Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 Б класса составлена в соответствии:
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и наук РФ от 06.10.2009г. №373),
· на основе рабочей программы по предмету «Русский язык» авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, издательство М., «Просвещение», 2021 год,
· на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 им. В.Н.Михайлова.
Уровень изучения предмета - базовый.
Основными целями предмета русский язык для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:
1) познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково–символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека);
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• развитие способностей к творческой деятельности.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Место предмета в учебном плане
Класс |
Количество часов |
4 |
136 часов в год ( 4 часа в неделю) |
Планируемые результаты
Личностные
У выпускника будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационально[1]го российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; •понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей; •чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Выпускник научится:
•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
•слушать и слышать собеседника, вести диалог;
•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
•строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
•оформлять результаты исследовательской работы;
•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
•различать звуки и буквы;
•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
•понимать этимологию мотивированных слов-названий;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
•работать с разными словарями;
•приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•различать однокоренные слова среди других (неоднокореных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
•находить в словах окончание, основу (в простых случаях),корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
•понимать роль союзов и частицы не в речи;
•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
•различать родовые и личные окончания глагола;
•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
•находить в предложении обращение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
•раздельное написание слов;
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах -ек, -ик;
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Содержание учебного предмета
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в
стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевое общение. Использование формул речевого этикета
в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Средства общения. Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества Систематизация знаний об основных языковых единицах.
Слово и Предложение. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое, как грамматическая основа предложения. Смысловая емкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, простые и сложные предложения. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов, переносное и прямое значение слов. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Состав слова. Однокоренные слова. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи.
Имя существительное. Общее значение предметности существительных, вопросы. Род имен существительных. Число, падеж. Три склонения имен существительных. Разбор имен существительных как части речи. Роль имен существительных в речи и в составе предложений.
Имя прилагательное. Общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных. Образование имен прилагательных. разбор имен прилагательных как части речи.
Составление сообщения о достопримечательностях своего города Королев.*
Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. Склонение личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении.
Глагол. Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глагола по временам. неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глагола в настоящем, будущем и прошедшем времени по лицам, числам. правописание глаголов на – тся, -ться. Глаголы-исключения.
Письмо-поздравление ветерану к 9 мая*
Имя числительное общее представление о б имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.
Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имен прилагательных. Роль наречий в предложении.
Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Повторение |
9ч |
2. |
Предложение |
7ч |
3. |
Слово в языке и речи |
16ч |
4. |
Имя существительное |
35ч |
5. |
Имя прилагательное Составление сообщения о достопримечательностях своего города Королев.* |
26ч |
6. |
Личные местоимения |
7ч |
7. |
Глагол Письмо-поздравление ветерану к 9 мая* |
29ч |
8. |
Повторение |
7ч |
УМК для учителя:
Учебники:
· Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
УМК для обучающихся
· Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2018 год;
Материально – техническое обеспечение
Технические средства обучения:
.
Экранно-звуковые пособия:
Календарно - тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока
|
Кол-во часов |
||
|
по плану |
по факту |
|||
Повторение (9ч) |
|||||
1. |
|
|
Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. |
1ч |
|
2. |
|
|
Текст. Признаки текста. |
1ч |
|
3. |
|
|
План текста. Подробное изложение текста. |
1ч |
|
4. |
|
|
Предложение как единица речи.. |
1ч |
|
5. |
|
|
Предложение как единица речи. |
1ч |
|
6. |
|
|
Обращение. |
1ч |
|
7. |
|
|
. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. |
1ч |
|
8. |
|
|
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.. |
1ч |
|
9. |
|
|
Словосочетания. Р/ р. Восстановление деформированного текста . Проверочная работа |
1ч |
|
Предложение (7ч) |
|
|||||||||
10 |
|
|
Однородные члены предложения (общее понятия) |
1ч |
|
|||||
11 |
|
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1ч |
|
|||||
12 |
|
|
Входная контрольная работа |
1ч |
|
|||||
13 |
|
|
Работа над ошибками Простые и сложные предложения |
1ч |
|
|||||
14 |
|
|
Р/р Изложение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». . |
1ч |
|
|||||
15 |
|
|
Различение простых и сложных предложений. |
1ч |
|
|||||
16 |
|
|
