МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по выполнению практических занятий учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по выполнению практических занятий учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Оценка 4.7
Лабораторные работы +1
doc
обществознание
Взрослым
05.01.2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по выполнению практических занятий учебной дисциплины  «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Основы философии» предназначены для реализации Федерального государственного образовательного стандарта при подготовке студентов по специальности специальности среднего профессионального образования 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы и выполняет одну из ведущих ролей по формированию научного мировоззрения.
практические по философии.doc

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

обучающимся по выполнению практических занятий

учебной дисциплины  «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород

2015

 

 


Одобрена Предметной (цикловой) комиссией общих гуманитарных ,социально-экономических и общеобразовательных дисциплин

 

 

 

 

Разработана на основе

ФГОС по специальности08.02.09

Рабочей программы учебной

Дисциплины «Основы философии»

 

 

 


 

 

 

 

 

Протокол № _1____

от «__» _____________2015 г.

Протокол № _____

от «__» _____________201 г.

Протокол № _____

от «__» _____________201 г.


 

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

 

______________________

подпись Ф.И.О.

______________________

подпись Ф.И.О.

 

 

 

Заместитель директора по учебно-

методической работе ______________________

подпись Ф.И.О.

______________________

подпись Ф.И.О.

______________________

 


Составитель: Савченко Валентина Николаевна, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОГАПОУ  «БСК»

Рецензент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению практических  работ по дисциплине «Основы философии» предназначены для реализации Федерального государственного образовательного стандарта при подготовке студентов по специальности специальности среднего профессионального образования  08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

        Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы и выполняет одну из ведущих ролей по формированию научного мировоззрения.

     Выпускник СПО должен иметь ясное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе в обществе, необходимое для решения профессиональных задач. Практические (семинарские) занятия — это разнообразные формы деятельности обучающихся по освоению различных проблем философского познания, в том числе, в области науки и техники.    

     Цель практических занятий по дисциплине «Основы философии» - формировать научное мировоззрение и диалектическую культуру творческого мышления студентов, развивать критичность самосознания, вырабатывать умение аргументировано вести дискуссию, прививать навыки устного выступления, научить применять общие философские принципы к анализу общественных явлений и данных специальных наук.

Семинарские занятия проводятся в различных формах: диспута, коллоквиума, творческой дискуссии с использованием индивидуальных заданий, конференции. Поскольку в образовательном процессе развиваются не только познавательные способности, но и формируются устойчивая учебно-профессиональная мотивация, социальные и профессионально-значимые качества, то построение семинарского занятия осуществляется с учетом следующих требований:

Ø диалогичность;

Ø предоставление студенту необходимого пространства, свободы для выбора и принятия самостоятельных решений;

Ø деятельностно – творческий  характер  обучения;

Ø направленность на поддержку индивидуального развития, субъективных знаний и опыта обучаемых.

     Для работы на семинарских занятиях необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, справочной и научно-критической литературы, указанной в планах. При выборе литературы следует ориентироваться на более новые издания, кроме того, подобранная литература должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, чтобы исключить метафизическое усвоение материала. Одним из видов учебной работы, способствующей раскрытию творческой индивидуальности обучающегося, может служить работа над рефератом как видом его учебно-исследовательской деятельности в процессе подготовки к зачету по изучаемой дисциплины. Подготовка докладов и рефератов предполагает составление плана, подбор литературы (не менее трех источников). Текст должен содержать ссылки на используемую литературу.

     Практические работы в зависимости от их содержания выполняются студентами индивидуально. Отчет по результатам практической работы составляется каждым обучающимся самостоятельно. По каждой  работе обучающийся получает оценку после ее оформления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Темы практических работ по учебной дисциплине «Основы философии»

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

1

Основные идеи мировой философии

2

2

Основные направления философии XX века. Философия экзистенциализма

2

3

Русская философия XX столетия. Философия космизма.

2

4

Философия о  глобальных проблемах современности

2

Всего:

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие №1 «Основные идеи мировой философии»

Цель работы: Формирование навыка  работы с философскими текстами,  умения анализировать и делать самостоятельные выводы

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания для обучающихся  по выполнению практических занятий.

2. Хрестоматия по философии

3. Доклады студентов

4. Рабочая тетрадь.

Содержание темы: Предмет, метод и структура философского знания

1. Философия и мировоззрение

2. Проблема метода в философии

3. Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения.     

    Методологические следствия онтологической презумпции.

4. Выполнение проекта: Заполнить  таблицу «Дисциплинарная структура философского знания»

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.

