Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"
Оценка 4.9

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Оценка 4.9
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
02.05.2017
Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"
Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на достижение результата в виде реального «продукта». В разработке представле опыт учителя по данной теме.Документ Microsoft Office Word 97 - 2003
Методический семинар Бурдиной Л.Г. Проектная деятельность в начальной школе.doc
Методический семинар «Проектная деятельность в  начальной школе"  «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь». (древняя китайская пословица)  Автор работы: Бурдина Людмила Геннадьевна, Конкурс «Учитель года 2013» учитель начальных классов МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 7» Методический семинар Содержание  1. Введение…………………………………………………….. стр. 3 2. Обоснование…………………………………………………стр. 4 3. Обзор педагогической литературы………………………стр. 5 4. Практическая реализация педагогической технологии  «Проектная задача»………….…………………………………стр. 9 4.1 Определение и структура проектной деятельности. 4.2 Условия организации проектной деятельности в начальной школе..  4.3 Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками  под руководством учителя.  5. Заключение……………………………………………………стр. 23 8 Методический семинар «Расскажи мне, и я забуду,  Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь».  (древняя китайская пословица)  1. Введение. Начальная школа ­ важнейший этап в процессе общего образования школьника.  За четыре года ему надо не  только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником».    Стратегия, предлагаемая ФГОС НОО, нацелена на:    формирование  средств  и  способов  самостоятельного  развития  и продвижения ученика в образовательном процессе;    поддержку     внеурочных,     внешкольных     и     внеучебных     образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;    непосредственное  участие  в  определении  приоритетов  социализации детей  и  в оценке   качества   получаемого   ими   образования   гражданского родительского сообщества,     советах   образовательных учреждений.    представленного     в     общественных   ФГОС  НОО  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы, которые   за   много   лет   убедительно   доказали   свою   практическую целесообразность. Инициативность  и  самостоятельность  участников образовательного  процесса  становятся основным  ценностно­целевым ориентиром Стандарта.   ФГОС   НОО      задает следующий  результат образования на выходе из начальной школы: «– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи,   создавать   творческие   работы   (сообщения,   небольшие   сочинения,   графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации; – овладение   первоначальными   умениями   передачи,   поиска,   преобразования,   хранения информации,   использования   компьютера;   поиск   (проверка)  необходимой   информации   в словарях, каталоге библиотеки; – определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей,   путей   их   устранения;   предвидение   трудностей   (ответ   на   вопрос   «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление; – учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности». 8 Методический семинар Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать   необходимую   информацию,   умение   выдвигать   гипотезы,   делать   выводы   и умозаключения.   Общая   дидактика   и   частные   методики   в   рамках   учебного   предмета призывают   решать   проблемы,   связанные   с   развитием   у   школьников   умений   и   навыков самостоятельности  и  саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему пытаются решать,   в   частности,   через   организацию   проектной   деятельности.   Метод   проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. 2. Обоснование. В   настоящее   время   приоритетом   начального   общего   образования   становится формирование об щеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Нельзя не учитывать   тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка   не   устраивает   объяснение,   что   ему   необходим   тот   или   иной   материал   только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения   лежат   общие   учебные   действия,   имеющие   приоритетное   значение   над узкопредметными   знаниями   и   навыками.   В   системе   образования   начинают   преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося,   направленной   на   решение   реальных   жизненных   задач.   С   введением   новых образовательных   стандартов   главными   становятся   следующие   ценностные   ориентиры начального образования:  развитие   широких   познавательных   интересов,   инициативы   и   любознательности, мотивов познания и творчества;  формирование   способности   к   организации   своей   учебной   деятельности (планированию, контролю, оценке);  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;  формирование   целеустремленности   и   настойчивости   в   достижении   целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма  формирования самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; 8 Методический семинар  формирование   доброжелательности,   доверия   и   внимательности   к   людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней  нуждается;   умения   слушать   и   слышать   партнера,   признавать   право   каждого   на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; Для решения этих задач   как нельзя лучше подходит актуальный в образовательном процессе метод проектов.    Однако   полноценная   проектная   деятельность   не   соответствует   возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную   школу,   не   подготовив   для   этого   необходимую   почву,   неэффективно   и,   как правило,   вредно.  Прообразом   проектной   деятельности   для   младших   школьников   могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Проектная задача  – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.  Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. В   ходе   решения   системы   проектных   задач   у   младших   школьников   могут   быть сформированы следующие способности:   целеполагать (ставить и удерживать цели);  планировать (составлять план своей деятельности);  моделировать (представлять способ действия  в виде схемы­модели,  выделяя всё существенное и главное);  проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;  рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);  вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками   обычного   учебного   задания,   они   вольны   придумывать,   фантазировать.   Такие задачи   поддерживают   детскую   индивидуальность.   Они   помогают   сложиться   учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе. 3. Обзор педагогической литературы. История возникновения педагогического явления, известного как «метод проектов», восходит ко второй половине XIX в. Появился он в США и основывался на теоретических 8 Методический семинар концепциях   так   называемой   прагматической   педагогики,   провозгласившей   принцип «обучение посредством делания» (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс). В начале XX в. Этот  опыт  был  подхвачен  отечественными   педагогами  С.Т.   Шацким,   В.Н.  Шульгиным, М.В.Крупениной, Б.В. Игнатьевым, но, в связи с чрезмерным увлечением преобразованием «школы учёбы» в «школу жизни» вплоть до отказа от проведения уроков, метод проектов в 1931   г.   был   осуждён   и   в   дальнейшем   в   практике   советской   школы   не   применялся. Возвращение метода проектов в разряд актуальных связывают с обновлением содержания образования, основанным на идеях компетентностного подхода. Смысл этой концепции заключается в том, что содержание образования формируется «от результата», на основе выделения   компетентностей,   которые   признаются   значимыми   за   пределами   системы образования.   В   связи   с   этим   образовательный   цикл   разворачивается   вокруг   ситуаций, которые являются подлинно проблемными  для учащегося. Решая эти ситуации, ученик использует приобретённые ранее знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический  опыт, т.е. овладевает  некоторым уровнем компетентности в «разрешении проблемы», приближенной к жизненной.  По   мнению   отечественных   и   зарубежных   исследователей,   наибольшими возможностями   для   реализации   компетентностно   ­   ориентированного   образования обладает метод проектов. В.В. Сериков указывает на неразрывную связь компетентности и проектного   метода:  «Компетентностный   подход   выдвигает   на   первое   место   не информированность ученика, а умение решать проблемы. <…> речь идёт о проекте решения жизненно значимой проблемы. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности, – проектный». Для   осмысления   и   формулирования   целей   проектной   деятельности  необходимо развести такие понятия, как «педагогический проект» и «ученический проект». Субъектом первого проекта является учитель (руководитель проекта) как организатор ученической проектной деятельности.  Обучение должно быть направлено на формирование целостной системы универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей. В связи с этим и цели педагога должны быть сфокусированы на изменении учащегося в интеллектуальной и действенно практической сферах. Таким образом, учитель целенаправленно изменяет свою собственную деятельность, становится главным участником педагогического проекта по созданию   условий,   повышающих   вероятность   формирования   у   учащихся   ключевых компетентностей.   Субъект   второго   проекта   –  ученик,   который   действует   в   рамках педагогического   проекта.  «Ученик...   условно   помещается   в   центр   педагогического пространства, наполненного разнообразными видами деятельности. Он сам выбирает, находится в ситуации выбора, и все векторы, стрелочки направлены от него в сторону, где сконцентрированы его пристрастия». 8 Методический семинар  Ребёнку в ходе работы над проектом важно удовлетворить познавательный интерес, самореализоваться,    достичь определённого успеха в деятельности, причём достижение успеха в большинстве случаев превалирует над познавательными мотивами. Руководитель проектов   обязан   сделать   всё   возможное,   чтобы  каждый   участник  в   качестве общественного   одобрения   получил   свою   «минуту   славы».   Со   временем   мотивы социального престижа и вознаграждения должны постепенно вытесняться познавательными мотивами: стремлением к познанию нового, самообразованию и самосовершенствованию. Таким   образом,   можно,   в   общем   сформулировать  цели   проектной   деятельности, которыми должен руководствоваться педагог: –     направленность   на   формирование   умений   действенно   –   практического   характера, требующих практического применения знаний и умений,  полученных на уроках, а также создание   условий,   способствующих   освоению  новых   для   ребёнка   знаний  и   выработке собственных эффективных надпредметных действий по организации деятельности; –    овладение учащимися общими алгоритмами решения теоретико ­ практических задач; –   поддержка   и   развитие  индивидуальных  склонностей,   способностей,  интересов, познавательной траектории, самостоятельности и инициативы учащегося; –   создание ситуации успеха ребёнка. Понятие   «проект»   как   педагогическую   категорию   можно   определить   как целенаправленное,   фиксированное   во   времени,   управляемое   педагогом   и   выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной, ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей. Перечень продуктов проектной деятельности в традиционном понимании может быть достаточно большим. Выбор таких продуктов зависит от целей проекта и возможностей исполнителя. Наиболее важным продуктом проектной деятельности является сам процесс работы над проектом, который может быть зафиксирован  единственным образом – в детском тексте устной презентации и который, в свою очередь, представляется (проходит своего рода испытание) на суд жюри и зрителей. Сложнее   дело   обстоит   с   понятием   «метод   проектов»,   под   которым   понимают   и способ обучения, и педагогическую технологию: –   это   система   обучения,   при   которой   учащиеся   приобретают   знания   в   процессе планирования   и   выполнения   постепенно   усложняющихся   практических   заданий   (Л.