МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ.02.УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ Раздел ПМ 4.1. «Оказание акушерско-гинекологической помощи» Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ.02.УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ Раздел ПМ 4.1. «Оказание акушерско-гинекологической помощи» Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Оценка 4.9
doc
07.12.2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  ПМ.02.УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ Раздел ПМ 4.1. «Оказание акушерско-гинекологической помощи» Специальность	34.02.01 Сестринское  дело
МУказания по выполнению практических работ.doc

 

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский медицинский колледж»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

ПМ.02.УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

Раздел ПМ 4.1. «Оказание акушерско-гинекологической помощи»

Специальность

34.02.01 Сестринское  дело

 

 

 

 

 

                                    

 

                                       Петровск – Забайкальский, 2019

Методические указания по выполнению практических занятий составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, раздел ПМ 4.1. «Оказание акушерско-гинекологической помощи» и предназначены для обучающихся по специальности 34.02.01. Сестринское дело

 

 

 

Автор: Мажникова И. В. преподаватель дисциплины акушерство и гинекология

СОГЛАСОВАНО

на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

Протокол №__ от «___»______2019 г.

 

Председатель ЦМК _______ Мажникова И. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый студент!

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ПМ02.  Раздел ПМ 4.1. «Оказание акушерско-гинекологической помощи» специальности 34.02.01. Сестринское дело созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам. Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую,  Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний.

                                 Желаем Вам успехов!!!

 

 

                                                 

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                 стр.

1. Пояснительная записка……………………………………………………5

2. Критерии оценивания……………………………………………………..9

3. Перечень практических занятий…………………………………………9

4. Инструктивно-методические указания по выполнению практических занятий……………………………………………………………………….10

5. Используемая литература и интернет источники……………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических работ по дисциплине ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», раздел  ПМ 4.1. «Оказание акушерско-гинекологической помощи» специальности 34.02.01. Сестринское дело. Практические работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины ПМ 02. Выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Цель:

− формирование практических умений, необходимых в последующей профессиональной и учебной деятельности.

Задачи:

− обобщить, систематизировать, углубить, закрепить полученные теоретические знания по конкретным темам дисциплин общепрофессионального цикла;

− формировать умения применять полученные знания на практике;

− выработать при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практики.

Освоение дисциплины является частью освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих общих (ОК) компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

 

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ОК 14.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по дисциплине ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, раздел  ПМ 4.1. «Оказание акушерско-гинекологической помощи» специальности 34.02.01. Сестринское дело., обучающийся должен:

Уметь

-          готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-                                          осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

-                                          консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

-                                          осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;

-                                          осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

-                                           проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;

-                                          проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

-                                          осуществлять паллиативную помощь пациентам;

-                                          вести утвержденную медицинскую документацию

Знать

-          причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики,  проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;

-       пути введения лекарственных препаратов;

-                                          виды, формы и методы реабилитации;

правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

 О проведении практической работы обучающимся сообщается заблаговременно: когда предстоит практическая работа, какие вопросы нужно повторить, чтобы ее выполнить. Просматриваются задания, оговаривается ее объем и время ее выполнения. Критерии оценки сообщаются перед выполнением каждой практической работы. Перед выполнением практической работы повторяются правила техники безопасности. При выполнении практической работы обучающийся придерживается следующего алгоритма:

1. Записать дату, тему и цель работы.

2. Ознакомиться с ЗУН, правилами и условиями выполнения практического задания.

3. Повторить теоретические задания, необходимые для рациональной работы и других практических действий.

4. Выполнить работу по предложенному алгоритму действий.

5. Обобщить результаты работы, сформулировать выводы по работе.

6. Дать ответы на контрольные вопросы

Критерии оценки практических работ

Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.

Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающиеся не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.

                                     Перечень практических занятий

№п\п

 

Название практических занятий

 

Количество

часов

 

Формируемые компетенции

(в соответствии с ФГОС)

1

Планирование сестринской помощи за беременными, родильницами, роженицами. Оформление медицинской документации

         4

ПК 2.1-2.8,ОК 1-6

2

Планирование сестринской помощи за пациентами с гинекологическими заболеваниями и состояниями

         4

ПК 2.1-2.8,ОК 1-6

3

Особенности сестринской помощи при онкологических заболеваниях в гинекологии

         4

ПК 2.1-2.8,ОК 1-6

 

Инструктивно-методические указания по выполнению практических занятий

Практическое занятие № 1

 1. Тема: «Планирование сестринской помощи за беременными, родильницами, роженицами. Оформление медицинской документации»

2. Продолжительность проведения – 180 минут

3. Цели и задачи практической работы.

Цель: Закрепление теоретических знаний по теме и приобретение практических навыков по сестринскому уходу за беременными, роженицами и родильницами при нормальном и патологическом течение беременности, родов, послеродовом периоде.