Знаки препинания в сложном предложении. Проверочная работа по теме «Предложение». |
1ч |
|
|||||
Слово в языке и речи(16ч) |
|
|||||||||
17 |
|
|
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. |
1ч |
|
|||||
18 |
|
|
Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. |
1ч |
|
|||||
19 |
|
|
Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Р/ р.. Составление текста по рисунку и фразеологизму |
1ч |
|
|||||
20 |
|
|
Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. |
1ч |
|
|||||
21 |
|
|
Суффиксы и приставки. Разбор слова по составу. |
1ч |
|
|||||
22 |
|
|
Правописание гласных и согласных в корнях слов. |
1ч |
|
|||||
23 |
|
|
Правописание гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. |
1ч |
|
|||||
24 |
|
|
Правописание приставок и суффиксов . Правописание суффиксов -ек-ик- |
1ч |
|
|||||
25 |
|
|
Правописание Ъ И Ь разделительных знаков |
1ч |
|
|||||
26 |
|
|
Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова» |
1ч |
|
|||||
27 |
|
|
Работа над ошибками. Повторение и углубление представлений о частях речи |
1ч |
|
|||||
28 |
|
|
Повторение и углубление представлений о частях речи |
1ч |
|
|||||
29 |
|
|
Наречие. |
1ч |
|
|||||
30 |
|
|
Наречие. |
|
|
|||||
31 |
|
|
Р/р .Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» |
1ч |
|
|||||
32 |
|
|
Проверочная работа. на тему: «Части речи. |
1ч |
|
|||||
Имя существительное (35ч) |
|
|||||||||
33 |
|
|
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
|
1ч |
|
|||||
34 |
|
|
Различение падежных и смысловых вопросов. |
1ч |
|
|||||
35 |
|
|
Начальная форма имени существительного. |
1ч |
|
|||||
36 |
|
|
Имена существительные, которые употребляются в одной форме. |
1ч |
|
|||||
37 |
|
|
Три склонения имен существительных 1 склонение имен существительных |
1ч |
|
|||||
38 |
|
|
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. |
1ч |
|
|||||
39 |
|
|
Р/р. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» |
1ч |
|
|||||
40 |
|
|
2-е склонение имен существительных. |
1ч |
|
|||||
41 |
|
|
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. |
1ч |
|
|||||
42 |
|
|
3-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3 склонения |
1ч |
|
|||||
43 |
|
|
Р/р. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану |
1ч |
|
|||||
44 |
|
|
Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. |
1ч |
|
|||||
45 |
|
|
Именительный и винительный падежи. |
1ч |
|
|||||
46 |
|
|
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. |
1ч |
|
|||||
47 |
|
|
Упражнение в правописании имён существительных в родительном падеже. |
1ч |
|
|||||
48 |
|
|
Именительный , родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных |
1ч |
|
|||||
49 |
|
|
Дательный падеж |
1ч |
|
|||||
50 |
|
|
Дательный падеж |
|
|
|||||
51 |
|
|
Творительный падеж |
1ч |
||||||
52 |
|
|
Правописание имен существительных в творительном падеже , оканчивающихся на шипящий и ц |
1ч |
||||||
53 |
|
|
Предложный падеж |
1ч |
||||||
54 |
|
|
Предложный падеж |
1ч |
||||||
55 |
|
|
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. |
1ч |
||||||
56 |
|
|
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. |
1ч |
||||||
57 |
|
|
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. |
1ч |
||||||
58 |
|
|
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. |
1ч |
||||||
59 |
|
|
Р/р. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». |
1ч |
||||||
60 |
|
|
Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе Именительный падеж |
1ч |
||||||
61 |
|
|
Родительный падеж имен существительных множественного числа. |
1ч |
||||||
62 |
|
|
Родительный падеж имен существительных множественного числа. |
1ч |
||||||
63 |
|
|
Винительный падеж одушевленных имен существительных. |
1ч |
||||||
64 |
|
|
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. |
1ч |
||||||
65 |
|
|
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных» |
1ч |
||||||
66 |
|
|
Работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных. |
1ч |
||||||
67 |
|
|
Проект «Говорите правильно» |
1ч |
||||||
Имя прилагательное(26ч) |
|
|||||||||
68 |
|
|
Значение и употребление в речи Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам , родам в единственном числе |
1ч |
|
|||||
69 |
|
|
Р/р. Сочинение описание по личным наблюдениям «Моя любимая игрушка». |
1ч |
|
|||||
70 |
|
|
Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. |
1ч |
|
|||||
71 |
|
|
Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Р/р. Составление текста рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов»
|
1ч |
|
|||||
72 |
|
|
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
1ч |
|
|||||
73 |
|
|
Именительный падеж |
1ч |
|
|||||
74 |
|
|
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1ч |
|
|||||
75 |
|
|
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1ч |
|
|||||
76 |
|
|
Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1ч |
|
|||||
77 |
|
|
Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
|
1ч |
|
|||||
78 |
|
|
Упражнение в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода |
1ч |
|
|||||
79 |
|
|
Р/р. Выборочное изложение повествовательного с элементами описания. |
1ч |
|
|||||
80 |
|
|
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. |
1ч |
|
|||||
81 |
|
|
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. |
1ч |
|
|||||
82 |
|
|
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. |
1ч |
|
|||||
83 |
|
|
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. |
1ч |
|
|||||
84 |
|
|
Р/р Составление сообщения о достопримечательностях своего города Королев.* |
1ч |
|
|||||
85 |
|
|
Окончания имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей |
1ч |
|
|||||
8 |
|
|
Склонение имён прилагательных множественного числа. Р/р. Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». |
1ч |
|
|||||
87 |
|
|
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. |
1ч |
|
|||||
88 |
|
|
Родительные и предложные падежи имен прилагательных множественного числа. |
1ч |
|
|||||
89 |
|
|
Дательный и творительный падежах. падежи имен прилагательных множественного числа |
1ч |
|
|||||
90 |
|
|
Морфологический разбор имен прилагательных |
1ч |
|
|||||
91 |
|
|
Р/р. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
1ч |
|
|||||
92 |
|
|
Контрольный диктант на тему: Правописание окончаний имен прилагательных».
