Методические советы из опыта преподавания «Математика», № 4/2001
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
математика
Взрослым
25.10.2019
Методические советы из опыта преподавания
«Математика», № 4/2001
Качественное и осознанное усвоение материала курса 5–6-х классов является основой для успешного овладения систематическими курсами алгебры и геометрии в среднем и старшем звене школы, поскольку в 5-х и 6-х классах заканчивается формирование навыков вычислений с натуральными числами, формируются умения выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями, умения решать текстовые задачи разными способами, в том числе и с помощью уравнений, развивается «числовая зоркость». В свою очередь, большое значение для усвоения этого курса, выработки прочных навыков вычислений имеет база, создаваемая в начальных классах.
Учителю математики, работающему в 5–6-х классах, нужно иметь в виду, что в математической подготовке младших школьников в последние годы произошли некоторые изменения, которые следует учитывать, планируя свою работу с детьми.
Прежде всего, из курса математики по программе 1–4 исключено знакомство с долями и обыкновенными дробями, что осложняет работу детей в 5-м классе. Рассматривается только умножение многозначного числа на двузначное, а деление – только на однозначное число. Меньшее, чем по традиционным учебникам, внимание в ряде новых экспериментальных (но получивших широкое распространение в школах) учебников уделяется формированию вычислительных навыков учащихся – как устных, так и письменных. Постепенно снижается подготовленность детей и по некоторым традиционным вопросам курса: постоянно возрастает число ошибок в определении порядка действий (до 15%–20% учащихся), хуже становятся умения решать текстовые задачи (в частности, за счет ухудшения техники чтения, вычислительных умений) и др.
мат5 Таблицы для устного счета_статья.doc
В. Жохов, В. Погодин
Москва
Методические советы из опыта преподавания
«Математика», № 4/2001
Качественное и осознанное усвоение материала курса 5–6х классов является
основой для успешного овладения систематическими курсами алгебры и геометрии в
среднем и старшем звене школы, поскольку в 5х и 6х классах заканчивается
формирование навыков вычислений с натуральными числами, формируются умения
выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями, умения решать
текстовые задачи разными способами, в том числе и с помощью уравнений, развивается
«числовая зоркость». В свою очередь, большое значение для усвоения этого курса,
выработки прочных навыков вычислений имеет база, создаваемая в начальных
классах.
Учителю математики, работающему в 5–6х классах, нужно иметь в виду, что в
математической подготовке младших школьников в последние годы произошли
некоторые изменения, которые следует учитывать, планируя свою работу с детьми.
Прежде всего, из курса математики по программе 1–4 исключено знакомство с
долями и обыкновенными дробями, что осложняет работу детей в 5м классе.
Рассматривается только умножение многозначного числа на двузначное, а деление –
только на однозначное число. Меньшее, чем по традиционным учебникам, внимание в
ряде новых экспериментальных (но получивших широкое распространение в школах)
учебников уделяется формированию вычислительных навыков учащихся – как
устных, так и письменных. Постепенно снижается подготовленность детей и по
некоторым традиционным вопросам курса: постоянно возрастает число ошибок в
определении порядка действий (до 15%–20% учащихся), хуже становятся умения
решать текстовые задачи (в частности, за счет ухудшения техники чтения,
вычислительных умений) и др.
Поэтому параллельно с изучением новых вопросов в 5 и 6х классах
необходимо планомерно вести повторение, восполнять пробелы в подготовленности
учащихся по предмету, поддерживать и совершенствовать общие и специальные умения
и навыки.
В 5м классе практически все второе полугодие посвящено изучению темы
«Десятичные дроби и проценты». На этой стадии обучения происходит переход от
множества целых неотрицательных чисел к множеству рациональных неотрицательных.
При этом обучение строится с опорой на известные учащимся алгоритмы действий с
натуральными числами, постоянно используются знания и умения, полученные ими в
начальных классах (знание состава числа, таблиц сложения и умножения и т.д.).
Понятно, что в течение всего полугодия в зоне внимания учителя должны оставаться
проблемы повторения опорных знаний, совершенствования вычислительных и других
специальных умений.
В 6м классе во втором полугодии подводятся итоги многолетней работы по
обучению детей вычислениям, и основная задача, стоящая перед учителем математики,
наряду с изучением темы «Положительные и отрицательные числа» и продолжением
формирования у учащихся навыков вычислений с обыкновенными дробями,
организовать качественное повторение изученного в 15м классах, и особенно –
продолжить тренировку в вычислениях с натуральными числами, десятичными дробями
и процентами: на следующих ступенях обучения практически не будет ни времени, ни
возможностей для «дообучения» школьников вычислениям, без чего скольконибудь
полноценное изучение математики в следующих классах невозможно.
Насыщение уроков разнообразными, интересными и полезными вычислительными
заданиями при большой платности текущего теоретического материала, задач по
изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных
упражнений на уроках (заметим, что устный счет – первооснова любых вычислений).
Основная функция устных упражнений – актуализация опорных для конкретной темы
знаний и умений, подготовка учащихся к работе на протяжении всего урока, а также
систематическое повторение изученного, поддержание и совершенствование основных
специальных умений и навыков, в том числе и навыков вычислений.
Формирование любого навыка – процесс достаточно длительный, требующий не
только большого числа упражнений, но и определенных усилий для поддержания
навыка, уже выработанного. И вычислительные навыки, конечно же, не исключение.
