Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Буденновский политехнический колледж
Методические рекомендации
Буденновск, 2024
Содержание
1. Общая структура уроков производственного обучения.
2. Классификация типов урока производственного обучения.
3. Сочетание типов и видов уроков производственного обучения.
4. Методы уроков производственного обучения.
5. Формы организации учебно-производственной деятельности студентов на уроке производственного обучения.
6. Методические требования к уроку производственного обучения
7. Примерная схема анализа практического занятия.
8. Самоанализ урока производственного обучения.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
• Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.
• Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и студентов.
Урок производственного обучения является ведущей организационной формой формирования профессиональных умений и навыков.
Методика проведения урока зависит от содержания учебно – производственных работ. Однако структура урока производственного обучения не зависит от содержания программы и включает определенные элементы.
ü Определенная последовательность шагов, этапов процесса деятельности мастера п/о и обучающихся на уроке, направленны на выполнение его учебно – производственных и воспитательных задач.
ü В ходе урока производственного обучения осуществляются сразу все учебные функции, но доминирует одна, например, ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспомогательный характер, например, проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы. Поэтому и структурно, и по продолжительности отдельных этапов уроки п/о разнятся. Тем не менее, каждый из них содержит общие элементы.
ü Структура урока п/о исходит из логики процесса производственного обучения.
ü Каждый из структурных элементов урока имеет свою задачу, все они, вместе взятые, направлены на достижение основной цели урока. В то же время каждому структурному элементу урока присуще свое внутреннее строение, определяемое теми способами и средствами, при помощи которых решаются учебно – воспитательные задачи на каждом этапе. Таким образом, структуру урока п/о можно представить в виде этапов, т.е. логически завершенных его частей, имеющих определенное содержание, задачу, место и время, а так же способов их реализации, характеризующих взаимосвязанную деятельность мастера и учащихся, отражающих содержательную и операционную (процедурную)стороны процесса обучения, осуществляемого на уроке.
ü Для каждого типа урока структура его специфична, как специфично и содержание, и учебно – производственные задачи. Наиболее типичными по структурному построению являются уроки п/о по изучению приемов и операций и уроки по выполнению простых комплексных работ.
ü В структуре урока п/о выделяют организационную (внешнюю) структуру:
- вводный инструктаж;
-основную часть – упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером;
- заключительный инструктаж учащихся.
Инструктаж широко распространен в методике производственного обучения. Основная форма общения с учащимися при инструктаже – словесная. Устное объяснение мастер сопровождает показом способов и приемов выполнения операций. Путем устного объяснения проводится вводный, текущий и заключительный инструктаж.
ü Также выделяют дидактическую структуру:
- целевая установка на урок;
- актуализация знаний и опыта учащихся;
- формирование ориентировочной основы действий учащихся;
- формирование (отработка) новых способов действий;
- применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия;
- подведение итогов.
Организационная и дидактическая структура взаимосвязаны друг с другом как целое и часть. Каждый из элементов дидактической структуры включает и деятельность мастера п/о, и деятельность обучающихся.
Организационная (внешняя) структура урока п/о является, как правило, постоянной, характерной для большинства уроков указанных типов. Наличие и последовательность осуществления элементов дидактической структуры могут быть самыми разнообразными в зависимости от содержания и места урока в учебном процессе, подготовленности учащихся, опыта и педагогического стиля мастера п/о.
Структурными этапами (частями) урока п/о является:
Организационный момент (вводный инструктаж) 5 мин. |
Вводный этап (вводный инструктаж) 20-40 мин. |
Основной этап (текущий инструктаж) 5 часов |
Заключительный этап (заключительный инструктаж) 15-20 мин. |
1-2 % |
12-15 % |
70-85 % |
5-6 % |
Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы
1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия:
- выявление отсутствующих студентов;
- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);
- организация внимания и готовность студентов к уроку.
2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15 % времени занятия:
- сообщение темы;
- ознакомление с целями;
- мотивация деятельности студентов;
- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов (актуализация опорных знаний);
- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений студентов);
- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);
- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;
- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
- закрепление требований ТБ;
- определение и разъяснение заданий студентам по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;
- сообщение норм времени, критериев оценок;
- организация рабочего места.
