Методические рекомендации к составлению программ элективных курсов
В настоящее время создано немало программ элективных курсов в различных профилях обучения. Несмотря на это, появляются новые методические разработки, способствующие созданию новых программ.
Для этих целей сформулируем некоторые требования разработки и создания элективных курсов.
В учебниках по элективным курсам возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешкольным источникам информации и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).
Возможно также создание учебных пособий по элективным курсам в виде набора модулей, что позволило бы определять содержание программы по этим курсам с участием учащихся. Такими модулями могут быть элективные спецкурсы, рассчитанные на 17-34 часа. Это позволит в течение учебного года глубоко изучить 2-4 темы, что позволит сочетать системность знаний по предмету с глубоким изучением отдельных тем курса, выбранных учениками.
Кроме того, существуют определенные требования к элективным курсам. Перечислим их:
1. Избыточность (их должно быть много).
2. Кратковременность (6–16 часов).
3. Оригинальность содержания, названия.
4. Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект).
5. Нестандартизированность.
6. Элективные курсы могут проектироваться педагогам, в связи с тем, что это курсы формируются через школьный комитет УП.
Элективные курсы служат для построения индивидуальных образовательных траекторий школьника. Курсы могут вестись в традиционной форме: лекция, семинар, дискуссия, диспут, выступления с докладами.
В связи с этим разработаны некоторые методические рекомендации к составлению программ элективных курсов.
1. Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:
- иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся;
- способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;
- поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной специализации обучения;
- обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихся.
Элективные курсы могут выполнять различные функции:
- изучение ключевых проблем современности;
- ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности;
- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- дополнение и углубление базового и предметного образования; компенсация недостатков обучения по профильным предметам.
2. Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов.
Место курса в образовательном процессе. При разработке содержания методической системы элективного курса важно показать, каково место курса на ряду с общеобразовательными и с базовыми профильными предметами:
- какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;
- какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;
- как введение курса в учебный план конкретной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного сообщества.
Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет [19, 352].
При отборе содержания курса необходимо ответить на вопросы:
- в чем основная суть теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы учащихся: основные знания, умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения;
- каким образом данное содержание будет способствовать специализации обучения и формированию профильных умений и навыков;
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности [19, 354]. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективных курсов: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов); личностно-деятельностный подход.
При определении форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса. Нужно предусмотреть варианты изучения, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов, тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и.т.п.
Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены; какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.
Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.
Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:
- поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;
- опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;
- включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;
- обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;
- диагностичность и процессуальность поставленных целей, соответствие содержания поставленным целям;
- использование дифференцированного подхода;
- использование адекватных содержанию и психолого-педагогическим особенностям всех субъектов образовательного процесса педагогических технологий.
Структура программы элективного курса:
1. Пояснительная записка включает:
- аннотацию – обоснование необходимости введения данного курса;
- указание на место и роль курса в профильном обучении. Важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;
- цель и задачи элективного курса. Цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей;
- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
- основные принципы отбора и структурирования материала;
- методы, формы обучения, режим занятий. Результат изучения элективного курса – это ответы на вопросы: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения;
- предполагаемые результаты.
2. Учебно-тематический план включает: перечень разделов, тем, количество часов на изучение каждой темы.
3. Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.
4. Методические рекомендации включают: основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме, описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий, дидактические материалы.
При проведении элективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников.
Таким образом, можно утверждать, что разработанные методические рекомендации учителям по созданию программы элективного курса, помогут педагогу разработать свой элективный курс по любой интересующей теме.
В целом, анализ поведения элективного курса «В мире закономерных случайностей» показал, что при создании курса, представленного в выпускной квалификационной работе, были учтены все требования, предъявляемые к элективным курсам. Изучаемый материал полностью соответствует разработанной учебной программе, задания, предлагаемые для решения учащимся, отображают те знания, которыми должен овладеть учащийся после изучения той или иной темы. В соответствии с тем, что элективный курс «В мире закономерных случайностей» дал положительные результаты, были разработаны методические рекомендации по созданию элективных курсов, согласно схеме, по которой был разработан представленный курс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.