Задачи:

знать:

- физиологические изменения в организме женщины во время беременности;

- патологические состояния, возникающие во время беременности (гестозы, токсикозы);

- клиническое течение нормальных родов;

- особенности сестринского ухода при патологическом течение родов и послеродового периода

уметь:

-         готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-         осуществлять сестринский уход  при нормальном и патологическом течение беременности, родов и послеродовом периоде

-         консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

-         осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

-         вести утвержденную медицинскую документацию

4. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется на занятии): муляжи, сантиметровая лента, тазомер, обменная карта беременной, история родов, история развития новорожденного, индивидуальная карта беременной, весы для новорожденных, набор для первичной обработки новорожденного.

- раздаточный материал (ситуационные задачи,тесты)

6. Порядок выполнения практической работы

1. Отработка манипуляций (первичная обработка новорожденного, антропометрия новорожденного, измерения таза, приемы наружного акушерского обследования)

Смотреть  Приложение № 1, ссылка для просмотра первичного туалета новорожденного https://youtu.be/Wl-bniCTA-Y

2.  Решение ситуационных задач

Задача № 1

В женскую консультацию обратилась беременная пациентка 22 лет. Менструальная функция без особенностей. Последняя нормальная менструация была 2 месяца назад. Замужем. Беременность желанная. Пациентка очень волнуется за течение беременности и родов, так как она считает, что у нее очень узкий таз.

Объективно: правильного телосложения, умеренного питания. Кожные покровы обычной окраски. АД - 110/70, 120/80 мм рт.ст., пульс 74 ударов ритмичный, удовлетворительных качеств. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. Рост - 152 см, масса тела - 50 кг, Наружные размеры теза: 23, 26, 29, 18 см.

При влагалищном исследовании: влагалище нерожавшей, шейка матки коническая, зев закрыт. Матка кпереди, подвижная, безболезненная, мягковатой консистенции, увеличена до 7 недель беременности. Придатки не увеличены, безболезненные при пальпации. Мыс достижим, диагональная коньюгата равна 11см.

Задания:

1.   Выявить проблемы пациентки, оценить состояние, помочь в решении проблем.

2.   Рассказать об анатомически узких тазах, причинах формирования и методах профилактики. Рассказать об особенностях течения и ведения родов.

3.   Выполнить манипуляцию «Пельвеометрия»

Ситуационные задачи

 

 

Задача № 2

 

В женскую консультацию обратилась пациентка 23 лет с жалобами на обильные кровянистые выделения со сгустками, начавшиеся 1 час назад. Замужем. Задержка менструации на 1,5 месяца, считает себя беременной, беспокоит по утрам тошнота. Кровотечению предшествовали схваткообразные боли внизу живота. Вмешательство с целью прерывания беременности отрицает. В анамнезе - 1 роды (без осложнений), искусственный аборт 5 месяцев назад.

Объективно: кожные покровы бледноватые, влагалищное исследование: во влагалище сгустки крови, шейка матки синюшная, зев пропускает свободно 1 палец. Матка наклонена кпереди, мягковатой консистенции, слегка болезненная, увеличена до 6-7 недель беременности. Придатки без особенностей.

Задания:

1.   Оценить состояние пациентки. О какой патологии идет речь, на чем основано Ваше предложение, причины осложнения.

2.   Тактика  медсестры в данной ситуации.

3.   Рассказать о профилактике данной патологии.

4.   Выполнить манипуляцию “Бимануальное исследование”.

 

 

Задача № 3

В родильный дом поступила беременная Д., 26 лет, по поводу повышенного артериального давления, патологической прибавки массы тела. Жалоб не предъявляет. Беременность 3-я: 1-я беременность закончилась нормальными родами 3 года назад; 2-я беременность закончилась медицинским абортом в сроке беременности 7-8 недель, без осложнений. 3-я беременность, настоящая, протекала  без осложнений. В течение последних двух недель отмечалась патологическая прибавка массы тела. Соматически здорова. Менструальная функция не нарушена. Гинекологические заболевания отрицает. Брак 1-й. Объективно: рост = 168 см; вес = 80 кг, за неделю прибавка массы тела составила 700 г. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. АД=140/90, 145/95 мм рт.ст. PS=78 уд. в 1 мин., ритмичный. Кожные покровы обычной окраски. Положение плода продольное, головка подвижна над входом в малый таз. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 140 уд. мин. Отмечаются отеки нижних конечностей. Белок в моче - 0,033 г/л.

Задание:

1. Выявить проблемы женщины, оценить состояние женщины.

3.Тактика медсестры по наблюдению и осуществлению ухода в отделении патологии беременности.

4. Рассказать о методах лечения данной патологии.