Этап актуализация опорных знаний по усмотрению мастера п/о может быть, а может и отсутствовать. Формы могут быть различными – это и специально организованный контроль знаний, и проверка результатов д/з (если таковое имело место), и диалог во время последующего объяснения учебного материала. Хочется подчеркнуть, что подразумевается под этим термином не привычный опрос, а ориентация на сотрудничество двух заинтересованных в обучении сторон (мастера п/о и обучающихся) с целью продуктивной работы по усвоению нового учебного материала.
Методика вводного инструктажа зависит от объема инструктажа, его содержания и структуры. В свою очередь, эти параметры определяются временем изучения темы и видом учебно – производственных работ. Если методическая ситуация складывается так, что учащиеся хорошо ориентируются в теоретических вопросах, если виды учебно – производственных работ не новы для них и целью урока является совершенствование практических умений и навыков, то мастер п/о ограничивается напоминанием основных операций. Если методическая ситуация иная, то мастеру необходимо детально рассмотреть структуру трудового процесса, т.е. провести полный инструктаж.
Главной составной часть вводного инструктажа при изучении операций является методически правильный и квалифицированный показ мастером п/о трудовых приемов, которые должны усвоить обучающиеся.
При вводном инструктаже применяются следующие методы:
- показ трудовых действий;
- алгоритмический;
- диалогический.
Серьезным недостатком, встречающимся у молодых педагогов, является изложение на вводном инструктаже теоретического материала. Следует показать важность этих знаний для практики, а не подменять собой преподавателя профессионального цикла.
Вводный инструктаж, как правило, носит фронтальный или групповой характер.
Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его – подготовить студентов к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности.
3. Основной этап (текущий инструктаж) урока – 70-80 % времени занятия:
Деятельность студентов – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;
- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;
- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера п/о:
◘ мотивация студентов по видам учебно-производственных работ;
◘ наблюдение;
◘ целевые обходы;
◘ индивидуальное инструктирование;
◘ коллективное инструктирование;
◘ закрепление со студентами новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;
◘ прием результатов работы;
◘ оценивание;
◘ определение дополнительных заданий сильным студентам.
Текущий инструктаж занимает значительное время. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест обучающихся. Целевым обход называется потому, что рабочие места проверяются с четко намеченными целями. Рекомендуется планировать несколько целевых обходов.
Первый – проводится для контроля начала работы.
Второй – для проверки организации рабочих мест.
Третий – что бы убедиться в том, что обучающиеся соблюдают ТБ.
В процессе четвертого – мастер наблюдает за правильностью выполнения вспомогательных операций.
Далее названия целевых обходов совпадают с названиями основных операций выполняемого трудового процесса.
Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым или фронтальным и применяется по необходимости.
Для контроля процесса формирования профессиональных умений и навыков мастера п/о применяют различные методы, в частности наблюдение за индивидуальной работой каждого учащегося или бригады. Мастер п/о наблюдает, правильно ли обучающийся пользуется инструментом, верны ли его движения, понимает ли он задачи, которые перед ним ставятся, может ли он работать в коллективе. Мастер должен быть постоянно готов к тому, чтобы провести индивидуальный инструктаж, если студент начал допускать ошибки. Для того чтобы предотвратить брак в работе. Мастер переходит к беседе с обучающимся и объясняет причину ошибок или технологию производственного процесса. В этом случае применим диалогический метод в сочетании с методом показа трудовых действий, т.к. необходимо еще раз показать правильное выполнение операций.
Мастер п/о должен учитывать, что в группе есть способные учащиеся, которые быстро осваивают приемы и операции, качественно выполняют учебно – производственные задания. Такие учащиеся хорошо известны мастеру п/о, поэтому для них необходимо запланировать задания повышенной трудности или творческую работу. Можно попросить их помочь тем студентам, у которых не получаются те или иные операции. (этот метод редко используется в методике профессионального обучения, хотя учащиеся лучше находят способы объяснения непонятного учебного материала друг другу)
4 . Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6 % времени:
- сообщение о достижении целей урока;
- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;
- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
- анализ выполнения ТБ, норм времени;
- сообщение оценок;
- сообщение темы следующего урока;
- объяснение домашнего задания;
- уборка рабочих мест.
Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение урока.
Форма проведения инструктажа – фронтальная, т.к. работают все обучающиеся. Умение вселить в учащегося уверенность (даже при допущенных ошибках), создает положительную мотивацию.
Подведение итогов и оценка работы каждого студента требуют глубокого психологического проникновения в индивидуальность.
При подведении итогов и анализе работы целесообразно выделять умения творческого характера.
