В методическом материале технологическая карта урока рассматривается как продукт мозгового штурма учителя. При составлении технологической карты урока идет опора на необходимость описания всего процесса деятельности, указание операций, их составных частей. С помощью технологической карты можно тщательно планировать каждый этап деятельности, введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.Технологическая карта позволяет максимально полно отражать последовательность действий, приводящих к намеченному результату, координировать действия всех субъектов педагогической деятельности. В работе дана подробная структура технологической карты урока музыки.
Технологическая карта урока музыки как современная форма планирования
педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Цель: изучение вопроса составления “технологической карты”.
Технологическая карта
– это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в средней
школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных
образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных
производств.
Технологическая карта урока – современная форма планирования
педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у
учащихся на уроках.
Моделирование и проведение урока музыки с использованием технологической
карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию
предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на
подготовку учителя к уроку.
Задача технологической карты – отразить так называемый “деятельностный
подход” в обучении.
На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия
учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма
учителя. И для него важен визуальный образ урока.
Параметрами технологической карты могут быть этапы урока, его цели, содержание
учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта позволит учителю музыки:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год
o
o
o
o
o
посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов
учащимися на каждом этапе освоения темы.
Параметры урока:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Исходя из данного определения, что технологическая карта урока – современная
форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, можно
выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании
технологической карты урока музыки:
необходимость описания всего процесса деятельности;
указание операций, их составных частей.педагогической деятельности;
В структуре технологической карты урока музыки необходимо предусмотреть
следующие возможности:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех
осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов
введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с
выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество
самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные
стороны.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока.
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД).
5. Выбор форм работы на уроке.
6. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Структура технологической карты.
1й этап. «Организационномотивационный». Деятельность учителя: включение в деловой
ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2й этап. «Формулирование темы урока».
Деятельность учителя: организовывает
погружение в проблему. Деятельность учащихся: узнают ключевое слово, которое является
темой урока.
3й этап. «Постановка цели и задач». Деятельность учителя: Подводит детей к
формулировке цели и задач урока. Деятельность учащихся: формулируют цель и задачи.
Соглашаются, что для показа более глубоких знаний нужно сопоставить, проанализировать
имеющиеся знания.
4й этап. «Актуализация знаний (повторение материала прошлого урока)». Деятельность
учителя: предлагает учащимся вспомнить материал. Деятельность учащихся: отвечают на
вопросы учителя.
5й этап. «Открытие новых знаний». Деятельность учителя: организовывает устный
коллективный анализ учебной задачи. Дает сведения о композиторе. Показывает портрет.
Проводит слушание музыки. Деятельность учащихся: обсуждение учащимися гипотез.
Дают интонационную характеристику. Обращают внимание на выразительность и
изобразительность музыки.
6й этап. «Первичная проверка понимания». Деятельность учителя: нацеливает на
практическое задание. Деятельность учащихся: слушают музыку. Выполняют практическое
задание. Сиквейн. Ответы учащихся.
7й этап. «Применение знаний в практической деятельности». Деятельность учителя:
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Деятельность учащихся:
выполняют задание с последующей взаимопроверкой.8й этап. «Вокальнохоровая работа». Деятельность учителя: показывает песню. Проводит
беседу по содержанию песни. Деятельность учащихся: слушают. Отвечают на вопросы
учителя. Разучивают песню по музыкальным фразам или исполняют песню.
9й этап. «Итог урока». Деятельность учителя: подведение итога. Связь с другими
предметами. Выставление оценок. Деятельность учащихся: самостоятельно делают
выводы. Используют прием «ПОПСформула», который позволяет кратко выразить
собственную позицию по теме.
10й этап. «Домашнее задание». Деятельность учителя: объясняет домашнее задание.
Учебник, вопросы в учебнике. Творческая тетрадь. Деятельность учащихся: выполнение
задания.
11й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: контрольно
оценивающая деятельность, организует рефлексию: предлагает заполнить карту
самооценки. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.