5. Покажите приемы Леопольда-Левицкого.

 

Задача № 4

Акушерка родильного отделения оказала акушерское пособие повторнородящей женщине 27 лет. Роды 2-е срочные. После рождения ребенка послед выделился самостоятельно через 5 минут с явным дефектом, кровопотеря - 150 мл. В анамнезе 2 искусственных аборта, после последнего были выявлены остатки плодного яйца, проводилось повторное выскабливание.  Настоящая беременность протекала с угрозой прерывания и стационарным лечением при сроке 8 и 20 недель. Роды продолжались  7 часов. Масса плода 3500. Лекарственные средства в родах  не вводились.

Задания:

1.     Выделите проблемы и их причины.

2.     Сформулируйте сестринский диагноз и оцените состояние женщины. расскажите о необходимых действиях.

3.     Рассказать о причинах подобного осложнения, других возможных осложнениях, мерах профилактики.

4.     Выполнить манипуляции: контроль АД и его оценка.

 

 

3.     Тестирование

Тест

«Сестринская помощь за беременными, родильницами, роженицами»

1.   Сомнительные признаки беременности

А) повышение артериального давления

Б) извращение вкуса и обоняния

В) частое мочеиспускание

Г) потливость

2. Иммунологические тесты основаны на выявлении

         А) гормонов желтого тела

         Б) гормонов гипофиза

         В) эстрогенов

         Г) хорионического гонадотропина

3. Прибавка массы тела за неделю

         А) 300 гр.

         Б) 500 гр.

         В) 600 гр.

         Г) 1000 гр.

4. Первое шевеление плода первобеременная ощущает в

        А) 18 недель

        Б) 20 недель

        В) 22 недели

        Г) 16 недель

5. Родовые схватки характеризуются

         А) периодичностью, длительностью, непроизвольностью, болезненностью и силой

          Б)  нерегулярностью и непроизвольностью      

          В) роженица может управлять схватками

          Г) сокращением матки в нижнем сегменте

6. Период изгнания плода начинается с момента

          А) отхождения околоплодных вод

           Б) полного открытия шейки матки

           В) потуг

          Г) при опущении головки на тазовое дно

7. Допустимая кровопотеря в родах

         А) 1%

     Б) 10%

     В) 0,5%

     Г) 5%

8. Продолжительность послеродового периода

     А) 1 неделя

     Б) 1 месяц

     В) 2 недели

     Г) 6-8 недель

9. Обратное развитие матки – это

     А) имплантация

     Б) эпителизация

     В) инволюция

     Г) субинволюция

10. Послеродовые выделения

     А) плазма

     Б) лохии

     В) сыворотка крови

     Г) форменные элементы крови

11. В течение послеродового периода нужно уделять особое внимание

     А) профилактике мастита

     Б) профилактике кариеса

     В) уходу за кожей рук

     Г) психическому состоянию роженицы

12. Послеродовое воспаление матки

    А) эндометрит

     Б) бартолинит

     В) кольпит

     Г) сальпингит

4. Анализ проделанной работы.

5. Виды контроля: Студенты индивидуально письменно дают ответы на вопросы ситуационной задачи, тестирование, затем проводится проверка преподавателем и взаимоконтроль группой.

6.Используемая литература

      - Учебная литература: 

Основная: «Акушерство и гинекология» И. К. Славянова 2016 г., стр. 3-30

Дополнительная: «Акушерство и гинекология» В. И. Радзинский, 2016 г.,

    Приказ МЗ РФ № 572-н «Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи женскому населению».

- лекционный материал.

 

Практическое занятие № 2

1. Тема: «Планирование сестринской помощи за пациентами с гинекологическими заболеваниями и состояниями»

2. Продолжительность проведения – 180 минут

3. Цели и задачи практической работы.

Цель: определение сестринской помощи за пациентами с гинекологическими заболеваниями и состояниями, формирование ПК 2.1-2.8.  

Задачи:

знать:

-  клинические симптомы гинекологических заболеваний;

- факторы риска возникновения гинекологических заболеваний;

- основные принципы лечения гинекологических заболеваний;

- особенности сестринского ухода при гинекологических заболеваниях.

уметь:

-         готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-         осуществлять сестринский уход  при гинекологических заболеваниях

-         консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

-         осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

-         вести утвержденную медицинскую документацию

 

4. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется на занятии): муляжи, наборы для гинекологического осмотра, инструментарий для диагностического выскабливания, пункции заднего свода влагалища, зондирования матки)

- раздаточный материал (ситуационные задачи,тесты)

6. Порядок выполнения практической работы

1. Отработка манипуляций на фантоме (взятие мазков на микрофлору, влагалищное исследование с помощью зеркал, бимануальное исследование)

2.  Решение ситуационных задач

Ситуационные задачи

Задача 1

В женскую консультацию обратилась женщина 25 лет.