Ю. Бритвина); –   это   способ   достижения   дидактической   цели   через   детальную   разработку   проблемы, которая   должна   завершиться   вполне   реальным,   осязаемым   практическим   результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат); –   это   одна   из   личностно   ориентированных   технологий,   способ   организации самостоятельной   деятельности   учащихся,   направленный   на   решение   задачи   учебного 8 Методический семинар проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики (Н.Ю. Пахомова); –   технология   моделирования   и   организации   образовательных   ситуаций,   в   которых учащийся   ставит   и   решает   собственные   проблемы,   и   технология   сопровождения самостоятельной деятельности учащегося (источники Интернета). У. Килпатрик   полагал,   что весь   учебный   процесс  в  школе  должен  представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Практическая деятельность педагога основывалась на общих принципах, сформулированных Дж. Дьюи, а также на собственной концептуальной модели. Его опыт имел определённые результаты и своих последователей как на родине, так и за её пределами.   Итак,   налицо   все   критерии   педагогической   технологии:  концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.  В современной же отечественной практике образования подобные примеры не зафиксированы. В   настоящее   время   целесообразнее   говорить   о   методе   проектов   как   способе передачи   содержания   образования.   Действительно,   в   современной   интерпретации содержания   общего   образования,   и   начального   в   частности,   наряду   со   знаниевым представлен  деятельностный   компонент:  «Особенностью   содержания   современного начального   образования   является   не   только   ответ   на   вопрос,   что   ученик   должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах…». В   процессе   работы   над   проектом   у   ученика   формируется   большое   количество универсальных учебных действий: –  проектировочные  –   осмысливание   задачи,   планирование   этапов   предстоящей деятельности, прогнозирование её последствий; – исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно следственных связей, поиск вариантов решения проблемы; – информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного; –   кооперативные  – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения; –   коммуникативные –  умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя; 8 Методический семинар –  экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, измерение параметров, осмысление полученных результатов; –  рефлексивные  –   осмысление   собственной   деятельности   (её   хода   и   промежуточных результатов), осуществление самооценки; –  презентационные  –   построение   устного   сообщения   о   проделанной   работе,   выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. «Однако,  ­   пишет  А.Б.   Воронцов,   ­  проектная   деятельность   своё   центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач».  4. Практическая реализация педагогической технологии  «Проектная задача»                                                                                     Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,                                                                    но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами.   Г.Э. Лессинг 4.1.  Определение и структура проектной задачи Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или   набор   заданий,   целенаправленно   стимулируется   система   детских   действий, направленных   на   получение   еще   никогда   не   существовавшего   в   практике   ребенка результата   («продукта»),   и   входе   решения   которой   происходит   качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение   проектных   задач   дает   возможность   младшим   школьникам   освоить   основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Другими словами, проектная задача должна   через   систему   или   набор   заданий   (реперные   точки)   задавать   возможные «стратегии» своего решения. Через опыт решения подобных задач на протяжении первых лет обучения в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.  Почему задачи такого типа получили название проектных?  Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. При его реализации не задается порядок действий,  проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. 8 Методический семинар Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения. Какие педагогические эффекты имеют проектные задачи? • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных  оценок за деятельностью учащихся в группе. • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания. • Позволяют  посмотреть,  как осуществляет  группа  детей «перенос»  известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования. Отличие проектной задачи от других типов задач  (учебной, конкретно­практической): ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ наличие     квазижизненной   (модельной)   ситуации,   сочетающей   в   себе   множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый   способ действия;  имеет   общий  сюжет,   задается   реальная   ситуация,   в   которой   детям   необходимо воспользоваться набором известных  или неизвестных им способов действия; состоит   из   нескольких   взаимосвязанных   сюжетом   заданий,   которые   помогают учащимся разрешить поставленную задачу; двигаться от задания к заданию   можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы); неопределенность относительно способа решения и конечного результата; задания   могут   иметь   определенные   «шумы»   (отвлекающие   маневры),   создающие разные   препятствия   для   решения     поставленной     задач.   