Методический семинар "Инклюзивное образование"
Оценка 4.7

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Оценка 4.7
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
26.03.2018
Методический семинар "Инклюзивное образование"
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Фёдорова Анастасия Николаевна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности Л. И. Швецова Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются здоровые дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми.
Инклюзивное образование.docx
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Фёдорова Анастасия Николаевна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности Л. И. Швецова Долгие   годы   система   образования   четко   делила   детей   на   обычных   и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются здоровые   дети.   Несправедливость   такой   ситуации   очевидна.   Дети   с особенностями   развития   должны   иметь   равные   возможности   с   другими детьми.  Еще Л. С. Выготский писал, что при всех достоинствах наша специальная школа   отличается   тем   основным   недостатком,   что   замыкает   своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг   школьного   коллектива,   создает   замкнутый   мир,   в   котором   все приспособлено   к   дефекту   ребенка,   все   фиксирует   его   внимание   на   своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции. Международный   опыт   внедрения   инклюзивного   образования   в общеобразовательные   школы   открывает   новые   перспективы   для   людей   с ограниченными   возможностями   здоровья.   Сегодня   более   чем   в  40   странах мира   используются   подобные   образовательные   методики.   В   Германии, Норвегии, Франции, Испании, США, Канаде и в ряде других развитых стран вопросы обучения инвалидов решаются с помощью инклюзивных методик. На сегодняшний день в России активно проходит процесс модернизации системы образования: разрабатываются новые стандарты, законы, положения и т.д. Одним из приоритетных направлений в развитии системы образования Российской   Федерации   является   образование   лиц   с   ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Усилия Министерства образования и науки   России   сосредоточены   на   том,   чтобы   в   рамках   модернизации российского   образования   создать   образовательную   среду,   обеспечивающую доступность   качественного   образования   для   всех   лиц   с   ограниченными возможностями   здоровья,   и   инвалидов   с   учетом   особенностей   их психофизического развития и состояния здоровья. Это связано с тем фактом, что количество таких детей с каждым годом растет. Поэтому инклюзивное образование – это необходимое и достаточное условие современной школы – территории мастерства и творчества будущего, что объясняет актуальность выбранной мною темы. Отсчет   моего   педагогического   опыта   по   внедрению   инклюзивного образования на уроках математики и информатики начинается с 2012 года.  Содержание   учебного   материала,   темп   обучения,   требования   к результатам   обучения   у   детей   с   ОВЗ   могут   вызвать   трудности.   Поэтому традиционную   программу   по   этим   предметам   для   общеобразовательных учреждений я адаптирую таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. Прежде чем разработать адаптивную программу выделяю основные цели обучения для детей с ОВЗ:  овладение   комплексом   знаний   и   умений,   необходимых   для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности;  развитие   логического   мышления,   пространственного   воображения   и других качеств мышления;  формирование предметных основных общеучебных умений;  создание условий для социальной адаптации учащихся. Особенности моей программы следующие:  в   основу   положена   программа   по   учебному   предмету   для общеобразовательных учреждений;  проведена   корректировка   содержания   программы   в   соответствии   с целями обучения для детей с ОВЗ (для каждого конкретного ребенка);  реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;  предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;  пересмотрены требования к подготовке учащихся.  В курсах математики 5­9­х отвожу меньше часов на темы, которые даются в   плане   ознакомления   (например,   «Столбчатые   диаграммы»,   «Масштаб», «Длина   окружности»,   «Площадь   круга»,   «Решение   квадратного   уравнения выделением   квадрата   двучлена»),   некоторые   темы   даю   в   ознакомительной форме   («Теорема   Виета»   в   8   кл).   К   таким   темам   в   информатике   можно отнести: программирование, сайтостроение; для детей также особенно сложно дается логика и алгоритмизация.  