Методические рекомендации для выполнения практических работ
Оценка 5

Методические рекомендации для выполнения практических работ

Оценка 5
Лабораторные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
07.01.2017
Методические рекомендации для выполнения практических работ
Данная работа содержит методические указания к практическим работам по МДК. 01.11 «Методики коррекционно-развивающего обучения» и предназначена для обучающихся по специальности преподавание в начальных классах. Цель разработки: оказание помощи обучающимся в выполнении практических работ по теме «Организация учебного процесса учащихся общеобразовательных классов, испытывающих трудности в обучении, развитии и адаптации»
Методические рекомендации мои_matematika.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Ейский педагогический колледж»

Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

для выполнения практических работ

по  МДК. 01.11

«Методики коррекционно-развивающего обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Л.А. Великановская

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ейск

2015


Данная работа содержит методические указания к практическим работам по МДК. 01.11 «Методики коррекционно-развивающего обучения» и предназначена для обучающихся по специальности преподавание в начальных классах.

    Цель разработки: оказание помощи обучающимся в выполнении практических работ по теме «Организация учебного процесса учащихся общеобразовательных классов, испытывающих трудности в обучении, развитии и адаптации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик(и):

 

ГБОУ СПО ЕПК КК               преподаватель                Л.А. Великановская

    (место работы)                        (занимаемая должность)                    (инициалы, фамилия)

 

___________________        _________________         _____________________

    (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная   записка

Практические  занятия  служат  связующим  звеном  между  теорией  и  практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а так же для получения практических знаний.  Практические задания выполняются студентом самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а так же с использованием необходимых пояснений,  полученных от преподавателя  при выполнении практического задания. К практическому занятию от студента требуется предварительная подготовка, которую он должен провести перед  занятием. Список литературы и вопросы, необходимые при подготовке, студент получает перед занятием из методических рекомендаций к практическому занятию.

Практические задания разработаны в соответствии с учебной программой.  В  зависимости  от  содержания  они  могут  выполняться  студентами  индивидуально  или  фронтально.

Зачет по каждой практической работе студент получает после её выполнения и защиты перед аудиторией, а также ответов на вопросы преподавателя, если таковые возникнут при проверке выполненного задания.

 

 


 Содержание

Практическая работа №1 Игры и упражнения,  способствующие развитию и адаптации младших школьников……………………………………………………………….5

Практическая работа №2 Карточки для проверки пройденного материала с использованием дифференцированного подхода……………...……………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №1

Тема: Игры и упражнения,  способствующие развитию и адаптации младших школьников.

Цель: сформировать умение подбирать и проводить игры на развитие и адаптацию детей младшего школьного возраста.

 

Теоретические сведения к практической работе

 Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте

Каждая стадия психического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма, младший школьный возраст не является исключением. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К этому времени возрастает подвижность нервных процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость ит.п.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, повышающие физическую выносливость ребёнка.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому(3), эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чём же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением.

Развитие речи. Потребность в общении определяет развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас составляет от 3000 до 7000 слов и состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Ребёнок может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт его оценку. В этом возрасте ребёнок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.

Если ребёнок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой состав слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Умение производить анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом. Ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой. Он способен общаться на уровне контекстной речи. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ доступны младшему школьнику.

Сенсорное развитие. Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить в заданный цвет. Очень важно, чтобы ребёнок умел устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Эталоны – выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Основательно осматривая, ощупывая или прослушивая, ребёнок совершает действия, прослеживает связь воспринимаемого объекта. В природе существует бесконечное количество цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя к системам цветов, форм, звуков – сенсорным эталонам. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребёнка было достаточно высоким.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младшему школьнику свойственно путать цифры 9 и 6, мягкий и твёрдый знаки, написание заглавных букв Я и З. Учащимся интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с любопытством, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное, неизведанное ими. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Педагоги, которые знают эту особенность детского восприятия, приучают учащихся слушать и смотреть целенаправленно, уделяют большое внимание развитию наблюдательности с элементами сравнения. К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Воспринимая изучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируют их.