 

Методические рекомендации

Ход работы:

Задания

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики, фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира – …

2) Совокупность теоретических принципов и практических приёмов для осуществления чего-либо – …

3) Философское учение о бытии – …

4) Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового – …

5) Философское учение о ценностях –

 

З а д а н и е 2. Заполните  Таблицу 1 «Дисциплинарная структура философского знания»

 

Философская дисциплина

Предмет изучения

Круг проблем

История философии

 

 

Онтология

 

 

Гносеология

 

 

4. Аксиология

 

 

5. Этика

 

 

6. Эстетика

 

 

7. Социальная философия

 

 

10. Философия природы

 (натурфилософия)

 

 

 

З а д а н и е 3. Упражнения, комментарии.  Прокомментируйте.

1.Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).        Диодор Сицилийский

Ø Объясните, в чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудрецами». Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и укажите на отличия между их взглядами и видами интеллектуальных практик и деятельностью Пифагора.

Ø Почему, на ваш взгляд, Пифагору потребовалось ввести новый термин, чтобы  обозначить свой род занятий?

Ø В чём, на ваш взгляд, отличие между мудростью и философией?

2. «И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создаётся на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя».     Аристотель

 Прокомментируйте.

Ø Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования.

Ø Почему Аристотель настаивает на непрактичности философии? Каким образом при непрактичности данного рода интеллектуальной деятельности Аристотель, тем не менее, настаивает на его необходимости?

Ø Поясните сопоставление Аристотелем философа и «любителя мифов». В чем, на взгляд Аристотеля, заключается общность (или сходство) философии и мифа?

 

Задания 4  для проверки уровня компетенций:

1. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии». М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».

Вопросы:

а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:

а) «Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»;

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) «Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости»;

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Укажите, какие из перечисленных ниже дисциплин являются философскими.

а) гносеология    б) математика     в) этика      г) риторика

2. С кем из перечисленных ниже философов связано понятие «метафизика»?

а) Демокрит      б) Бертран Рассел     в) Джон Локк    г) Аристотель

3. Сопоставьте наименования философских дисциплин и их определения.

а) гносеология                           1) учение о деятельности

б) онтология                              2) учение о познании

в) аксиология                             3) учение о бытии

г) праксиология                        4) учение о ценностях

4. К методам философского познания относятся

а) статистический      б) диалектический   в) линейного программирования

г) экспериментальный.

5. Методологический подход, согласно которому опыт является единственным источником достоверного знания, называется

а) фаллибализмом  б) эмпиризмом     в) гностицизмом    г) прагматизмом.

6. Сопоставьте методологические подходы с противоположными им:

а) рационализм         1) метафизика

б) диалектика            2) эмпиризм

в) идеализм               3) материализм

7. Укажите, в каких странах в древности были интеллектуальные практики, которые

обычно соотносят с понятием «философия».

а) Индия       б) Египет      в) Греция       г) Испания

8. Назовите, какие из перечисленных ниже параметров относятся к числу базовых критериев философского знания:

а) рациональный способ аргументации

б) фидеизм        в) системность

г) непротиворечивость

9. Найдите соответствие между разделом философии и основной категорией

а) гносеология              1) прекрасное

б) этика                         2) человек

в) эстетика                    3) истина

г) антропология           4) благо

10. Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не используются?

а) натурфилософия                   б) социальная философия

в) философия права                 г) нравственная философия

Рекомендуемая литература:

 1. Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект,

2010. – 608 с.

2. Ахутин А. В. Дело философии // Ахутин А. В. Поворотные времена: статьи и наброски. – СПб: Наука, 2005. – С. 22–87.

3. Мамардашвили М. К. Введение в философию / Мамардашвили М. К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 5–170.

4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?  М.: Наука, 1991. – 400 с.

5. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски / – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 448 с.

6. Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 1997.

Интернет-ресурсы:

1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm

2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3.www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

Требования к отчету. Оформить ответы в тетради письменно.

Критерии оценки

 «Отлично» при условии, если обучающийся свободно владеет материалом; дает полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; доказательно раскрыты основные положения; воспроизводя текст ответа (автор отмечает), озвучивает личные комментарии (я считаю / полагаю); убедительно отвечает на дополнительные вопросы и/или работает в течение всего семинара, показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения.

«Хорошо» ставится в том случае, если обучающийся свободно владеет материалом; использует учебную, научную литературу при подготовке к занятию; озвучивает личные комментарии; однако допущены некоторые неточности в определение понятий, терминов; либо выступающий ответил не на все дополнительные вопросы.