Значительный   объем материал, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как виде   единого   текста,   так   и   отдельных   отрывков   зашумленных   сведениями,   не относящимися   к   конкретной   ситуации,   отсутствие   в   описательной   части   всего объема   необходимой   информации,   что   требует     самостоятельного   обращения   к дополнительным   источникам,   либо   содержится   в   сопровождающей   справочной информации;  отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и   особых   форм   представления   результатов   решения   задачи   в   виде   различных текстовых,   знаковых   и   графических   средств,   причем   важно   не   просто   владение 8 Методический семинар перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящее для описания результатов  работы; ­ заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи). Общая   структура   проектной   задачи   связана   напрямую   с   общим   способом разрешения  проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя  в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза. На   этапе   синтеза   полученные   результаты,   касающиеся   отдельных   сторон рассматриваемой   ситуации,   объединяются   в   единый     (цельный)   «продукт».   При   этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений. Структура задачи. Описание квазижизненной ситуации, Постановка задачи (этап анализа) Задание 1. Задание 2. Задание3. Итоговое задание (этап синтеза) Дополнительные источники информации. я и н а в о р и л е д о м п а т Э Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в  школе.  Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга.   Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения   культурными   способами   действий,   но   и   возможность   опробовать   их   в квазиреальных   (модельных)   ситуациях.   Осваивается   реальная   практика   произвольного поведения:   самоорганизация   группы   и   каждого   внутри   нее,   управление   собственным поведением в групповой работе. Чтобы   включение   системы   проектных   задач   в   образовательный   процесс   давало эффект,   необходимы   серьезные   изменения   в   содержании   и   организации   всего 8 Описание квазижизненной ситуации,Постановка задачи (этап анализа)Задание 1.Задание 2.Задание3.Итоговое задание (этап синтеза)Дополнительные источники информации.Этап моделирования Методический семинар образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество  и др.). 4.2.  Условия организации проектной деятельности в  начальной школе Однозначных   требований   к   условиям   организации   проектной   деятельности   в начальной школе нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:  проект должен быть посильным для выполнения;  создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);  вести подготовку учащихся к выполнению проектов;  обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение  дневника, в котором учащийся   делает   соответствующие   записи   своих   мыслей,   идей,   ощущений   – рефлексия.   Дневник   должен   помочь   учащемуся   при   составлении   отчета   в   том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой,   каждый   учащийся   должен   четко   показать   свой   вклад   в   выполнение проекта);  обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме . При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого­физиологические особенности младших школьников. Проблема   проекта   или   исследования,   обеспечивающая   мотивацию   включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность   выполнения   учебного   проекта   (проектной   задачи)   целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно­внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению   приёмами   проектирования   как   общеучебными   умениями.   Например,   перед началом работы над проектом я задаю ученикам следующие вопросы:  – Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?  – Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?  – Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?  – Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?  Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. Нельзя «навязать» ученикам информацию, а необходимо направить их самостоятельный поиск на её получение, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? 8 Методический семинар Какую   информацию   вам   надо   получить?   К   каким   источникам   информации   следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»  В   процессе   работы   над   проектами   я   провожу   с   ребятами   экскурсии,   прогулки­ наблюдения, социальные акции.  Особого   внимания   требует   завершающий   этап   проектной   деятельности   – презентация (защита) проекта. Необходимо помочь ребятам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь оценить процесс проектирования с помощью вопросов.  Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали, небольших выступление с рассказом о своем   проекте.   После   защиты   проекта,   изготовленные   изделия   дарим   людям,   чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, передаём  в детский сад. Важно, чтобы дети   ощутили   потребность   в   тех   изделиях,   которые   они   изготовили,   почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Весьма  важный  вопрос  – оценка  выполненных проектов, которая должна  носить стимулирующий   характер.   Школьников,   добившихся   особых   результатов   в   выполнении проекта,   отмечаю   дипломами   или   памятными   подарками,   при   этом   поощряю   каждого ученика, участвовавшего в выполнении проекта. Важно, чтобы презентация проектов не превратилась   в   их   соревнование   с   присуждением   мест.   Для   этого   выделяю   несколько номинаций   и   стараюсь   сделать     так,   чтобы   каждый   проект   «победил»   в   «какой­либо» номинации.   Например,   могут   быть   следующие   номинации:   «Познавательный   проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д.  