Мышление учащихся начальных классов претерпевает большие изменения. Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные понятия. Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью, которой познаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки, оказывает крайне важное значение на становление словесно-логического мышления.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но ещё довольно долго, сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка. Однако и здесь внимание ребёнка сохраняет ещё некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребёнка.

Память. В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов (12) провёл сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришёл к следующим выводам:

- с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

- чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по- видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведёт к одновременному улучшению всех видов памяти у ребёнка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстаёт в своём развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребёнок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если однако, младших школьников с первых лет обучения специально учить мнемическим приёмам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти.

Воображение. В данном возрасте продолжает развиваться и воображение. Ребёнок уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Учитель на уроке предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребёнок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др.

Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок.

I. УПРАЖНЕНИЯ   И ИГРЫ  ДЛЯ   РАЗВИТИЯ  МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

1. Игра «Ключ к неизвестному»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры

1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

 2. Упражнение   «Дерево, лист, плод»

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный,  младший  школьный.

Материал:

Коробка с двумя отделениями;

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

Карточки с изображением листьев этих деревьев;

Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и  подбирает к ней карточку с листом и  плод.

 3.  Упражнение  «Собрать фигуру»

Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления  и   памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур по числу участников.

Необходимое время: 20-25 минут.

Процедура проведения

Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.

Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному  упражнению.

Комментарии к занятию: Занятие будет удачным, если к этому времени ведущий сумеет установить контакт с учащимися, сформировать особый микроклимат на занятиях, отличный от атмосферы обычных уроков. Только в этом случае дети будут свободно фантазировать.

Решение мыслительных задач будет успешным, если психологу удастся на предыдущих занятиях развить мотивацию достижения успеха в деятельности и  сформировать установку на достижение положительного результата. При выполнении второго  упражнения  необходимо оказывать помощь в организации деятельности учащимся, которые в этом нуждаются.

4. Упражнение  «Говори наоборот»

Цель:  развитие  мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

 II. УПРАЖНЕНИЯ   И ИГРЫ  ДЛЯ   РАЗВИТИЯ  ВНИМАНИЯ  ДЕТЕЙ

1. Упражнение  «Наблюдательность»

 Упражнение  на  развитие  зрительного  внимания.  В этой  игре  выявляются связи  внимания  и зрительной памяти.

Детям предлагается по  памяти  подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

 

2. Упражнение  «Муха 1»

 Упражнение  на  развитие  концентрации  внимания 

Для этого  упражнения  требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама  игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить  игры, или "видит, что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает  игру  сначала. "Муха"  требует от играющих постоянной сосредоточенности.

 

3. Упражнение  «Летает – не летает»

 Упражнение  на  развитие  переключения  внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо
своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

 4. Упражнение  «Мой день Рождения»

 Упражнение  развивает  память, способность к длительной концентрации  внимания.

Участники группы по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

5. Игра  «Найди различия»

Развивающая игра «Найди отличия» предназначена для детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Она развивает мышление, логику,  внимание. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти отличия между ними

           

Описание: http://www.bestreferat.ru/images/paper/89/05/4270589.jpeg

III. УПРАЖНЕНИЯ   И ИГРЫ  ДЛЯ   РАЗВИТИЯ  ПАМЯТИ  ДЕТЕЙ

1. Упражнение  "Осознание визуального материала"

Для этого  упражнения  потребуются листок бумаги, карандаши  и  секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по  памяти  предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Описание: развитие памяти у детей

 

 

2. Упражнение  Пробуждение "чувства деталей"

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.

Описание: развитие памяти у детей

Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях  и  по  памяти  начертить каждую на бумаге.

3. Упражнение  "Осознание словесного материала" (используется для тренировки,  как зрительной  памяти, так  и  слуховой).