«Удовлетворительно» оценивается ответ, построенный на основе лекционного и учебного материала, неубедительный с точки зрения аргументации, без использования дополнительной литературы, не свободно озвучиваемый студентом, отсутствуют личные комментарии. Не может самостоятельно провести сравнительную характеристику понятий и терминов, в ответе не присутствуют доказательные выводы.

«Неудовлетворительно» - если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана или отказ от выступления, незнание материала, не подготовки к семинару.

 

Практическая работа № 2 «Основные направления философии XX века. Философия экзистенциализма»

 

Цель работы: Формирование навыка  работы с философскими текстами,  умения анализировать и делать самостоятельные выводы, ориентироваться    в    наиболее общих философских проблемах бытия, основах философского учения о бытии.

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания для обучающихся  по выполнению практических занятий.

2. Хрестоматия по философии

3. Доклады студентов

4. Рабочая тетрадь.

Содержание темы:

1. Феноменология – ведущее направление в современной философии. Центральная идея: рассмотрение сознания как особой области бытия. Интенциональность – специфическая черта сознания. Феноменологическая редукция. Значение феноменологической методологии.

2. Предпосылки возникновения и основные идеи экзистенциализма. Проблемы бытия в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю).

3. Проблема понимания в герменевтике. Основные этапы развития герменевтики. Герменевтика как «понимающее бытие» (М. Хайдеггер).

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.

 

Методические рекомендации

1. Давая характеристику постклассической европейской философии, обратите внимание на главный принцип разумности бытия, когда разум понимался довольно широко: не только как индивидуальный человеческий, но и распространявшийся на природные законы и духовную культуру. Отметьте, что человек этой эпохи поверил в свои силы и прогресс. Выясните истоки кризиса классической философии, покажите, как происходил поиск новых идей, подходов и концепций миропонимания – появление новых  философских направлений. Осмыслите основное содержание периодов развития философской мысли: антропологического, когнитивного, лингвистического, постмодерна. Определите основные объекты исследования современной философии: философии жизни, экзистенциализма, философской антропологии, психоанализа, структурализма, феноменологии, герменевтики, позитивизма, прагматизма, неокантианства, марксизма, неотомизма и др.

2. Анализируя учебный материал по проблемам тематического блока, выделите наиболее

существенные признаки и характерные особенности развития современной философии. Дайте краткую характеристику существенным признакам современной философии: практицизма, эволюционизма, релятивизма, сциентизма, рационализма и иррационализма.

Ход работы:

Задания

Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи социального опыта, культурных норм и традиций – …

2) Последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности – …

3) Центральное понятие философской герменевтики, определяется как поиск и выявление или как приписывание смысла – …

4) В феноменологии Э. Гуссерля последние глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему – …

5) Первичная устремленность сознания на предмет, мир – …

6) Направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка, – …

 

Задание 2. Заполните таблицу   « Основные этапы развития экзистенциализма»

 

Период

Страна

Философы

 

Россия       

 

 

Германия  

 

 

Франция   

 

 

Испания, Италия, США        

 

 

Задание 3. Упражнения, комментарии

Ø Прокомментируйте отрывок из работы А. Камю.

В работе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» А. Камю так рассуждает об известном герое древнегреческих мифов.

«Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд. Этот миф трагичен, поскольку его главный герой наделён сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живёт так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела, о нём он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение».

Вопросы:

1. Что обозначает понятие «абсурд» в философии А. Камю? Почему Сизиф, в понимании Камю, абсурдный герой?

2. Преодолим ли абсурд существования? Каковы способы его преодоления?

3. В чём состоит победа Сизифа? Почему, по мнению писателя, «ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу»?

4. Как, в представлении философа, связаны между собой абсурд и бунт?

Задание 4. Тестовая проверка знаний

1. Установите соответствие между философским направлением и философом.

а) феноменология                                   1) Э. Фромм

б) неофрейдизм                                       2) Г. Марсель

в) экзистенциализм                                3) Ж. Деррида

г) постмодернизм                                   4) Э. Гуссерль

2. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания и способ бытия, называется

а) герменевтикой              б) структурализмом     в) неотомизмом      г) фрейдизмом.

3. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Бытие и ничто»                                  1) Х.-Г. Гадамер

б) «Истина и метод»                                2) Ж.-П. Сартр

в) «Состояние постмодерна»                  3) З. Фрейд

г) «Толкование сновидений»                  4) Ж.-Ф. Лиотар

4. Соотнесите название принципа и его содержание

а) принцип верификации       1) процедура, посредством которой

устанавливается ложность теории и гипотезы в результате её эмпирической проверки

б) принцип фальсификации 2) подтверждение истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки

5. Понятие «бытия-в-мире» является центральным в философии

а) К. Ясперса       б) А. Камю      в) М. Хайдеггера        г) Ж.-П. Сартра.

7. Р. Барт, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко представители

а) поструктурализма,

б) постпозитивизма,

в) неотомизма,

г) неомарксизма.

8. Назовите русских философов-экзистенциалистов.

а) В. С. Соловьев, П. А. Флоренский

б) Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский

в) А. С. Хомяков, И. В. Киреевский

г) Н. А. Бердяев, Л. Шестов

9. Философия может быть отнесена

а) к эмоциональному уровню мировоззрения

б) обыденно-практическому типу мировоззрения

в) теоретическому уровню мировоззрения

г) стихийному типу мировоззрения.

10. Природу ценностей исследует

а) онтология     б) аксиология      в) гносеология      г) антропология.

11. Высказывание: «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно» –

принадлежит

а) И. Канту     б) Г.  Гегелю    в) К. Марксу      г) А. Шопенгауэру

4. С предложением превратить философию в философию науки выступили представители

а) иррационализма      б) марксизма     в) прагматизма       г) позитивизма.

12. Соотнесите понятия и философов.

а) жизненный порыв                                                1) К. Маркс

б) экзистенция                                                          2) С. Кьеркегор

в) общественно-экономическая формация            3) А. Бергсон

г) воля                                                                        4) А. Шопенгауэр

13. Соотнесите произведения и авторов

а) «Человеческое, слишком человеческое»            1) С. Кьеркегор

б) «Творческая эволюция»                                        2) А. Шопенгауэр

в) «Страх и трепет»                                                    3) А. Бергсон

г) «Мир как воля и представление»                          4) Ф. Ницше

 

Требования к отчету. Оформить ответы в тетради письменно.

Критерии оценки

 «Отлично» при условии, если обучающийся свободно владеет материалом; дает полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; доказательно раскрыты основные положения; воспроизводя текст ответа (автор отмечает), озвучивает личные комментарии (я считаю / полагаю); убедительно отвечает на дополнительные вопросы и/или работает в течение всего семинара, показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения.

«Хорошо» ставится в том случае, если обучающийся свободно владеет материалом; использует учебную, научную литературу при подготовке к занятию; озвучивает личные комментарии; однако допущены некоторые неточности в определение понятий, терминов; либо выступающий ответил не на все дополнительные вопросы.

«Удовлетворительно» оценивается ответ, построенный на основе лекционного и учебного материала, неубедительный с точки зрения аргументации, без использования дополнительной литературы, не свободно озвучиваемый студентом, отсутствуют личные комментарии. Не может самостоятельно провести сравнительную характеристику понятий и терминов, в ответе не присутствуют доказательные выводы.

«Неудовлетворительно» - если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана или отказ от выступления, незнание материала, не подготовки к семинару.    

 

Рекомендуемая литература

1. Зотов А. Ф. Современная западная философия  – М.: Высш. школа, 2001. –784 с.

2. Коплстон Ф. История философии. ХХ век  – М.: Центрполиграф, 2002. – 269 с.

3. Рассел Б. История западной философии  – М.: Деловая книга, 2008. –1004 с.

4. Современная западная философия / под ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск: Книжный Дом, 2009. – 1024 с.

5. Современная западная философия / М. Ф. Пахомкина [и др.]. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2007. – 115 с.    

Интернет-ресурсы:

1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm

2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3.www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

Практическое занятие №3 «Русская философия XX столетия. Философия космизма.»

 

Цель работы: Формирование навыка  работы с философскими текстами,  умения анализировать и делать самостоятельные выводы, ориентироваться    в    наиболее общих философских проблемах

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания для студентов по выполнению практических занятий.

2. Хрестоматия по философии

3. Доклады студентов

4. Рабочая тетрадь.

Содержание темы:

1.Философия всеединства В.С. Соловьева.

2.Русский космизм.

3.Развитие русской философии в XX веке. Религиозные искания. Позитивизм.

Методические рекомендации

Проследите, каким образом проблема смысла русского бытия обсуждалась в традициях православной религиозности, светского радикализма, материализма, «русского социализма», позитивизма.  Дайте аналитический обзор разнообразных течений русской философской мысли ХХ в.: становление «нового религиозного сознания» и русский марксизм в начале века, космизм и развитие философии в СССР,постсоветский период. 