На   заключительном   этапе   оцениваем   на   только   продукт   проекта,   но   и   саму деятельность: что помогало   в реализации проекта, что в работе понравилось, что надо было   изменить   в   совместной   работе,   оценить   вклад   в   работу   каждого   участника, поблагодарим   детей     за   работу.   Всегда   помнить,   что   успех     и   желание   рождается   от результата. Наибольшую   эффективность   в   решении   проектных   задач   имеют   такие   учебные предметы,   как   окружающий   мир,   иностранные   языки,   информатика,   изо,   технология. Преподавание   данных   дисциплин   не   только   допускает,   но   и   требует   введения   метода проекта как в классно­урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.  Каждый   проект   должен   быть   обеспечен   всем   необходимым:     материально­ техническое   и   учебно­методическое   оснащение,   кадровое   обеспечение   (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные ресурсы (каталоги библиотеки, Интернет,   CD­Rom   аудио   и   видео   материалы   и   т.д.),   информационно­технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением). 8 Методический семинар Таким образом, успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации. 4.3. Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками под руководством учителя. В   целом   в   проектной   деятельности   младших   школьников   выделятся   следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:  мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);  планирующий   подготовительный   (определяются   тема   и   цели   проекта,   формулируются задачи,  вырабатывается   план  действий,  устанавливаются  критерии   оценки   результата  и процесса,   согласовываются   способы   совместной   деятельности  сначала   с   максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);  информационно­операционный  (ученики: собирают материал,  работают с литературой  и  учитель:   наблюдает, другими   источниками,   непосредственно   выполняют   проект; координирует, поддерживает, сам является информационным источником);  рефлексивно­оценочный  (ученики:   представляют   проекты,   участвуют   в   коллективном обсуждении   и   содержательной   оценке   результатов   и   процесса   работы,   осуществляют устную   или   письменную   самооценку,  учитель  выступает   участником   коллективной оценочной деятельности).  При выполнении решении проектной задачи учащиеся проходят следующие этапы:. Этапы работы  над проектом 1. Погружение  в проектную  задачу Цели и задачи Деятельность по реализации проекта Цель – подготовка учащихся к  проектной деятельности (задаче). Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной  деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся  для работы над проектом. Обсуждение темы проекта. Деление на группы. Получение дополнительной информации от учителя, библиотекаря, родителей,  воспитателя. Определение своего направления в  реализации проекта. Коллегиальное решение группы по поводу  темы проекта и аргументация своего  выбора. Формулирование проблемы проекта, цели и задач. 2.  Организационны й этап.  (Планирование  деятельности). Цель – выбор средств решения  проблемы с указанием конкретных  действий и результатов, сроков и  ответственных. Задачи: – определение источников  Осуществление  поиска, сбора,  систематизации и анализа информации; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и  способа презентации предполагаемых  8 Методический семинар информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и  возможных форм презентации  результатов проекта, сроков  презентации; – выбор критериев оценки результатов  и процесса; – распределение задач (обязанностей)  между членами группы. Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения  полученных данных в группах, на  консультациях (на уроках и/или во  внеурочное время). Цель – оформление полученной  информации. Задачи: – анализ полученного результата; – формулирование выводов. 3.  Осуществление  деятельности по  решению задач. 4. Обработка и  оформление  результатов. 5. Презентация  результатов.  Рефлексия. Цель – демонстрация окружающим  полученного результата («продукта»). Задачи: – подготовка презентационных  материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. результатов;  принятие решения по  установлению критериев оценивания  результатов и процесса. Продумывание продукта групповой  деятельности на данном этапе. Оценка (самооценка) результатов данного  этапа работы.          Выполнение запланированных действий в  группе. При необходимости консультирование с  учителем, воспитателем, библиотекарем,  родителями. Промежуточные обсуждения полученных  данных в группах. Оформление проекта, изготовление продукта. Участие в коллективном анализе проекта,  оценивание своей роли, анализ  выполненного проекта, выяснение причин  успехов, неудач. Анализ достижений поставленной цели.  Выводы. Выбор формы презентации. Подготовка презентации. При необходимости консультирование с  учителем, воспитателем, библиотекарем,  родителями. Защита проекта. Демонстрация уровня развития  универсальных учебных действий. Рассмотрим более детально каждый этап реализации проекта. 1.  Погружение   в   проектную   задачу.  На   этом   этапе   осуществляется   поиск проблемной   области.   Ставлю   перед   учащимися   проблемы. Прежде   всего,   должна   быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.   Она   должна   быть   сформулирована   самими   детьми   по   результатам   разбора проблемной   ситуации.   Таким   образом,   формулировка   задачи   скрыта   в   описании проблемной   ситуации.   Проблемная   ситуация   должна   быть   такой,   чтобы   путей   ее преодоления,   а   следовательно,   и   возможных   вариантов   конечного   «продукта»   было несколько.   Важно   помнить,   что   в   этом   возрасте   у   школьника   очень   велика   степень 8 Методический семинар фантазии и от меня, как учителя требуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, а максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности,   которой   для   младшего   школьника   является   проектное   изделие.   