-царевну». Он ищет ее «в вихре самогудном»,

А за ним рокочут гневно

Волны с гребнем изумрудным.

       На берегах Волги живут, по мысли Орешина, «не страстотерпцы», а «птахи бездомовые», удальцы, которые все еще «ждут Стеньку, — птицу зоркую с Волги, из Саратова» (стихотворение «Ждут» —1914 г.). И сам Разин из категории тех, кто, как позднее скажет о них Орешин, «разгул души у Волги перенял».

         Такое изображение Волги и ее героев определено у поэта настроениями демократического протеста и бутарства, мотивами удали и поэтизацией стихии. Эти черты отмечены Николаем Рыленковым в статье о Петре Орешине: «В ранних стихах у П. Орешина мы не находим и тени идеализации враждебной городу деревенской патриархальщины», чувства бессилия и покорности судьбе.

В раннем творчестве поэт называет Волгу «гневной», «хмельной», в «грозном шуме ее валов» слышит «звоны ножей, песни вольных гребцов, свист ночных Жигулей».

        Один из самых любимых образов молодого Орешина — зори над Волгой — тоже выражает мотив тревоги, ожидания, каких-то грозовых предчувствий: раскинут в небе «алый стяг», «красные зори обняли темную землю», «ночь пьяна бунтующим набатом», а сердце «ждет и пламенеет», — так пророчески использует поэт символику цвета и звука.

       В послереволюционном творчестве Орешина Волга становится символом народной свободы. Она снова показывается как неугомонная, бушующая, принимающая участие в человеческих делах. Но образ Волги связан теперь не с мотивами недовольства, бунтарства, отдаленного предчувствия воли, а с революционными событиями, с борьбой народа: восстание волжских матросов (в поэме «Матрос Иван», 1924 г.), маевка на Волге (в поэме «Окровавленный май», 1927 г.). Необычайно драматичную сцену социальной борьбы на ярком фоне разбушевавшейся Волги рисует Орешин в рассказе «Человек на льдине» (1921 г.). Герой рассказа, сильный и храбрый, ушедший от семи смертей, защищает родную Волгу от врагов сейчас, в суровое и грозное время гражданской войны. В рассказе взят момент смертельной опасности для героя: за ним гонятся белые, а он плывет на льдине — один перед лицом многочисленных врагов и разгулявшейся стихии:

 

«Весной синее небо на Волге поднимается выше обыкновенного, и каждый год идут льдины, громадным пространством, все в одном направлении, все к одной цели. Лед был упрям, и тот, кто годами смотрел на него, учился быть сильным, как льдины, и был упрям, как они. Мельников понял, что жизнь — это Волга, а он — только льдина, крепкая, хорошая льдина, сама пробивающая себе дорогу».

     Так умел видеть Волгу поэт Орешин: и высокое небо над весенней Волгой, и мужество ее сынов.

Новые герои приходят в творчество Орешина из жизни, с родных волжских берегов.

    Волжским богатырем является и Чапаев, герой одноименной поэмы Орешина. Жизнь самого Чапаева и его отца неразрывно связана с Волгой. Чапаев показан как продолжатель дела Степана Разина, как «лихая голова». Образ Чапаева дан в динамике, в полете (Чапаев летает, «распластав коня в ветрах», он «казался бурей», был он «соколом в бою»). Это подчеркивает беззаветную храбрость героя — народного полководца. Динамический портрет Чапаева создан в поэме с такой скульптурной выразительностью, что невольно вспоминается памятник Чапаеву в г. Куйбышеве , в котором другими художественными средствами выражены те же черты, характерные для Чапаева,— динамика, стремительность, полет.

      Обобщенный образ волжских богатырей поэт дает в поэме «Микула» (1922 г.). Микула —старый, широко известный в русском фольклоре образ богатыря, встречающийся и в поволжском фольклоре, поставлен автором в новые условия: он борется с царями да с «постылыми князьями» и побеждает:

Нынче в мире Микулина власть.

Микула, «новых пашен степной богатырь», тоже связан с Волгой:

От Микулиной тяжкой походки

Пошатнулися Волга и Дон.

Поэт наделяет теперь великую реку новыми эпитетами: «воскреснувшая Волга», «красная Волга»; видит на ее берегах картины новой жизни:

Сияют холмы, синеглазое счастье,

Сияет речной взбаламученный плес.