 

Ход работы:

Задания

 

 

1. Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»? Свой ответ обоснуйте.

2. Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева: «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия». 

а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

3. Согласны ли Вы с позицией С.Л. Франка о различии между верой и неверием? "Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Верующий отличается от неверующего не так, как человек, который видит белое, отличается от человека, который на том же месте видит чёрное; он отличается так, как человек с острым зрением — от близорукого или музыкальный человек от немузыкального".

4. Почему, с точки зрения Н.А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы: "Свобода совести — и прежде всего религиозной совести — предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает… В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство…"

5. В работе "Кризис западной философии" Вл. Соловьев писал: "Этот школьный характер остался и за новой философией, для которой невозможность иметь практическое значение вытекала прямо из ее задачи: определение общих основных начал сущего, вечной природы вещей и отношение ее к субъекту как познающему…

Очевидно, что и задача эта, и результат ее разрешения имеют исключительно теоретический характер, заключая в себе те вопросы, которые ставятся субъектом, как только познающим.

Но рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая действительность — субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? Существует вопрос практический: что должно быть? То есть, чего мне хотелось, что делать, из-за чего жить?"

а) В чем, по мнению Вл. Соловьева, состоит заблуждение западной философии?

б) Чем, по его мнению, должна заниматься философия?

в) В чем отличие русской философии от западной, помимо указанного автором текста?

6. В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.

Согласны ли вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.

7. «Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек. Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии. Требование абсолютного равенства есть требование возврата к исходному хаотическому и темному состоянию, нивелированному и недифференцированному, это есть требование небытия. Революционное требование возврата к равенству в небытии родилось из нежелания нести жертвы и страдания, через которые идет путь к высшей жизни… Пафос равенства есть зависть к чужому бытию, неспособность к повышению собственного бытия вне взгляда на соседа. Неравенство же допускает утверждение бытия во всяком, независимо от другого».

а) Почему Н.А. Бердяев видит источник «творческого движения в мире» именно в неравенстве?

б) Какими мотивами объясняет Н.А. Бердяев требование всеобщего равенства, отстаиваемое революционным путем?

8. Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». 

«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

Требования к отчету. Оформить ответы в тетради письменно.

Критерии оценки

 «Отлично» при условии, если обучающийся свободно владеет материалом; дает полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; доказательно раскрыты основные положения; воспроизводя текст ответа (автор отмечает), озвучивает личные комментарии (я считаю / полагаю); убедительно отвечает на дополнительные вопросы и/или работает в течение всего семинара, показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения.

«Хорошо» ставится в том случае, если обучающийся свободно владеет материалом; использует учебную, научную литературу при подготовке к занятию; озвучивает личные комментарии; однако допущены некоторые неточности в определение понятий, терминов; либо выступающий ответил не на все дополнительные вопросы.

«Удовлетворительно» оценивается ответ, построенный на основе лекционного и учебного материала, неубедительный с точки зрения аргументации, без использования дополнительной литературы, не свободно озвучиваемый студентом, отсутствуют личные комментарии. Не может самостоятельно провести сравнительную характеристику понятий и терминов, в ответе не присутствуют доказательные выводы.

«Неудовлетворительно» - если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана или отказ от выступления, незнание материала, не подготовки к семинару.    

Рекомендуемая литература

1.Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 337 с.

1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с (с хрестоматией).

2.Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 288 с. (Профессиональное образование).

Литература к семинару:

1.Бердяев, Н.А. О русской философии / Н.А. Бердяев. – М., 2011.

2.Зеньковский, В.В. История русской философии : в 2 т. / В.В. Зеньковский. - Ростов н/Д, 1999.

3.История русской философии : учебник для вузов / ред. колл. : М.А. Маслин и др. - М., 2011.

4.Сербиненко, В.В. Русская религиозная метафизика (XX в.) : курс лекций / В.В. Сербиненко. - М., 1996.

Интернет-ресурсы:

1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm

2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3.www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

Практическая работа № 4

«Философия о  глобальных проблемах современности»

Цель работы: Представить собственное видение развития философии и ее направлений  в будущем, создание собственных произведений с использованием  мультимедийных технологий по предложенной тематике, владение основными видами публичных выступлений.

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания для обучающихся  по выполнению практических занятий.

2.Рабочая тетрадь.

Содержание темы:

1. Основные значения понятия «глобализация». Сущность и истоки глобальных проблем. Значение работ А. Печчеи для становления глобалистики. Роль Римского клуба в изучении глобальных проблем.