Жалобы: на боли, рези при мочеиспускании и обильные бели.

Анамнез: менструация с 13 лет, по 4-5 дней регулярные. Были 1 роды и 1 медицинский аборт. Замужем. Работа мужа связана с командировками, из последней вернулся 5 дней назад. У мужа также появились рези при мочеиспускании.

Объективно: состояние удовлетворительное. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено, симптом Пастернацкого отрицательный. При осмотре половых органов акушерка обнаружил отек и гиперемию губок уретры. Пальпация уретры через переднюю стенку влагалища болезненна, она пальпируется в виде плотного валика, из уретры выделяется гнойный экссудат желтоватого цвета.

Задания

1. Выявите проблемы пациентки.

2. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.

3. Перечислите дополнительные методы исследования при остром и хроническом течении заболевания для подтверждения диагноза, меры профилактики при этом заболевании.

4. Составьте алгоритм действий медсестры.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику бимануального исследования.

 

 

Задача 2

В женскую консультацию обратилась женщина 22 лет.

Жалобы: на зуд во влагалище, обильные бели.

Анамнез: менструальная функция без особенностей. Половая жизнь с 20 лет, не замужем. Пять дней назад было случайное половое сношение.

Объективно: состояние удовлетворительное. Кожа и слизистые чистые. Внутренние органы без патологии. Осмотр половых органов: наружные половых органы развиты правильно, малые половые губы и слизистая влагалища ярко гиперемирована, отечная, во влагалище обильные пенистые бели желто - зеленого цвета с неприятным запахом. Матка и придатки без особенностей.

Задания.

1. Выявите проблемы женщины.

2. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.

3. Назовите дополнительные методы обследования и меры профилактики при данном заболевании.

4. Определите тактику медсестры.

5. Продемонстрируйте технику взятия мазка на трихомониаз.

 

 

 

Задача 3

 

К фельдшеру здравпункта ткацкой фабрики обратилась женщина 25 лет.

Жалобы: на бели с кислым неприятным запахом, зуд в области вульвы, жжение при мочеиспускании, боль во влагалище при половых контактах.

Анамнез: менструации с 15 лет, нерегулярные. Замужем. Были одни роды и два медицинских аборта, последний произведен месяц назад. Считает себя больной в течение недели. Состояние удовлетворительное, раздражена. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. При осмотре половых органов фельдшер обнаружил на коже вульвы и внутренней поверхности бедер расчесы, слизистая влагалища гиперемирована, на ней имеются налеты серовато - белого цвета, бели из влагалища творожистого характера. В области малых и больших половых губ также имеются налеты, на месте удаленных налетов слизистая ярко гиперемирована, склонна к кровоточивости.

Задания

1. Выявите проблемы пациентки.

2. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.

3. Определите тактику фельдшера здравпункта.

4. Расскажите о методах лечения данной патологии, составьте беседу о вреде аборта.

5. Продемонстрируйте технику влагалищного спринцевания.

 

Задача 4

К акушерке ФАП обратилась женщина 22 лет.

Жалобы : на отсутствие менструации в течение 6 месяцев, незначительные тянущие боли внизу живота , отсутствие беременности. Анамнез: Менструация с 15 лет, вначале были регулярные, затем стали редкими, в настоящее время отсутствуют в течение 6 месяцев. Замужем с 20 лет, половая жизнь регулярная, беременность не наступала. В течение последнего года беспокоят боли в низу живота, бели.

Перенесенные заболевания: ОРЗ, холецистит, в детстве стояла на учете у фтизиатра, последние годы к врачу не обращалась.

Объективно: состояние удовлетворительное, кожные покровы бледные, температура 37,2, выражена потливость. В легких и сердце патологии не выявлено. Живот мягкий, при глубокой пальпации отмечается умеренная болезненность в нижних отделах живота.

Бимануальное исследование: матка слегка увеличена, придатки плотные увеличенные, болезненные.

Задания

1. Выявите проблемы женщины.

2. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.

3. Перечислите дополнительные методы исследования для подтверждения диагноза и меры профилактики при данном заболевании.

4. Определите алгоритм действий акушерки.

5. Продемонстрируйте технику проведения влагалищных ванночек.

 

Задача 5

В женскую консультацию обратилась пациентка 29 лет.

Жалобы на тупые, ноющие боли, чувство тяжести внизу живота, увеличение живота.

Анамнез: менструации с 19 лет, по 3-5 дней нерегулярные, болезненные. Замужем с 24 лет, в течение 5 лет при регулярной половой жизни без применения контрацептивов беременность не наступала. В течение последних 6 месяцев появились боли в животе, наблюдается увеличение живота, беспокоят частые мочеиспускания.

