Методический семинар на тему: «Эффективные приемы работы с текстом в начальной школе»
Оценка 4.6

Методический семинар на тему: «Эффективные приемы работы с текстом в начальной школе»

Оценка 4.6
Семинары
docx
русская литература
1 кл—4 кл
17.08.2022
Методический семинар на тему: «Эффективные приемы работы с текстом в начальной школе»
В одном из своих выступлений, В.В. Путин сказал: «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду».
Методический семинар Эф приемы работы с текстом.docx

Методический семинар

на тему:

«Эффективные приемы работы с текстом в начальной школе»

 

Ежедневно и взрослый, и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.

         Тема моего выступления «Стратегии смыслового чтения: приемы эффективной работы с текстом в начальной школе».

Еще на протяжении своей учёбы в университете, я обратила внимание, что проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. В одном из своих выступлений, В.В. Путин сказал:  «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду».

Каковы причины этого явления? Причин много, но хотелось бы озвучить основные:

Во-первых, по моему мнению, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.

Во-вторых, я считаю, что, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.

В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Техническая сторона включает: способ, темп чтения, правильность и выразительность чтения.

За период своей работы, я заметила, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Когда я начала использовать в своей работе приемы смыслового чтения, я убедилась, что когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своим внутренним миром.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

ü понимать текст;

ü анализировать

ü сравнивать ;

ü видоизменять;

ü генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся  для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.

 Работа с любым текстом предполагает три этапа:

1. До прочтения текста (предтекстовый). Этот этап направлен на формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности.

Стратегий предтекстовой деятельности множество. На слайде вы можете увидеть некоторые из них.

Сейчас очень популярно проводить «Мозговой штурм». Я не исключение. Мне очень понравился приём «Ассоциативный куст». Такая работа позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. 

2. Этап Стратегии текстовой деятельности множество. На слайде вы можете увидеть некоторые из них.

 «Чтение с остановками» один из активных приёмов, которые я использую на уроках. Как вы видите на слайде, данный приём проходит 3 стадии. Очень практично, что дети читают дозированно. И когда после каждой смысловой части делается остановка, есть возможность отследить уровень понимания и осмысления текста детьми посредством обсуждения прочитанного или выполнения задания в группах или индивидуально.

Этап, который после прочтения текста (послетекстовой). Здесь мы с детьми работаем  над усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанное, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.

  Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Многие считают ромашку Блума «замученным» приёмом, однако, я считаю, использование этого приёма наиболее удобным для осмысления прочитанного материала по любых предметам. Цель данной ромашки, с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции.

Мы с ребятами изготовили ромашку, на каждом из шести лепестков мы записали вопросы разных типов. На последующих уроках , пользуясь ромашкой- подсказкой, проводилась работа индивидуальная, парная или групповая.

   При отработке приёма я  указывала учащимся на качество вопросов, отсеивая всё случайное и ненужное.

Я учу детей смысловому чтению, чтобы дети смогли, прочитав любую книгу, дать ей личную оценку, откликнулись на содержание, извлекли полезную информацию и использовали, как положительный опыт, в любой жизненной ситуации.

Спасибо за внимание!


 

Методический семинар на тему: «Эффективные приемы работы с текстом в начальной школе»

Методический семинар на тему: «Эффективные приемы работы с текстом в начальной школе»

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения

Чтение с остановками» один из активных приёмов, которые я использую на уроках

Чтение с остановками» один из активных приёмов, которые я использую на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2022