2. Типы глобальных проблем: проблемы войны и мира, социальные, демографические, экологические, духовно-нравственные и др.

3. Возможные сценарии будущего. Пути решения глобальных проблем и значение философского знания в этом процессе. Роль утопии и антиутопии в социально-философском познании.

2. Групповая работа: представление и защита группами моделей прогнозов будущего человечества:

ü Оптимистический прогноз.

ü Пессимистический прогноз.

Методические рекомендации

1. Определите, изучая материал темы, надежды человечества на будущее. Познакомьтесь с обоснованиями возможности предсказания будущего. Каков предмет особой дисциплины – футурологии? Установите особенность и содержание социального прогнозирования.

2. Используйте при подготовке к ответу по вопросу материал пособия о Римском клубе и

Определите показатели, которыми характеризуются глобальные проблемы. Установите группы глобальных проблем. В чем суть духовного кризиса?

Определите содержание энергетического, демографического, экологического кризиса. Каково содержание закона Мальтуса?

3. Представьте различные сценарии будущего Земной цивилизации с опорой на теоретический материал пособия и дополнительные источники. Определите пути решения

глобальных проблем человечества. Познакомьтесь с философией представителей научно-

технического оптимизма А. Белла, А. Тоффлера и др. Определите суть концепции «золотого миллиарда». Чем обусловлено появление в западной философии этой концепции? Выделите главные идеи воззвания известных ученых мира «Предупреждение человечеству».

 Выполните задания по теме.

Ход работы:

Задания

 

Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философско-мировоззренческая ориентация, рассматривающая науку как

высшую ступень развития человеческого разума и означающая веру в способность науки разрешить все социальные проблемы, – …

2) Метод исследования определённых объектов путём воспроизведения их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог того или

иного фрагмента действительности, – …

3) Система искусственных органов и средств человеческой деятельности, предназначенных для её облегчения и повышения эффективности, применяемых

для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества, – …

4) Система учений о морали и нравственности – …

5) Научное направление, возникающее на стыке таких наук, как социология,

экономика и философия, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных проблем, – …

 

Задание 2. Упражнения, комментарии

Ø Прочитайте отрывки из работы О. Шпенглера «Человек и техника» (1932). Проанализируйте наблюдения и выводы немецкого мыслителя.

«Трагизм нашего времени заключается в том, что лишённое уз человеческое мышление уже не в силах улавливать собственные последствия. Техника сделалась эзотерической, как и высшая математика, которой она пользуется, как физическая теория, незаметно идущая со своими абстракциями от анализа явлений к чистым формам человеческого познания. Механизация мира оказывается стадией опаснейшего перенапряжения… Всё органическое подлежит тотальной организации, искусственный мир пронизывает и отравляет мир естественный. Сама цивилизация стала машиной, которая всё делает или не желает делать по образцу машины… Но великолепное техническое развитие ХХ в. было возможно только на основе постоянно растущего духовного уровня. Не только убывание, уже остановка тут опасна и указывает на приближение конца, независимо от числа хо-

рошо обученных рабочих рук…Машинная техника кончится вместе с фаустовским человеком, однажды она будет разрушена и позабыта – все эти железные дороги, пароходы, гигантские города с небоскрёбами, как некогда были оставлены римские дороги или Великая китайская стена, дворцы Мемфиса и Вавилона. История этой техники

приближается к скорому и неизбежному концу. Она будет взорвана изнутри, как все великие формы всех культур».

Вопросы:

 1. Какие проблемы современной культуры обнаружил и описал Шпенглер?

Кто из философов и писателей высказывал похожие идеи?

2. Как оценивает Шпенглер феномен техники? В чём заключается, по его мнению, проблема современной техники?

3. Почему в работе Шпенглера появляется образ Вавилонской башни? Что обозначает этот символ в культуре? Поясните слова философа о том, что цивилизация «будет взорвана изнутри».

4. Возможно ли решение поставленных Шпенглером проблем? Какие пути решения предлагаются?

Задание 3. Групповая работа: представление и защита группами моделей прогнозов будущего человечества:

Ø Оптимистический прогноз.

Ø Пессимистический прогноз.

1. Выполнение творческого задания: представление и защита в ходе групповой работы оптимистического и пессимистического прогнозов будущего человечества начните с изучения методических рекомендаций в пособии – с. 114. Вспомните, что представляет собой социальное прогнозирование. Изучите глоссарий по теме.