Объективно: женщина пониженного питания, кожные покровы бледные, АД110/70 мм. рт. ст., пульс 80 уд./мин. Живот увеличен в размере, при глубокой пальпации над симфизом справа через брюшную стенку пальпируется плотная бугристая опухоль.

Задание.

1. Выявить проблемы женщины

2. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его

3. Перечислите дополнительные методы исследования, лечения и профилактики.

5. Подготовьте набор инструментов для пункции заднего свода влагалища.

 

 

Задача 6

 

На ФАП доставлена женщина 32 лет.

Жалобы - на слабость и острые боли внизу живота, которые более выражены слева. Боли возникли внезапно час назад.

Анамнез - больная стоит на диспансерном учете по поводу хронического воспаления придатков матки. Последняя менструация была две недели назад.

Объективно: общее состояние средней тяжести, кожа бледная. АД 95/60 мм рт ст. Пульс 98 уд./ мин. Живот мягкий, резко болезненный в нижних отделах, симптом Щеткина – Блюмберга положительный.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте алгоритм действий.

3. Реабилитационные мероприятия для сохранения репродуктивного здоровья.

4.Продемонстрируйте на фантоме технику бимануального исследования

 

 

 

3. Тестирование.

Тест

по теме: «Сестринская помощь при гинекологических заболеваниях»

№п/п

Перечень вопросов

Варианты ответов

1

Возбудители неспецифических воспалительных процессов женских половых органов

  1. стафилококки
  2. хламидии
  3. гонококки
  4. трихомонады

2

Для острого аднексита характерно:

  1. повышение температуры
  2. кинжальная боль
  3. повышение АД
  4. задержка менструации

3

Возможные осложнения острого воспаления придатков матки

  1. переход в хроническую форму с формированием синдрома хронической тазовой боли
  2. образование эндометриоидных кист
  3. эндоцервицит
  4. развитие хронического кольпита

4

Нарушение проходимости маточных труб может быть следствием

  1. гонорейного сальпингита
  2. уретрита
  3. кольпита
  4. бартолинита

5

Оптимальное средство защиты от заболеваний, передающихся половым путем

1.      ВМС (внутриматочная спираль)

2.      гормональные контрацептивы

3.      презервативы

4.      шеечные колпачки

6

Внутриматочная спираль

  1. снижает риск воспалительных заболеваний
  2. повышает риск воспалительных заболеваний
  3. не влияет на заболеваемость
  4. тормозит продвижение сперматозоидов

7

Внутриматочная спираль противопоказана

  1. при воспалительных заболеваниях половых органов
  2. после 35 лет
  3. при резус-отрицательной принадлежности крови пациента
  4. много рожавшим пациенткам

8

Группа риска женщин по развитию воспалительных заболеваний

  1. не живущие половой жизнью
  2. работающие в детских лечебных учреждениях
  3. ведущие беспорядочную половую жизнь
  4. страдающие гипертонией

9

Нарушение проходимости маточных труб может быть следствием:

  1. туберкулезного сальпингита
  2. цервицита
  3. бартолинита
  4. кольпита

10

Для лечения генитального герпеса применяют:

  1. полижинакс
  2. зовиракс
  3. золатекс
  4. трихопол

11

Основной путь заражения трихомонадным кольпитом:

  1. контактный
  2. воздушно-капельный
  3. алиментарный
  4. половой

12

Осложнением хламидиоза может быть:

  1. цистит
  2. невынашивание, бесплодие
  3. меноррагия
  4. миома матки

13

Киста бартолиновой железы возникает в результате:

  1. перенесенной эрозии шейки матки
  2. перенесенного эндометрита
  3. гонорейного бартолинита
  4. хронического аднексита

14

Критерии излеченности у больных гонореей устанавливается после проведенного лечения в течение:

1.     1 мес.

2.     5 мес.

3.     3 мес.

4.     2 мес.

15

Для трихомониаза характерны выделения:

1.     Кровянистые

2.     Белые творожистые

3.     Гнойные

4.     Пенистые с неприятным запахом

16

Диагноз гонореи может быть поставлен:

1.     В случае обнаружения в мазках гонококков

2.     Увеличении кровопотери во время менструации

3.     При наличии творожистых выделений из половых путей

4.     При жалобах на постоянную тошноту

 

4. Анализ проделанной работы.

5. Виды контроля: Студенты индивидуально письменно дают ответы на вопросы ситуационной задачи, тестирование, затем проводится проверка преподавателем и взаимоконтроль группой.

6.Используемая литература

      - Учебная литература: 

Основная: «Акушерство и гинекология» И. К. Славянова 2016 г., стр. 3-30

Дополнительная: «Акушерство и гинекология» В. И. Радзинский, 2016 г.,

    Приказ МЗ РФ № 572-н «Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи женскому населению».

- лекционный материал.