Таким образом, распределение (выбор) тем проектов происходит на добровольных началах, это усиливает интерес учащихся к выбранной ими самими теме.  Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор действий,   которые   должны   быть   выполнены   группой   детей.   Количество   заданий   в проектной   задаче   –   это   количество   действий,   которые   необходимо   совершить,   чтобы задача была решена. 2.  Организационный   этап.  При   формировании   рабочей   группы   важно,   чтобы учащиеся дополняли друг друга по своим способностям. Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя.  Но преподаватель  должен  проследить,  чтобы  в группе сохранялись   демократические   принципы   коллективной   работы,   и   не   подавлялась инициатива   любого   члена   группы.   Основными   условиями   успешности   проектной деятельности группы являются следующие критерии.  Все члены команды равны.  Команды не соревнуются.  Все   члены   команды   должны   получать   удовольствие   от   общения   друг   с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.  Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.  Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров». Особенностью   системы   выполнения   проектных   задач   является   совместная творческая работа учителя и учащегося. Во время работы моя задача  помочь ученикам в поиске источников информации; координировать весь процесс; поддерживать и поощрять участников. Перед   началом   работы     над   проектом,   мы   с   ребятами   обсуждаем   следующие вопросы:  для чего создается данный проект?  чем вызвана необходимость его создания?  существует ли на самом деле потребность в этом проекте?  как в дальнейшем будет использоваться данный проект?  найдет ли он своих потребителей?   Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта. Затем обсуждаем  задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. 8 Методический семинар В этот период учу ребят формулировать тему, ставить цели и задачи своей работы. Цель   указывает   общее   направление   движения,   а   задачи   описывают   основные   шаги. Совместно с учениками определяем: что будем делать и зачем. Учу ребят составлять план работы над проектной задачей. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что­то новое о том, что исследуем? Какие вопросы возникают у нас по данной проблеме? Вместе с   ребятами распределяем вопросы между участниками проектной деятельности (по группам или индивидуально). Таким образом проблема разбивается на подвопросы (проектные задачи, стоящие перед разными группами учащихся). Для организации работы над проектом я делю класс на группы по 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий   вопрос   –   «Где   живет   смех?».   А   проблемные   вопросы   уже   задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие   произведения   являются   юмористическими?».   Цель   работы   данной   группы   – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Друга группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические  произведения?». Цель работы данной группы   –   провести   опрос   среди   детей   и   взрослых   на   тему   «Если   Вам   нравятся юмористические   произведения,   то   почему?».   Третья   группа   работает   с   проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения. Таким образом, успешность реализации организационного этапа является залогом успешности всего проекта. 3.  Осуществление   деятельности  –   третий   этап,   который   ещё   называют практическим,   предполагает   не   участие   со   стороны   учителя,   а   лишь   консультации   и ненавязчивый контроль, активную и самостоятельную работу учащихся, их консультации с учителем. В процессе выполнения практических операций учащиеся подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач, работают с соответствующей литературой, а также осуществляют промежуточный контроль   качества   выполненной   деятельности,   вносят   изменения   в   процесс   проектной деятельности, корректируют последовательность операций. На данной этапе моя задача состоит   в   контроле   за   процессом   и   в   оказании   своевременной   помощи   в   случае затруднений.  8 Методический семинар Прежде всего, необходимо определиться с источниками информации. Чем можно воспользоваться?   Это   могут   быть:   книги,   Интернет,   учителя   и   родители,   наблюдение, эксперимент. Здесь важно показать ребятам, что в источниках есть нужная и ненужная для нас   информация.   При   работе   с   текстом   они   учатся   выбирать   необходимые   факты, проводить сравнение, устанавливать последовательность, выделять причины и следствия. На первых этапах работы даю ребятам пункты плана, на которые учащиеся должны дать точные   и   конкретные   ответы.   В   1­2   классах   информацию   готовлю   сама.   Она предоставляется ребятам в виде текстов, в которых они ищут ответы на поставленные вопросы. В 3­ 4 классах можно организовывать самостоятельный поиск источников. Отбор материал – это трудоёмкая и кропотливая работа.  Для   опроса   других   людей   учу   составлять   опросник.   Вопросы   тщательно продумываются и записываются, чтобы интервью получилось чётким и содержательным.  Исследования проводим тоже по плану, который на первых этапах предлагаю сама, затем учимся составлять его вместе.   Во время работы по сбору информации важно использовать специальные рабочие листы,   где   ребята   фиксируют   источники,   отмечают   важное.   Такие   листы   по   каждому проектному заданию свои. При   поиске  и   сборе  информации  учащиеся   определяют,  где   и  какие  данные  им предстоит найти. Данные фиксируются в таблице: Источники материала. Что заинтересовало в материале. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Учащиеся   (с   моей   помощью)   выбирают   способ   сбора   информации:   наблюдение, анкетирование,   социологический   опрос,   интервьюирование,   проведение   экспериментов, работа со средствами массовой информации, с литературой . 