Слайд 1. Развитие творческих способностей младших школьников
через проектную деятельность.
Соловьева Оксана Анатольевна
МБОУ Обливская СОШ №1
В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать.
Актуальность проблемы обозначила ряд противоречий:
- между необходимостью учета индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся и массовым характером обучения;
- между необходимостью включения каждого учащегося в практическую деятельность и традиционными формами обучения.
Слайд 2. Выявленные противоречия способствовали выбору моей темы самообразования: «Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность».
Слайд 3. Цель:
- развитие творческих способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности через проектную деятельность.
В ходе изучения проблемного поля были определены педагогические задачи, способствующие развитию творческих способностей младших школьников, такие как:
- замечать любые творческие проявления учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей через проектную деятельность на уроках и во внеурочной работе.
Слайд 4. Предполагаемые результаты:
1. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.
2. Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.
3. Умение планировать работу над проектами.
4. Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
Слайд 5. Внедрение федеральных государственных стандартов начального общего образования направлено на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Изучением процесса развития творчества занимались многие психологи и педагоги: Андреев В.И., Беспалько В.П., Выготский Л. С., Камышева И.В., Максимова С.В., Щуркова Н.Е. и др.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
В современном, динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их, умение самостоятельно добытые знания применять в различных ситуациях.
Слайд 7. На уроках и во внеурочной деятельности я всегда стараюсь заинтересовать учащихся, чтобы процесс познания для них носил творческий характер, чтобы через разнообразные виды учебной деятельности ученик овладел универсальными учебными действиями (УУД).
Личностные УУД – обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, самоопределение и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические.
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Перечисленные УУД имеют значение не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Советский педагог В.П.Беспалько говорил, что ,,любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством”. Этим обусловлено введение в образовательную программу на основе ФГОС проектной деятельности.
Слайд 8. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческих способностей учащихся в образовательных учреждениях различного уровня.
Осуществление проекта реализуется на основе гражданской позиции детей, их социальной ориентации и адаптации в социуме. Работая над проектами, учащиеся учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Слайд 9. Для реализации проектной деятельности я использую разнообразные формы уроков, которые создают благоприятное поле для развития творческих способностей, такие как: урок – экскурсия, урок – путешествие, урок – исследование, урок - мини-проект, урок-театр, урок-игра и др.
Слайд 10. Разнообразие творческих заданий, используемых в проектной деятельности, позволяет охватить все учебные предметы, а также использовать межпредметные связи. Слайд 11. Вот некоторые из них, которые я применяю на практике:
- создать книжку-малышку;
- изготовить тематический плакат;
- нарисовать рисунок к прочитанному произведению;
- изготовить различные поделки;
- сочинить загадки и стихи и мн.др.
Слайд 12. Дополнительную информацию для проектной деятельности дает взаимодействие с другими организациями. Так, для проекта «Семья помнит солдата» нам необходимо было посетить Обливский краеведческий музей, где ребята узнали об интересных фактах связанных с историей нашей станицы и Великой Отечественной войной. Совместно с Домом детского творчества в 2013 году проводилось мероприятие «Бабушка и я – лучшие друзья!». Участница конкурса Павленко Алиса со своей бабушкой подготовили творческие номера, сочинили и исполнили частушки, совместно изготовили поделку. В результате она заняла почетное 2 место. Для реализации индивидуального проекта под моим руководством «Все профессии нужны, все профессии важны» Кузнецова Наталья посетила Центр занятости населения, в котором нам предоставили рейтинг наиболее востребованных профессий в станице Обливской. Посещение межпоселенческой библиотеки носит познавательный характер. Там дети узнают много интересного о писателях, рассуждают о прочитанных книгах. Все полученные знания дети используют в проектной деятельности. Совместно с преподавателем ОРКСЭ Вороновой Г.П. организуется взаимодействие со Свято-Никольским Храмом, в результате чего у детей развивается представление о нравственных идеалах и ценностях. Сотрудничество с Районным Домом культуры заключается в проведении развлекательных мероприятий: игр, викторин, детских дискотек и др.
Все полученные знания дети используют для реализации разных проектов, как во внеурочной, так и в урочной деятельности.
Слайд 13. Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планета знаний», полностью соответствующий требованиям стандартов нового поколения.
Осваивая этот методический комплект, я стала работать над развитием творческих способностей у учащихся через проектную деятельность.
Слайд 14. В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
Слайд 15. Разработку учебного проекта начинаю с формулирования требований:
1.Выдвигаю какую-либо проблему (исследовательскую, информационную, социальную).
2. Совместно с учащимися разрабатываем план действий по разрешению
проблемы, определяем вид продукта и форму презентации. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом деятельности над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является творческая работа, с которой ребята выступают перед классом или родителями.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Слайд 16. Один из мини-проектов был реализован на уроке окружающего мира во 2 классе на тему: «Насекомые. Бабочки и жуки». Большое внимание было уделено самостоятельной работе учащихся. Дети сами искали информацию о насекомых в энциклопедиях, сетях Интернета, готовили доклады, разгадывали кроссворды. Был организован просмотр обучающего мультфильма на тему «Насекомые». В конце урока была оформлена выставка рисунков, на которых дети нарисовали знак, запрещающий трогать и уничтожать насекомых.