Организация устных упражнений всегда была и остается «узким местом» в
работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную
«вычислительную нагрузку», предложить разнообразные задания, стимулирующие
развитие внимания, памяти, эмоциональноволевой сферы, оперативно проверить
правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе
детей – действительно весьма трудная задача. Обычно подготовка заданий для устной
работы учащихся занимает много времени, да и запись большого числа упражнений на
доске отнимает у учителя практически все перемены.
Помочь в разрешении этой проблемы помогают, как показывает наш опыт
обучения школьников в средних классах, наборы упражнений – тренажеры. Они
предназначены как для работы в классе на уроке, так и для самостоятельной работы
ученика дома.
Основное их назначение – формировать у учеников прочные навыки вычислений,
эффективно развивая попутно внимание и оперативную память детей – необходимые
компоненты успешного овладения школьным курсом математики.
Родителям такие наборы упражнений позволяют проверить действительный
уровень знаний своего ребенкаученика и помочь ему в освоении обязательных умений
по математике, наладить систематическую тренировку в вычислениях.
Учителю на уроке они помогают организовать, сделать более продуктивной и
насыщенной устную работу, каждодневную тренировку детей в устных и письменных
вычислениях. Работа будет более эффективной и легко организуемой, если наборы
заданий тренажера будут у каждого ученика класса.
Задания тренажера позволяют предложить ученику выполнить большой объем
вычислений за небольшое время. Таким образом, оттачиваются не только собственно
вычислительные навыки, формируется «числовая зоркость», но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребенка. В результате такой тренировки
каждый ребенок приучается быстро и правильно считать и думать, овладевает
различными приемами самопроверки, значительно лучше ориентируется в числовых
множествах.
Таблицы тренажера рассчитаны на многократное использование, поэтому
никаких записей в них ученикам делать не следует.
Все виды заданий тренажера разбиты на отдельные части,
помеченные
заглавными буквами. Каждая такая часть – одна порция при проведении устного
счета. При выполнении заданий типа упр. 1 ученик произносит или записывает (в
тетради или на отдельном листочке) ответ каждого действия. При выполнении
цепочных вычислений (задания типа упр. 9) результаты промежуточных действий
не называются и не записываются, ученик фиксирует только окончательный
ответ.
Задания тренажера можно предлагать как для индивидуальной, так и для
коллективной работы в классе.
В ходе устной работы на уроке с использованием тренажера можно проводить
математические эстафеты: ученики по очереди называют ответы отдельных
примеров (при необходимости – уделять больше внимания развитию устной речи
школьников, можно предлагать им предварительно прочитывать выражение). В хорошо
подготовленном классе каждому отвечающему можно предлагать не одно, а 5 или – в
более простых случаях – 10 заданий (для такой организации эстафеты в группах
заданий выделены блоки по пять или десять заданий).
Очень полезна работа в парах, когда один ученик называет ответы соседу по
парте, а тот проверяет их правильность; при выполнении следующего задания ответы
называет второй, а первый проверяет. В этом случае каждому ученику предлагается
для решения целая группа заданий, отмеченная в тренажере заглавной буквой, или
несколько отдельных блоков из одной или разных групп.
Цепочные вычисления предназначены в основном для самостоятельной работы
детей: каждому варианту дается один набор столбиков (см., например, упр. 9, наборы А
и Б), и учащиеся записывают окончательные ответы к ним. За эту работу может
быть выставлена оценка.
Кроме непосредственных вычислений, задания тренажера можно использовать и
для составления учениками текстовых задач по данным в упражнениях числовым
выражениям.
Обратим особое внимание на то, что все задания тренажера в течение учебного
года можно использовать многократно, предлагать их на каждом уроке на этапе
устной работы.
Приведем ряд заданий для устной работы с учащимися 5 и 6х классов во втором
полугодии.
Тематика тренировочных заданий для устных вычислений
Учебная тема
Натуральные числа и нуль
Сложение и вычитаний натуральных чисел
Нахождение дополнения до круглого числа
Табличное и внетабличное умножение и деление натуральных чисел
Увеличение натурального числа в несколько раз
Все арифметические действия с натуральными числами в пределах 100 (и
сводящиеся к ним)
Определение порядка выполнения арифметических действий
Представление числа в виде суммы натуральных чисел
Выражение величин в других единицах
Арифметические действия с именованными числами
Вычисление периметра и площади прямоугольника
Решение уравнений
Вычисления по формуле пути
Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда
Обыкновенные дроби
Представление неправильных дробей смешанными числами и обратное
преобразование
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
знаменателями
Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичные дроби
Умножение десятичных дробей
Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Все арифметические действия с десятичными дробями
Представление натурального числа в виде суммы, разности» произведения
или частного десятичных дробей
Выражение величин в других единицах
Вычисления по формулам пути, периметра и площади прямоугольника,
объема прямоугольного параллелепипеда
Решение уравнений
Проценты
Номера
заданий
1, 3
4
2, 5, 7
6
8, 9–13
14
17
20, 23
21, 22
10, 18
15, 16, 18,
19
24
25
26, 27
28
29, 30, 31,
37
32, 33, 34
38
35, 36
39
40
47–50
51–53
41,42 Выражение чисел в процентах и представление процентов в виде
десятичных дробей
Нахождение нескольких процентов числа
43, 44
45, 46
Методические советы из опыта преподавания «Математика», № 4/2001
Методические советы из опыта преподавания «Математика», № 4/2001
Методические советы из опыта преподавания «Математика», № 4/2001
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.