При проведении заключительного инструктажа можно создать из активных учащихся «группу экспертов» и поручить ей подробно проанализировать достоинства и недостатки работ обучающихся.
Классификация типов уроков производственного обучения
Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования студентов, решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность студентов, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.
В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:
1. Вводный тип урока (первый раз в учебных мастерских или на производстве).
2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.
Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.
3. Урок по выполнению простых комплексных работ.
Комплексная цель этого типа урока – ознакомить студентов с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.
4. Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).
Комплексная цель этого типа урока – формировать у студентов, самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.
5. Урок контрольно-проверочный.
Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности, сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения студентов к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.
Сочетания типов и видов уроков.
№ п/п |
Тип урока п/о |
Вид урока п/о |
1. |
Вводный урок |
Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок. |
2. |
Урок по изучению трудовых приемов и операций |
Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок |
3. |
Урок по выполнению простых комплексных работ |
Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра». |
4. |
Урок по выполнению сложных комплексных работ |
Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра». |
5. |
Урок контрольно-проверочный |
Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок-аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра». |
Методы уроков производственного обучения
Методами производственного обучения следует считать способы, посредством которых мастер сообщает студентам технико-технологические и другие знания, целенаправленно руководит процессом формирования привычки трудиться в условиях производства. Процесс производственного обучения является двусторонним и состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга частей: инструктирования мастером (практического преподавания) и учения, осуществляемого обучающимися.
Рассказ
Рассказ предусматривает систематическое, логическое, последовательное, относительно длительное изложение учебного материала. Рассказ следует вести по продуманному плану, иллюстрируется демонстрацией наглядных пособий, образцов материала, инструментов и приспособлений.
Объяснение
Это метод, при котором используются рассуждения, вопросы к студентам с выслушиванием их ответов. Метод объяснения близок к рассказу.
Беседа
Это вопросно-ответный метод обучения. Особенностью этого метода является непосредственное участие студентов в изложении учебного материала.
Работа с технической литературой
Этот метод благоприятствует закреплению студентами ранее приобретенных знаний и умений. Он применяется в порядке подготовки домашних заданий и в процессе производственного обучения при пользовании различными справочниками.
Применение документации письменного инструктирования
Инструктаж как словесный метод в производственном обучении проводится перед выполнением практических заданий и работ.
Наглядные методы
Предусматривает демонстрацию наглядных пособий и показ трудовых приемов и операций.
С помощью демонстрации наглядных пособий у студентов формируется конкретный образ технических объектов, технологических процессов.
Этот метод позволяет осуществить чувственное ознакомление с изучаемым предметом или процессом.
Демонстрация трудовых приемов
Способствует правильному их выполнению. Она должна носить обучающий характер. Мастер производственного обучения прежде всего рассказывает, что он собирается показать, сочетая показ с объяснением каждого своего движения и действия. Показ может сопровождаться демонстраций наглядных пособий.
Практические методы
Состоят из выполнения студентами под руководством мастера различных упражнений. Они должны сознательно и целенаправленно выполняться студентами. Быть систематическими и последовательными и нарастать по степени самостоятельности и сложности.
Упражнения по изучению трудовых приемов
Мастер показывает трудовые приемы, студенты наблюдают, осмысливают и воспроизводят. Мастер проверяет правильность выполнения, при необходимости дает дополнительные объяснения. Упражнения выполняются с соблюдением последовательности от простых приемов к более сложным.
Выполнение трудовых операций
Эти упражнения необходимы для усвоения студентами определенной законченной части трудового процесса. Упражнения выполняются в таком темпе, который давал бы студентам возможность постепенно овладевать скоростными навыками.
Упражнения на тренажерах
Тренажеры применяются как вспомогательные учебные технические средства для поиска неисправностей в аппаратуре и ряде станков.
Выполнение учебно-производственных работ
Мастера производственного обучения ориентируют студентов на умение сочетать различные операции при изготовлении сложных изделий. Для выполнения подобных упражнений студенты могут распределяться по бригадам.
Метод развития самостоятельности
Такой метод применяется при обучении в цехах предприятия. В процессе наблюдения студенты находят ответы на поставленные вопросы. После выполнения наблюдений проводится итоговая беседа.
Учебно-производственная экскурсия
Проводится как организованное наблюдение под руководством мастера в цехах предприятия. Такие экскурсии обычно вызывают интерес у обучающихся в первый период производственного обучения.
В практической подготовке чаще наблюдаем сочетание разных методов, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Формы организации учебно-производственной деятельности студентов на уроке производственного обучения
Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и студентами. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.