По Волге, по матушке, новые снасти

Раскинул в заре рыболовный колхоз.

И плещется Волга, и плещется рыба,

И плещется в людях большая душа...

     Образ Волги, как видим, дан в творчестве Орешина не в идиллическом колорите. Волга — арена больших событий, а мощь и красота ее приводят к философским раздумьям о самой жизни, которая тоже Волга...

      Город на Волге, родной город поэта, тоже вошел полноправным хозяином в его творчество. Этот город, который «под горой стоит», а вокруг «Волга машет рукавом», для Орешина не просто географическое понятие. В ряде произведений, особенно в автобиографической повести «Злая жизнь», он дал живой и конкретный образ Саратова с Глебучевым оврагом, с Соколовой и Лысой горами, сего широкими улицами и приволжским базаром на Пешке, с золотой саратовской осенью.  Перед взором читателя проходит жизнь мрачного Глебучева оврага: маленькие, повиснувшие над обрывом домишки, в которых живет «сплошная нищета»; тянется прямая и длинная, как большая дорога, Московская улица, по которой ходит конка и неторопливо движутся пешеходы мимо грозного околоточного в серой шинели. В городе — засилье купцов («вся жизнь под купеческим сапогом трепыхается»), меркантильный дух и страшные драмы, связанные с наживой. Показал автор и противоречия города: нищета на окраинах, а в центре — «театры, библиотеки, музеи, гостиные дворы, гимназии, прогимназии, суды, казармы, храмы, электричество, водопровод, канализация, бесчисленные витрины магазинов, бриллианты, шелк, бархат...»

        С темой Волги и родного города связана у Орешина и тема «моего края». Мой край — это и Поволжье, и шире — вся родная страна, Русь, Родина. «Мой край» у Орешина «суров, величав, тревожен и красив». Россия у него «страна стозвончатая». В этих определениях подчеркнута сложность судьбы родного края, трудность его пути. Даже самые ранние стихи Орешина были пронизаны заботой о родной сторонке. Первое стихотворение — «На гумне» было напечатано в газете «Саратовский листок» 11 августа 1911 года. В то время страницы этой провинциальной газеты заполнялись коммерческими объявлениями, которые печатались жирными шрифтами и аршинными буквами, а стихи... стихи встречались редко и были мало заметны. Да и те, что печатались, были вялы, однообразны и представляли собой типичные образцы «чистого искусства». Писали о белой лилии, которая «ландыш любила», о мечтах, которые «растаяли, рыдая, как старой церкви грустный звон».

     Главный вклад Орешина в нашу литературу — это стихи о Родине, ее красоте и величии. Он писал о родных местах с такой влюбленностью в них, находил такие нежные краски и оригинальные образы, что к нему тоже можно отнести слова Горького, сказанные о Есенине: он словно «орган, созданный природой исключительно для поэзии».

       Образ родимой реки в произведениях Орешина многогранен и поэтичен. Он проходит через все его творчество и отражает идейную эволюцию поэта. Волга для него — сама народная душа. Она — символ матери-родины. Орешин рисует прекрасные волжские пейзажи: гористые берега, песчаные косы, степные селения — все, что связано с Волгой, с ее жизнью: «леса, горы, чайки, баржи, плоты — глаза разбегаются!»

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Преподавание родной литературы

Преподавание родной литературы

В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): -

В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): -

Саратовском листке» и в «Саратовском вестнике» в 1911

Саратовском листке» и в «Саратовском вестнике» в 1911

Такое изображение Волги и ее героев определено у поэта настроениями демократического протеста и бутарства, мотивами удали и поэтизацией стихии

Такое изображение Волги и ее героев определено у поэта настроениями демократического протеста и бутарства, мотивами удали и поэтизацией стихии

Новые герои приходят в творчество

Новые герои приходят в творчество

Саратова с Глебучевым оврагом, с

Саратова с Глебучевым оврагом, с

Орешин рисует прекрасные волжские пейзажи: гористые берега, песчаные косы, степные селения — все, что связано с

Орешин рисует прекрасные волжские пейзажи: гористые берега, песчаные косы, степные селения — все, что связано с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024