МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АРТПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Сохраняйте и укрепляйте здоровье детей, используя такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.
2. При использовании рисуночной терапии применяйте следующие типы заданий и упражнений:
Упражнения при нарушениях развития личности:
· Дорисуй предмет, рисование по опорным точкам.
· Монотерапия. Рисование на половине листа, а вторая половина рисунка отпечатывается.
· Обведение предметов и штриховка их разнообразными видами.
· Работа с пиктограммами.
· Пальцевая живопись, кляксография.
· Рисование самого себя.
· Красивое и безобразное.
· Раскрашивание образцов или предметов, обозначающих полярные понятия.
· Свободное и тематическое рисование.
Игры-упражнения с изобразительным материалом:
· Рисунок на асфальте, на стекле, восковой рисунок.
· Пластилиновая живопись, пальцевая живопись.
· Отпечатки, волшебный салют.
· Изображение своего настроения.
· Самоцветы. Разноцветные точки на мокром асфальте.
· Работа с глиной, игра с тестом.
· Работа с бумагой. Вырезывание, папье-маше.
Задания на совместную деятельность:
· Работа в парах, направлена на развитие коммуникативных возможностей детей. Один участник рисует каракули и передаёт другому, что бы тот создал образ; один участник начинает рисунок на свободную или задуманную тему, а другой заканчивает; затем результаты совместной работы обсуждаются.
· Совместное групповое рисование, также направлено на развитие социальных навыков («групповая фреска» - на большом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную темы).
· Групповые изобразительные игры («Странное животное» - один ребёнок рисует голову животного, загибает лист и передаёт дальше; в конце каждый пытается рассказать от первого лица о той части фигуры, которую он рисовал; аналогично изображается человек).
1. Подбирайте изобразительные материалы с учётом возможных способов действия с ними и индивидуально-психологических особенностей каждого ребёнка.
2. Для развития мелкой моторики, наглядно-образного и схематического мышления, коррекции произвольной сферы используйте конструирование и аппликацию.
3. Музыку, музыкальные игры используйте для снятия психоэмоционального напряжения, формирования навыков социализации.
4. Для коррекции и закрепления социальных навыков, развития словесно-логического мышления, речи, памяти, используйте библиотерапию (рассказывание, придумывание, чтение, пересказ).
5. Систематически и планомерно используйте сказку. Сказкотерапия даёт большие возможности:
· Сказку можно нарисовать, слепить, выложить из ткани.
· В героев сказки можно переодеться, разыграть и даже потанцевать (придумать танец для каждого персонажа).
· Сказку можно сочинить, изменить содержание уже знакомых сказок.
· Сказку можно разыграть с помощью кукол, сделанных или нарисованных детьми, и показать младшим детям.
6. Широко используйте театрализованную деятельность (инсценировки, разные виды кукольных театров, танцы, песни, стихи) с целью психопрофилактики низкого уровня социальных эмоций, чувства неуверенности, волнения, страха перед выступлением, коррекции нравственного поведения.
Список литературы
1. Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением». М., 1989.
2. Вачков И.В. «Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку». М., 2001.
3. Ганим Барбара. «Исцеление через искусство». Минск, 2005.
4. Кисилёва М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008.
5. Кожохина С.К. «Растём и развиваемся с помощью искусства». СПб.: Речь, 2006.
6. Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии». СПб, 2002.
7. Копытин А.И.,Свистовская Е.Е. «Арт-терапия детей и поростков». М.: Когито – Центр, 2007.
8. Короткова Л.Д. «Арт-терапия для дошкольного и младшего школьного возраста». СПб.: Речь, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.