МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
математика +1
Взрослым
20.01.2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»
Методические рекомендации к практическому занятию ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)» ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) пояснительная записка Цель занятия: Студент должен иметь представление: о контроле состояния пациента. После изучения материала обучающийся должен уметь: исследовать артериальный пульс; проблемы пациента, связанные с показателями артериального пульса, ЧДД. После изучения материала обучающийся должен знать: Значение оценки функционального состояния пациента (пульс, ЧДД). Способы реализации сестринского ухода; Правила заполнения медицинской документации (температурный лист). ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ: Выявление нарушенных потребностей пациента; Планирование и осуществление сестринского ухода; Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий; Ведение медицинской документации.
Методическая разработка Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД).doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж № 2» Коломенский филиал РАССМОТРЕНЫ на заседании ЦМК профессиональных модулей  Протокол заседания № __________  от «_____» _______________ 20____г. Председатель ЦМК _____________ /Л.А.Симонян/ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)» ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными 34.02.01 Сестринское дело  (базовая подготовка) Составитель: преподаватель Лютенберг  Н. С. Коломна 2016 22 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель занятия:  Студент должен иметь представление: о контроле состояния пациента. После изучения материала обучающийся должен УМЕТЬ:  исследовать артериальный пульс;  определить проблемы пациента, связанные с показателями артериального пульса, ЧДД. После изучения материала обучающийся должен ЗНАТЬ:   Значение оценки функционального состояния пациента (пульс, ЧДД).  Способы реализации сестринского ухода;  Правила заполнения медицинской документации (температурный лист). ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ:  Выявление нарушенных потребностей пациента;  Планирование и осуществление сестринского ухода;  Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий;  Ведение медицинской документации. 22 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ТЕМЫ Пульс­ритмичное колебание стенок сосудов, обусловленное движением крови, выбрасываемой сердцем в сосудистую систему. Цели исследования пульса:   контроль изменения в состоянии сердечно­ сосудистой системе пациента;  установление частоты и ритма сердечный сокращений;  оценка кровоснабжения определённых частей тела;  наблюдение за реакцией сердца на заболевание, медицинские процедуры. Виды пульса: 22  Апикально – лучевой пульс определяют одновременно две медицинские сестры   путём   подсчёта   пульса   при   пальпации   лучевой   артерии   и   при выслушивании тонов на верхушке сердца фонендоскопом .  Апикальный   пульс   –   звук   сокращения   левого   желудочка   сердца. Апикальный   пульс   определяют,   выслушивая   фонендоскопом   или стетоскопом тоны сердца на его верхушке.  Периферический   пульс­   звук   возникающий   при   каждом   сокращении левого желудочка сердца и растяжении стенки периферических артерий под действием циркулирующей в ней крови. Исследование пульса. Основным методом исследования пульса является пальпация. Чаще   всего   пульс   исследуют   у   взрослых   на   лучевой   артерии,   а   так   же височной,   сонной,   лучевой,   локтевой,   плечевой,   бедренной,   задней большеберцовой,   подколенной,   тыльной   артерии   стопы   (магистральных сосудах).  Определение   синхронности   и   одинаковости   пульса   на   лучевых артериях. 22 У   здорового   человека   пульс   на   лучевых   артериях   синхронный   и одинаковый.   У   больных   с   резко   выраженным   стенозом   левого атриовентрикулярного отверстия из­за расширения левого предсердия и сдавления   левой   подключичной   артерии   пульсовая   волна   па   левой лучевой артерии бывает меньшей величины, чем первая, и запаздывает. При синдроме Такаясу (облитерирующий артериит ветвей дуги аорты) пульс на одной из артерий может вообще отсутствовать. 