Методические рекомендации по технологии целеполагания в Детском технопарке "Кванториум"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 26.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В методических рекомендация рассмотрена актуальность вопроса изучения технологии целеполагания в организации дополнительного образования. Рассмотрены понятия "Цель" и "Целеполагание" в образовательном процессе, ошибки в постановке и формулировке цели. Подробно рассмотрены образовательный, развивающий и воспитательный аспекты цели . Приведены примеры формулировок применительно для Детского технопарка "Кванториум". Описана технология формулирования задач занятия. Приведены примеры практической реализации процесса целеполагания.
Иконка файла материала Методические рекомендации по технологии целеполагания.docx

Методические рекомендации по применению технологии целеполагания

на занятиях с обучающимися

в  структурном подразделении «Детский технопарк «Кванториум»

государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Тверской областной Центр юных техников» 

 

Автор: Н.П.Лаврова - методист Детского технопарка «Кванториум» ГБУ ДО «ТОЦЮТ»

 

 

1. Актуальность вопроса

 

Постановка цели – важный аспект педагогической деятельности и обязательное требование при организации образовательного процесса посредством метода проектной работы и с использованием кейс-технологий. Однако, в тех образовательных организациях, где педагогический состав имеет техническое, а не педагогическое образование, как и в Детском технопарке «Кванториум», цель и задачи обязательно прописывают в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в паспорте проекта или кейса, а на каждое учебное занятие цель и задачи не формулируются. Возможно, это происходит по следующим причинам.

1. Действует  миф, который звучит примерно так: «Цели и задачи занятия формулируются каким-то особым, научным языком, недоступным простому смертному». Отсюда — первый страх перед целеполаганием: «Я — инженер, и никогда не научусь выражаться тем "научным" туманно-витиеватым языком, которым принято сформулировать цели и задачи в педагогике».

2. Существует и  страх педагога перед целеполаганием. Цели урока ставить страшно, потому что тогда будет вдвойне страшно констатировать, что они не достигнуты. Лучше уж вовсе не ставить, не облекать в словесные формы, а оставлять где-то «там», в подсознании, чтобы потом интуитивно определять: «получился» урок или «не получился».

3. Подмена цели средствами урока или темой урока. Зачастую педагог дополнительного образования получает моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения.

4. Формальный подход при постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных педагогом  целей приводит к непониманию целей самим педагогом и обучающимися детьми.

5. Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Часто на занятии или при проведении методического мероприятия ставится глобальная цель, т.е. цель,  которую невозможно достичь за одно занятие. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным занятием - это локальная цель.

Новые образовательные стандарты намного шире рассматривают задачи современного образования, вводя в базовую подготовку помимо усвоения предметных знаний, формирование метапредметных умений, новое качество воспитания подрастающего поколения, приобретение умений обучаться, всестороннее личностное развитие, эффективную социализацию и обеспечение здоровьесбережения обучающихся.

Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Педагог управляет образовательным процессом, управляет обучающимися, их деятельностью, следовательно, должен совершенно точно знать, куда, к каким целям он ведет свой корабль и свою команду. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов. Причем, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у обучающихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.

Поставить педагогическую цель - это означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае, каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.

2.  Цель и целеполагание в образовательном процессе

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия (технологическую карту).

Одним из правил организации современного занятия является определение его целей и задач.

Цель – это представление о желаемом результате  деятельности педагога или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате.

Цель занятия – заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть достигнут педагогом и учащимися в конце занятия.

Цель занятия – основа целесообразной деятельности на занятии не только педагога, но и учащихся.  

Учащийся должен обязательно знать цель учебного занятия. Не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то  лабиринте.    Учащиеся  чувствуют себя увереннее, когда представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать.

Цель  занятия определяет характер взаимодействия педагогов и обучающихся на занятии и реализуется не только в действиях педагога, но и в соответствующих им действиях учащихся.

Осознание цели занятия педагогом:

- подчиняет всю его деятельность на занятии цели, делая ее более эффективной, и помогает, исходя из нее, более четко оценить результаты занятия;

- дает возможность более осмысленно отобрать факты, понятия, доказательства, обобщения, на которые педагог будет опираться в ходе занятия;

- помогает выделить главные идеи, зависимости, законы и более четко организовать активную познавательную деятельность обучающихся на занятии;

- обеспечивает преемственность в изучении материала, помогает выявить внутренние связи изучаемого материала;

- ясно и четко поставленная, объясненная и принятая обучающимися цель их деятельности на занятии подчиняет себе их работу и делает ее более продуктивной;

- подготавливает обучающихся к усвоению нового материала, раскрывает перспективу последующей их учебной деятельности;

- подводит обучающихся к пониманию связей, особенностей, выводов, важных с точки зрения целей;

- обеспечивает четкое  разделение занятия на учебные моменты, учебные задачи, которые являются шагами в достижении цели занятия.

