Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1-го курса СПО, изучающих химию на базовом уровне.
Для того, чтобы вызвать интерес к сложной теме «Гидролиз солей» и к сухому и скучному составлению схем гидролиза, учебная задача ставится так, чтобы обучающиеся смотрели на традиционное задание (записывание уравнений реакций), с другой стороны – с точки зрения исследователя, что позволяет обучающимся увидеть проблему, на которую они раньше и не обратили бы внимание, сделать работу не для себя, а для других (одногруппников и преподавателя). На основе эксперимента обучающиеся выясняют причину неоднозначного действия солей на индикаторы.
Учебное занятие построено с позиции деятельностного подхода к обучению химии с элементами исследовательской деятельности.
Актуальность изучаемого материала заключается в его связи с повседневной жизнью человека. На уроке раскрывается причина слабощелочной реакции используемых в повседневной жизни моющих средств. Эти сведения в дальнейшем используются в жизни в целях личной гигиены и профессиональной значимости. Реализация межпредметных связей прослеживается в познавательном материале о роли гидролиза солей в жизнедеятельности человека и в промышленности. Наличие познавательных вопросов в домашнем задании способствуют повышению мотивации к учению.
Мет. Разр, Гидролиз солей.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Общеобразовательной дисциплины Химия
По теме «Гидролиз солей»
Разработчик: Богачева Е.В. Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1го
курса СПО, изучающих химию на базовом уровне.
Для того, чтобы вызвать интерес к сложной теме «Гидролиз солей» и к
сухому и скучному составлению схем гидролиза, учебная задача ставится так,
чтобы обучающиеся смотрели на традиционное задание (записывание
уравнений реакций), с другой стороны – с точки зрения исследователя, что
позволяет обучающимся увидеть проблему, на которую они раньше и не
обратили бы внимание, сделать работу не для себя, а для других
(одногруппников и преподавателя). На основе эксперимента обучающиеся
выясняют причину неоднозначного действия солей на индикаторы.
Учебное занятие построено с позиции деятельностного подхода к
обучению химии с элементами исследовательской деятельности.
Актуальность изучаемого материала заключается в его связи с
На уроке раскрывается причина
повседневной жизнью человека.
слабощелочной реакции используемых в повседневной жизни моющих средств.
Эти сведения в дальнейшем используются в жизни в целях личной гигиены и
профессиональной значимости.
Реализация межпредметных связей
прослеживается в познавательном материале о роли гидролиза солей в
жизнедеятельности человека и в промышленности. Наличие познавательных
вопросов в домашнем задании способствуют повышению мотивации к учению. Введение
Данное учебное занятие по теме «Гидролиз солей» продолжает изучение
закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия
обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории
растворов.
Процессы гидролиза происходят в любых живых системах. Гидролиз
играет важную роль в природных явлениях (разрушение горных пород,
формирование структур почв, осахаривание крахмала). В промышленности
многие производства основаны на гидролизе – это производство мыла и
моющих средств, получение лекарств и бумаги на основе древесины, пищевые
производства и т.д., в военном деле и спасательных работах гидролиз
используется при дегазации отравляющих веществ.
При изучении данной темы студентам важно научиться умению объяснять
сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения
реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование
кислых или основных солей в этом процессе. Также важно узнать о
практическом значении гидролиза не только солей, но и других соединений.
Умение экспериментально подтверждать основные случаи гидролиза солей
также является одним из ведущих умений при изучении химии как науки.
Предлагаемое
теоретический,
экспериментальный и контрольнооценочный блоки, что отвечает принципу
содержит
занятие
учебное
системности в изучении темы «Гидролиз солей». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»
Тема занятия
Место занятия в теме
Тип занятия
Вид занятия
Цели занятия:
ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ
Первое занятие
Изучение нового материала
Комбинированный
Образовательные Сформировать представление о процессе гидролиза солей, о его сущности.