2. Выделите этапы прогнозирования. Познакомьтесь и примите к сведению ключевые слова по теме исследования. Изучите теоретический материал по теме исследования.

Найдите и отберите дополнительный материал в Интернет-ресурсе, СМИ и др. источниках.

3. Выступите с защитой своего проекта. Подготовьте вопросы оппонентам. Проявите творческую смекалку – дополните содержание и проведение своими предложениями, оригинальными дополнениями, оформлением. Участвуйте в дискуссии.

Сделайте выводы по теме.

Задание 4. Тестовая проверка знаний

1. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная

человеческая деятельность становится главным определяющим фактором, есть

а) сознание,

б) ноосфера,

в) глобализация,

г) экология.

2. К глобальным проблемам не относится

а) вырубка тропических лесов,

б) экономическое неравенство,

в) рост народонаселения Земли,

г) угроза ядерной войны.

3. Совокупность представлений о будущем человечества называется

а) футурологией,

б) космизмом,

в) антропоцентризмом,

г) постмодернизмом.

4. Соотнесите произведение и его автора.

а) «Футуршок»                                                1) С. Хантингтон

б) «Конец истории»                                        2) К. Ясперс

в) «Столкновение цивилизаций»                    3) Э. Тоффлер

г) «Смысл и назначение истории»                  4) Ф. Фукуяма

5. Наука о сохранении целостности естественной среды перед лицом угрозы со стороны

современной индустрии и технологий – это

а) философия,

б) биология,

в) синергетика,

г) экология.

6. Авторы понятия «ноосфера»

а) Т. де Шарден и В.И. Вернадский,

б) А. Н. Бердяев и А. Камю,

в) К. Маркс и В. И. Ленин,

г) Ж. Делёз и Ф. Гваттари.

7. «Римский клуб» – это

а) объединение европейских политиков, цель которого – борьба с коррупцией,

б) объединение мировой элиты для создания «золотого миллиарда»,

в) объединение учёных и общественных деятелей для изучения глобальных проблем,

г) объединение олигархов, цель которого решение экологических проблем.

8. Слово «техника» переводится

а) как орудие, инструмент,

б) искусство, мастерство,

в) знание, наука,

г) обработка, возделывание.

9. Соотнесите произведение и его автора

а) «Мы» 1) Д. Оруэлл

б) «1984» 2) О. Хаксли

в) «О, дивный новый мир» 3) С. Лем

г) «Футурологический конгресс» 4) А. и Б. Стругацкие

д) «Обитаемый остров» 5) Е. Замятин

10. Автором утверждения «Философия – культура ума» является

а) М. Шелер     б) Л. Шестов    в) Б. Паскаль      г) Цицерон.

Критерии оценки

 «Отлично» при условии, если обучающийся свободно владеет материалом; дает полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; доказательно раскрыты основные положения; воспроизводя текст ответа (автор отмечает), озвучивает личные комментарии (я считаю / полагаю); убедительно отвечает на дополнительные вопросы и/или работает в течение всего семинара, показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения.

«Хорошо» ставится в том случае, если обучающийся свободно владеет материалом; использует учебную, научную литературу при подготовке к занятию; озвучивает личные комментарии; однако допущены некоторые неточности в определение понятий, терминов; либо выступающий ответил не на все дополнительные вопросы.

«Удовлетворительно» оценивается ответ, построенный на основе лекционного и учебного материала, неубедительный с точки зрения аргументации, без использования дополнительной литературы, не свободно озвучиваемый студентом, отсутствуют личные комментарии. Не может самостоятельно провести сравнительную характеристику понятий и терминов, в ответе не присутствуют доказательные выводы.

«Неудовлетворительно» - если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана или отказ от выступления, незнание материала, не подготовки к семинару.    

 

Рекомендованная литература:

1. Алексеев П. В. Социальная философия / П. В. Алексеев. – М. : ТК Велби ; Проспект,2010. – 256 с.

2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация / И. В. Бестужев-Лада. – М. : Алгоритм, 2011. – 448 с.

3. Биосфера и человечество: пути к диалогу. – М. : МГУ, 2011. – 192 с.

4. Горохов В. Г. Основы философии техники / В. Г. Горохов. – М. : Гардарики, 2007. –336 с.

5. Тавризян Г. М. Философы ХХ в. о технике и «технической цивилизации» / Г. М. Тавризян. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 216 с.

6. Усольцев В. А. Русский космизм и современность / В. А. Усольцев. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2009. – 228 с.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М. : Республика, 2011. – 527 с.