Формы организации учебной работы с учащимися |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму? |
Фронтальная (групповая) |
Мастер работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех студентов общая. студенты должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» студента. |
1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал. 2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех. 3. В ходе заключительного инструктажа, когда мастер оценивает работу группы в целом и отдельных студентов и т.п. |
Индивидуальная
|
Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания. Мастер работает с студентами по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только, когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.
|
1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные студенты в это время выполняют какое-либо задание или слушают. 2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого. 3. В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе
|
Парная (ведущий – ведомый, ролевая мастер – студент) |
Когда мастер организует работу парами: сильный студент – слабый студент или два равных по успеваемости. Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара: мастер – студент). Организует взаимоконтроль.
|
1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары студентов обсуждают предстоящее задание. 2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг друга, в паре и т.д. |
Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.)
|
Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Задачи бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).
|
1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованы бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения. 2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда. 3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня и т.д. |
Методические требования к
уроку (занятию) производственного обучения
• Урок в учебных мастерских и в условиях производства является основной формой организации производственного обучения по избранной студентами профессии/специальности. При подготовке к уроку мастер п/о должен учитывать следующие требования, повышающие качество обучения студентов:
• комплексно-методическое обеспечение мастерской, урока;
• соответствие урока требованиям ФОС по профессии/специальности и учебной программы;
• определение типа, вида урока п/о, комплексно-дидактических целей, структуры урока п/о;
• целесообразность отбора структурных этапов и структурных элементов и дозировки времени;
• определение форм организации обучения и уровней обучения;
• соблюдение санитарно-гигиенических условий труда и правил ТБ;
• подбор дидактического материала;
• обеспечение связи данного урока п/о с предыдущими и последующими уроками п/о и теоретическим обучением;
• применение оптимальных методов и методических приемов обучения;
• выбор методов и методических приемов индивидуального и коллективного текущего инструктирования с учетом целей обхода;
• определение разнообразных видов и способов контроля знаний, умений, навыков, приемов труда;
• формирование у студентов положительных мотивов к производственному обучению и познавательного интереса к изучаемой профессии;
• формирование у студентов на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда;
• разработка системы повторения и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков;
• разъяснение выполнения домашнего задания;
• овладение педагогическим тактом, культурой речи, быстротой принятия решений на уроке.
Примерная схема анализа урока производственного обучения
Цель посещения урока:
1. Анализ содержания и организации вводного инструктирования.
2. Наличие и состояние документации.
3.Адекватность содержания цели, соответствия применяемых методов и форм, способов, средств и воздействий в их совокупности.
Далее необходимо оценить, как связаны между собой этапы урока и как они соотносятся с уроком как целостным образованием.
Примерная схема анализа практического занятия
Анализ содержания вводного инструктирования:
1. умение мастера правильно раскрыть цель урока студентам, дать целевую установку: целевая установка на уроке - это не столько "что должны сделать студенты", сколько ─ " для чего это будет делаться"
2. умение мастера создать у студентов определенную мотивацию предстоящей деятельности,
3. умение мастера вызвать интерес к работе
4. умение мастера стимулировать познавательную и трудовую деятельность.
5. умение мастера правильно, рационально отбирать материал инструктажа.
6. содержание материала вводного инструктажа должно иметь практическую направленность.
7. умение мастера производить увязку материала предстоящего урока со знаниями, имеющимися у студентов и являющимися основой для сознательного выполнения упражнений и самостоятельных работ.
1. Главные вопросы инструктирования:
- разъяснение роли и места операции;
- подробный показ и объяснение основных приемов, составляющих изучаемую операцию и ее часть;
- способы контроля и самоконтроля;
- организация рабочего места и правила безопасности;
- пробное выполнение показанных мастером приемов.
2. Основные вопросы содержания вводного инструктажа при выполнении работ комплексного характера:
- значение (назначение) предстоящей работы;
- подробный разбор чертежа, схемы, схемы сборки;
-технические требования к готовой продукции; объяснение, показ или самостоятельное изучение технологической последовательности выполнения работы;
- способы межоперационного и итогового контроля;
- особенности организации труда и правила безопасности.
Наличие и состояние документации
1. Наличие рабочей тематической программы.
2. Наличие рабочего тематического плана.
3. Наличие плана урока.
4. Оформление журнала.
5. Перечень учебно-производственных работ.
6. Инструкционная карта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.