Научить обучающихся составлять уравнения гидролиза солей.
Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием
соответствующих ионов.
Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном
хозяйстве, повседневной жизни человека.
развивающие Развивать:
учебноинформационные навыки: умение извлекать информацию из устного
сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов;
учебнологические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых
процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
учебноорганизационные:
совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.
самостоятельную деятельность,
организовывать
воспитательные Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения,
развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать
самостоятельность.
Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения
средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем
мире.
1. Закрепить знания по таким понятиям как «электролитическая диссоциация»,
Задачи «сильные и слабые электролиты».
2. Закрепить умения и навыки химического эксперимента, умения работать с
таблицами.
3. Развивать мышление и умения делать логические выводы из наблюдений по
химическому эксперименту.
4. Научить составлять ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза солей
по первой стадии.
5. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни
человека.
Механизм гидролиза солей различного состава, суть процесса гидролиза, роль
гидролиза в природе и жизни человека.
Должны знать: понятие «гидролиз солей», его сущность, зависимость среды раствора
и продуктов гидролиза от состава исходной соли; значение гидролиза в природе и
жизни человека
Должны уметь: объяснять процессы, протекающие в растворах солей, предсказывать
реакцию раствора в зависимости от состава соли, подвергающейся гидролизу,
образование кислых и основных солей в реакциях гидролиза
записывать сокращенные ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза
Организационный этап – 1 мин
Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 5 мин
Усвоение новых знаний и способов действия – 20 мин
Первичная проверка степени усвоения материала – 10 мин
Контроль и самопроверка знаний – 5 мин.
Подведение итогов – 2 мин
Домашнее задание – 2 мин
Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для
эксперимента обучающихся (мыло: камей, палмолив, дав, индикаторы, NaCl, K2SO4,
Содержание занятия
Требования к знаниям и
умениям обучающихся:
Этапы
Средства обучения BaCl2, K2CO3,
Na2SO3, BaSO3, ZnCl2, CuSO4, Al(NO3)3, памятка по составлению
уравнений реакций гидролиза, сопроводительная карта для эксперимента (№1,2),
карточки для оформления доски, справочная таблица «Растворимость оснований,
кислот, солей в воде», ватман, маркеры.
1. Гидролиз обратимый процесс (
Правила гидролиза
)
2. В гидролизе участвует только одна молекула Н2О
3. Гидролиз протекает по слабому катиону или аниону, сильный –
Карточка №1 (1 группа)
Реакция среды
Карточка №1 (2 группа)
Реакция среды
Карточка №1 (3 группа)
NaCl
K2SO4
BaCl2
K2CO3
Na2SO3
BaSO3
ZnCl2
CuSO4
Al(NO3)3 Реакция среды
Карточка №2
кислоты
Сильные электролиты
HCl, HI, HBr, H2SO4, HNO3, HClO4,
HClO3, HMnO4…
Слабые электролиты
HF, H3PO4, H2SiO3, H2CO3, H2S,
H2SO3, HNO2, CH3COOH,
HCOOH…
Сильные электролиты
NaOH, KOH, LiOH, Ba(OH)2,
Ca(OH)2…
т.е. растворимые в Н2О
основания
Слабые электролиты
Cu(OH)
Pb(OH)
т.е. нерастворимые в Н
NH4OH Методы обучения
Способы мотивации
учения
Формы организации
учебной деятельности
Виды познавательной
деятельности
Способы управления
познавательной
деятельностью
Способы отслеживания
результатов
[H⁺]
[H⁺]=[OH‾]
[OH‾]
Репродуктивный, проблемнопоисковый, практический
Связь темы с повседневной жизнью.
Коллективная, групповая, самостоятельная
Эксперимент, наблюдение за демонстрационным экспериментом, участие в
проблемной беседе
Мотивация учащихся на самостоятельную постановку цели и формирование задач
занятия.