 

Практическое занятие № 3

1. Тема: «Особенности сестринской помощи при онкологических заболеваниях в гинекологии»

2. Продолжительность проведения – 180 минут

3. Цели и задачи практической работы.

Цель: определение особенностей сестринской помощи при онкологических заболеваниях женских половых органов, формирование ПК 2.1-2.8.  

Задачи:

знать:

-  клинические симптомы онкологических заболеваний женских половых органов;

- факторы риска возникновения онкологических заболеваний женских половых органов;

- основные принципы лечения онкологических заболеваний женских половых органов;

- особенности сестринского ухода при онкологических заболеваниях женских половых органов.

уметь:

-         готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-         осуществлять сестринский уход  при онкологических заболеваниях женских половых органов

-         консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

-         осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

-         вести утвержденную медицинскую документацию

4. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется на занятии): муляжи, наборы для гинекологического осмотра, инструментарий для диагностического выскабливания, взятия мазков на АК, биопсию)

- раздаточный материал (ситуационные задачи, тесты)

6. Порядок выполнения практической работы

1. Отработка манипуляций на фантоме (взятие мазков на цитологию, биопсию, АК, влагалищное исследование с помощью зеркал, бимануальное исследование)

2.  Решение ситуационных задач

Ситуационные задачи

Задача 1

В женскую консультацию обратилась пациентка 29 лет.

Жалобы на тупые, ноющие боли, чувство тяжести внизу живота, увеличение живота.

Анамнез: менструации с 19 лет, по 3-5 дней нерегулярные, болезненные. Замужем с 24 лет, в течение 5 лет при регулярной половой жизни без применения контрацептивов беременность не наступала. В течение последних 6 месяцев появились боли в животе, наблюдается увеличение живота, беспокоят частые мочеиспускания.

Объективно: женщина пониженного питания, кожные покровы бледные, АД110/70 мм. рт. ст., пульс 80 уд./мин. Живот увеличен в размере, при глубокой пальпации над симфизом справа через брюшную стенку пальпируется плотная бугристая опухоль.

Задание.

1. Выявить проблемы женщины

2. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его

3. Перечислите дополнительные методы исследования, лечения и профилактики.

4. Определите тактику при этой патологии

5. Подготовьте набор инструментов для пункции заднего свода влагалища.

 

Задача 2

На прием в женскую консультацию обратилась больная 42 лет.

Жалобы: на беспорядочные кровянистые выделения, жидкие водянистые бели с примесью крови.

Анамнез: половая жизнь с 20 лет. Было 2 родов, 9 искусственных медицинских абортов. Последний аборт был 5 лет назад. Не предохраняется, беременность не наступает. Роды и аборты протекали, со слов больной, без осложнений. Последние менструация - 2 недели назад. В прошлом переболела метроэндометритом. Считает себя больной три месяца.

Объективно: общее состояние удовлетворительное, температура в норме. Р - 76 ударов в минуту, ритмичный, АД 130\90 - 140\80 мм. рт. ст. Кожа и видимые слизистые бледноватые. Функция сердечно-сосудистой системы и органов дыхания без особенностей. Живот мягкий, безболезненный. Мочеиспускание не нарушено. Функция желудочно-кишечного тракта без патологии. Шейка при осмотре зеркалами не увеличена, обычной окраски. На передней губе - эрозия размерами в диаметре 1,5 х 1,5 см, ярко розового цвет. Ткани эрозии хрупкие, при контакте крошатся и кровоточат, ткани вокруг эрозии плотные инфильтрированные. При двуручном исследовании матка не увеличена, в нормальном положении, плотно - эластичной консистенции, подвижная, безболезненная. Боковые своды влагалища глубокие, свободные, придатки не определяются.

Задания

1. Выявите проблемы женщины.

2. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его, нужна ли постановка на диспансерный учет.

3. Перечислите, какие дополнительные методы исследования можно применить для подтверждения диагноза.

4. Определите тактику при этой патологии.

5. Подготовьте инструмент  для выскабливания полости матки.

 

Задача 3

 

Вызов  на дом к больной женщине 43 лет.

Жалобы: на значительное кровотечение из половых путей в течение 8 дней. Сегодня кровотечение усилилось, у женщины появилось головокружение, слабость, шум в ушах. Данное кровотечение было расценено самой женщиной как очередная менструация.

Анамнез: менструальный цикл установился своевременно и был нормальным до 40 лет. В течение последних трех лет менструации стали более обильными,  длительными. Половая жизнь с 23 лет, было двое родов и один аборт без осложнений. В течение последних 10 лет женщина не беременеет, хотя и не предохраняется. Три года назад обнаружена миома матки, и женщина была поставлена на диспансерный учёт. Лечение не было рекомендовано, так как размеры опухоли были небольшими  (8 недель). В дни менструации больная принимала сокращающие препараты.

Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледноватые АД 100\70 - 110\65 мм. рт. ст., пульс - 86 ударов в минуту ритмичный. Живот мягкий безболезненный, участвует в акте дыхания. Мочеиспускание не нарушено. Наружные половые органы сформированы правильно. Шейка при осмотре зеркалами чистая. Матка в нормальном положении, безболезненная, увеличена до 10-11 недель, поверхность ровная, гладкая, плотноватой консистенции, своды свободные, придатки не определяются. Выделения кровянистые, в умеренном количестве.

Задания.

1. Выявите проблемы женщины.

2. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.

3. Назовите, какие дополнительные методы исследования применяют для уточнения диагноза, подготовку к диагностическому выскабливанию.

4. Определите тактику  и перечислите методы лечения у данной больной.

Задача 4

 

К акушерке ФАП для профилактического осмотра обратилась женщина 24 лет.

Жалобы: на обильные бели.

Анамнез: менструация отсутствует, два месяца назад произошли срочные роды доношенным плодом, массой 3800, кормит грудью.

Объективно: состояние удовлетворительное, АД 120/80 мм рт. ст., пульс 80 уд./мин., температура 36,8 молочные железы мягкие, соски чистые, лактация достаточная. Живот мягкий, безболезненный.

Осмотр в зеркалах: шейка матки увеличена в размере, поверхность ее ярко - красная , бархатистая, легко травмируется. При сближении передней и задней губ с помощью зеркал ярко-красная поверхность исчезает. Во влагалище бели слизистого характера.

Задания

1. Выявите проблемы женщины.

2. Сформулируйте предположительный диагноз и обоснуйте его.

3. Расскажите о дополнительных методах исследования, лечения и профилактики при заболеваниях шейки матки.

4. Составьте алгоритм действий.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику биопсии шейки матки.

 5. Продемонстрируйте на фантоме технику биопсии шейки матки.

 

3. Тестирование.

Тест на тему «Особенности сестринской помощи при онкологических заболеваниях в гинекологии»

1.     Влагалищная часть шейки матки покрыта в норме эпителием

А) цилиндрическим

Б) мерцательным

В) многослойным плоским

Г) железистым

2. К фоновым заболеваниям шейки матки относится

         А) трихомонадный кольпит

          Б) псевдоэрозия 

          В) сальпингоофорит

          Г) папилома

3. Для лечения псевдоэрозии применяют

            А) присыпки

            Б) диатермоконизацию

            В) прижигание Солковагином

            Г) влагалищное орошение

4. Для диагностики фоновых заболеваний шейки матки особое диагностическое значение имеет

              А) осмотр шейки матки в зеркалах

              Б) биопсия с гистологией

              В) бимануальное исследование

              Г) взятие мазка

5. Характерная особенность миомы матки

              А) доброкачественная гормонозависимая опухоль

              Б) чаще встречается в юношеском возрасте

              В) исходит из соединительной ткани

            Г) склонна к малигнизации

               

1.     Наиболее информативный метод диагностики миомы

А) влагалищное исследование

Б) кольпоскопия

В) ультразвуковое исследование

Г) биопсия

        7. К ретенционным кистам относятся

                А) дермоидная киста

                Б) фолликулярная киста

                В) цистаденома

                Г) андробластома

       8. К истинной опухоли яичника относится

               А) муцинозная цистаденома

               Б) фолликулярная киста

               В) лютеиновая киста

               Г) параовариальная киста

     9. Основной симптом рака эндометрия

               А) кровянистые выделения из половых путей в постменопаузе

               Б) анемия

               В) слизистые выделения из половых путей

               Г) схваткообразные боли внизу живота

10. Острый живот при кистомах яичника может возникнуть из-за

               А) роста опухоли

               Б) уменьшения опухоли

               В) перекрута ножки опухоли

               Г) малигнизации опухоли

4. Анализ проделанной работы.

5. Виды контроля: Студенты индивидуально письменно дают ответы на вопросы ситуационной задачи, тестирование, затем проводится проверка преподавателем и взаимоконтроль группой.

6.Используемая литература

      - Учебная литература: 

Основная: «Акушерство и гинекология» И. К. Славянова 2016 г., стр.  

Дополнительная: «Акушерство и гинекология» В. И. Радзинский, 2016 г.,

    Приказ МЗ РФ № 572-н «Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи женскому населению».

                                

                                   Используемая литература:

1.         Приказ МЗ РФ № 572-н «Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи женскому населению».

2.     «Акушерство и гинекология» И. К. Славянова 2016 г., стр. 

3.      «Акушерство и гинекология» В. И. Радзинский, 2016 г.,

4.     Акушерство: учебник/под ред. Г.М. Савельевой, Р.И. Шалиной, Л.Г. Сичинавы, О.Б. Паниной, М.А. Курцера. - М, «Гэотар-мед.», 2009. - 656 с.