Литература к семинару:

1. Арбатов А. Мир полон тревог. России надо собраться //Российская Федерация сегодня. – 2012. - № 7. – С. 28-30.

2. Вахрамеев А. В. Международный терроризм и национальная безопасность России //Социально-гуманитарные знания. – 2014. - № 2. – С. 3-15.18

5. Зуев К. А. Продуктивный анализ процесса глобализации //Социально - гуманитарные знания. – 2004. – № 3. – С. 346-352.

8. Многогранная глобализация /Под ред. проф. К. Х. Делокарова. – М., 2003.

9. Хрестоматия по философии: учеб. пособие /Сост. П. В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – С. 509-518.

 

Интернет-ресурсы:

1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm

2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3.www.diplom-inet.ru/resursfilos

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ

Одобрена Предметной (цикловой) комиссией общих гуманитарных ,социально-экономических и общеобразовательных дисциплин

Одобрена Предметной (цикловой) комиссией общих гуманитарных ,социально-экономических и общеобразовательных дисциплин

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Для работы на семинарских занятиях необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, справочной и научно-критической литературы, указанной в планах

Для работы на семинарских занятиях необходимо самостоятельное изучение первоисточников, учебной, справочной и научно-критической литературы, указанной в планах

Темы практических работ по учебной дисциплине «Основы философии» № п\п

Темы практических работ по учебной дисциплине «Основы философии» № п\п

Практическое занятие №1 «Основные идеи мировой философии»

Практическое занятие №1 «Основные идеи мировой философии»

Гносеология 4

Гносеология 4

И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная,…

И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная,…

Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»; б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается…

Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»; б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается…

Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не используются? а) натурфилософия б) социальная философия в) философия права г) нравственная философия

Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не используются? а) натурфилософия б) социальная философия в) философия права г) нравственная философия

Неудовлетворительно» - если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях, персоналиях);…

Неудовлетворительно» - если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях, персоналиях);…

Определите основные объекты исследования современной философии: философии жизни, экзистенциализма, философской антропологии, психоанализа, структурализма, феноменологии, герменевтики, позитивизма, прагматизма, неокантианства, марксизма, неотомизма и др

Определите основные объекты исследования современной философии: философии жизни, экзистенциализма, философской антропологии, психоанализа, структурализма, феноменологии, герменевтики, позитивизма, прагматизма, неокантианства, марксизма, неотомизма и др

О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех?

О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех?

В. С. Соловьев, П. А. Флоренский б)

В. С. Соловьев, П. А. Флоренский б)

Не может самостоятельно провести сравнительную характеристику понятий и терминов, в ответе не присутствуют доказательные выводы

Не может самостоятельно провести сравнительную характеристику понятий и терминов, в ответе не присутствуют доказательные выводы

Проследите, каким образом проблема смысла русского бытия обсуждалась в традициях православной религиозности, светского радикализма, материализма, «русского социализма», позитивизма

Проследите, каким образом проблема смысла русского бытия обсуждалась в традициях православной религиозности, светского радикализма, материализма, «русского социализма», позитивизма

Почему, с точки зрения Н.А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы: "Свобода совести — и прежде всего религиозной совести — предполагает, что в личности есть…

Почему, с точки зрения Н.А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы: "Свобода совести — и прежде всего религиозной совести — предполагает, что в личности есть…

Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства

Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства

Хорошо» ставится в том случае, если обучающийся свободно владеет материалом; использует учебную, научную литературу при подготовке к занятию; озвучивает личные комментарии; однако допущены некоторые неточности…

Хорошо» ставится в том случае, если обучающийся свободно владеет материалом; использует учебную, научную литературу при подготовке к занятию; озвучивает личные комментарии; однако допущены некоторые неточности…

Практическая работа № 4 «Философия о глобальных проблемах современности»

Практическая работа № 4 «Философия о глобальных проблемах современности»

Ход работы: Задания Задание 1

Ход работы: Задания Задание 1

Она будет взорвана изнутри, как все великие формы всех культур»

Она будет взорвана изнутри, как все великие формы всех культур»

К глобальным проблемам не относится а) вырубка тропических лесов, б) экономическое неравенство, в) рост народонаселения

К глобальным проблемам не относится а) вырубка тропических лесов, б) экономическое неравенство, в) рост народонаселения

Соотнесите произведение и его автора а) «Мы» 1)

Соотнесите произведение и его автора а) «Мы» 1)

Биосфера и человечество: пути к диалогу

Биосфера и человечество: пути к диалогу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017