Составление схемы гидролиза. Графический диктант (10 мин)
1. составление кластера по теме «Гидролиз»
2. Задание – умение составлять уравнения гидролиза, верно записывать ионы,
определять их заряд, пользоваться таблицей растворимости.
3. Задание умение предсказывать среду раствора соли по ее составу
[OH‾
1. Составьте схему гидролиза
Н2О
С17Н35СООК
] Ключ к взаимопроверке качества
Без исправлений – 5балла
1 – 3 исправлений – 4 балла
4 – 5 исправлений – 3 балл
Более 5 исправлений – см.
Ответ. 2.
Проверь себя!
Определите реакцию среды предложенных солей, которые пронумерованы и поставьте точку в соответствующую клетку.
pН < 7 кислая среда
pН > 7 щелочная среда
pН = 7 нейтральная
среда
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№1. K3PO4 №2. BaSO3 №3. ZnCl2 №4. Na2SiO3 №5. FeCl3
№6. K2S №7. K2CO3 №8. BaSO4 №9. CsCl №10. NaNO3
Соедините плавной линией точки верхнего ряда (№17), затем нижнего (№810), потом
точки №1 и №8, №7 и №10.
Ответы
№1
№2
х
х
pН < 7 кислая среда
pН > 7 щелочная среда
pН = 7 нейтральная
среда
№6
№7
х
х
№3
х
х
№8
№4
х
х
№9
№5
х
х
№10
1. А.А. Каверина, Д. Ю. Добротин, А.С. Корощенко, Ю.Н. Медведев.Учебно
тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Химия. М. Интеллект – центр. 2016.
2. Г. М. Можаев «Гидролиз солей» , http//www.1september.ru
3. Е.П. Сгибнева, А.В. Скачков «Современные открытые уроки химии», Ростовна –
Дону, «Феникс», 2014г;
4. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, «Химия. 10 класс», Москва, «Оникс 21 век»,
2016г
Литература 5. Л.М. Четверова «Гидролиз солей», «Химия», № 8, 2004г
6. Н.Е. Кузьменко. В.В. Ерёмин. В.А.Попков.Пособие по химии для старших классов.
811 классы. М. Оникс 21 век. 2014.
7. О.С. Габриэлян, Г.Г. Лысова, Химия11 Учебник для общеобразовательных учебных
заведений. М., Дрофа. 2016.
https://pedportal.net/starshieklassy/raznoe/urokhimiiv11klassepotemequot
8.
gidrolizsoleyquotsprimeneniemikt868770
9. https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/urokpotiemiegidrolizsoliei
10. http://www.uchportal.ru/load/591015811
11.
soley
http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/10/29/prezentatsiyakurokugidroliz
Подробный конспект занятия
Мотивация
Мотивация учащихся при изучении нового материала в начале занятия осуществляется
с помощью педагога и видеофрагмента.
Ход и содержание занятия
I. Организационный момент
II. Подготовка к основному этапу усвоения нового учебного материала
Всем нам известен слогон «Реклама – двигатель торговли». Предлагаю ещё раз
обратиться к рекламе для выбора гигиенических средств для чувствительной кожи.
(видео)
рНраствора – это водородный показатель, который является единицей измерения реакции среды и если рН 7 среда кислая
рН 7 среда щелочная (выписано на доске)
рН 7 среда нейтральная
по принципу «Доверяй, но проверяй», предлагаю вам проделать тоже самое со своими
образцами мыла.
(эксперимент, работа в группах)
Вывод: мыло Дав имеет нейтральную среду, остальные образцы мыла имеют щелочную
среду.
Вопрос: Наличием каких ионов обусловлена кислая, щелочная и нейтральная среда?
Ответ: кислая среда – катионы водорода, щелочная среда – гидроксиданионы,
нейтральная среда – равное количество катиона водорода и гидроксидионов.
Кислая среда –
[H⁺]
Щелочная среда – на доске прикрепить
[OH‾]
Слайд 2 – 5
Нейтральная среда –
[H⁺]=[OH‾] Вопрос: из курса органической химии назовите, что является основой мыла?