Не   требую  от  детей  с ОВЗ   и вывод  формул,  больше  решают  задачи  и выполняют   практические   работы.   Освободившиеся   часы   использую   на повторение и изучение тех тем, которые вызывают затруднения у учащихся этой категории.  При   изучении   курса   геометрии   в   7­8­х   классах   все   основные   понятия ввожу   на   наглядной   основе   в   процессе   практических   измерений,   через решение   задач.   Все   теоретические   положения   даю   исключительно   в ознакомительном плане, опираясь на наглядные представления учащихся. В   целях   развития   правильных   геометрических   представлений   и логического   мышления,   обучение   учащихся   геометрии   строю   на   решении задач при постоянном обращении к наглядности – рисункам и чертежам. В своей работе использую задачи на готовых чертежах. На этих задачах хорошо отрабатывать,   например,   признаки   равенства   треугольников,   теорему Пифагора, свойства четырехугольников, и др. Не  стоит забывать: на  уроках информатики  большинство  практических работ связано с компьютером, это может и упростить изучение материала, и наоборот, создать новые проблемы. Если идет работа с компьютером, то на экране   наглядно   показываю   детям   весь   алгоритм   действий.   Задание   для самостоятельной   работы   даю   после   того,   как   на   уроке   будут   разобраны полностью аналогичные примеры. В 9­м классе методы изучения ориентирую на дифференциацию обучения, усиливаю   индивидуализацию,   формирую   и   развиваю   самостоятельную учебную   деятельность   учащихся,   усиливаю   связи   изучаемого   материала   с личным опытом, практикой учащихся, формирую и развиваю навыки контроля и самоконтроля. При   подготовке   заданий   для   закрепления   и   контроля   обращаю   особое внимание на то, что задания ГИА в форме ГВЭ отличаются от заданий ОГЭ. Разработала отдельную базу задач и вариантов для подготовки учащихся к экзамену. При   построении   урока,  как   и   любой   учитель,    делю   весь   урок   на   три основных   части:   основной   и заключительный. Первый этап подразумевает быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе. В классах, где есть дети с ОВЗ, этот этап   один   из   самых   сложных,   так   как   дети   могут   быть   с   разными   организационно­подготовительный, психологическими,   физическими   и   умственными   возможностями,   а   значит, все   по­разному   будут   воспринимать   информацию.   Заранее   подготавливаю несколько   упражнений,   связанных   с   предстоящей   работой,   а   также направленных   на   активизацию   внимания.   По   содержанию   эти   упражнения могут быть представлены не только в виде задания, диалога, но и в виде игры. Использую   различные   игровые   технологии,   что   более   эффективно способствует получению необходимого результата. Сразу объясняю детям то, чем они будут заниматься на уроке, чтобы во время подготовки учащиеся могли   психологически   настроиться   на   работу   с   компьютером, самостоятельную работу или выполнение заданий в тетрадях.  На   основном   этапе   решаются   главные   задачи   урока.   Перед   тем,   как приступить к работе, еще раз знакомлю всех учеников с целью урока, а также проговариваю задачи урока. Также заранее говорю детям, что они справятся со   всеми   задачами,   и   я   им   в   этом   буду   помогать.   У   многих   учеников получение задачи, которая кажется им сложной, может вызвать неуверенность и страх, поэтому всегда акцентирую внимание на то, что все ребята могут рассчитывать на мою помощь. После этого приступаю к объяснению нового материала   или   повторению   предыдущего.   Для   полного   восприятия   и осознанного   усвоения   учебной   задачи   многократно   обращаюсь   к   одному   и тому   же   материалу,   в   ходе   которого   идет   уточнение   знаний,   умений, исправление неправильно усвоенного материала. На   заключительном   этапе   подвожу   итоги   с   детьми.   Учащиеся проговаривают:   чем   они   занимались   на   уроке,   что   нового   они   узнали, возможно,  также   обсудить,  что   их   ждет   на  следующем  уроке,  чтобы  дети понимали   связь   между   темами   уроков.   На   последнем   этапе   объясняю ученикам домашнее задание, выставляю каждому оценку за урок, а также даю возможность привести в порядок рабочее место. При обучении детей с ОВЗ объяснение нового материала, термины ввожу не через определение понятия, а через образ. Так при изучении темы «Ромб» раздаю   карточки   с   чертежом   данного   четырехугольника   и   квадрата. Учащимся   предлагаю   внимательно   рассмотреть   их,   измерить   элементы   и определить какими свойствами они обладают. Исходя из свойств, предлагаю вместе дать определение, какая фигура называется ромбом. При объяснении нового материала использую разнообразные по форме и содержанию   карточки­схемы,   опорные   таблицы   (например,   «Графики», «Квадратные   уравнения»,   «Блок­схемы»),   работаю   над   развитием   речи, формирую умения работать с учебником, справочной литературой. Так при изучении некоторых тем ученикам раздаю карточки с вопросами по изучаемой теме.   