Взаимосвязи психодиагностики с другими науками
Оценка 4.7

Взаимосвязи психодиагностики с другими науками

Оценка 4.7
Лабораторные работы
docx
Междисциплинарный 3
14.11.2022
Взаимосвязи психодиагностики с другими науками
таблица 1.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского с.п.

Комсомольского муниципального района

Хабаровского края

 

 

 

 

Взаимосвязи психодиагностики с другими науками

 

 

 

 

Выполнила Антонова Анна Сергеевна

Педагог-психолог

 

 

 

 

2022 г.

 

Таблица взаимосвязи психодиагностики с другими науками

Научное направление

Содержание взаимосвязи

Возрастная психология

Д. Б. Эльконин отмечал также неразрывную связь диагностики в возрастной психологии и педагогической психологии.

Психолого-педагогическая диагностика должна быть прежде всего возрастной: не может быть диагностических систем, одинаковых для разных возрастных периодов. Содержание диагностируемых сторон психического развития в каждом отдельном возрастном периоде должно отражать уровень сформированное™ и прогноз дальнейшего развития ведущего типа деятельности, и уровень сформированное™ и прогноз развития основных новообразований психики ребенка. Поэтому для каждого возрастного периода должна быть разработана своя особая система критериев развития и диагностических средств их контроля.

На данных принципах строилась отечественная психолого-педагогическая диагностика последней четверти XX в. Целостной и завершенной системы контроля за ходом психического развития ребенка в процессе его обучения и воспитания создать не удалось. Не были разработаны также диагностические системы сравнительной оценки развивающего эффекта различных практик обучения и воспитания.

Данная диагностика невозможна без учета возрастных особенностей развития, а имеемо без опоры на возрастную психологию. Кроме того, знания в области возрастной психологии необходимо реализовывать в практике психологического консультирования, что, несомненно, требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.
Как полагал Л.С. Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка . Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).

Специальная психология

Выявление и оценка особенностей личности с целью определения характера атипии развития.

В специальной психологии диагностика является отдельным разделом, осуществляется преимущественно в педагогическом контексте, направлена на решение коррекционно-образовательных задач, поэтому определяется как психолого-педагогическая. По утверждению В.И. Лубовского (1998), диагностика — это звено, обеспечивающее связь процесса обучения с индивидуальными особенностями обучаемого. Она выступает первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Основная цель диагностической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, состоит в выявлении структуры нарушений психической деятельности для выбора оптимальных путей коррекционной помощи. В задачи психолого-педагогической диагностики входят: фиксация и квалификация особенностей развития ребенка, уточнение характера нарушения развития, степени его выраженности и структуры; установление возможного прогноза коррекции отклонений развития в условиях специального обучения и воспитания; определение наиболее продуктивного для ребенка образовательного маршрута и программы индивидуальной коррекции.

Практическая психология

В практической психологии психодиагностика определяется как особое направление, в рамках которого изучаются принципы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов

Общая психология

Общая психология изучает общие законы функционирования психики, а диагностика - как общие законы проявляются в индивидуальном человеке.

 Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практи­ческую значимость для решения той или иной научной или при­кладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, напри­мер, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, - не­пременное условие успешности разработки диагностической про­цедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на са­мом деле не существует.

Психометрика

которая направлена на количественное определение психических явлений. Обеспечивают и подводят и естественно-научные математические принципы под психологические измерения.

Дифференциальная психология

Психодиагностика: ориентирована на измерение индивидуальных различий

Дифференциальная психология: познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий.

Отрывая психодиагностику (понятую как практику тестирования) от дифференциальной психологии (понятую как теория, объясняющая индивидуально-психологические различия), эту область исследований лишают теоретического фундамента, а тем самым статуса науки.

Психодиагностика обеспечивает возможность выделения и дифференцирования различных психологических особенностей человека.

Педагогика

Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей. при определении исходного уровня развития психики детей, при исследовании эффективности программ и методов обучения и воспитания 

Анатомия

 

Физиология

Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. 

Медицинская психология

Медицинская психология изучает психические факторы, влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение; влияние болезней на психику. Она изучает различные проявления психики в их динамике, нарушения развития психики, отношения больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой.

для объяснения роли и значения психики в соматических заболеваниях, для анализа патогенетических механизмов различных психических нарушений 

Психологическая диагностика сформировалась в недрах психиатрии именно как система деятельности медицинских психологов, направленная на выявление, квалификацию и научный анализ особенностей психической деятельности и личности психически больных на основе использования собственных – психологических (клинических и экспериментальных) – методов исследования.

Основной целью психологической диагностики в классическом патопсихологическом понимании является объективизация данных клинического (врачебно-психиатри­ческого) обследования с раскрытием закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме

 

Социальная психология

Влияние соцума. при анализе психических особенностей людей в системе их социальных отношений 

социология, педагогика, этика, эстетика, теория культуры

Эти науки изучают происхождение, развитие и функционирование различных форм общественного сознания, а также их влияние на формирование сознания, а также их влияния на формирование сознания отдельных индивидов, закономерности развития личности в различных социоэкономических условиях. 

Юридическая психология

Психодиагностика связана также с теми дисциплинами, которые раскрывают причины отклонений в поведении человека, социальных деформаций личности 

Производственная психология

Огромное значение имеют связи психодиагностики с экономическими науками, занимающимися вопросами развития общественного производства. Это необходимо для целенаправленного изучения контингента людей подходящих для того или иного вида деятельности, для изучения причины возникновения ситуаций стресса на производстве и т.д. 

Экспериментальная диагностика

Психодиагностика помогает проверить истинность теоретико-психологических построений, предоставляет измерительные инструменты для проведения тех или иных исследований.

Клиническая психология

В настоящее время психологическая диагностика в клинике предваряет и оценивает результат активных социо-психологических мероприятий (психотерапии, психокоррекции, социально-психологического тренинга) и психо-фармако-терапии. Выявленные в психологическом исследовании нарушения подвергаются клиническому осмыслению и служат объектом («мишенями») терапевтических и социо-восстановительных мероприятий. Напротив, выявленные сохранные стороны личности рассматриваются как ресурсы, «опора» психокоррекции, психотерапии и адаптации.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Таблица взаимосвязи психодиагностики с другими науками

Таблица взаимосвязи психодиагностики с другими науками

В.И. Лубовского (1998), диагностика — это звено, обеспечивающее связь процесса обучения с индивидуальными особенностями обучаемого

В.И. Лубовского (1998), диагностика — это звено, обеспечивающее связь процесса обучения с индивидуальными особенностями обучаемого

ПедагогикаСвязь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей

ПедагогикаСвязь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей

Юридическая психология Психодиагностика связана также с теми дисциплинами, которые раскрывают причины отклонений в поведении человека, социальных деформаций личности

Юридическая психология Психодиагностика связана также с теми дисциплинами, которые раскрывают причины отклонений в поведении человека, социальных деформаций личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022