Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского с.п.
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
Взаимосвязи психодиагностики с другими науками
Выполнила Антонова Анна Сергеевна
Педагог-психолог
2022 г.
Таблица взаимосвязи психодиагностики с другими науками
Научное направление |
Содержание взаимосвязи |
Возрастная психология |
Д. Б. Эльконин отмечал также неразрывную связь диагностики в возрастной психологии и педагогической психологии. Психолого-педагогическая диагностика должна быть прежде всего возрастной: не может быть диагностических систем, одинаковых для разных возрастных периодов. Содержание диагностируемых сторон психического развития в каждом отдельном возрастном периоде должно отражать уровень сформированное™ и прогноз дальнейшего развития ведущего типа деятельности, и уровень сформированное™ и прогноз развития основных новообразований психики ребенка. Поэтому для каждого возрастного периода должна быть разработана своя особая система критериев развития и диагностических средств их контроля. На данных принципах строилась отечественная психолого-педагогическая диагностика последней четверти XX в. Целостной и завершенной системы контроля за ходом психического развития ребенка в процессе его обучения и воспитания создать не удалось. Не были разработаны также диагностические системы сравнительной оценки развивающего эффекта различных практик обучения и воспитания. Данная
диагностика невозможна без учета возрастных особенностей развития, а имеемо
без опоры на возрастную психологию. Кроме того, знания в области возрастной
психологии необходимо реализовывать в практике психологического
консультирования, что, несомненно, требует совершенствования уже
существующего и поиска нового методического арсенала. |
Специальная психология |
Выявление и оценка особенностей личности с целью определения характера атипии развития. В специальной психологии диагностика является отдельным разделом, осуществляется преимущественно в педагогическом контексте, направлена на решение коррекционно-образовательных задач, поэтому определяется как психолого-педагогическая. По утверждению В.И. Лубовского (1998), диагностика — это звено, обеспечивающее связь процесса обучения с индивидуальными особенностями обучаемого. Она выступает первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Основная цель диагностической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, состоит в выявлении структуры нарушений психической деятельности для выбора оптимальных путей коррекционной помощи. В задачи психолого-педагогической диагностики входят: фиксация и квалификация особенностей развития ребенка, уточнение характера нарушения развития, степени его выраженности и структуры; установление возможного прогноза коррекции отклонений развития в условиях специального обучения и воспитания; определение наиболее продуктивного для ребенка образовательного маршрута и программы индивидуальной коррекции. |
Практическая психология |
В практической психологии психодиагностика определяется как особое направление, в рамках которого изучаются принципы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов |
Общая психология |
Общая психология изучает общие законы функционирования психики, а диагностика - как общие законы проявляются в индивидуальном человеке. Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, - непременное условие успешности разработки диагностической процедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует. |
Психометрика |
которая направлена на количественное определение психических явлений. Обеспечивают и подводят и естественно-научные математические принципы под психологические измерения. |
Дифференциальная психология |
Психодиагностика: ориентирована на измерение индивидуальных различий Дифференциальная психология: познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Отрывая психодиагностику (понятую как практику тестирования) от дифференциальной психологии (понятую как теория, объясняющая индивидуально-психологические различия), эту область исследований лишают теоретического фундамента, а тем самым статуса науки. Психодиагностика обеспечивает возможность выделения и дифференцирования различных психологических особенностей человека. |
Педагогика |
Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей. при определении исходного уровня развития психики детей, при исследовании эффективности программ и методов обучения и воспитания |
Анатомия |
|
Физиология |
Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. |
Медицинская психология |
Медицинская психология изучает психические факторы, влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение; влияние болезней на психику. Она изучает различные проявления психики в их динамике, нарушения развития психики, отношения больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой. для объяснения роли и значения психики в соматических заболеваниях, для анализа патогенетических механизмов различных психических нарушений Психологическая диагностика сформировалась в недрах психиатрии именно как система деятельности медицинских психологов, направленная на выявление, квалификацию и научный анализ особенностей психической деятельности и личности психически больных на основе использования собственных – психологических (клинических и экспериментальных) – методов исследования. Основной целью психологической диагностики в классическом патопсихологическом понимании является объективизация данных клинического (врачебно-психиатрического) обследования с раскрытием закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме
|
Социальная психология |
Влияние соцума. при анализе психических особенностей людей в системе их социальных отношений |
социология, педагогика, этика, эстетика, теория культуры |
Эти
науки изучают происхождение, развитие и функционирование различных форм
общественного сознания, а также их влияние на формирование сознания, а также
их влияния на формирование сознания отдельных индивидов, закономерности
развития личности в различных социоэкономических условиях. |
Юридическая психология |
Психодиагностика
связана также с теми дисциплинами, которые раскрывают причины отклонений в
поведении человека, социальных деформаций личности |
Производственная психология |
Огромное значение имеют связи психодиагностики с экономическими науками, занимающимися вопросами развития общественного производства. Это необходимо для целенаправленного изучения контингента людей подходящих для того или иного вида деятельности, для изучения причины возникновения ситуаций стресса на производстве и т.д. |
Экспериментальная диагностика |
Психодиагностика помогает проверить истинность теоретико-психологических построений, предоставляет измерительные инструменты для проведения тех или иных исследований. |
Клиническая психология |
В настоящее время психологическая диагностика в клинике предваряет и оценивает результат активных социо-психологических мероприятий (психотерапии, психокоррекции, социально-психологического тренинга) и психо-фармако-терапии. Выявленные в психологическом исследовании нарушения подвергаются клиническому осмыслению и служат объектом («мишенями») терапевтических и социо-восстановительных мероприятий. Напротив, выявленные сохранные стороны личности рассматриваются как ресурсы, «опора» психокоррекции, психотерапии и адаптации. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.