Целеполагание — основополагающий этап в проектировании педагогического процесса. Под целеполаганием понимают комплексный процесс формирования цели. В зависимости от проектируемой области, он начинается с диагностики уровня знаний и умений обучающегося, либо уровня развития тех или иных качеств личности, либо сформированности универсальных учебных действий и т.д.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в постановке и формулировке цели следующие.

1.            Недиагностично поставленные цели. Формулировка цели в таком случае не позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в какой степени. Чаще всего в таких формулировках отсутствует описание результата деятельности, например, «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с новым материалом» и т.д. Диагностично поставленная цель предполагает формулировку, описывающую результаты обучения, выраженные через действия учеников, которые можно реально опознать.

2.            Глобализация цели. Заявленная цель мероприятия – воспитание толерантности у обучающихся. Понятно, что цель не реальна, поскольку за  одно мероприятие этого не достичь, необходима полноценная программа, состоящая из комплекса взаимосвязанных занятий, мероприятий, имеющих более локальные цели, достижение которых, своей совокупностью будет содействовать развитию толерантности.

3.            Сужение спектра целей или занижение уровня цели. Постановка слабой цели, когда есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения более объемной цели или даже цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели тоже имеет смысл, но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается эффективность образовательного процесса, например, когда педагог не ставит цели воспитания и развития, ограничиваясь только предметными целями.

4.            Неинтересные для обучающихся цели. Цель поставлена в плоскости, далекой от интересов обучающихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим потребностям обучающихся, без объяснения практической значимости цели для важных сторон жизни. Цель навязана обучающимся извне, без учета их интересов, их мотивов.

5.            Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно конкретные цели. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

6.            Неточно поставленные цели. Сформулированная цель не отражает или отражает не точно желаемую ситуацию. Возникает противоречие, нестыковка между целью и деятельностью. Даже качественно выполненная работа не приводит к достижению желаемой ситуации.

7.            Декларативность в постановке цели. Подмена цели лозунгом. Цель-пожелание или цель-вообще. «Давайте одолеем безграмотность». «Неплохо было бы поработать в этом направлении». «Необходимо достигнуть значимых успехов в изучении данного предмета» и т.д.

8.            Подмена цели задачей или темой. Например, мы могли бы сказать, что цель изучения этих методических рекомендаций – это  изучить технологию целеполагания. Но технология целеполагания – это тема занятия,  а цель занятия – приобретение конкретных умений по целеполаганию.

3. Формулирование цели занятия

 

 Постановка цели – очень важный аспект планирования занятия.  Как не превратить написание целей занятия в «магию слов»? Как сформулировать осмысленные и конкретные цели занятия, а не делать формальную отписку?

Цель – прогнозируемый   результат, который должен быть достигнут к концу занятия,  и сформулированная цель должна быть:

1) четкой;

2) понятной;

3) достижимой;

4) проверяемой;

5) конкретной.

На занятии обучающиеся усваивают знания, выполняют умственные и физические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. Отсюда вытекает триединая цель в трёх аспектах:

1) образовательном;

2) развивающем;

3) воспитательном.

Цель занятия – это сложная составная цель, вбирающая в себя, три аспекта: обучающий, развивающий, воспитывающий.

Рассмотрим каждый из аспектов цели:

1. Обучающий аспект цели.

Это основной и определяющий ее аспект.

Образовательную цель (познавательная, практическая, когнитивная – это всё названия одной и той же предметной цели) ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учащимися и добивайся стопроцентного попадания.

Она складывается из выполнения следующих требований:

- учить и научить каждого учащегося самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других — значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат;

- осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность;

- формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;

- формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на занятии.

Образовательные цели занятия не рекомендуется ставить в общем виде: усвоить такое-то правило, закон и т.д. Можно ли за одно занятие добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике в нестандартных ситуациях, обобщив и систематизировав его? Думается, что удается это не многим.

Цель занятия должна носить конкретный характер, т.е., какие изменения в знаниях учащегося должны произойти именно за это занятие. Предметные, образовательные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся.

Целесообразно при планировании образовательной цели занятия указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимися предлагается достигнуть на данном занятии: репродуктивного, конструктивного или творческого

Примеры постановки образовательных целей занятия:

«Формирование  знаний обучающихся по теме…»;

«Формирование  знаний и умений обучающихся по теме…»;

«Формирование знаний и умений и навыков обучающихся по теме…»;

«Организация деятельности обучающихся по изучению …»;

«Организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению  …»;

«Организация деятельности  обучающихся по изучению и первичному закреплению …»;

«Организация деятельности обучающихся по повторению и обобщению пройденного материала…»;

«Организация  проверки знаний …»;

«Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями…»;

«Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п….»;

«Совершенствование известного знания, его расширение и развитие…»;

«Знакомство с принципом действия прибора, механизма…»;

«Обучение работе с программным обеспечением, таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами…»;

«Обобщение и систематизация знаний…»;

«Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков…».

