Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности: «Моя экологическая грамотность»
естественнонаучного направления
основного общего образования
6 класс
Количество часов: 35ч (1ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности «Моя
экологическая грамотность 56 классы». Работаем по новым стандартам. Авторы:
Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, А.Ю.Либеров/М.Просвещение/2014 г. Программа
составлена с учетом требований ФГОС ООО.I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ
ПРОГРАММЫ:
учащиеся приобретут знания:
о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите; по
предметам естественнонаучного цикла через интеграцию содержания.
Личностные УУД:
— оценивать значимость для личности экологокультурного опыта коренных народов
своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного
образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному
потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к
самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического
качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными УУД:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения
взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности
аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать
индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей
старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на
достоверность;
— выполнять проект;
2— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её
действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными УУД:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей
местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности,
приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной
воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении
материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической
опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинноследственные связи между ограниченностью природных
ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических
опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного
природопользования в местных условиях.
Ученик научится:
Называть предмет изучения науки экологии.
Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая
безопасность».
Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания
взаимосвязей живого с окружающей средой.
3 Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения
экологической опасности.
Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности
(природные и вызванные деятельностью человека).
Ученик получит возможность научиться:
В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности,
приспособление к ней, устранение её.
Приводить доказательства относительности величины экологического риска для
разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни,
наличия вредных привычек.
Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не
только материальных, но и духовных потребностей человека.
Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохно
вения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и
укреплении психологического и нравственного здоровья человека.
Называть цели просветительской работы и её формы.
Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в
городской, сельской местности, природной среде.
Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школь
ников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное
обсуждение кинофильмов).
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым (14 ч)
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности,
нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к
природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной
Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов.
Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как
проявление экологической ответственности, теологической грамотности
человека, условие его здоровья и долголетия.
4Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование
изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к
самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей
среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия
Земли.
Формы организации внеурочной деятельности: проект «Экологический
следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов
ресурсосбережения. Оформление их результатов в классной газете «ЭКООКО».
Урок для родителей «Учимся жить экономно». Киноклуб: документальные
фильмы о Земли. «Природа — наш дом».
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных
текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами
пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к
природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов,
рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении
для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия
Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного
расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль
ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста
благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам
самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения
качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Представлять результаты проектов в классной газете
Раздел 2. Экологическая безопасность в природной среде (12 ч)
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность
человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников
питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и
укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник
удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в
красоте, чувственноэмоциональном общении с живым, его познании. Духовное
общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство
единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной
среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его
экологической
культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикумтренинг.
Ролевая ситуационная игра.
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: видео с диска. Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с
подготовкой фотовыпуска.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
5Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не
только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё
отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения,
эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать
возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать
аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении
психологического и нравственного здоровья человека
Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной
среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые,
ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать
целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности
личности и сохранения экологического качества окружающей среды
Раздел 3. Мой вклад в экологическое просвещение (8 ч)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека.
Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, выступления и
др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской,
сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для
школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов,
буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009),
Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян АртюсБертран.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила
экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской
местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного
поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления;
уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов,
листовок, коллективное обсуждение кинофильмов)
III.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Номе
р
урока
1,
2
Содержание (разделы, темы)
Раздел 1. Экономное потребление:
учусь быть взрослым
Чувство меры как признак
взрослости
Ценность экономности, не
расточительности, скромности,
бережного отношения к природным
ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях,
верованиях разных народов.
6
Кол
во
часов
14
8
2
Даты проведения
план
факт
05.09
12.09
05.09
12.093,
4
5,
6
7,
8
9, 10,
11
12,
13
14
15,
16
17,
18
19,
20
21,
22
23
24,
25
26,
27
Причины формирования сходных
ценностей у разных народов.
Ограниченность природных ресурсов
на планете.
Экономное потребление как
проявление экологической
ответственности, экологической
грамотности человека, условие его
здоровья и долголетия
Ресурсосбережение, его виды.
Энергосбережение, экономное
использование изделий из дерева,
бережное расходование пресной воды
и др.
Готовность к самоограничению в
целях сохранения качества
окружающей среды, здоровья
человека и безопасности жизни.
Хартия Земли
Раздел 2. Экологическая
безопасность в природной среде
Безопасность общения с природой
для человека.
Экологическая безопасность человека
в условиях местной природы
(кровососущие насекомые, ядовитые
змеи, состояние питьевых источников
и др.)
Природа в жизни человека.
Роль природы в сохранении и
укреплении здоровья человека.
Природные ресурсы как источник
удовлетворения материальных
запросов человека; его духовных
потребностей в красоте, чувственно
эмоциональном общении с живым,
познании.
Духовное общение с природой, его
культурные традиции у разных
народов.
Чувство единения с природой.
Ценность эстетической
привлекательности природной среды.
Отсутствие следов пребывания
человека в природе как показатель
его экологической культуры
Раздел 3. Мой вклад в
экологическое просвещение
7
2
2
2
6
3
2
1
12
2
11
2
2
2
1
2
2
8
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
31.10
14.11
21.11
28.11
05.12
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
31.10
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
12.12
19.12
26.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
03.04
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
03.0428
29,
30
31,
32,
33,
34
Просвещение как средство
повышения экологической
грамотности человека
Просвещение и его формы (личный
пример, плакат, буклет, листовка,
театр, выступления и др.).
Правила экологически грамотного
поведения в школе, дома, в
городской, сельской местности,
природной среде
1
2
4
10.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
29.05
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
29.05
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление
Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»)
произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет
пройдена не за 35 учебных часов, а за 34 учебных часа. Недостаток учебного
времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
8