Конспект урока опубликован в 48 выпуске сборника методических разработок «1001 идея интересного занятия с детьми».
Слайд 17. В рамках предмета литературного чтения дети принимали участие в проекте «Моя любимая книга», целью которого было привить интерес и любовь к книге. Вместе с учащимися мы посетили школьную библиотеку, узнали биографии детских писателей, провели мониторинг техники чтения. Дети прочитали книги детских писателей, нарисовали рисунки и плакаты к литературным произведениям. В завершении проекта ученики рассказали об авторе, поделились своими впечатлениями.
Слайд 18. На уроках математики после завершения темы «Числа и величины» был организован проект «Измерение времени» в ходе которого учащиеся подготовили материал и изготовили энциклопедию «История измерения времени». Для того чтобы ответить на вопрос: какие часы точнее провели исследование с песочными, электронными и механическими, приняли участие в викторине «Что мы знаем о времени».
Слайд 19. Один из проектов по русскому языку прошел под названием «Покормите птиц зимой!». Ребята работали над созданием плаката, подбирали текстовый материал, аппликации, рисунки, ходили на экскурсию в парк, наблюдали за птицами, кормили их. Завершающим этапом было создание журнала с такими рубриками, как: «Словарные слова», «Пиши правильно», «Разгадай ребус» и др.
Слайд 20. Во внеурочной деятельности мы вместе с детьми и их родителями создаем проекты разной направленности, такие как: «Моя семья», «Семья помнит солдата», «Знай и соблюдай правила дорожного движения» и другие. У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к разнообразным мероприятиям, делают костюмы к выступлениям.
Слайд 21. В 2014 году учащиеся Кузнецова Наталья и Перепелица Илья принимали участие конкурсе проектов «Дебют в науке». Под моим руководством были созданы проекты под названием «Фаст – фуд, есть или не есть» и «Все профессии нужны, все профессии важны».
Рассмотрим возможности использования данного метода на примере проекта «Фаст – фуд: есть или не есть». Этот проект по продолжительности краткосрочный (2 недели), по числу участников – личный, по содержанию – межпредметный (литературное чтение, окружающий мир, информатика, ОБЖ).
Цель проекта: Обоснование вреда, наносимого фаст - фудом здоровью человека.
Дидактические цели: после завершения проекта учащиеся смогут:
- оценивать своё питание;
- выбирать полезные продукты для здорового, рационального питания;
- рассказывать о необходимости соблюдения принципов здорового питания;
- получить навыки работы с разными источниками информации;
- применять информационные технологии для оформления результата своей деятельности (презентация)
Задачи проекта:
- выяснить отношение учащихся к употреблению фаст - фуда;
- доказать опасность употребления в пищу фаст – фуда;
- убедить других не использовать подобную пищу, а пропагандировать здоровое питание;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
Продукт проекта: представил собранную и обработанную информацию в виде презентации для одноклассников.
План проведения проекта:
1 этап - подготовительный. Определение обоснования выбора, основополагающего вопроса для исследования. Поиск информации по проекту. С помощью электронных словарей узнали, что такое фаст-фуд и его влияние на здоровье человека.
2 этап – аналитический. Корректировка целей и задач проекта, анализ собранной информации, разработка стратегии решения каждой задачи.
3 этап - практический. Поиск информации (литература, Интернет, периодика, упаковки). Изучили состав чипсов и их влияние на организм некоторых химических ингредиентов, изготовили и распространили буклеты на тему «Фаст-фуд». Организовали и провели викторину для одноклассников с использованием презентации.
4 этап - обработка собранных материалов.
5 этап - создание материалов для представления результатов; защита проекта.
Слайд 22. Результаты конкурса «Дебют в науке» были опубликованы в межрайонной газете «Авангард». Материалы проектов размещены на сайте http://kopilkaurokov.ru/.
Реализуя такие проекты, младшие школьники значительно обогащают свои знания, учатся работать самостоятельно или в группах, докладывать результаты работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретают опыт межличностного общения и взаимодействия.
Слайд 23. Развитие творческой личности напрямую связанно с развитием одаренности. Учащиеся принимают активное участие в различных творческих конкурсах, выставках, викторинах и олимпиадах, где достигают высоких результатов.
Слайд 24. Результатом использования метода проектирования можно считать:
Ø повышение качества знаний учащихся;
Ø приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
Ø активизация творческой и познавательной активности учащихся;
Ø формирование положительных личностных качеств ученика;
Ø формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни.
Слайд 25. Планы на будущее:
- продолжать работу в данном направлении;
- создание совместных проектов, различной направленности и продолжительности;
- разработка индивидуальных маршрутов развития творческих способностей;
- продолжить участие в различных творческих конкурсах, викторинах и олимпиадах.
Слайд 26. Завершить свой методический семинар хочу словами В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Источники:
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.
4. Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.2007.
5. Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.
http://минобрнауки.рф/
http://shkola1.org/wp-content/uploads/2014/10/DSCN3596.jpg
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,143631/
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/141196
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/102282
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.