Цель этого  упражнения  - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа  памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и  т.п. 
Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

Описание: развитие памяти у детей

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".

 

 

Адаптация младших школьников к обучению в школе

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.

Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под устойчивой адаптацией мы понимаем те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения.

Адаптация – это:

1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.

2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.

Дети далеко не одинаково успешно «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. Дети, посещавшие ранее детский сад, лучше адаптируются, чем дети, пришедшие в школу из дома.

В работе белорусского исследователя Г.М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе:

Высокий уровень

1.      Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно.

2.      Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

3.      Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя.

4.      Выполняет поручения без внешнего контроля.

5.      Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

6.      Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

7.      Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень

1.      Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

2.      Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

3.      Усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи.

4.      Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

5.      Бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным.

6.      Готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда.

7.      Общественные поручения выполняет добросовестно.

8.      Дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень

1.      Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

2.      Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

3.      Наблюдаются нарушения дисциплины.

4.      Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

5.      Самостоятельная работа с учебником затруднена.

6.      При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

7.      К урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей.

8.      Сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха.

9.      Для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей.

10.  Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен.

11.  Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Таким образом, в зависимости от уровня психологической подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей.

 

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Описание методик

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой)

Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут».

Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Анализ и оценка рисунков.

1.    Несоответствие теме указывает на:

а)    отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;

б)    детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в)    неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2.    Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:

а)    учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

б)    ситуации неучебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

в)    игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.).

Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными

Методика «Краски»

Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению.

Оборудование: набор красок или цветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше); альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, — в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.

Инструкция: раздаются учащимся листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой-либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.

Анализ результатов: Если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, — это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.

Методика «Классификация»

Цель: Помогает выявить уровень сформированности понятий посредствам операции классификации.

Оборудование: карточки с понятиями

Инструкция: Ребенку предлагается выбрать четвёртое лишнее (правильные ответы выделены):

1. скворец, синица, курица, голубь.

2. роза, гвоздика, астра, василек.

3. корова, коза, лошадь, теленок.

4. шапка, пальто, платье, рубашка.

5. чашка, стакан, кастрюля, кружка.

6. матрос, солдат, ребенок, летчик.

7. тигр, слон, лев, медведь.

8. топор, ножницы, нож, пила.

Оценка результатов: 3 балла - одна ошибка, 2 балла - две ошибки; 1 балл - три ошибки, 0 баллов – четыре ошибки.

Методика «Тест в картинках»

Цель: Помогает определить предпочитаемый вид деятельности.

Оборудование: картинки

Инструкция: Ребенку предлагают рассмотреть рисунки. Убедившись, что их содержание понятно, психолог спрашивает: «Чем ты хотел бы заниматься в первую очередь, во вторую, в третью?»

Оценка результатов: Если ребенок выбирает картинки с учебной деятельностью как наиболее важную, желаемую в первую очередь, это свидетельствует о высоком уровне его мотивационной готовности, во второй очередь - о среднем уровне, если он выбирает учебу в третью очередь или вообще не выбирает, это говорит о низком уровне его мотивационной готовности.

3 балла - преобладает ориентация на учебную деятельность; 2 балла - ориентация на учебно-игровую деятельность; 1 балл - ориентация на игровую деятельность.

Анкета для шестилеток

Цель: Оценивать уровень школьной мотивации.

Оборудование: Бланк.

1.        Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8.Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
 9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Инструкция: Детям зачитываются вопросы, а они на них отвечают.

Оценка результатов: Ответы на вопросы оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ -— 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла). Учащиеся, набравшие 25-—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для средней нормы, 15—19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10—14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Игры и упражнения, создающие наиболее благоприятные условия для успешной адаптации

1. Упражнение «3дравствуйте». Звучит музыка, ребята двигаются хаотично, здороваются друг с другом за руку. После игры проводится обсуждение, кто какие чувства испытывал во время упражнения?

