Методический семинар-практикум «Педагогические приемы формирования УУД на уроках»/
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД
Задачи:
- Раскрыть и осмыслить понятие УУД
- Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
- Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
- Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией
Форма проведения: семинар-практикум
Технологическая карта семинара-практикума
Этап |
Содержание |
1. Оргмомент |
СЛАЙД 1 Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам с первых минут нашей встречи настроится на плодотворную работу. Надеемся, что наша встреча будет полезна и интересна. Сегодня мы отправимся в путешествие по неизведанному маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – выпустить из стен училища образованного, социально-адаптированного молодого человека. Как это сделать в условиях перехода от ГОС к ФГОС мы попытаемся выяснить сегодня. |
2. Актуализация знаний |
СЛАЙД 2 Знакома ли Вам аббревиатура «ФГОС»? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт) СЛАЙД 3 Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех «Т». Почему? О каких трёх «Т» идет речь? - Требования к условиям, - Требования к структуре образовательных программ - Требования к результатам Если раньше менеджеров образования интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос «Сколько?» не актуален, теперь главный вопрос – это «Как?» Требования предъявляются к процессу формирования личности, каким стал ученик после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить об образовательном учреждении будут не по количеству «4» и «5», а по сформированности личности в целом. СЛАЙД 4 Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные. Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть учащийся. Результат – это овладение учеником учебной деятельностью, умением учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам преподаватель, должен меняться и сам урок. СЛАЙД 5 В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач) |
3.Формулировка проблемы. Самооценка |
· Какие виды деятельности и какие задания относятся к системно-деятельностному подходу? Кто может ответить на этот вопрос? · Кто затрудняется? СЛАЙД 6 Оцените знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь. (Используется методика «Дерево») см. (Приложение 1). |
4.Сообщение темы методического совещания |
СЛАЙД 7 Тема, которую мы сегодня рассматриваем – «Педагогические приёмы формирования УУД на уроках». Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть? - Что такое УУД? Какие бывают УУД? - Какие существуют приемы формирования УУД? - На какое понятие мы должны сделать упор? (На понятие «прием» или «УУД»?) Если разобраться, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД, то будет понятно, какими приемами формируются УУД. |
5. Постановка цели и задач |
Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель семинара СЛАЙД 8 Цель - Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД СЛАЙД 9 Задачи: - Раскрыть и осмыслить понятие УУД, - Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности - Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД - Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией |
6. Работа по теме семинара. |
Попробуем ответить на вопрос, что такое УУД. Если затрудняемся, где можно найти ответ? (в педагогической литературе, справочниках, интернете и т.д.) СЛАЙД 10 УУД - Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта СЛАЙД 11 ВЫВОД: В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. СЛАЙД 12 Все УУД делятся на: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные |
7. Практическая работа. Определение действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД |
Для того чтобы повысить эффективность усвоения информации предлагаем Вам разделиться на небольшие группы. Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования УУД, предлагаем Вам прочитать характеристику УУД и определить, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. (Приложение 2.) Во время чтения определите основные действия, которые позволяют формировать УУД. Прочитав тексты, поработайте в группах и обобщите сведения в виде схемы. На выполнение работы отводится 10 минут. По истечении времени прозвучит звуковой сигнал электронных часов и вы представите полученные результаты в порядке той очередности, в которой получаете раздаточный материал. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Примерный результат: Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. |
|
СЛАЙД 13 А теперь давайте определим основные действия, которые позволяют формировать УУД. Первая группа представляет личностные УУД: - Осмысление (Смыслообразование) - Осознание (Самоопределение) - Принятие жизненных ценностей (Нравственно - этическое оценивание) СЛАЙД 14 Вторая группа - регулятивные: - Целеполагание - Планирование - Прогнозирование - Контроль - Коррекция - Оценка - Саморегуляция СЛАЙД 15 Третья группа - познавательные: - Общеучебные - Логические - Постановка и решение проблем СЛАЙД 16 Четвёртая группа - коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - постановка вопросов - разрешение конфликтов - контроль, коррекция, оценка действий партнера - умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации - владение монологической и диалогической формами речи Спасибо, коллеги, Вы отлично справились с заданием. СЛАЙД 17 Итак, коллеги, мы уяснили следующий факт - задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. |
8. Практическая работа. Анализ заданий по истории, географии, обществознанию, и распределение данных заданий в соответствии с УУД |
Давайте рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов Для этого Вам необходимо сформировать группы из преподавателей истории, обществознания и географии. Каждой группе предложены карточки с заданиями. (см. Приложение 3.) Прочитайте задание и соотнесите его с УУД, поместите данную карточку в соответствующий столбик таблицы изображённой на листе ватмана. На выполнение этого задания отводится 15 минут. По истечении времени прозвучит звуковой сигнал электронных часов и вы представите полученные результаты в порядке готовности. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Проверка работы по группам |
9. Знакомство с педагогическими приёмами, способствующих формированию УУД |
А теперь предлагаем вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД (Каждый участник семинара получает раздаточный материал – Педагогические приёмы (см.Приложение 4.), и описание педагогических приёмов (см.Приложение 5.) Во время чтения каждый должен отметить знаком «+» тот прием, который он уже использует в своей практике, Прием, который вам покажется интересным – обведите в Прием, который вы хотели бы изучить и узнать о нем поподробнее – поставьте знак «!» РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ. Выполнение работы. Обсуждение. А есть ли у вас свои приемы? Расскажите. Использование описанных приемов является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС ООО. |
10. Подведение итога. Рефлексия |
Проанализируем работу нашего семинара. С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении всего семинара? Какова цель семинара? СЛАЙД 18. Какие УУД мы формировали на каждом этапе? Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД). Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД) Формулировка темы совещания, цели и задачи. (На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД). Работа по теме совещания. Чтение и самостоятельное изучение предложенного материала. (Познавательные УУД) Выполнение практической работы в парах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД) Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД (Познавательные УУД) Подведение итога. Рефлексия. Самооценка Какие задачи мы решали на семинаре? СЛАЙД 19. - Раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия» - Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности - Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД - Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией Данные задачи выполнены Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД – достигнута. СЛАЙД 20 Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять (см. Приложение 1) |
Используемые источники.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
2. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
4. М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал «Начальная школа» №9, 2011
5. Стимульный материал к методике «Дерево» http://www.psyoffice.ru/3-0-stimulmat-8.htm
6. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
7. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
8. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.