Преподавание родной литературы. Волжские мотивы в произведениях В. П. Орешина.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием. Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами.
1. Основу программы «Родная литература (русская)» составляют те произведения русских писателей, которые наиболее ярко воплотили в себе национальную специфику русской литературы и культуры, но не входят в список обязательных произведений .
2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» введено большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных современному школьнику, чем классика.
3. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы – русский лес – берёза).
4. Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие)
В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
- Россия – родина моя;
- Русские традиции;
- Русский характер – русская душа.
Одним из примеров раскрытия линии «Россия — родина моя» может явится урок, посвященный творчеству поэта и прозаика П. В. Орешина.
Петр Орешин- талантливый русский поэт и прозаик, пришел в литературу из волжских мест. Родиной его был Саратов, колыбелью творчества — Волга. Здесь, на Волге, он вырос, здесь провел многие годы жизни, начал литературную деятельность и сформировался в большого советского поэта, одного из первых певцов революционной нови.
С Саратовом, с поволжской деревней, с родной Волгой Орешин был связан кровно. С раннего детства и на всю жизнь в его сознании запечатлелись картины волжских просторов, Волга стала постоянной вдохновительницей его стихов, подлинные гимны Волге он поет в самых задушевных лирических местах своих повестей и рассказов, города и села Поволжья часто являются местом действия в произведениях, волгари — его любимые герои.
Близость Орешина к жизни родного города и того поволжского села, в котором жили его родственники и куда он часто наезжал, тяжелая школа жизни, через которую прошел поэт, а потом, после революции, постоянное участие во всех делах и заботах обновленного и растущего Саратова и всей страны выпестовали в нем то глубокое чувство патриотизма и гражданственности, которые с такой большой силой и яркостью выражены в его творчестве.
Пётр Васильевич Орешин родился в Саратове в семье приказчика
мануфактурной лавки. В 1896 поступил в начальную школу, по окончании которой
начал учебу в Саратовском 4-классном училище, где проучился 3 года и вынужден
был уйти за недостатком средств к существованию... Последующие несколько лет
жизни будущего поэта прошли в скитаниях по городам и селам Поволжья и Сибири в
поисках заработка.
Стихи Орешин начал писать в ранней юности. Первые стихотворения были
опубликованы в «Саратовском листке» и в «Саратовском вестнике» в 1911.
Систематическая литературная деятельность молодого поэта началась в 1913, когда
Орешин переехал в Петербург и начал публиковаться в столичных журналах.
Но образ родимой реки в произведениях Орешина многогранен и поэтичен. Он проходит через все его творчество и отражает идейную эволюцию поэта.
Для Волги поэт находит самые нежные слова: «Волга — сказка луговая», «дочь крутых берегов, прикаспийских ветров и преданий тверских».
В дореволюционном творчестве образ Волги связан у Орешина с борцами за волю — Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым. Он изображает их атаманами, окруженными вольными ватагами, гуляющими на ее просторах. Орешин рисует Разина по-своему: это не реальный образ вождя трудового казачества и крестьянства, а романтический образ предводителя голи. Поэтому в стихах о Разине преобладают эпизоды гульбы Разина и его удальцов или рассказывается о том, как удалой Степан бил челом Волге, бросив в нее персидскую княжну. Таковы стихотворения 1914—1915 годов: «Волга», «Волна», «Степан», «Бархатные косы». Гордые сыны Волги, говорит в них поэт, в опале у царя, но зато они упиваются волей, и «ветер-ведун», «ветер-волжанин» поет им свои песни... У самого Степана совесть чиста: он любит одну, только одну, но и с ней расстается ради Волги. И Волга бурлит, принимая его жертву:
Это Стенька, сын разбоя,
Утопил свою царевну.
Оттого в часы прибоя
Волга мечется так гневно.
В злую непогоду Степан Разин поднимается в тумане искать свою «ласточку-царевну». Он ищет ее «в вихре самогудном»,
А за ним рокочут гневно
Волны с гребнем изумрудным.
На берегах Волги живут, по мысли Орешина, «не страстотерпцы», а «птахи бездомовые», удальцы, которые все еще «ждут Стеньку, — птицу зоркую с Волги, из Саратова» (стихотворение «Ждут» —1914 г.). И сам Разин из категории тех, кто, как позднее скажет о них Орешин, «разгул души у Волги перенял».
Такое изображение Волги и ее героев определено у поэта настроениями демократического протеста и бутарства, мотивами удали и поэтизацией стихии. Эти черты отмечены Николаем Рыленковым в статье о Петре Орешине: «В ранних стихах у П. Орешина мы не находим и тени идеализации враждебной городу деревенской патриархальщины», чувства бессилия и покорности судьбе.
В раннем творчестве поэт называет Волгу «гневной», «хмельной», в «грозном шуме ее валов» слышит «звоны ножей, песни вольных гребцов, свист ночных Жигулей».
Один из самых любимых образов молодого Орешина — зори над Волгой — тоже выражает мотив тревоги, ожидания, каких-то грозовых предчувствий: раскинут в небе «алый стяг», «красные зори обняли темную землю», «ночь пьяна бунтующим набатом», а сердце «ждет и пламенеет», — так пророчески использует поэт символику цвета и звука.