Ответ: мыло – это соли высших карбоновых кислот, то есть органических кислот.
Проверим как растворы солей неорганических кислот влияют на индикатор.
(эксперимент, работа в группах, заполнение карты №1, озвучивание
полученных результатов)
Вопрос: назовите состав солей
Ответ: соли состоят из катионов металла и анионов кислотного остатка
МехАу (запись на доске)
Но в составе солей нет ни катионов водорода, ни гидроксидионов, а индикаторы нам
говорят о противоположном, показывая разные реультаты. Предположите, в чём
может быть дело.
Ответ: так как соли находятся в виде водных растворов, следовательно на изменение
окраски индикатора влияют молекулы воды.
Сформулируйте цель занятия.
Слайд 69
Отвтет: выяснить какие процессы происходят с солями при растворении в воде,
которые способны повлиять на реакцию среды.
Вопрос: что нам в первую очередь необходимо сделать? Ответ: рассмотреть состав солей.
Соли рассматривают, в основном, как продукты реакции нейтрализации между
основанием и кислотой. В результате в состав солей входят катионы металлов из
основания и анионы кислотных остатков из кислот. Из курса 9го класса вы знаете, что
растворы кислот и оснований являются электролитами, то есть веществами, растворы,
которых проводят электрический ток. Но электролиты бывают разные по своей силе.
У вас на столах подготовлены карточки №2, в которых записаны формулы оснований и
кислот, причём, обратите внимание, сильные основания те, которые растворимы в
воде. Нерастворимые, а также гидроксид аммония относятся к слабым электролитам.
В таблице также приведены формулы самых основных кислот – сильных и слабых
электролитов.
Пользуясь формулами кислот и оснований, впишите формулы исследуемых вами
солей в соответствующие квадраты, указав реакцию среды.
(работа в группах, озвучивание результатов)
Дополните свои таблицы результатами других групп.
III. Усвоение новых знаний и способов действий
Следующий этап я хотела бы начать со слов В.И. Вернадского «… Вода стоит
особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы
сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных процессов.»
Для объяснения наблюдаемых процессов введём понятие «Гидролиз солей»
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15 Записывает тему занятия
Проведём анализ данного термина с точки зрения языка. Слово «Гидролиз»
происходит от греческого «hydor» вода, «lisis» разложение, распад.
Что касается научного понятия, то Гидролиз солей – это реакция ионного обмена
между ионами соли и молекулами воды.
При составлении схем гидролиза необходимо пользоваться следующими правилами:
1. Гидролиз обратимый процесс (
)
2. В гидролизе участвует только одна молекула Н2О
3. Гидролиз протекает по слабому катиону или аниону, сильный – определяет
реакцию среды.
Объясним результаты наших экспериментов с теоретической точки зрения, записывая
выводы в карту № 2.
1) H2O
NaCl Na⁺ + Clˉ
NaOH HCl
Сильные электоролиты
Слайд 16
Слайд 17 Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Na⁺ + Clˉ + HOH гидролиз не идёт, реакция среды нейтральная [H⁺] = [OHˉ]
X
2) H2O
K2CO3 2K⁺ + CO3 2ˉ
KOH [H2CO3]
CO3
2ˉ + HOH HCO3
2ˉ + OHˉ гидролиз идёт по аниону, реакция среды
щелочная pH 7 [OHˉ] [H⁺]
K2CO3 + HOH KHCO3 + KOH
2K⁺ +CO3
2ˉ + H2O K⁺ + HCO3ˉ + K⁺ + OHˉ 3) H2O
ZnCl2 Zn2⁺ + 2Clˉ
[Zn(OH)2] HCl
Слайд 21
Слайд 22
Zn2⁺ + HOH ZnOH⁺ + H⁺ гидролиз идёт по катиону, реакция среды
кислая pH 7 [H⁺] [OHˉ]
ZnCl2 + HOH ZnOHCl + HCl
Zn2⁺ +2Clˉ + H2O ZnOH⁺ + Clˉ + H⁺ + Clˉ
Но у нас остался ещё один пустой квадрат. Составьте и впишите формулы солей,
образованных слабым основание и слабой кислотой
(работа в группах, озвучивание результатов)
Вопрос: предположите какая может быть реакция среды в растворах данных солей?