2. Практическая игра «Встаньте те, кто...». Ребята сидят в кругу. В центре - Ведущий, количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: «Встаньте, кто...» и называет какое- либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым» и так далее. Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим по новым признаком.

3. Упражнение «Слепой и поводырь». Делимся на пары. Встаем один за другим. Тот, кто стоит впереди - слепой, сзади - поводырь. Поводырь берет партнера за талию. Слепой закрывает глаза, и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь быстро, но очень аккуратно водит слепого по комнате. Затем меняемся местами. Обсуждение - что чувствовал, когда был слепым, поводырем. Подчеркивается чувство доверия и ответственности за своего товарища.

4. Упражнение «Восковая палочка» Участники стают плотным кругом. Один из нас «восковая палочка» стоит в центре круга. Глаза закрыты, тело расслаблено, руки прижаты вдоль туловища, ноги вместе зафиксированы в одном месте в центре круга и не сдвигаются. Аккуратно за плечи подталкиваем «восковую палочку», она начинает падать на кого-либо, а ноги остаются на месте. Обсуждение.

5. Практическая игра «Встаньте тот, кто...:»

6. Упражнение «За что мы любим».

Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Ребята высказывают свои мнения. (Упражнение заимствовано у Н.Самоукиной)

7.  Упражнение «Я уважаю этого человека, потому, что...» (ребятам предлагается подчеркивать внутреннее качества человека). Пишем письма друг другу. Затем эти письма выкладываются на изображении глобуса, ребята читают письма.

 

 

 

 

Содержание практической работы

 

Задание 1. Подобрать игры и упражнения, способствующие  развитию психических процессов  и адаптации младших школьников.

Время выполнения: 10-15 мин.

Вы можете пользоваться: методическая литература.

 

Задание 2. Проведение подобранных игр и упражнений на группе.

Время выполнения: 5-7 мин.

Вы можете пользоваться: разработками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №2

Тема: Карточки для проверки пройденного материала с использованием дифференцированного подхода.

Цель: сформировать умение анализировать учебники для начальной школы по разным УМК, разрабатывать карточки для контроля усвоения полученных знаний с использованием дифференцированного подхода.

Теоретические сведения к практической работе

Трудно при овладении основных умений в начальной школе

Трудности в овладении письму

Трудности усвоения учебного материала нередко бывают вызваны ориентацией педагогов исключительно на процесс преподавания и не учитывают особенностей восприятия и осмысления материала младшими школьниками, т. е. процесс учения. В результате ученики не могут использовать весь заложенный в них интеллектуальный потенциал и попадают в перманентную ситуацию неуспешности.

В частности, можно указать на недостаточное внимание к формированию технических навыков письма (перекодирования устного языка в письменный) и письменной речи (особой формы коммуникации). Вместе с тем, известно, что наибольшие проблемы возникают у школьников в период формирования первых технических навыков, связанных с кодированием слова. Рассматривая обучение как создание системы рефлекторных связей между определёнными зонами коры головного мозга, И. П. Павлов писал, что вначале эти связи возникают на поверхности коры головного мозга и носят временный характер. Постепенно, по мере усвоения знаний или овладения умением, они становятся более устойчивыми и опускаются на нижние слои коры, уступая место более сложным и совершенным ассоциациям, связанным с конкретным стимулом-раздражителем. И до тех пор, пока это движение не произойдёт, представление не станет знанием, а умение навыком.

Другой причиной детских трудностей можно назвать несоответствие способов формирования понятий особенностям детского восприятия и мышления.

Поскольку понятия являются частью окружающей человека дуалистичной среды, они естественно вписываются в философский закон о единстве и борьбе противоположностей, который говорит о том, что любой объект действительности имеет две или более сторон, находящихся между собой одновременно и в согласии, и в противостоянии. Такими сторонами, в частности,  являются сущностный смысл понятия и его формально-логическое выражение.

