Министерство здравоохранения Забайкальского края
Петровск-Забайкальский филиал ГПОУ
«Читинский медицинский колледж»
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
РАЗДЕЛ 3. ЗДОРОВЫЕ МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
По специальности 34.02.01. Сестринское дело
г. Петровск – Забайкальский, 2020 год
Учебно – методические рекомендации предназначены для студентов по специальности 34.02.01. Сестринское дело
Разработчик: преподаватель Мажникова Ирина Викторовна
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
ЦМК № ___ от ________20___г заместитель заведующего филиал
Председатель __________И.В. Мажникова ____________ Герасимова Л. Г.
СОДЕРЖАНИЕ стр
Введение…………………………………………………………………….......4
Самостоятельная работа № 1………………..…………………………………6
Самостоятельная работа № 2…………………………………………………..6
Самостоятельная работа № 3………………………………………………….6
Общие требования к оформлению презентации …………………………….7
Общие критерии оценки презентации………………………………………..8
Общие требования к оформлению памятки-буклета………………………..8
Общие критерии оценки памятки-буклета…………………………………..8
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы……………………………………………........10
Введение
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по специальности 34.02.01. Сестринское дело по дисциплине Здоровый человек и его окружение, раздела 3. «Здоровые мужчина и женщина» составлены согласно рабочей программе профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01. Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение профилактических мероприятий и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
3.Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода;
уметь:
- обучать население принципам здорового образа жизни;
- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;
- консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики;
- консультировать по вопросам рационального и диетического питания;
- организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;
знать:
- современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные
факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению
здоровья;
- основы иммунопрофилактики различных групп населения;
- принципы рационального и диетического питания;
- роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья».
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение раздела Здоровые мужчины и женщины дисциплины Здоровый человек и его окружение:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 49 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –34 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 15 часов;
Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий
№ п\п |
Основные виды заданий |
Затраты времени на единицу задания |
1 |
Составление сводной (составляющей) таблицы по теме |
3 |
2 |
Создание презентаций |
6 |
3 |
Создание памятки |
6 |
Самостоятельная работа № 1
Работа с электронным учебником «Репродуктивная система мужчины и женщины» и составление таблицы «Репродуктивная система мужчины и женщины (3 часа)
Половые органы |
наружные |
внутренние |
Лат.название |
функции |
мужские |
|
|
|
|
женские |
|
|
|
|
Самостоятельная работа № 2
Подготовка презентаций по теме: «Влияние вредных факторов на развитие плода», «Алкоголь и беременность», «Наркотики и беременность», «Никотин и беременность» (6 часов).
Самостоятельная работа № 3
Подготовка памяток-буклетов для пациентов «Гигиена беременных», «Питание беременных» (6часов).
Общие требования к оформлению презентации
· Размер презентации – 10- 15 слайдов.
· Слайд должен служить опорой для говорения и не должен быть целиком заполнен текстом.
· Фотографии и картинки должны быть достаточно крупными и четкими
· Презентация должна иметь титульный лист
· В презентации должна быть отражена информация, отвечающая заявленной теме
· Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде схем, диаграмм, таблиц, с указанием авторов. На каждом слайде определяется заголовок по содержанию материала.
· Объем материала, представленного в одном слайде должен отражать в основном заголовок слайда.
· Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать простые шаблоны без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех слайдов. Не рекомендуется на одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Смена слайдов устанавливается по щелчку без времени.
· Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать читаемость на экране и быть в пределах размеров - 18-72 пт, что обеспечивает презентабельность представленной информации. Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону оформления. Не следует использовать разные шрифты в одной презентации. При копировании текста из программы Word на слайд он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.
· Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражает последовательность ее этапов.
· В содержание первого слайда (титульный лист) выносится полное наименование образовательного учреждения, согласно уставу, тема работы фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество руководителя.
· Последний слайд «Спасибо за внимание!»