Ученики   находят   ответы   в   учебнике   и   отмечают   карандашом.   На последующем   уроке   провожу   зачет   по   теории,   на   котором   предлагаю ученикам задания трех уровней: А, В, С. Выполнение заданий проверяю, и выставляю   оценки.   Обязательно   провожу   анализ   работ,   индивидуальные консультации. На   следующем   уроке   учащиеся   с   ОВЗ   решают   задания   на   доске.   Как правило,   они   успешно   справляются   с   заданиями,   и   это   придает   им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и   характеру,   личностно   ориентированных   заданий   поверили   в   свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. На уроках использую приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память   учащихся   позволяет   развивать   составление   опорных   конспектов, логико­структурных схем, памяток, выполнение творческих заданий. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.  Закрепление учебного материала провожу с использованием: 1.   Многовариативного   дидактического   материала   для   работы   с различными по подготовке учащимися, позволяющего многократно повторить изученный материал. 2.   Таблиц,   карточек,   содержащих   подробное   изложение   алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. Карточек­опор,   дающих   возможность   переносить   способ   решения стереотипных основных задач в новые условия. 3. Карточек для организации устной работы учащихся, которые позволяют отрабатывать   умения   в   применении,   например,   формул   сокращенного умножения, свойств степени, перевода из одной системы счисления в другую и др. 4.   Разноуровневый   раздаточный   материал   для   организации индивидуальной   работы   на   уроке,   индивидуальных   и   консультационных занятиях. Для   обобщения   и   систематизации   пройденного   материала   составляю задания,   способствующие   активизации   учебной   деятельности   учащихся. (Кроссворды, ребусы, логические задачи). Уроки провожу с использованием ИКТ,   медиа­ресурсов   и   электронных   учебников   по   математике   и информатике. Следует помнить, что психические процессы развиваются у ребят только в деятельности.   Поэтому   при   организации   учебной   и   внеучебной   работы учащихся по предмету, необходимо применять деятельностный подход.  Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника. Динамика успеваемости и качества обучения отдельной категории учащихся представлены на диаграммах. Качество, % Успеваемость, % 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0     В   2015   году   прошла   курсы   повышения   квалификации   "Инновационные образовательные   технологии   и   технологии   психолого­педагогического сопровождения   детей,   как   фактор   успешной   социализации"   (ГБУ   ДПО «Мордовский   республиканский   институт   образования).   Познакомилась   с опытом   учителей­новаторов,   овладела   новыми   технологиями,   которые использую в своей практике. К   показателям   моей   работы   можно   отнести   результат   итоговой государственной аттестации в форме ГВЭ в 2016 году. Ученица, с которой осуществляла   обучение   по   индивидуальной   программе,   показала   отличные знания и справилась с экзаменом на «5». На 2016­2017 учебный год в МОУ «СОШ №8» обучаются 45 учащихся с ОВЗ.   24   ученика   получают   образование   по   адаптированной   программе   по математике   и   информатике,   составленной   мною.   В   дальнейшем   я   буду продолжать   развивать   инклюзивное   образование   в   школе,   совместно   с коллегами. Основой обучения детей с ОВЗ является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление   пробелов   в   знаниях   учащихся   и   помощь   в   их   ликвидации, включение   ученика   в   активную   учебную   деятельность,   формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. "Мы   просто   обязаны   создать   нормальную   систему   образования   для инвалидов,   чтобы   дети   могли   обучаться   среди   сверстников   в   обычных общеобразовательных   школах,   и   с   раннего   возраста   не   чувствовали   себя изолированными от общества" (Д. А. Медведев).

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"

Методический семинар "Инклюзивное образование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018