Ещё одной педагогической причиной учебных трудностей младших школьников я считаю недостаточное внимание учителей к формированию всех частных признаков понятия и "промежуточных" операционных умений.

Ребёнок младшего школьного возраста во многом продолжает мыслить целостными образами, что нейрофизиологи объясняют возрастной недостаточностью полушарной дихотомии. Правое полушарие воспринимает образ целостно, синтезируя его во всей совокупности конкретных проявлений, а левое, наоборот, дробит общую картину на части, анализирует детали, последовательно перебирая их, выстраивая причинно-следственные цепочки. Исследования выявили, что у младших школьников левое полушарие при категоризации функционирует подобно правому. Понятие же "предполагает расчленение признаков, раздельное перечисление их в определённой связи. Если мы умеем указать раздельно, один за другим, признаки  предмета, мы обладаем понятием, если же мы этого сделать не в состоянии, мы находимся в стадии представления".

Не менее значимой причиной детских трудностей является несоответствие содержания некоторых правил и определений тому результату, который должен быть достигнут с их помощью.

Активные изменения, которые происходят в содержании обучения в связи с новейшими исследованиями как педагогов, так и специалистов смежных областей наук, по непонятным причинам не касаются теоретического материала, представленного в учебниках. В нём есть правила и определения, которые остаются незыблемыми на протяжении нескольких десятков лет, став настолько привычными, что их неадекватность уже никем не замечается, есть и излишне наукообразные, которые были введены на революционной волне теоретизации начального обучения в 70-е годы.

Трудности в овладении чтению

По Д.Б. Эльконину схема начального этапа овладения чтением выглядит так:

·                    этап аналитический – вычленение и овладение элементами отдельных действий при высокой степени контроля;

·                    этап синтетический – объединение отдельных элементов в целостное действие при сохранении высокой степени контроля;

·                    этап автоматизации – выполнение сформированной целостной деятельности без фиксированного контроля отдельных элементов

( действий).

     Основоположник нейропсихологии А.Р. Лурия уделяет описанию функциональных механизмов процесса чтения особое внимание, называя его процессом не менее сложным, чем процесс письма.

 Для того, чтобы понять, почему с точки зрения нейропсихологии именно сегодня детям трудно дается чтение,  обратимся к концепции А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга.

Первый блок – энергетический блок.

Если у детей не в полной мере развит первый блок, отвечающий за активацию мозга , то они быстро утомляются , им трудно сделать над собой усилие. Кроме тог, процесс восприятия букв, складывания слогов и скорости чтения у такого ребенка будет резко замедлен. Часто и родители, и учителя ошибочно считают, что рецепт улучшения чтения есть только один  - побольше читать, желательно ставя перед ребенком секундомер, нанося тем самым огромный вред его психическому развитию, потому что все, что ребенок делает через силу, истощает его энергетический ресурс. Это негативно влияет на его отношение к чтению. Ведь и каждый из нас любит пожалуй, делать то, что легко. Интересно, и ничего не любит делать из - под палки. Для повышения энергетического тонуса головного мозга, прежде всего, необходимо обеспечить мозг кислородом и усилить к нему кровоток. Достичь этой цели поможет дыхательная гимнастика, положительные эмоции и интерес к чтению.

Второй блок головного мозга – блок приема, переработки и хранения информации.

 Для того, чтобы ребенок мог прочитать слово, он должен прежде всего проанализировать его зрительно, как бы увидеть его. Этот анализ заключается в распознавании каждого отдельного элемента слова, вследствие чего появляется способность различения ребенком отдельной буквы от других, похожих на нее букв. Легко ли это? Для взрослых, конечно, легко. А для ребенка, у которого, в силу возрастных причин, еще недостаточно сформировано зрительно-пространственное восприятие, это достаточно трудоемкий процесс. Недостаточную сформированность зрительно-пространственных функций можно отчетливо увидеть во время проведения тестирования при прочтении рассказа Л.Толстого «Галка и голуби».

