Пояснительная
записка
Рабочая программа по технологии для 4 «Б» класса составлена в соответствии:
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и наук РФ от 06.10.2009г. №373),
· на основе рабочей программы по предмету «Технология», авторы: Е. А. Лутцева и Т. П. Зуева; издательство «Просвещение», 2014 год;
· на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 им. В.Н.Михайлова.
Уровень изучения предмета- базовый.
Цели изучения предмета «Технология»:
-развитие социально-значимых личностных качеств (потребность
познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность,
самоуважение и самооценка)
-приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и
творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических
знаний и умений и проектной деятельности,
-расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о
профессиональной деятельности человека.
Основные задачи изучения курса "Технология":
• стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
• формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
• формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;
• развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
• формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
• ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Место предмета в учебном плане
Класс |
Количество часов |
4 |
34 часа в год ( 1 час в неделю) |
ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты изучения КУРСА
Личностные
Учащийся будет уметь:
• оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
• описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
• принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
• опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла;
• понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся будет уметь:
• самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
• анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
• выявлять и формулировать учебную проблему;
• выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
• предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
• самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
• выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним; • осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки
Познавательные УУД
Учащийся будет уметь:
• искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
• приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений (событий), проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
• делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
Учащийся будет уметь:
• формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
• высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать;
• слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
• сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет иметь общее представление:
• о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
• об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
• о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Учащийся будет уметь:
• организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
• использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности;
• защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;
• безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками, компьютером);
• выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
• последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
• линии чертежа (осевая и центровая);
• правила безопасной работы канцелярским ножом;
• косую строчку, её варианты, назначение;
• несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Учащийся будет иметь представление о:
• дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
• основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;
• композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
• традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях;
• стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.; • художественных техниках (в рамках изученного).
Учащийся будет уметь самостоятельно:
• читать простейший чертёж (эскиз) плоских и объёмных изделий (развёрток);
• выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
• выполнять рицовку;
• оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
• находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета).
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
• простейшие способы достижения прочности конструкций.
Учащийся будет уметь:
• конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
• выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Учащийся будет иметь представление о:
• использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека. Учащийся будет знать:
• названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Учащийся научится с помощью учителя:
• создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
• оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
• работать с доступной информацией;
• работать в программах Word, Power Point
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point
4 класс – 34 часа
1. Информационный центр (3 часа) Вспомним и обсудим! Решение и составление кроссвордов на конструкторско – технологическую тематику. Информация. Интернет. Освоение алгоритма поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете. Создание текста на компьютере. Освоение клавиатуры компьютера, текстового набора, форматирования текста, изменение шрифтов. Создание презентаций. Программа Power Point. Презентация «Моя Родина»*
2. Проект «Дружный класс» (3 часа). Презентация класса. Изготовление компьютерной презентации. Эмблема класса. Изготовление эмблемы класса с использованием известных способов и художественных техник. Папка «Мои достижения». Изготовление папки достижений на основе ранее освоенных знаний и умений.
3. Студия «Реклама» (4 часа).
Реклама и маркетинг. Индивидуальная или групповая работа по созданию рекламы. Упаковка для мелочей. Изготовление упаковок для мелочей из развёрток разных форм. Коробочка для подарка. Изготовление коробочки для сюрпризов из развёрток разных форм. Коробочка для сюрприза. Изготовление коробок пирамидальной формы двумя способами.
4. Студия «Декор интерьера» (5 часов).
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж». Изготовление изделий в художественной технике «декупаж». Плетёные салфетки. Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных инструментов. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изготовление изделий из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями. Изделия из полимеров. Изготовление изделий из тонкого и толстого пенопласта.
5. Новогодняя студия (3 часа).
Новогодние традиции. Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги. Игрушки из трубочек для коктейля.
6. Студия «Мода» (7 часов).
История одежды и текстильных материалов. Подбор образцов ткани для коллекции. Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи. Одежда народов России. Изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России. Аксессуары одежды. Отделка готовых изделий строчкой крестообразного стежка и её вариантами.
Русский национальный костюм*
7. Студия «Подарки» (3 часа).
Плетёная открытка. Изготовление открытки сложной конструкции. День защитника отечества. Изготовление макета Царь-пушки. Весенние цветы. Изготовление цветков сложной конструкции.