Вариант формулирования образовательной цели в группе LEGO Wedo по теме «Город технологий. Транспорт города технологий»:

«Формирование умения строить свою модель машины по самостоятельно составленной схеме»

2. Развивающий аспект цели.

Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, самостоятельность развития очень относительна, и оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения.

Развивающий аспект целей занятия складывается из нескольких блоков.

1. Развитие речи:

- обогащение и усложнение словарного запаса;

- усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания);

- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность и т.д.);

- овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка;

- умение слушать и слышать собеседника;

- умение аргументировано обосновывать свою точку зрения;

- умение работать в команде;

- умение грамотно письменно формулировать свои мысли.

2. Развитие мышления:

- умение анализировать;

- умение выделять главное;

- умение сравнивать;

- умение строить аналогии;

- умение обобщать и систематизировать;

- умение доказывать и опровергать;

- умение объяснять и определять понятия;

- умение ставить и решать проблемы;

- умение генерировать идеи указанными методами;

- умение искать информацию в различных источниках и структурировать ее;

- развитие критического мышления и умения объективно оценивать свои результаты.

 3. Развитие сенсорной сферы:

- развитие глазомера;

- развитие ориентировки в пространстве и во времени;

- развитие точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.

Развивающий компонент цели будем формулировать так:

—        создание условий для развития… (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Примеры развивающих целей:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»;

«Создание условий для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»;

«Создание условий для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»;

«Развитие   умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»;

«Создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»;

«Создание условий для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»;

«Развитие волевых качеств учащихся при …»;

«Развитие умений творческого подхода к решению практических задач …»;

«Развитие технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»;

«Создание условий для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …».

3. Воспитывающий аспект цели. 

Воспитательная цель – создавать условия для воспитания (пишем чего), развивающая цель – создавать условия для развития (пишем чего):

- по отношении к себе (обучающемуся): требовательности к себе, гордости и скромности, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности, добросовестности и т.д.

- по отношению к  другим людям: гуманности, товарищества, доброты, деликатности и вежливости, терпимости, взаимовыручки и т.д.

- по отношению к обществу: чувства долга, ответственности, трудолюбия, озабоченности неудачами товарищей, радости сопереживания их успехами и т.д.

- по отношению к труду: ответственного выполнения домашних заданий, подготовки своего рабочего места, дисциплинированности и собранности, честности и усердия и т.д.

- по отношению в Родине: чувства гордости за успехи, озабоченности ее трудностями и т.д.

Прописывая воспитательные цели, рекомендуется использовать следующие формулировки:

— создание/обеспечение условий для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Примеры воспитательных целей:

«Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии …»;

«Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»;

«Развитие творческого отношения к учебной деятельности …»;

«Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»;

«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»;

«Обеспечение условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»;

«Воспитание бережного отношения к окружающей природе …»;

«Обеспечение высокой творческой активности при выполнении …»;

«Создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»;

«Обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»;

«Создание условий по формированию научного мировоззрения на примере изучения …»;

«Создание условий, обеспечивающих формирование у учащихся навыков самоконтроля …»;

«Создание условий по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …».

Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность. Не обязательно ставить воспитательные и развивающие цели к каждому занятию, можно поставить одну цель на несколько занятий темы: невозможно за одно занятие улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из занятия в занятие, и это нормально.

 

4. Формулирование задач занятия

 

Формулирование задач занятия – это конкретизация целей занятия.

Цель занятия должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как сама деятельность.

Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.  При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

Традиционно  к занятиям ставятся три группы задач: образовательные, развивающие и воспитательные.

Образовательные задачи  конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно  будет сформировать на учебном материале занятия.

Задачи развития обучающихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т.д.           

Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.

Таким образом, цель отвечает на вопрос «Что будет сделано?», а задача – «Что для этого надо сделать?». То есть, формулировка цели описывает конечный результат, который Вы хотите достичь, а формулировки задач описывают действия, которые надо предпринять для того, чтобы этот результат был достигнут.

Для правильного формулирования задач занятия необходимо сформулировать предполагаемые результаты занятия.  Примеры   формулирования предполагаемых результатов занятия.