22  Ритм пульса. Определяют, возникают ли пульсовые волны через равные (ритмичный пульс) или через неравные (аритмичный пульс) временные интервалы. Появление   отдельных   пульсовых   волн,   меньших   по   величине, возникающих раньше обычного времени, после которых имеется более   свидетельствует   об длительная   экстрасистолии.   При   мерцательной   аритмии   пульсовые   волны (компенсаторная)   пауза, возникают через неравные промежутки времени. Частота­число пульсовых ударов в минуту. Для   определения   частоты   пульса   надо   сосчитать   число   его   ударов   в течение 60 сек. На частоту пульса у здоровых людей влияют следующие факторы:  Пол, возраст ( у новорождённых сердце сокращается 130­150 уд/мин, после 60 лет пульс незначительно урежается);  Физическое напряжение ;  Стрессы ;  Фазы дыхания;  Частота пульса. Если пульс ритмичный, его считают в течение 20­30 секунд. Затем  определяют частоту пульса в 1 минуту, умножая полученную величину  соответственно ни 3 или на 2. Если пульс неритмичный, его считают в  течение как минимум одной минуты.              10     20   30 40   50  60           80   90   100   110   120  140 Оценка частоты пульса 22 Брадикардия                                        норма                                Тахикардия  СВОЙСТВА АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА  Наполнение пульса. Перед исследованием пульса человек должен быть спокоен, в  комфортном положении. Не стоит исследовать пульс после сильных  эмоциональных переживаний, физической нагрузки. Наполнении   пульса   судят   по   тому   расстоянию,   на   которое   нужно приподнять   придавливающий   палец   для   восстановления   исходной амплитуды пульсовой волны. Это соответствует полному расправлению артерии.  Наполнение   пульса,   таким   образом,  определяется   диаметром артерии   в   момент   пульсовой   волны.  Оно   зависит   от   ударного   объема 22 сердца.   При   высоком   ударном   объёме   пульс   полный,   при   низком   ­ пустой. Напряжение определяется силой надавливания на артерию для прекращения пульсовой волны. Напряжение пульса.  Напряжение пульса – это сила, с которой следует сдавить  артерию для полного исчезновения пульса под пальпирующими пальцами. При высоком артериальном давлении пульс становится твёрдым, при низком ­ мягким. Напряжение пульса зависит от систолического артериального давления: чем   оно   выше,   тем   пульс   напряжённее.   При   высоком   систолическом артериальном давлении пульс твёрдый, при низком ­ мягкий. Напряжение пульса   зависит   также   от   эластических   свойств   стенки   артерии.   При уплотнении последней пульс будет твёрдым.  Величина пульса. Исследующий устанавливает правую руку в типичное для исследования положение.   Затем   средним   (из   трех   пальпирующих)   пальцем придавливает   артерию   к   лучевой   кости   до   неполного   пережатая   (что проверяется   дистально   расположенным   пальцем)   и,   сосредоточив внимание   на   ощущении   в   проксимально   расположенном   пальце, определяет силу пульсовых толчков. Величина пульса тем больше, чем больше напряжение и наполнение пульса, и наоборот. Полный твердый пульс является большим, пустой и мягкий – малым.   Исследующий устанавливает правую руку в типичное для исследования положение.   Затем   средним   (из   трех   пальпирующих)   пальцем придавливает   артерию   к   лучевой   кости   до   неполного   пережатая   (что 22 проверяется   дистально   расположенным   пальцем)   и,   сосредоточив внимание   на   ощущении   в   проксимально   расположенном   пальце, определяет силу пульсовых толчков. Величина пульса тем больше, чем больше напряжение и наполнение пульса, и наоборот. Полный твёрдый пульс является большим, пустой и мягкий ­ малым. Параметры   локализаций   АД   и   измерение   характеристик   пульса   даёт возможность медицинской сестре определить качество удовлетворения потребности   «дышать»,   которое   обеспечивает   организм   человека кислородом, необходимым для его нормальной жизнедеятельности.  Различаю дыхание:  ­Внешнее –это доставка кислорода в кровь  ­Внутреннее –перенос кислорода кровью к органам и тканям организма, что обеспечивается состоянием ССС. ­Критерии   обеспечения   внутреннего   дыхания­   это   показатели   пульса, АД, цвет кожных покровов и слизистой оболочки. 