8. Студия «Игрушки» (4 часа).
История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом. Качающиеся игрушки. Изготовление игрушек с качающимся механизмом из сложных деталей. Подвижная игрушка «Щелкунчик». Игрушка с рычажным механизмом.
9. Повторение. Подготовка портфолио. (2 часа)
.
Тематическое планирование
(34 часа)
|
|
Кол-во часов |
1 |
Информационный центр Презентация «Моя Родина»* |
3ч |
2 |
Проект «Дружный класс» |
3ч |
3 |
Студия «Реклама» |
4ч |
4 |
Студия «Декор интерьера» |
5ч |
5 |
Новогодняя студия |
3ч |
6 |
Студия «Мода» Русский национальный костюм*
|
7ч |
7 |
Студия «Подарки» |
3ч |
8 |
Студия «Игрушки» |
4ч |
9 |
Повторение |
2ч |
УМК для учителя:
1. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
2. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
3. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками, авторы: Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева; Москва «Просвещение», 2021
УМК для обучающихся
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование
1. Заготовки природного материала.
2. Классная доска.
3. Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
4. Компьютер.
5. Комплекты тематических таблиц.
6. Набор инструментов для работы с различными материалами.
7. Набор металлических конструкторов.
8. Наборы цветной бумаги, картона, кальки, гофрированной бумаги.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 «Б» класс
|
Дата |
|
Кол-во часов |
|
по плану |
по факту |
|||
Информационный центр (3часа)
|
||||
1 |
|
|
Информация. Интернет. |
1ч |
2 |
|
|
Создание текста на компьютере. |
1ч |
3 |
|
|
Создание презентаций. Программа Power Point. Презентация «Моя Родина»* |
1ч |
Проект «Дружный класс» (3часа) |
||||
4 |
|
|
Презентация класса. Изготовление компьютерной презентации. |
1ч |
5 |
|
|
Изготовление эмблемы класса с использованием известных способов и художественных техник. |
1ч |
6 |
|
|
Изготовление папки достижений на основе ранее освоенных знаний и умений. |
1ч |
Студия «Реклама» (4часа) |
||||
7 |
|
|
Реклама и маркетинг. |
1ч |
8 |
|
|
Упаковка для мелочей. |
1ч |
9 |
|
|
Коробочка для подарка. |
1ч |
10 |
|
|
Коробочка для сюрприза. |
1ч |
Студия «Декор интерьера» (5часов) |
||||
11 |
|
|
Художественная техника «декупаж». |
1ч |
12 |
|
|
Плетёные салфетки. |
1ч |
13 |
|
|
Цветы из креповой бумаги. |
1ч |
14 |
|
|
Сувениры на проволочных кольцах. |
1ч |
15 |
|
|
Изделия из полимеров. |
1ч |
Новогодняя студия (3часа) |
||||
16 |
|
|
Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги. |
1ч |
17 |
|
|
Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги. |
1ч |
18 |
|
|
Игрушки из трубочек для коктейля. |
1ч |
Студия «Мода» (7 часов) |
||||
19 |
|
|
История одежды и текстильных материалов. Подбор образцов ткани для коллекции. |
1ч |
20 |
|
|
Подбор образцов ткани для коллекции. |
1ч |
21 |
|
|
Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи. |
1ч |
22 |
|
|
Одежда народов России. Русский национальный костюм*
|
1ч |
23 |
|
|
Изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России. |
1ч |
24 |
|
|
Аксессуары одежды. |
1ч |
25 |
|
|
Отделка готовых изделий строчкой крестообразного стежка и её вариантами. |
1ч |
Студия «Подарки» (3 часа) |
||||
26 |
|
|
Плетёная открытка. |
1ч |
27 |
|
|
Изготовление макета Царь-пушки. |
1ч |
28 |
|
|
Весенние цветы. Изготовление цветков сложной конструкции. |
1ч |
Студия «Игрушки» (4 часа) |
||||
29 |
|
|
История игрушек. Игрушка – попрыгушка. |
1ч |
30 |
|
|
Качающиеся игрушки. |
1ч |
31 |
|
|
Качающиеся игрушки. |
1ч |
32 |
|
|
Игрушка с рычажным механизмом. |
1ч |
Повторение (2 часа) |
||||
33 |
|
|
Подготовка портфолио. |
1ч |
34 |
|
|
Подготовка портфолио. |
1ч |
Лист коррекции
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.