4.  Обработка   и   оформление   результатов   проекта.   На   этом   этапе осуществляются   структурирование   полученной   информации   и   интеграции   полученных знаний, умений, навыков.  В основе этого этапа: а) анализ информации; б) формулирование выводов. Обработка   и   оформление   результатов   в   1   –   3   классах   так   же   ведётся   под руководством   учителя.   Учу   ребят   выявлять   и   обозначать   все   значимые   моменты   в отобранном   материале,   выстраивать   по   порядку   основные   идеи,   подбирать   сравнения, готовить текст сообщения, чтобы не было ничего лишнего, и не ушла из виду значимая информация.  Учащиеся     систематизируют   полученные   данные,   объединяют   в   единое   целое полученную   каждой   группой   (или   каждым   участником)   информацию,   подводят   итог работы,   оформляют   результаты   исследования,   выстроивают   общую   логическую   схему, 8 Методический семинар делают   выводы.   На   данном   этапе   я   слежу     за   анализом   информации,   даю   советы   по представлению результатов исследования. Когда   все   материалы   будут   подготовлены,   ребята   самостоятельно   оформляют проектные   работы,   при   этом   они   могут   обратиться   за   помощью   ко   мне,   к   родителям, старшим   товарищам.   Но   необходимо   помнить   о   том,   что   здесь   могут   быть   советы   и рекомендации, а не замена действий детей, на действия взрослых. И если данную работу учащиеся выполняют дома, то родители тоже должны об этом помнить. Подготовленные и оформленные проекты допускаются к защите. Следовательно, подготовка к защите проекта может включать в себя: оформление портфолио, подготовку стендовой   защиты,   разработку   электронной   презентации,   подготовку   публичного выступления. Перед защитой проекта соединяем  индивидуальные труды в единое целое, если того требует   «продукт».   Но   можно   рассматривать   проблему   и   по   поставленным   вопросам. Тогда каждая группа представляет свою часть работы отдельно от других. После этого делаем выводы. Подводим итоги работы. Защита   проекта   происходит   в   виде   выступления   автора   или   авторов   проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После   краткой   речи   автора   проекта   с   анализом   своей   работы   и   ее   самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы.  Таким образом, обработка и оформление результата проекта сложная работа для учащихся начальных классов, поэтому на этом этапе необходим не только контроль, но и помощь учителя. 5.  Обсуждение   полученных   результатов   (рефлексия).  Оценка   результатов   и процесса   (рефлексия)   включает:   оценивание   путём   коллективного   обсуждения   и оценивание путём самооценок. Учащимся   необходимо   сделать   самоанализ   своей   работы   и   оценить   работу участников   своей   группы,   а   учителю   –   оценить   усилия   учащихся,   креативность, использование источников. Рефлексия   может   быть   организована   как   в   индивидуальной,   так   и   в   групповой форме. Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе   которого   члены   группы   обсуждают,   насколько   им   удалось   достичь   поставленных целей   и   сформировать   хорошие   групповые   отношения.   Задача   рефлексии   –   вносить возможные   упрощения   в   рабочие   процедуры,   устранять   неэффективные   действия, способствовать совершенствованию навыков совместной работы всех членов группы. Рефлексию может осуществлять и один ученик. В этом случае он анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто­то скажет: «Я 8 Методический семинар делал  так, потому,  что считал,   что …»  – в  этот  момент  другие  участники  рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: «А я считаю так же или иначе?»  Таким образом, каждый этап имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для начальных   классов   с   учётом   возрастных,   психологических   особенностей   младших школьников, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее. В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.  В   4     классе     ситуация   с   проектными   задачами   меняется.   Здесь   основной педагогической   целью   становится   выявление   у   школьников   способности   к   переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества,   приобретённые   в   первые   три   года   обучения   в   школе,   становятся средством для самостоятельного решения проектной задачи. Для каждого проекта составляется методический паспорт. Методический паспорт проекта «Новая жизнь старых вещей».  Руководитель проекта: Бурдина Людмила Геннадьевна Проект: «Новая жизнь старых вещей» (поисковый, творческий, внеурочный). Предметная область: окружающий мир, технология. Возраст: 1­2 класс. Продолжительность проекта: 2 недели. Краткая аннотация проекта. В проекте рассматриваются вопросы загрязнения окружающей среды.   Учащиеся   пытаются   ответить   на   вопросы:   «Какой   мусор   мы   выбрасываем?», «Почему   мусор,   который   мы   выбрасываем,   засоряет   нашу   планету?»   ,   «Можно   ли использовать мусор вторично?» и др. Цель проекта: формирование поисковой деятельности у учащихся в процессе изучения материалов   о   переработке   мусора.   Направленное   приобретение   учащимися   опыта организации   собственной   исследовательской   деятельности,   умения   обосновать   свой материал в виде проектов. Задачи проекта: ­ формировать навыки исследовательской деятельности; ­   формировать   умение   находить   необходимую   информацию   в   различных   источниках, перерабатывать её: наблюдать и делать простейшие обобщения и выводы; 8 Методический семинар ­ развивать коммуникативные умения: договаривать о совместной работе, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). ­ сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении; ­ провести информационно – просветительскую работу по пропаганде утилизации бытовых отходов; Вопросы, направляющие проект. • Основополагающий вопрос: «Найти способы вторичного использования мусора  в быту» Проблемные вопросы:                                                                                                                       • Какой мусор мы выбрасывает и куда его отвозят? • Как утилизируют мусор в других странах? • Почему в России проблема мусора стоит так остро? • Можно ли из старых вещей сделать что­нибудь нужное и полезное? План проведения проекта.       