МАОУ Винзилинская СОШ им. Ковальчука
Методический семинар
«Компетентностный
подход:
приемы, технологии и
стратегии развития
чтения»
12.12.2018г.
«В 21 веке безграмотным
будет считаться не тот,
кто не умеет читать и
писать, а тот, кто не умеет
учиться и переучиваться,
используя умения читать
и писать».
Алвин Тофлер
(амер. философ, социолог)
Цель:
• обогатить и систематизировать
представления педагогов о современных
педагогических технологиях работы с
текстом как способах формирования
базовых компетенций учащихся.
Задачи:
• раскрыть сущность различных технологий,
методов и приёмов работы с текстом;
• выявить их взаимосвязь с формированием
ключевых компетенций;
• проиллюстрировать на собственном
примере возможность использования
различных технологий, методов и приёмов
работы с текстом.
План
• Итоги методической декады 0312.12.18г.
• Выступления МО по использованию
приемов, технологий и стратегий
смыслового чтения.
• Групповая работа.
• Итоги работы в группах.
• Намечаем дальнейшие шаги по реализации
проекта.
Итоги работы по реализации проекта
«Читающая школа-успешная школа»
• Включение в урок заданий , направленных на
формирование умений работать с разными видами
информации.
• Изучение технологий формирующих смысловое чтение.
• Использование приемов, методов и технологий на уроках.
• Проведение методической декады 0312.12.18г.
«Формирование читательской грамотности и основ
смыслового чтения».
• Создание в МО «Методической копилки»
• Даны открытые уроки.
• Определены темы самообразовательной работы.
• Выступление на РМО учителей технологии
•
(Касьянова О.Н., Суранова Н.А.)
№п/п
ФИО учителя
Класс № каб
Дата
№ урока
Смена
Предмет
Открытые уроки
1
2
3
4
5
Степанова Е.Г.
Цворн Н.В.
Филиппова Л.С.
Семизорова И.В.
Батурина Е.А.
Валеева Е.М.
Усачева М.Ю.
М.В.
Андреева И.А. Кряжева О.Р.
Есенбаева Г.С.
6
7
8
9
10
11 Жакупова Н.Т. Киселева
Бородина С.Н.
4Г
3В
4Б
3Е
3Д
5Б
1
4
22
39
5
7
3.12.18
пон.
4.12.18
вт
5.12.18
среда
6.12.18
четверг
7.12.18
пятница
7.12.18 пятница
5Д
36
5А
5В
11В
7
21
36
24
3
6.12.18
четверг
6.12.18
четверг
10.12.18
понедельник
7.12.18
Пятница
10.12.18
3
2
2
2
2
4
3
4
2
3
5
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Литературное чтение
Математика
Литературное чтение
Русский язык
Окружающий мир
Английский язык
Русский язык + история
Немецкий язык + география
Обществознание
Технология
Литература+английский язык
Посещение по МО
МО русского языка и литературы
МО математики, физики,
информатики
МО химии, биологии, географии
МО технологии, ФЗК, музыки
МО истории, обществознания
в т.ч. иностранного языка
МО начальных классов
филиал «Пышминская ООШ»
Администрация школы
ИТОГО:
1
9
5
2
11
7
43
2
13
86
73 педагогами (0,8% на 1 педагога)
Что изменилось?
•«Кластер» – 15,7 кл.,
•Театрализация художественного текста – 7 кл.,
• «Инсерт» 5 кл.,
•Психоэмоциональные приёмы – обществознание 5 кл., иностранный язык – 5кл.,
•Кубик «Блума», «Рюкзачок знаний», «Читающий ресторан», «Диалог с автором»,
«Акцентное вычитывание» , «Письмо по кругу», «Верите ли вы…» нач. кл.,
•Методика развивающего чтения 5 класс
•Задания на «дополнение выбора» 5 класс
•Задания «на дополнение информации» – 5 класс
•Стратегии развития словаря 5 класс
•Стратегии послетекстовой деятельности – 5 класс
.
Возникшие проблемы
• Выстраивание урока по требованиям ФГОС;
• Учительтранслятор знаний;
• Текст / учебная информация не всегда является
источником формирования компетентностей учащихся;
• Большой набор приемов в одном уроке;
• Данная деятельность не стала основополагающей на
уроке в работе с обучающимися;
• Организация парной и групповой работы;
• Анализ учебного занятия по определённой цели (работа
учителя по формированию у обучающихся ключевых
компетентностей через работу с текстом)
Актуализация понятий
компетенция и компетентность
• (добиваюсь, соответствую,
подхожу) – это знание, опыт,
умение по кругу вопросов, в
которых кто-либо хорошо
осведомлен.
• это набор, так нами до боли
знакомых ЗУНов.
• способность к решению
жизненных и
профессиональных задач в
той или иной области.
• это качество владения
компетенциями, это- то
каким образом,
компетенция проявляется в
деятельности.
Современные технологии, методики чтения
Технология развития критического мышления средствами
чтения и письма.
Технология акмеологического чтения, технология «Луч».
Система филологических задач по пониманию текста.
Методика развития информационной грамотности.
Стратегия чтения.
Технология скорочтения.
Методика структурнологического анализа текста.
Методика «Быстрое чтение»
Методика развивающего чтения
Технология формирования информационной культуры
личности.
Автор
И.О. Загашев
С.И. ЗаирБек
В.А. Бородина
Л.Г. Борисова
О.Н. Мяэотс
О. Громова
Н.Н. Сметанникова
М.А. Зиганов
Н.И. Козлов
О.А. Андреев
И.И. Тихомирова
Н.В. Збаровская
Н.И. Гендина
ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ
грамотного
читателя
Групповая работа
• Работа в группах (объединение по МО)
– 20 минут
Задача работы групп:
• Отбор приемов, технологий и
стратегий смыслового чтения
направленных на формирование
компетентностей (представление
группы 5 минут)
Направления дальнейшей работы
• Продолжить участие всего коллектива в реализации
проекта «Читающая школа успешная школа»
• Руководителям МО обобщить опыт работы
педагогов МО по формированию смыслового
чтения.
• Педагогам школы продолжить работу по
формированию методической копилки
(представление результатов в марте 2019г.)
Вести подготовку к конференции по
самообразованию (апрель 2019г.)