Общие критерии оценки презентации
Содержание (общие требования)
· соответствие содержания заявленной теме;
· степень раскрытия темы;
· степень систематизации материала;
· структурное построение текста;
· грамотность и стиль;
· наличие выводов или заключения;
· список использованных ресурсов;
Содержание (частные требования)
· наличие авторской (собственной) позиции;
· выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;
· наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения;
· наличие списка рекомендуемых ресурсов;
Иллюстративный ряд
§ соответствие теме;
§ степень систематизации материала;
§ выразительность образов;
§ соответствие текстового и иллюстративного материала;
§ композиция решения;
Технические решения
· степень использования возможностей программы;
· уместность цветовых решений, анимации иллюстраций и теста;
· наличие звукового сопровождения и его соответствие текстовому и изобразительному ряду;
Защита проекта
· качество представления проекта;
· грамотность речи;
· умение отвечать на вопросы;
· воздействие на аудиторию (по результатам взаимооценки);
Общие требования оформления буклета - памятки
В буклете необходимо отразить:
· название образовательного учреждения;
· тема работы;
· авторы (Ф.И.О. полностью);
· почтовый и электронный адрес контактный телефон;
· год создания;
· информация, раскрывающая тему работы;
· фотографии, рисунки, иллюстрации (не более 5 шт.)
·
Общие критерии оценки буклета - памятки
o Выразительность стиля.
o Ясность написания текстов. Необходимо правильно определить оптимальный объем информации – ее должно быть достаточно для раскрытия какого-то вопроса, но не должно быть слишком много, что повлечет за собой уменьшение размера шрифта и негативно скажется на «читаемости» текста.
o Продуманность деталей.
o Целесообразное использование стилей и шрифтов.
o Привлекательность общего дизайна.
o Соответствие размещения и содержания информации общей и
Критерии оценки работ
«Отлично» – оцениваются работы, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании темы, изученной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно, оформлены согласно требованиям
«Хорошо»– оцениваются работы, основанные на твердом знании исследуемой темы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории, умело применяет их для изложения материала.
«Удовлетворительно» – оцениваются работы, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в изложении материала, затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Барт Б.Я., Беневская В.Ф. Поликлиническая терапия: учебник. -Изд.2- е, перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. - 544 с.
2. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям:Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2012.
3. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Укрепление здоровья. Учебное пособие.-М.: Профессионал, 2011-240 с.
4. Двойников С. И. и др. Проведение профилактических мероприятий : учеб. пособие /; под ред. С. И. Двойникова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 448 с.
5. Королев А.А. Гигиена питания: учебник. – Изд. 3-е, перераб.- М.: Академия, 2012. - 528 с.
6. Крюкова Д.А.Здоровый человек и его окружение: учеб.пособие /Д.А.Крюкова,Л.А. Лысак.- изд. 15-е.- Ростов н/Д : Феникс, 2016.474 с. -(Среднее медицинское образование).
7. Масияускене О.В., Муравянникова Ж.Г. Валеология: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 251 с.
8. Филиппов П.И., Филиппова В.П. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / Под общей редакцией проф. Стуколовой Т.И.- М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2012. – 288 с.
9. Гайнутдинова С.В., Неделько О.И. Гигиеническое воспитание населения: Методическое пособие.- Казань: КМК, 2014.
10. Борисова Г.Н., Гайнутдинова С.В., Мавзютова И.П., Разбежкина Н.Ю. Сохрани свое здоровье.- Казань: КМК, 2013
11. Косарев В.В., Бабанов С.А.Профессиональные болезни:Учеб. пособие.— М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.—252 с.
Интернет-ресурсы:
1. Консультант врача: электронная медицинская библиотека. Базы и банки данных. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. [Электронный ресурс]. – URL: http//rosmedlib.ru. (Последнее посещение 4.05.11)
2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]. – URL: http//www.minzdravsoc.ru. (Последнее посещение 4.05.11)
3. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения [Электронный ресурс]. – URL: http//www.mednet.ru. (Последнее посещение 4.05.11)
4. Электронное издание на основе: Проведение профилактических мероприятий : учеб. пособие / С. И. Двойников [и др.] ; под ред. С. И. Двойникова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 448 с. : ил. - ISBN 978-5-9704-3753-7.
Дополнительные источники:
1. Клочкова Е., Андреева Е. Философия здоровья: от лечения к профилактике и здоровому образу жизни. – М.: Полиграфиздат, 2010. – 271 с.
2. Кожин А.А., Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение: учебник. -
Изд. 2-е, доп., стер.- М.: Академия, 2011. - 400 с.
3. Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе / под ред. А.И. Вялкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
5. Охрана здоровья детей и подростков / под ред. З.Е. Сопиной.– М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.
6. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Органова, Р.А.Хальфина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 464 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.