Этап I. Организационный:   Экскурсия по посёлку, определение проблемы, обозначение темы, постановка целей и задач проекта, мозговой штурм, создание и представление групп учащихся для работы над проектом, информирование родителей о предстоящей работе. Этап II.  Осуществление деятельности. Планирование: а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов. г) Установление процедур и критериев оценки результатов. д) Распределение задач (обязанностей) между членами группы. Этап III. Самостоятельная работа. Обработка и оформление результатов проект. 1.  Сбор информации. 2.  Анализ информации, выбор главного. 3. Подготовка информации для представления результатов в виде презентации, устного сообщения. 4. Изготовление изделий из вещей, которые мы выбрасываем.. 8 Методический семинар   Промежуточное   оценивание   и 5. самооценивание.   Создание   презентаций, 6.   устного сообщения   по   теме   проекта.   Организация выставки изделий из мусора.   7. образовательного продукта. Корректировка   готового Этап   IV.   Защита   проекта   (конференция   с привлечением   родителей,   учителей, старшеклассников). Обсуждение полученных результатов 1. Представление презентаций, изделий. 2. Оценивание результатов проекта.  3.  Рефлексия.  Данный   проект   был   представлен   на муниципальном   всероссийского конкурса   «Мир   вокруг   нас!»   (I  место),   на конференции   «Школьная   информатика   и проблемы устойчивого развития» (II место) этапе   .   Система   решения   подобных   проектных   задач,   в   которых   заложены   все   этапы 8 Методический семинар будущего   проектирования,   может   быть   одним   из   способов   подготовки   школьников   к проектной деятельности в подростковом возрасте.       Введение проектных задач в образовательном процессе начальной школы существенно меняет   систему   оценивания.   Прежде   всего   меняются   объекты   оценивания.   В   первую очередь   оцениваются   способности   детей   взаимодействовать   внутри   малой   группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь ее решения, осуществлять перенос известных способов действия и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы.           В   традиционном   образовательном   процессе   практически   все,   что   делает   ученик, оценивается внешним экспертом – педагогом. В проектной деятельности оценка учителя есть   одна   из   многих   оценок,   которые   выставляют   разные   субъекты   образовательного процесса, включая самооценку учащихся.          Таким образом, появление проектных задач в образовательном процессе меняет всю образовательную среду начальной школы. 5. Заключение. Итак,   проектные   задачи   в   начальной   школе   можно   рассматривать   как   шаг   к проектной   деятельности   в   основной   школе,   позволяющие   поддержать   детскую индивидуальность,  дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях И я, как учитель, могу  сказать, что в ходе работы над  проектными задачами   мои ученики   видят   реальное   применение   своих   знаний.   Они   с   интересом   участвуют   в   их решении, они  заинтересованы в результате. Участие в такой работе  позволяет им понять границы своих знаний, у них появляется потребность их расширить; проявляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто­то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый общий результат не будет достигнут. Кроме того,   они   видят,   что   жизненные   проблемы   не   имеют   только   однозначного   решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае появляется возможность реализовать творческие способности ребят.   Интерес моих учеников к решению проектных задач виден в их представлении своих проектов на конкурсах и конференциях различного уровня. Наши достижения: Название конкурса, дата. Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас!» 2011 – 2012 уч.г. Интернет­конкурс «Мгновения, мгновения, Тема   «Новая жизнь старых вещей»  «100 лет театру Дурова» Результат I место  (групповой проект) Лауреаты (II место) 8 Методический семинар мгновения…» 2012 – 2013 уч.г. Международной компьютерной конференции  «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития». 2009–2010 уч.г. 2010–2011 уч.г. 2011–2012 уч.г. Коллективный проект «Электронная энциклопедия «Хочу всё знать» I место «Заочная экскурсия по залам Гатчинского дворца», «Блокада Ленинграда», «Здоровье человека», «Семь чудес света»,  «Дорога в небо (гатчинский аэродром)», «Такая вкусная и такая вредная кока­ кола», «Мир тигров»  «Приметы и суеверия» «Новая жизнь старых вещей» «Полезно или вредно есть сладкое», «Удивительные животные» I место II место (2 человека) II место  II место  2 дипломанта  «Человек рождён для мысли и действия», ­ говорили древние мудрецы.  Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс  познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в  активную познавательную деятельность.  8 Методический семинар Проект «100 лет театру дедушки Дурова» (работа представлена на сайте http://www.openclass.ru) 8 Методический семинар Проекты, представленные на Международной компьютерной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» 8 Методический семинар Решение проектных задач на уроках Окружающего мира. Тема «Материки и океаны» «Продукт» ­ книжки­раскладушки по каждому из материков. Тема «Аквариум – маленькая искусственная экосистема» 8 Методический семинар «Продукт» ­ «Справочник начинающего аквариумиста» Творческий проект « Вам, ветераны». 8 Методический семинар 8

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"

Методический семинар "Проектная деятельность в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017