|
1ч |
|
|||||
93 |
|
|
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.
|
1ч |
|
|||||
Личные местоимения (7ч) |
|
|||||||||
94 |
|
|
Местоимение как часть речи.
|
1ч |
|
|||||
95 |
|
|
Личные местоимения 1, 2 и 3 –го лицо.
|
1ч |
|
|||||
96 |
|
|
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. |
1ч |
|
|||||
97 |
|
|
Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. |
1ч |
|
|||||
98 |
|
|
Окончание личных местоимений в косвенных формах |
1ч |
|
|||||
99 |
|
|
Морфологический разбор местоимений.
|
1ч |
|
|||||
100 |
|
|
Проверочная работа по теме: «Личные местоимения»
|
1ч |
|
|||||
Глагол (29ч) |
|
|||||||||
101 |
|
|
Работа над ошибками. Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов.
|
1ч |
|
|||||
102 |
|
|
Изменение глаголов по временам.
|
1ч |
|
|||||
103 |
|
|
Неопределённая форма глагола.
|
1ч |
|
|||||
104 |
|
|
Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределённой форме. |
1ч |
|
|||||
105 |
|
|
Упражнение в образовании форм глаголов при помощи приставок и суффиксов. |
1ч |
|
|||||
106 |
|
|
Р/р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
1ч |
|
|||||
107 |
|
|
Работа над ошибками. Спряжение глаголов. Лицо и число глаголов.
|
1ч |
|
|||||
108 |
|
|
Глаголы, которые не употребляются в форме1-го лица настоящего и будущего времени Письмо-поздравление ветерану к 9 мая* |
1ч |
|
|||||
109 |
|
|
2-ое лицо глаголов. Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. |
|
|
|||||
110 |
|
|
Р/р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» |
1ч |
|
|||||
111 |
|
|
Работа над ошибками. 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени.
|
1ч |
|
|||||
112 |
|
|
Спряжение глаголов в будущем времени.
|
1ч |
|
|||||
113 |
|
|
Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
1ч |
|
|||||
114 |
|
|
Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. |
1ч |
|
|||||
115 |
|
|
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1ч |
|
|||||
116 |
|
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
|
1ч |
|
|||||
117 |
|
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
|
1ч |
|
|||||
118 |
|
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
|
1ч |
|
|||||
119 |
|
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
|
1ч |
|
|||||
120 |
|
|
Возвратные глаголы (общее представление).
|
1ч |
|
|||||
121 |
|
|
Упражнение в правописании безударных личных окончаний – тся и - ться в возвратных глаголах.
|
1ч |
|
|||||
122 |
|
|
Р/р. Подробное изложение деформированного текста по плану и опорным словам. |
1ч |
|
|||||
123 |
|
|
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
|
1ч |
|
|||||
124 |
|
|
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1ч |
|
|||||
125 |
|
|
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. |
1ч |
|
|||||
126 |
|
|
Обобщение по теме глагол. Морфологический разбор глагола.
|
1ч |
|
|||||
127 |
|
|
Контрольный диктант по теме: «Глагол».
|
1ч |
|
|||||
128 |
|
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме глагол. |
1ч |
|
|||||
129 |
|
|
Р/р. подробное изложение повествовательного текста. |
1ч |
|
|||||
Повторение(7ч) |
|
|||||||||
130 |
|
|
Язык и речь. Типы текстов. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения
|
1ч |
|
|||||
131 |
|
|
Простые и сложные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. |
1ч |
|
|||||
132 |
|
|
Значимые части слова. Словообразование.
|
1ч |
|
|||||
133 |
|
|
Контрольное списывание.
|
1ч |
|
|||||
134 |
|
|
Правописание гласных и согласных в корне слов |
1ч |
|
|||||
135 |
|
|
Р/р. Контрольное изложение повествовательного текста |
1ч |
|
|||||
136 |
|
|
Фонетико-графические упражнения. Звукобуквенный и звуковой разбор слов. |
1ч |
|
|||||
Лист коррекции
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.