Ответ: так как оба электролита слабые, то гидролиз будет идти как по катиону, так и
по аниону. Следовательно происходит связывание всех катионов водорода и Слайд 25
Слайд 26
гидроксидионов воды. Реакция среды нейтральная.
В результате такие соли при растворении в воде полностью гидролизуются с
выпадением осадка и выделением газа.
IV Первичная проверка степени усвоения материала
Задание: на основе проделанной работы, составьте кластер по теме «Гидролиз».
Вернёмся к видеоролику, просмотренному в начале занятия. Вы сказали, что основа
мыла – это соли высших карбоновых кислот.
Вопрос: почему все образцы мыла, кроме Дав, показали щелочную реакцию среды?
Овет: мыло образовано сильным основанием и слабой кислотой. Нейтральная среда
мыла Дав обусловлена наличием нейтрализующих добавок.
Задание: закончите схему гидролиза стеарата калия.
(работа в группах, задание 1, взаимопроверка)
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с процессами гидролиза – стирка
белья, мытьё посуды, использование мыла при умывании, даже процессы пищеварения,
в частности, расщепление жиров, протекает благодаря гидролизу. Очистка
промышленных стоков и питьевой воды, производство бумаги, мыла, спирта. А вот
нефтяникам гидролиз доставляет немало хлопот. При нагревании нефти при переработке до 250°С происходит взаимодействие примесей в виде хлорида магния и
хлорида кальция с парами воды, образующийся при этом хлороводород интенсивно
вступает в реакцию с металлическим конструкциями оборудования, разрушая его, что
резко увеличивает стоимость нефтепродуктов.
Кроме того, процесс гидролиза следует учитывать и при подборе ПАВ, используемых
для создания пены при тушении пожаров. При соприкосновении с водой такие
вещества подвергаются гидролизу, а при высоких температурах могут улетучиваться в
виде высокотоксичных газообразных веществ.
V. Контроль, самопроверка знаний с элементом рефлексии
В заключении проведём самостоятельную работу в виде графического диктанта. Вам
необходимо определить реакцию среды предложенных формул солей, которые
пронумерованы и поставить точку в соответствующую клетку, затем соединить точки
в той последовательности, которая у вас указана на карточках плавными линиями.
(самостоятельная работа, самопроверка)
VI. Подведение итогов.
Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную цель?
Что вы узнали, чему научились? Домашнее задание.
1. Заполните таблицу:
Название соли
Уравнение
гидролиза
Нитрат цинка
Сульфат калия
Сульфид натрия
Среда раствора
Окраска
лакмусовой
бумаги
2. Вспомните, какие соли входят в состав крови человека. Используя знания о
гидролизе, объясните, почему среда плазмы слабощелочная. Составьте уравнения
соответствующих реакций гидролиза.
3. Почему при изжоге желудка рекомендуют пить водный раствор питьевой соды? Заключение
В результате изучения темы «Гидролиз солей» у обучающихся будет
сформировано представление о процессе гидролиза солей, о его сущности.
Обучающиеся научатся составлять уравнения гидролиза солей, объяснять
реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов, будут иметь
представление о практическом значении гидролиза в природе, народном
хозяйстве, повседневной жизни человека.
В процессе работы обучающиеся совершенствуют свои умения извлекать
наблюдаемых
информацию из устного сообщения, справочных таблиц,
процессов, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов,
обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий,
организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки
самооценки знаний и умений. В ходе коллективного обсуждения у
обучающихся развивается умение формулировать и аргументировать
собственное мнение, самостоятельность.