1. Предполагается, что к окончанию занятия обучающиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)

2. Планируется, что к окончанию занятия обучающиеся будут знать   …., уметь  …

3. Планируется, что к окончанию занятия обучающиеся   смогут выполнить  …

4. Планируется, что к окончанию занятия обучающиеся будут владеть следующими умениями …

Примеры глаголов для формулировки задач:

- знание: вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать;

- понимание: определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать;

- применение: продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу;

- анализ: отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить;

- оценка: составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Варианты формулирования задач в группе LEGO Wedo по теме «Город технологий. Здания города технологий»:

- уметь выделять основные и характерные части постройки;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по схеме, по замыслу;

- освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

- уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом;

- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

- создавать конструкции, объединенные одной темой;

- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.

Варианты формулирования задач для  IT-квантума.

Образовательные:

• сформировать практические и теоретические знания в области устройства и функционирования современных платформ быстрого прототипирования электронных устройств;

• изучить основы алгоритмизации, построения алгоритмов и их формализации с помощью блок-схем;

• научиться формулировать и анализировать алгоритмы;

• научиться писать программы для решения простых и сложных инженерных задач в интегрированной среде разработки;

• получить навыки работы с электронными компонентами, совместимыми с микроконтроллерами, такими как Arduino, Raspberry Pi и др.;

• сформировать практические и теоретические навыки разработки приложений для операционной системы Android с использованием интерактивной среды разработки MIT App Inventor.

Воспитательные:

• формирование научного мировоззрения;

• усвоение определенного объема научных знаний.

Развивающие:

• развитие у обучающихся чувства ответственности, внутренней инициативы, самостоятельности, тяги к самосовершенствованию;

• развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

• развитие творческих способностей обучающихся;

• развитие алгоритмического мышления у обучающихся;

• формирование у обучающихся умения работать в команде и публично демонстрировать свои проекты.

Для формулирования задач также можно использовать ключевые слова, приведённые в таблице:

Основные категории учебных целей

Характеристика
целей

Ключевые слова для постановки задач

Образовательная

Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения…

Повторить,  дать определение,  познакомить, описать, объяснить, 

демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать,

·         научить давать определение термина и узнавать термин по его определению,

·         научить составлять план или работать по заданному плану, научить иллюстрировать свои мысли и утверждения,

·         научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство,

·         научить устанавливать связи, различать причину и следствие, научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения…

Развивающая

Формирование учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки…

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, научить сравнивать,
научить выделять главное,
научить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук, развивать умение …
 

Воспитательная

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств; воспитание положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­вание идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адек­ватного поведения в любом обществе…

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать,
вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение,  прививать, укреплять навыки…
 

 

        5. Практическая реализация процесса целеполагания

 

Перед началом занятия преподаватель осуществляет постановку цели, формулирует задачи, планирует этапы деятельности. При проведении занятия преподаватель называет тему занятия и может предложить обучающимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Когда процесс целеполагания строится на диалоге, обучающиеся чувствуют своё соучастие в образовательном процессе и будут более заинтересованы в достижении цели. Для этого очень важно грамотно  сформулировать вопросы, научить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои, правильно направляя их мысли к уже сформулированной педагогом цели.
Чтобы обучающийся сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимы.

Цель необходимо записать. Затем цель обсуждается с обучающимися, при этом выясняется, что цель может быть и не одна. Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными обучающимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности занятия. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы. Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если педагог не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Теперь необходимо поставить задачи. Это можно сделать через действия, которые будут выполняться. Лишь в том случае, когда обучающийся осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Задачи также записываются. В конце занятия необходимо вернуться к этой записи и предложить обучающимся не только проанализировать, что им удалось сделать на занятии, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

После проведения занятия педагог анализирует занятие и проводит самоанализ для подтверждения правильности поставленной цели.

Алгоритм проведения самоанализа триединой цели занятия педагогом:

- определить краткость, чёткость и простоту формулировки триединой цели занятия. Посмотреть, заложен ли в ней конечный его результат (чего достичь?);

- установить, чем вызвана постановка данной цели: программой, желанием педагога, интересами учащихся;

- выяснить, в какой связи цель данного занятия находится с общей целью темы;

- определить степень осознанности триединой цели занятия самим педагогом;

-  выяснить полноту и комплексность цели;

уяснить реальность достижения триединой цели на данном занятии;

- определить, соответствует ли воспитывающий и развивающий аспекты цели воспитательным и развивающим возможностям познавательного аспекта;

-  определить, каким образом повлиял на достижение триединой цели занятия уровень соответствия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;

- определить разрыв между триединой целью занятия и его конечным результатом;

- выяснить, насколько понятно и доходчиво сформулирована цель занятия для учащихся, была ли понятна и осознана ими;

- установить, каким образом осознанность и принятие цели занятия учащимися повлияли на её достижение и конечный результат занятия.