22 Дополнительная полезная информация В норме частота дыхательных движений в 1 минуту составляет:  у новорожденных 40 – 60;  от года до 2 лет  30 – 35;  от 5 до 6 лет  около  25;  10 лет – 18 ­ 20;  14 лет – 15 – 16;  взрослые – 16 – 20;  у тренированных людей (спортсменов) частота дыхательных движений может достигать 6 – 8  в минуту. Брадипное – редкое дыхание с частотой менее 16 в 1 минуту. Тахипное – учащенное дыхание с частотой более 20 в минуту. При повышении температуры тела на 10  С число дыхательных движений в 1 минуту  увеличивается на 4. 22 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ (КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ) 1. Количество дыханий за 1 минуту? 2. Характеристики пульса. 3. Периодические колебания стенок кровеносных сосудов, связанные с  изменением их кровенаполнения и динамикой давления в них в течение  одного сердечного цикл? 4. Разница между систолическим и диастолическим давлением? 5. АД, возникающее а артериях в момент максимального подъема    пульсовой волны после систолы желудочков ? 6. ЧДД у взрослого в норме? 7. Тип дыхания у мужчин? 8. Остановка дыхания? 9. Частота пульса у взрослого в норме? 10. 11. 12. Показатели АД, пульс, ЧДД фиксируют? Учащение дыхания? Тип дыхания у женщин? Самостоятельная работа Определите показатели ЧДД , АД и пульса в состоянии покоя. Оцените полученный результат и зарегистрируйте в дневнике. Сделайте 10 ритмичных приседаний. Определите показатели артериального давления и пульса. Зарегистрируйте в дневнике. Спокойным шагом поднимитесь с 1 этажа на 3 этаж – 6 раз. Определите показатели артериального давления и пульса.  Зарегистрируйте в дневнике. Сделайте выводы о влиянии физической нагрузки на показатели   1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. артериального давления и пульса. 22 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 716с. 2. Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Н. В. Широкова [и др.]. ­ М.: ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­ 160 с. 3. ГОСТ   Р   25623.1   –   2008   Технологии   выполнения   простых   медицинских услуг функционального обследования. 22 ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Большой круг кровообращения начинается из: ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Правого предсердия; 2. Левого предсердия; 3. Правого желудочка; 4. Левого желудочка. 2. Малый круг кровообращения начинается из: 1. Правого желудочка; 2. Правого предсердия; 3. Левого предсердия; 4. Левого желудочка. 3. В левое предсердие впадают: 1. Верхняя и нижняя полые вены; 2. Легочные вены; 3. Аорта; 4. Легочный ствол. 4.  Большой круг заканчивается в: 1. Правом желудочке; 2. Левом предсердии; 3. Правом предсердии; 4. Левом желудочке. 5. Малый круг заканчивается в : 1. Правом предсердии; 2. Левом предсердии; 3. Правом желудочке; 4. Левом желудочке. 6. Частоту пульса определяют по: 1. 2. 3. 4.  интервалу между пульсовыми волнами;   силе,   с   которой   нужно   прижать   лучевую   артерию,   чтобы прекратились пульсовые колебания;  числу пульсовых ударов в минуту;  наполнению артерии кровью. 7.  Напряжение пульса определяют по:  1. интервалу между пульсовыми волнами; 2. силе,   с   которой   нужно   прижать   лучевую   артерию,   чтобы прекратились пульсовые колебания; 3. числу пульсовых ударов в минуту; 4. наполнению артерии кровью. 8. Ритм пульса определяют по: 22 1. интервалу между пульсовыми волнами; 2. силе,   с   которой   нужно   прижать   лучевую   артерию,   чтобы прекратились пульсовые колебания; 3. числу пульсовых ударов в минуту; 4. наполнению артерии кровью. 9. Если пульсовые колебания возникают через неравные промежутки времени, то пульс называется _____________. 10.К свойствам дыхания относится: в) наполнение;              А) тип;  б) тонус; г) напряжение. 22 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ЗАДАНИЕ №1 Заполните таблицу Критерии пульса Характеристика критериев Синхронность  (симметричность) Ритм  Частота Наполнение Напряжение Величина  ЗАДАНИЕ №2 Заполнените схемы: 1 Впишите границы нормы частоты дыхания  Дыхание ______________/ _______?__________/ _____________ ? норма ? 2 Отметьте на схеме границы нормы артериального пульса. Пульс ______________/ _____?_________ / _______________ ? норма ? 3.