5.      Абрамченко В.В. Классическое акушерство в 2-х томах. - С.-Пб, «Элби-С.-Пб.», 2012.

6.      Айламазян Э.К., Новиков Б.Н., Павлова Л.П. и др. Акушерство: учебник для мед. вузов. 4-е изд. С.-Пб.: 20. - 528 с.

7.      Бодяжина В.И., Семенченко И.Б. Акушерство. Учебное пособие. Ростов-на-Д.: Феникс, 2013. - 420 с.


Министерство здравоохранения Забайкальского края

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Методические указания по выполнению практических занятий составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине

Методические указания по выполнению практических занятий составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине

ВВЕДЕНИЕ Уважаемый студент!

ВВЕДЕНИЕ Уважаемый студент!

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

Пояснительная записка Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических работ по дисциплине

Пояснительная записка Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических работ по дисциплине

Освоение дисциплины является частью освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих общих (ОК) компетенций:

Освоение дисциплины является частью освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих общих (ОК) компетенций:

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Знать - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья; - пути введения лекарственных препаратов;…

Знать - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья; - пути введения лекарственных препаратов;…

Обобщить результаты работы, сформулировать выводы по работе

Обобщить результаты работы, сформулировать выводы по работе

Инструктивно-методические указания по выполнению практических занятий

Инструктивно-методические указания по выполнению практических занятий

Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется на занятии): муляжи, сантиметровая лента, тазомер, обменная карта беременной, история родов, история развития новорожденного, индивидуальная карта беременной,…

Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется на занятии): муляжи, сантиметровая лента, тазомер, обменная карта беременной, история родов, история развития новорожденного, индивидуальная карта беременной,…

Задача № 1 В женскую консультацию обратилась беременная пациентка 22 лет

Задача № 1 В женскую консультацию обратилась беременная пациентка 22 лет

В анамнезе - 1 роды (без осложнений), искусственный аборт 5 месяцев назад

В анамнезе - 1 роды (без осложнений), искусственный аборт 5 месяцев назад

Рассказать о методах лечения данной патологии

Рассказать о методах лечения данной патологии

В) эстрогенов Г) хорионического гонадотропина 3

В) эстрогенов Г) хорионического гонадотропина 3

А) 1 неделя Б) 1 месяц

А) 1 неделя Б) 1 месяц

Используемая литература -

Используемая литература -

Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется на занятии): муляжи, наборы для гинекологического осмотра, инструментарий для диагностического выскабливания, пункции заднего свода влагалища, зондирования матки)…

Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется на занятии): муляжи, наборы для гинекологического осмотра, инструментарий для диагностического выскабливания, пункции заднего свода влагалища, зондирования матки)…

Перечислите дополнительные методы исследования при остром и хроническом течении заболевания для подтверждения диагноза, меры профилактики при этом заболевании

Перечислите дополнительные методы исследования при остром и хроническом течении заболевания для подтверждения диагноза, меры профилактики при этом заболевании

Задания 1. Выявите проблемы пациентки

Задания 1. Выявите проблемы пациентки

Жалобы на тупые, ноющие боли, чувство тяжести внизу живота, увеличение живота

Жалобы на тупые, ноющие боли, чувство тяжести внизу живота, увеличение живота

Тестирование. Тест по теме: «Сестринская помощь при гинекологических заболеваниях» №п/п

Тестирование. Тест по теме: «Сестринская помощь при гинекологических заболеваниях» №п/п

Для лечения генитального герпеса применяют: полижинакс зовиракс золатекс трихопол 11

Для лечения генитального герпеса применяют: полижинакс зовиракс золатекс трихопол 11

Приказ МЗ РФ № 572-н «Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи женскому населению»

Приказ МЗ РФ № 572-н «Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи женскому населению»

Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется на занятии): муляжи, наборы для гинекологического осмотра, инструментарий для диагностического выскабливания, взятия мазков на

Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется на занятии): муляжи, наборы для гинекологического осмотра, инструментарий для диагностического выскабливания, взятия мазков на

Перечислите дополнительные методы исследования, лечения и профилактики

Перечислите дополнительные методы исследования, лечения и профилактики

Данное кровотечение было расценено самой женщиной как очередная менструация

Данное кровотечение было расценено самой женщиной как очередная менструация

Задача 4 К акушерке ФАП для профилактического осмотра обратилась женщина 24 лет

Задача 4 К акушерке ФАП для профилактического осмотра обратилась женщина 24 лет

Г) папилома 3. Для лечения псевдоэрозии применяют

Г) папилома 3. Для лечения псевдоэрозии применяют

К истинной опухоли яичника относится

К истинной опухоли яичника относится

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022