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

     При дисфункции передних отделов мозга для детей особенно сложно создавать прочные намерения (например, заставить себя прочитать книгу до конца). Они не могут создавать программы своего поведения и контролировать их выполнение (что сделать сначала, как это продолжить и чем все завершить). Такой ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда одноклассники работают. Ему трудно анализировать свои ошибки и делать соответствующие выводы.

Трудности в овладении математикой

Обычно проблемы возникают как общие трудности в овладении ма­тематическим содержанием в целом. Со временем проблемы дифферен­цируются, углубляются, становятся более специфичными, оказываясь на­прямую связанными с определенными математическими умениями и навыками. Таким образом, если на первом этапе роль психологических причин является определяющей («плохо считает, потому что у него низ­кая концентрация или недостаточный объем внимания» или «не может решать задачи, так как не сформировано умение планировать свои дей­ствия»), то в дальнейшем вновь возникающие сложности зачастую ока­зываются проблемами «вторичного круга».

С помощью психодиагностической таблицы вы сможете точно определить причины не­успеваемости по математике.

 

Типичные трудности:

математика

Трудности в решении последовательности решения математических задач  или примеров

·                     умения планировать свои действия

·                     логической памяти

·                     мыслительных операций (обобщение и систематизация)

·                     уверенности в себе

Трудности при обобщении

·                     логического мышления

·                     гибкости мыслительных процессов

·                     психических процессов

Трудности при решении математических задач

·                     словесно-логического мышления

·                     памяти

·                     Концентрации  и устойчивости внимания

·                     Умения ориентироваться на систему требований и планировать свои действия

Неумение решать задачи несколькими способами

·                     Гибкость мыслительных процессов

·                     Ведущих мыслительных операций (анализа, синтеза и сравнения)

Трудности в понимании объяснения с первого раза

·                     Концентрации  и распределения внимания

·                     Приемов учебной деятельности

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы

·                     Организованности

·                     Приемов учебной деятельности

·                     Саморегуляции и произвольной деятельности

Плохо ориентируется в тетради (отступи слева, напиши справа)

·                     Восприятие и ориентировки в пространстве

·                     Зрительного анализа

·                      Концентрации  и устойчивости внимания

Невнимателен и рассеян

·                     Саморегуляции и произвольной деятельности

·                     Объема и концентрации  внимания

Замедленный темп мыслительной деятельности («тугодум»)

·                     психических процессов

·                     логического мышления

·                     концентрации  внимания

Почему возникают трудности:

Учитывая специфичность математического содержания, совершенно естественно, что основные проблемы по этому предмету связаны с фор­мированием познавательного (когнитивного) компонента и его отдельных составляющих. Наиболее значимыми среди них являются:

1)недостатки в пространственных представлениях, затрудняющие формирование понятия числового ряда и его свойств;

2)недостаточное развитие понятийного мышления, создающее труд­ности в формулировании правила на основе анализа нескольких приме­ров, в запоминании схемы рассуждения при решении типовых задач;

3)низкий уровень развития логических операций (сравнения, обоб­щения и абстрагирования), слабость развития которых не позволяет ре­бенку выделять существенные признаки изучаемых понятий, классифи­цировать их и систематизировать;

4)особенность мышления школьников — его конкретность, однолинейность и инертность. В этом случае ребенку трудно от­влечься от сюжетной стороны задачи, сделать верные умозаключения, оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи дан­ными, перейти от одного способа решения к другому, подобрать способ решения при измененных условиях и т. д.

Однако эти недостатки не являются непреодолимыми. Хорошо извест­но, что логика — тренируемая функция. Даже при постоянном выполнении интеллектуальных тестов их результат с каждым разом улучшается за счет обучающей способности. Систематичные упражнения дают еще больший эффект. Поэтому при постоянных занятиях можно быть уверенным в ре­зультате.