Кроме того, знания гидролиза важны для целостного представления
природы человеческого организма и формирования осознанной
здоровьесберегающей позиции обучающихся. Определите реакцию среды предложенных солей, которые пронумерованы и поставьте точку в
соответствующую клетку.
Проверь себя!
Приложение 1
pН < 7 кислая
среда
pН > 7 щелочная
среда
pН = 7
нейтральная среда
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№1. K3PO4 №2. BaSO3 №3. ZnCl2 №4. Na2SiO3 №5. FeCl3
№6. K2S №7. K2CO3 №8. BaSO4 №9. CsCl №10. NaNO3
Соедините плавной линией точки верхнего ряда (№17), затем нижнего (№810), потом
точки №1 и №8, №7 и №10.
Проверь себя!
Определите реакцию среды предложенных солей, которые пронумерованы и поставьте точку в
соответствующую клетку.
pН < 7 кислая
среда
pН > 7 щелочная
среда
pН = 7
нейтральная среда
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№1. K3PO4 №2. BaSO3 №3. ZnCl2 №4. Na2SiO3 №5. FeCl3
№6. K2S №7. K2CO3 №8. BaSO4 №9. CsCl №10. NaNO3
Соедините плавной линией точки верхнего ряда (№17), затем нижнего (№810), потом
точки №1 и №8, №7 и №10.
Определите реакцию среды предложенных солей, которые пронумерованы и поставьте точку в
соответствующую клетку.
Проверь себя!
pН < 7 кислая
среда
pН > 7 щелочная
среда
pН = 7
нейтральная среда
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№1. K3PO4 №2. BaSO3 №3. ZnCl2 №4. Na2SiO3 №5. FeCl3
№6. K2S №7. K2CO3 №8. BaSO4 №9. CsCl №10. NaNO3 Соедините плавной линией точки верхнего ряда (№17), затем нижнего (№810), потом
точки №1 и №8, №7 и №10.
Ответы
pН < 7 кислая
среда
pН > 7 щелочная
среда
pН = 7
нейтральная среда
№1
№2
х
х
№6
№7
х
х
№3
х
х
№8
№4
х
х
№9
№5
х
х
№10
Приложение 2
Карточка №1 (1 группа)
Реакция среды
NaCl
K2SO4
BaCl2
Карточка №1 (2 группа)
Реакция среды
K2CO3
Na2SO3
BaSO3
Карточка №1 (3 группа)
Реакция среды
ZnCl2
CuSO4
Al(NO3)3 Приложение 3
Сильные электролиты
NaOH, KOH, LiOH,
Ba(OH)2, Ca(OH)2…
т.е. растворимые в Н2О
основания
Слабые электролиты
Cu(OH)2, NH4OH, Zn(OH)2,
Al(OH)3, Pb(OH)2…
т.е. нерастворимые в Н2О,
кроме NH4OH
Карточка №2
кислоты
Сильные электролиты
HCl, HI, HBr, H2SO4, HNO3,
HClO4, HclO3, HmnO4…
Слабые электролиты
HF, H3PO4, H2SiO3,
H2CO3, H2S, H2SO3,
HNO2, CH3COOH,
HCOOH…
4. Гидролиз обратимый процесс ( )
Правила гидролиза
5. В гидролизе участвует только одна молекула Н2О
6. Гидролиз протекает по слабому катиону или аниону, сильный –
определяет реакцию среды. Приложение 4
[H⁺]
[H⁺]=[OH‾] [OH‾]
[H⁺]>[OH‾] [H⁺]<[OH‾] Н2О
С17Н35СООК
Приложение 5
Ключ к проверке качества
Без исправлений – 3балла
1 – 3 исправлений – 2 балла
4 – 5 исправлений – 1 балл Более 5 исправлений – см.
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Методические разработки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.