Методические рекомендации. Тема: «Развитие мелкой моторики младших школьников»
Оценка 4.9

Методические рекомендации. Тема: «Развитие мелкой моторики младших школьников»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
2 кл—4 кл
02.03.2020
Методические рекомендации. Тема: «Развитие мелкой моторики младших школьников»
Методические рекомендации.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

Тема: «Развитие мелкой моторики младших школьников»

 

 

 

 

 

                                                                    подготовил                              

                                                                        учитель начальных классов

                                                                        I категории

                                                                        МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой»

                                                                        Ивахненко Наталья Валерьевна

 

 

 

 

 

 

2020 год

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Помимо развития мелкой моторики упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом, направлены на решение следующих задач: 

• формирование познавательной активности и творческого воображения детей; 

• развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; 

• развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.  

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Комплекс упражнений пальчиковых игр

направленных на речевое развитие путем тренировки движения пальцев рук.

Ø  Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие

движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Ø  Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой,

кладем руки под щеку)

 

Ø  Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) 
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) 
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрь пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

 

Ø  Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

 

Ø  Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

 

Комплекс упражнений игр с предметом,

которые стимулируют  активные точки, укрепляют мышцы рук, развивают  мелкую моторику, способствуют развитию речи.

 

Ø  Упражнение с шариком для игры в «Дартс» 

Ходит ёжик без дорожек  (катают шарик в руках, делая движения)

Не бежит ни от кого. («вперёд-назад»), 

С головы до ножек («вправо-влево» между ладоней).

Весь в иголках ёжик, 

Как же взять его? (сжимают шарик между ладоней).       

 

Ø  Упражнение с помощью шаров - «ежиков».

Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик

в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Это ручка — правая.

Это ручка — левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю

Будет сильной правая.

Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

 

Ø   Упражнение с легким пластилином.  

предложить ребёнку сжимать легкий пластилин  поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение: 

«Месим, месим тесто,  

Есть в печи место. 

Будут- будут из печи  

Булочки и калачи.»             

 

Ø  Упражнение с карандашом имеющим ребристую поверхность. 

 Кто живёт под потолком? (проводит ребристой частью карандаша по большому пальцу).

Гном                   

У него есть борода?                                  

да!                              (по указательному) 

 

И манишка, и жилет? -                                 

 Нет!                          ( по среднему)   

 

Как встаёт он по утрам? -                           

 Сам!                          ( по безымянному) 

 

Кто с ним утром кофе пьёт? -                     

Кот!                            (   по мизинцу) Чередование  движений в перед по ладошке и

движений «вперёд» к  пальцам.

 

Ø  Упражнение со счетными палочками 

Очень длинный клюв у цапли,  (Дети ставят счетную палочку на большой палец правой

руки

и держат указательным пальцем правой руки).

Вы длиннее найдете вряд ли. (Ставят счетную палочку на большой палец правой руки

держат средним пальцем правой руки).

Клювом мериться пришли (Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки).

Аисты и журавли. (Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат

мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой)

 

Ø  Упражнения с крупными бусинами.

Положить шарик на ладонь левой руки, затем на неё положить большой палец правой руки и делать круговые движения, затем палец поменять на указательный (средний, безымянный и мизинец). После чего поменять руки. Вращательные движения на каждую строчку.

Аня шла, шла, шла                                 ( большой палец )

И горошинку нашла,                             (указательный )         

А горошинка упала                                ( средний  )                

                                  левая рука    смена рук

Покатилась и пропала.                            (безымянный )

Ох-ох-ох-ох- скоро вырастет горох!        (мизинец )                                                

 

В работе по развитию мелкой моторики младших школьников  придерживаюсь некоторых правил: 

1.    Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

2.    Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития,

возможности, настроение.

3.    Работу провожу регулярно, систематически.

4.    Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

5.    Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

6.    Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его

интерес к играм и занятиям.

7.    Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.


 

Методические рекомендации Тема: «Развитие мелкой моторики младших школьников» подготовил учитель начальных классов

Методические рекомендации Тема: «Развитие мелкой моторики младших школьников» подготовил учитель начальных классов

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю

В работе по развитию мелкой моторики младших школьников придерживаюсь некоторых правил: 1

В работе по развитию мелкой моторики младших школьников придерживаюсь некоторых правил: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2020