В послереволюционном творчестве Орешина Волга становится символом народной свободы. Она снова показывается как неугомонная, бушующая, принимающая участие в человеческих делах. Но образ Волги связан теперь не с мотивами недовольства, бунтарства, отдаленного предчувствия воли, а с революционными событиями, с борьбой народа: восстание волжских матросов (в поэме «Матрос Иван», 1924 г.), маевка на Волге (в поэме «Окровавленный май», 1927 г.). Необычайно драматичную сцену социальной борьбы на ярком фоне разбушевавшейся Волги рисует Орешин в рассказе «Человек на льдине» (1921 г.). Герой рассказа, сильный и храбрый, ушедший от семи смертей, защищает родную Волгу от врагов сейчас, в суровое и грозное время гражданской войны. В рассказе взят момент смертельной опасности для героя: за ним гонятся белые, а он плывет на льдине — один перед лицом многочисленных врагов и разгулявшейся стихии:
«Весной синее небо на Волге поднимается выше обыкновенного, и каждый год идут льдины, громадным пространством, все в одном направлении, все к одной цели. Лед был упрям, и тот, кто годами смотрел на него, учился быть сильным, как льдины, и был упрям, как они. Мельников понял, что жизнь — это Волга, а он — только льдина, крепкая, хорошая льдина, сама пробивающая себе дорогу».
Так умел видеть Волгу поэт Орешин: и высокое небо над весенней Волгой, и мужество ее сынов.
Новые герои приходят в творчество Орешина из жизни, с родных волжских берегов.
Волжским богатырем является и Чапаев, герой одноименной поэмы Орешина. Жизнь самого Чапаева и его отца неразрывно связана с Волгой. Чапаев показан как продолжатель дела Степана Разина, как «лихая голова». Образ Чапаева дан в динамике, в полете (Чапаев летает, «распластав коня в ветрах», он «казался бурей», был он «соколом в бою»). Это подчеркивает беззаветную храбрость героя — народного полководца. Динамический портрет Чапаева создан в поэме с такой скульптурной выразительностью, что невольно вспоминается памятник Чапаеву в г. Куйбышеве , в котором другими художественными средствами выражены те же черты, характерные для Чапаева,— динамика, стремительность, полет.
Обобщенный образ волжских богатырей поэт дает в поэме «Микула» (1922 г.). Микула —старый, широко известный в русском фольклоре образ богатыря, встречающийся и в поволжском фольклоре, поставлен автором в новые условия: он борется с царями да с «постылыми князьями» и побеждает:
Нынче в мире Микулина власть.
Микула, «новых пашен степной богатырь», тоже связан с Волгой:
От Микулиной тяжкой походки
Пошатнулися Волга и Дон.
Поэт наделяет теперь великую реку новыми эпитетами: «воскреснувшая Волга», «красная Волга»; видит на ее берегах картины новой жизни:
Сияют холмы, синеглазое счастье,
Сияет речной взбаламученный плес.
По Волге, по матушке, новые снасти
Раскинул в заре рыболовный колхоз.
И плещется Волга, и плещется рыба,
И плещется в людях большая душа...
Образ Волги, как видим, дан в творчестве Орешина не в идиллическом колорите. Волга — арена больших событий, а мощь и красота ее приводят к философским раздумьям о самой жизни, которая тоже Волга...
Город на Волге, родной город поэта, тоже вошел полноправным хозяином в его творчество. Этот город, который «под горой стоит», а вокруг «Волга машет рукавом», для Орешина не просто географическое понятие. В ряде произведений, особенно в автобиографической повести «Злая жизнь», он дал живой и конкретный образ Саратова с Глебучевым оврагом, с Соколовой и Лысой горами, сего широкими улицами и приволжским базаром на Пешке, с золотой саратовской осенью. Перед взором читателя проходит жизнь мрачного Глебучева оврага: маленькие, повиснувшие над обрывом домишки, в которых живет «сплошная нищета»; тянется прямая и длинная, как большая дорога, Московская улица, по которой ходит конка и неторопливо движутся пешеходы мимо грозного околоточного в серой шинели. В городе — засилье купцов («вся жизнь под купеческим сапогом трепыхается»), меркантильный дух и страшные драмы, связанные с наживой. Показал автор и противоречия города: нищета на окраинах, а в центре — «театры, библиотеки, музеи, гостиные дворы, гимназии, прогимназии, суды, казармы, храмы, электричество, водопровод, канализация, бесчисленные витрины магазинов, бриллианты, шелк, бархат...»
С темой Волги и родного города связана у Орешина и тема «моего края». Мой край — это и Поволжье, и шире — вся родная страна, Русь, Родина. «Мой край» у Орешина «суров, величав, тревожен и красив». Россия у него «страна стозвончатая». В этих определениях подчеркнута сложность судьбы родного края, трудность его пути. Даже самые ранние стихи Орешина были пронизаны заботой о родной сторонке. Первое стихотворение — «На гумне» было напечатано в газете «Саратовский листок» 11 августа 1911 года. В то время страницы этой провинциальной газеты заполнялись коммерческими объявлениями, которые печатались жирными шрифтами и аршинными буквами, а стихи... стихи встречались редко и были мало заметны. Да и те, что печатались, были вялы, однообразны и представляли собой типичные образцы «чистого искусства». Писали о белой лилии, которая «ландыш любила», о мечтах, которые «растаяли, рыдая, как старой церкви грустный звон».
Главный вклад Орешина в нашу литературу — это стихи о Родине, ее красоте и величии. Он писал о родных местах с такой влюбленностью в них, находил такие нежные краски и оригинальные образы, что к нему тоже можно отнести слова Горького, сказанные о Есенине: он словно «орган, созданный природой исключительно для поэзии».
Образ родимой реки в произведениях Орешина многогранен и поэтичен. Он проходит через все его творчество и отражает идейную эволюцию поэта. Волга для него — сама народная душа. Она — символ матери-родины. Орешин рисует прекрасные волжские пейзажи: гористые берега, песчаные косы, степные селения — все, что связано с Волгой, с ее жизнью: «леса, горы, чайки, баржи, плоты — глаза разбегаются!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.