Заполните схему «Основные характеристики артериального пульса» 22 ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА  Исследование пульса на лучевой артерии № Алгоритм действия Исходны й балл Полученн ый балл 22 Подготовка к процедуре 1. Вымыть и осушить руки 2. Объяснить пациенту, что ему надо исследовать пульс,  получить его согласие Убедиться, что человек спокоен, не волнуется и после  физической нагрузки прошло не менее 10 минут 3. * Выполнение манипуляции 4. Приложить указательный, средний и безымянный пальцы на место прощупывания пульса (между лучевой костью и  сухожилием внутренней лучевой мышцы, если  исследование проводится на лучевой артерии) Определить  характеристику пульсовых волн в течение 1  минуты 5. Слегка придавить артерию к лучевой кости 6. * 7. Необходимо определять пульс одновременно на правой и  на левой лучевых артериях, сравнивая их характеристики,  которые в норме должны быть одинаковыми 8. Отметить данные в истории болезни или в амбулаторной  Завершение процедуры 1 1 2 1 1 2 1 1 10 карте Кол­во баллов 0 ­ 7  8 9 10  Оценк а  2 3 4 5 Всего баллов: Оценочный контроль Оценка __________________  Дата  ___________________  Подпись преподавателя  __________________________                                                        Подпись студента (ки)__________________________     Комментарии преподавателя   ____________________________________________________________________ ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА   Определение частоты дыхательных движений (ЧДД) 22 № 1. 2. 1. 2. Алгоритм действия Оснащение  Перчатки Часы Подготовка к процедуре Надеть перчатки Уложить или усадить удобно пациента Выполнение манипуляции 3.* Взять  руку пациента как для исследования пульса (пациент не должен знать, что ему измеряют частоту дыхательных  движений) Положить руку пациента вместе с вашей рукой на грудь  пациента Засечь время и подсчитывать частоту движений грудной  клетки (поднялась и опустилась ­ одно дыхательное  движение ­ вдох и выдох) за 1 минуту  (можно за 30сек, но  результат тогда нужно удвоить) Сообщить результат измерения пациенту Завершение процедуры Снять перчатки, поместить в ёмкость класса "Б" Отметить в медицинской карте результат исследования 4. 5. 6. 7. 8. Всего баллов: Оценочный контроль Оценка __________________ Исходн ый балл Полученн ый балл 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 11 Кол­во  баллов 0 – 8  9 10 11 Оценка 2 3 4 5  Дата  ___________________  Подпись преподавателя  ________________________                      Подпись студента (ки)__________________________ _____________________________________________________________________     Комментарии преподавателя   22 ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ Цель: диагностическая. Показания: назначение врача. профилактические осмотры. Оснащение: часы или секундомер; температурный лист; ручка. Этапы Обоснование I. Подготовка к процедуре 1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к  нему  обращаться, если медсестра видит пациента  впервые. Установление контакта с  пациента. 2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры, если он  с ней незнаком. Психологическая подготовка  пациента. 3. Получить согласие пациента на процедуру. Соблюдение прав пациента. 4. Подготовить необходимое оснащение. 5. Вымыть и осушить руки или обработать их  антисептиком.  II. Выполнение процедуры: 6. Предложить пациенту сесть или лечь. При этом  руки должны быть расслаблены, кисть и предплечье  не должны быть "на весу". Проведение и документирование  результатов процедуры. Обеспечение инфекционной  безопасности. Обеспечение достоверности   результата. 7. Прижать II, III, IV пальцами лучевые артерии на  обеих руках пациента у основания большого пальца (I  палец должен находиться со стороны тыла кисти),  почувствовать пульсацию и слегка сдавить  артерии. Определение синхронности  пульса. Если пульс синхронный, то в дальнейшем исследование  проводится на одной руке. 8. Определить ритм пульса. Если пульсовая волна следует одна за другой через  равные промежутки времени ­ пульс ритмичный,  если нет ­ аритмичный. Ритм периферического пульса  должен совпадать с ритмом  сердечных сокращений. 22 Примечание: при выраженной аритмии проводят  дополнительное исследование на предмет выявления  дефицита пульса. 9.Определить частоту пульса ­ количество пульсовых  ударов за 1 минуту. Для этого взять часы или  секундомер и определить количество пульсовых  ударов в течении 30 с. Умножить на два (если пульс  ритмичный) и получить частоту пульса. Если пульс  аритмичный ­ считать количество пульсовых ударов в  течение 60 с.  Примечание: частота пульса зависит от возраста,  пола, физической активности. 