ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру- для 4 Б класса составлена в соответствии :
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и наук РФ от 06.10.2009г. №373),
· на основе рабочей программы по предмету «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2021 год;
· на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 им. В.Н.Михайлова.
Уровень изучения предмета- базовый.
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане
Класс |
Количество часов |
4 |
68 часов в год ( 2 часа в неделю) |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
• сохранять учебную задачу в течение всего урока;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
• планировать свои действия;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
• моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
• аргументировать свою позицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• проводить несложные астрономические наблюдения;
• изготавливать модели планет и созвездий;
• использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
• находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
• выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
• давать краткую характеристику своего края;
• различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
• давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
• выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
• рассказывать об охране природы в своём крае;
• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
• соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
• читать историческую карту;
• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
• рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
• раскрывать связь современной России с её историей;
• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Содержание учебного предмета.
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край - часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсия в национальный парк «Лосиный остров»*
Страницы Всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-Х\/ вв.
Наше Отечество в ХУ1-Х\/11 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI-ХVII вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний 'император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в ременной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Королев-колыбель космонавтики*
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
«Земля и человечество» |
9 часов |
2. |
«Природа России» |
10 часов |
3. |
«Родной край —часть большой страны» Экскурсия в национальный парк «Лосиный остров»* |
15 часов |
4. |
«Страницы Всемирной истории» |
5 часов |
5. |
«Страницы истории России» |
20 часов |
6. |
«Современная Россия» Королев-колыбель космонавтики* |
9 часов |
УМК для учителя:
1. Программа системы «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Плешаков А.А. .
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях: Москва, Просвещение 2018 год
3. Плешаков А.А Уроки по окружающему миру. 4 класс: Москва, Просвещение 2021 год
УМК для обучающихся
Рабочая тетрадь:
4. Плешаков А.А.М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях : Москва, Просвещение 2021 год
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях: Москва, Просвещение 2021 год
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
1.Электронное приложение к учебнику автора Плешаков А.А. «Окружающий мир», 4 класс.
2. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru
Технические средства :
1.Мультимедийный компьютер, мультимедиа проектор, экран.
2.Классная доска
3.Магнитная доска
4.Персональный компьютер
Календарно - тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока
|
Кол-во часов |
|
|
по плану |
по факту |
||
«Земля и человечество» (9 часов) |
||||
1. |
|
|
Вводный инструктаж 4.2 Мир глазами астронома. |
1ч |
2. |
|
|
Повторный инструктаж 4.2 Планеты Солнечной системы. |
1ч |
3. |
|
|
.Звёздное небо – Великая книга Природы. |
1ч |
4. |
|
|
Мир глазами географа. |
1ч |
5. |
|
|
Мир глазами историка. |
1ч |
6. |
|
|
Когда и где? |
1ч |
7 |
|
|
Мир глазами эколога |
1ч |
8. |
|
|
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие |
1ч |
9. |
|
|
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1ч |
«Природа России» (10 часов) |
||||
10. |
|
|
Равнины и горы России. |
1ч |
11. |
|
|
Моря, озера и реки России |
1ч |
12. |
|
|
Природные зоны России |
1ч |
13. |
|
|
Зона арктических пустынь |
1ч |
14. |
|
|
Тундра |
1ч |
15. |
|
|
Леса России |
1ч |
16. |
|
|
Лес и человек |
1ч |
17. |
|
|
Зона степей.
|
1ч |
18. |
|
|
Пустыни.
|
1ч |
19. |
|
|
У Чёрного моря.
|
1ч |
«Родной край – часть большой страны» (15 часов) |
||||
20. |
|
|
Наш край.
|
1ч |
21. |
|
|
Поверхность нашего края.
|
1ч |
22. |
|
|
Водные богатства нашего края.
|
1ч |
23. |
|
|
Наши подземные богатства.
|
1ч |
24. |
|
|
Земля-кормилица.
|
1ч |
25. |
|
|
Экскурсия в лес |
1ч |
26. |
|
|
Жизнь леса.
|
1ч |
27. |
|
|
Жизнь луга.
|
1ч |
28. |
|
|
Жизнь в пресных водах.
|
1ч |
29. |
|
|
Экскурсия к водоему |
1ч |
30. |
|
|
Растениеводство в нашем крае.
|
1ч |
31. |
|
|
Животноводство в нашем крае.
|
1ч |
32. |
|
|
Экскурсия в национальный парк «Лосиный остров»* |
1ч |
33. |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.
|
1ч |
34. |
|
|
Презентация проектов (по выбору). |
1ч |
«Страницы всемирной истории» (5 часов) |
||||
35. |
|
|
Начало истории человечества.
|
1ч |
36. |
|
|
Мир древности: далёкий и близкий.
|
1ч |
37. |
|
|
Средние века: время рыцарей и замков. |
1ч |
38. |
|
|
Новое время: встреча Европы и Америки. |
1ч |
39. |
|
|
Новейшее время: история продолжается сегодня.
|
1ч |
«Страницы истории России» (20 часов) |
||||
40. |
|
|
Жизнь древних славян. |
1ч |
41. |
|
|
Во времена Древней Руси. |
1ч |
42. |
|
|
Страна городов. |
1ч |
43. |
|
|
Из книжной сокровищницы Древней Руси
|
1ч |
44. |
|
|
Трудные времена на Русской земле
|
1ч |
45. |
|
|
Русь расправляет крылья
|
1ч |
46. |
|
|
Куликовская битва\
|
1ч |
47. |
|
|
Иван Третий
|
1ч |
48. |
|
|
Мастера печатных дел
|
1ч |
49. |
|
|
Патриоты России
|
1ч |
50. |
|
|
Пётр Великий
|
1ч |
51. |
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов
|
1ч |
52. |
|
|
Екатерина Великая
|
1ч |
53. |
|
|
Отечественная война 1812 года
|
1ч |
54. |
|
|
Страницы истории XIX века
|
1ч |
55. |
|
|
Россия вступает в XX век
|
1ч |
56. |
|
|
Страницы истории 1920—1930-х годов
|
1ч |
57. |
|
|
Великая Отечественная война и Великая Победа
|
1ч |
58. |
|
|
Великая Отечественная война и Великая Победа
|
1ч |
59. |
|
|
Страна, открывшая путь в космос Королев-колыбель космонавтики* |
1ч |
«Современная Россия» (9 часов) |
||||
60. |
|
|
Основной закон России и права человека
|
1ч |
61. |
|
|
Мы — граждане России
|
1ч |
62. |
|
|
Славные символы России
|
1ч |
63. |
|
|
Такие разные праздники
|
1ч |
64. |
|
|
Путешествие по России
|
1ч |
65. |
|
|
Путешествие по России
|
1ч |
66. |
|
|
Путешествие по России Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие |
1ч |
67. |
|
|
Урок-КВН по теме: Путешествие по России |
1ч |
68. |
|
|
Презентация проектов (по выбору). |
1ч |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.