 

Дифференцированный подход  обучения в начальной школе

 

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

        Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

·                     При закреплении.

·                     При проверке домашнего задания.

·                     При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

·                     специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

·                     карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

·                     карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

·                     карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

·                     карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

1.                  Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

2.                  Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

3.                  Индивидуальные дифференцированные задания.

4.                  Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

5.                  Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

6.                  Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

7.                  Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

8.                  Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

 

Содержание практической работы

 

Задание 1. Анализ учебников для начальной школе по разным УМК и предметам.

Время выполнения: 3-5 мин.

Вы можете пользоваться: учебником по математике Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. «Школа 2100». Учебником по математике Л.Г. Петерсон. М: «Перспектива». Учебником по математике Т.Е. Моро М.И., Бантова М.А. «Школа России». Учебником  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «В одном счастливом детстве». Учебником русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. Учебником по окружающему миру Плешаков А. А. «Мир вокруг нас». Учебником по окружающему миру А.А. Вахрушев.

 

Задание 2. Разработка карточек для контроля усвоения полученных знаний.

Время выполнения: 20-30 мин.

Вы можете пользоваться: учебником по математике Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. «Школа 2100». Учебником по математике Л.Г. Петерсон. М: «Перспектива». Учебником по математике Т.Е. Моро М.И., Бантова М.А. «Школа России». Учебником  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «В одном счастливом детстве». Учебником русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. Учебником по окружающему миру Плешаков А. А. «Мир вокруг нас». Учебником по окружающему миру А.А. Вахрушев.

 

Задание 3. Защита выполненных  работ перед аудиторией.

Время выполнения: 5-10 мин.

Вы можете пользоваться: учебником по математике Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. «Школа 2100». Учебником по математике Л.Г. Петерсон. М: «Перспектива». Учебником по математике Т.Е. Моро М.И., Бантова М.А. «Школа России». Учебником  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «В одном счастливом детстве». Учебником русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. Учебником по окружающему миру Плешаков А. А. «Мир вокруг нас». Учебником по окружающему миру А.А. Вахрушев.

.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Данная работа содержит методические указания к практическим работам по

Данная работа содержит методические указания к практическим работам по

Пояснительная записка Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой

Пояснительная записка Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой

Содержание Практическая работа №1

Содержание Практическая работа №1

Практическая работа №1 Тема:

Практическая работа №1 Тема:

В природе существует бесконечное количество цветов, форм, звуков

В природе существует бесконечное количество цветов, форм, звуков

Если однако, младших школьников с первых лет обучения специально учить мнемическим приёмам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти

Если однако, младших школьников с первых лет обучения специально учить мнемическим приёмам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти

Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец

Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец

Дети садятся или становятся полукругом

Дети садятся или становятся полукругом

Упражнение Пробуждение "чувства деталей"

Упражнение Пробуждение "чувства деталей"

Адаптация младших школьников к обучению в школе

Адаптация младших школьников к обучению в школе

Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно

Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны…

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны…

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? 4

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? 4

Содержание практической работы

Содержание практической работы

Практическая работа №2 Тема:

Практическая работа №2 Тема:

Активные изменения, которые происходят в содержании обучения в связи с новейшими исследованиями как педагогов, так и специалистов смежных областей наук, по непонятным причинам не касаются…

Активные изменения, которые происходят в содержании обучения в связи с новейшими исследованиями как педагогов, так и специалистов смежных областей наук, по непонятным причинам не касаются…

Ему трудно анализировать свои ошибки и делать соответствующие выводы

Ему трудно анализировать свои ошибки и делать соответствующие выводы

Учитывая специфичность математического содержания, совершенно естественно, что основные проблемы по этому предмету связаны с фор­мированием познавательного (когнитивного) компонента и его отдельных составляющих

Учитывая специфичность математического содержания, совершенно естественно, что основные проблемы по этому предмету связаны с фор­мированием познавательного (когнитивного) компонента и его отдельных составляющих

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий?

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017