10. Определить наполнение пульса: если пульсовая  волна четкая, то пульс полный, если слабая ­ пустой,  если пульсовая волна очень слабо прощупывается, то пульс нитевидный. Разница между числом сердечных  сокращений и частотой  периферического пульса в одну и  ту же минуту называется  дефицитом пульса. Обеспечение точности  определения частоты пульса. Нормальная частота пульса: от 2 до 5 ­ около 100 уд/мин; от 5 до 10 лет ­ около 90 уд/мин; взрослые мужчины ­ 65­80 уд/мин; взрослые женщины ­ 75 ­85 уд/мин; пульс чаще 80 уд/мин ­  тахикардия; реже 60 уд/мин ­ брадикардия. Наполнение пульса зависит от  объёма циркулирующей крови и  величины сердечного выброса. 11. Определить напряжение пульса. Для этого нужно прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой  кости. Если пульсация полностью прекращается,  напряжение слабое, пульс мягкий; если ослабевает –  напряжение умеренное; если пульсация не  ослабевает – пульс напряженный, твердый. Обеспечение точности  определения напряжения пульса.  Напряжение зависит от тонуса  артериальных сосудов. Чем выше  показатели АД, тем напряженней  пульс 12. Сообщить пациенту результат исследования Право пациента на информацию. III. Окончание процедуры:  13. Вымыть руки или обработать их антисептиком. Обеспечение инфекционной  безопасности. 14. Сделать запись полученных результатов и  реакции пациента Обеспечение преемственности  сестринского ухода. Примечание: для определения пульса можно использовать височную, сонную,  22 подключичную, бедренную артерии, тыльную артерию стопы. 22 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ Цель: оценка   состояния   сердечно­сосудистой   системы   и   общего   состояния пациента Показания: контроль за состоянием пациента Противопоказания: нет Оснащение:  Секундомер   или   часы   с   секундной   стрелкой , пациентом.  листнаблюдения   за Этапы I. Подготовка к процедуре:  1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и   уважительно   представиться   ему.   Уточнить,   как   к нему   обращаться,   если   медсестра   видит   пациента впервые. 2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры. 3. Получить согласие на процедуру. 5. Подготовить необходимое оснащение. 6. Обработать руки на гигиеническом уровне II. Выполнение процедуры:  1.      Придать   пациенту   удобное   положение,   усадить или уложить его 2.      Положить   свою   руку   на   лучевую   артерию пациента,   как   для   подсчета   пульса   (чтобы   отвлечь внимание пациента) 3.      Подсчитать число движений грудной клетки или эпигастральной области за 1 минуту (вдох и выдох считается за 1 дыхательное движение) 4. Сообщить пациенту результат измерения. III. Окончание процедуры: 5. Вымыть руки и/или  обработать их антисептиком 6. Сделать запись полученных результатов и реакции  пациента. Обоснование Установление пациентом   контакта   с Психологическая   подготовка   к манипуляции Соблюдение прав пациента. Достижение проведения процедуры Обеспечение безопасности Обеспечение результата. достоверности инфекционной эффективного       Достижение проведения процедуры   эффективного Оценка результатов измерения Обеспечение   права   пациента   на ин формацию. Обеспечение безопасности.   инфекционной Обеспечение преемственности наблюдения Примечание:  Частота   дыхания   у   взрослого   в   норме   16­18   в   минуту.   Частое дыхание ­ тахинноэ. Редкое дыхание ­ брадинноэ 22 Код формы по ОКУД _________________________ Код учреждения по ОКП   _____________________                                                                                     Форма № 004/у                                          Медицинская документация ____________________________        наименование учреждения                                                   Утверждена Минздравом СССР               04.10.80 г. № 1030 Карта № ________________ Фамилия, имя, о. больного ______________________ Палата № __________ ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ЛИСТ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в у в Дата       День болезни   День пребывания в стационаре   П      АД    Т   140   200  41   120   175  40   100   150  39   90   125  38   80   100  37   70    75  36   60    50  35   Дыхание        Вес            Выпито жидкости     22 Суточное  количество мочи    Стул           Ванна          22

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Исследование пульса и определение частоты дыхательных движений (ЧДД)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017