Семинар для учителей "Современный урок, каков он?".Коллектив заранее делится на три группы, в которых выбирается лидер. Каждой группе даются вопросы по какой-либо проблеме, к которым они должны подготовить ответы и выступить на семинаре. Это "Цель урока", "Содержание" и "Методика обучения".Сценарий методического семинара.
Современный урок.doc
Теоретический семинар
«Современный урок, каков он?»
Цель семинара: 1)Рассмотреть сущностные характеристики педагогической
деятельности современного учителя как систему, её целевые, содержательные
и процессуальные компоненты.
2)Вызвать у коллектива кризис компетентности, стимулирующий желание
познать неизвестное и как следствие радость от процесса узнавания нового.
Участники семинара: педагогический коллектив школы.
Дата проведения семинара: 17 марта 2010 года.
План подготовки:
1.Определение основных проблем для обсуждения, исходя из алгоритма
деятельности учителя на уроке:
постановка цели урока;
отбор содержания;
выбор методов, средств и приёмов обучения.
2.Формирование 3х творческих групп с лидерами.
1я «Цель урока»: кафедра ПНПО и МО учителей башкирского и английского
языков.
2я группа «Содержание урока»: учителя кафедры физикоматематических
дисциплин, МО русского языка и литературы.
3. Подбор необходимой литературы.
План проведения семинара.
1.Вступление. Слово ведущего о цели и задачах, актуальных аспектах
педагогической деятельности современного учителя.
Урок как форму организации обучения придумал Ян Амос Коменский ещё
четыреста лет тому назад. Но попробуйте, как говорит член корреспондент
Российской академии образования, доктор педагогических наук, заслуженный
учитель РФ, директор Центра образования №109 г.Москвы Евгений
Александрович Ямбург, без него обойтись! Не выйдет! Потому что ничего
умнее не придумано до сих пор. Но времена меняются, как уроку поспеть за
всеми переменами? Каким должен он быть сегодня? Вот о чём наш разговор
сегодня. Любой урок во все времена преследует свои цели. Давайте напомним
коллегам об этом.
2.Выступление первой творческой группы. Слово первой творческой группе «Цель урока»: кафедра ПНПО и МО
учителей башкирского и английского языков. Она на примерах уроков своих
коллег обсуждает вопросы:
Что такое цель и задача урока?
Какие бывают цели урока?
Чем определяется содержание цели?
Как перевести цель в результат?
Каковы критерии достижения цели?
3.Ведущий. Профессор Марк Максимович Поташник считает главной
ошибкой учителей недооценку специального продумывания задач урока. Если
вы достаточно четко определили оптимальный перечень задач урока, то вы
будете отбирать, искать и содержание, и формы, и методы и создавать
условия, чтобы все поставленные задачи выполнялись; если вы упустите
какуюто задачу, то значит вы упустите отбор содержания, форм, методов и
т.д, которые эту задачу реализуют. Вспомним, что урок, будучи прежде всего
основной формой организации образовательного процесса для детей, ещё
может служить важным фактором развития самого образовательного процесса
и фактором развития учителя. Отсюда возникают и новые цели урока,
которые прежде даже не продумывались, упускались, а значит, упускались и
средства их достижения.
Комплексное планирование задач по трём группам:
I.Педагогические цели: обучения, воспитания, социализации личности, так
называемые креативные, оздоровительные цели – все это цели развития, то
есть главные цели.
II. Цели развития образовательного процесса (для повышения качества
этого процесса): диагностические, познавательные,
исследовательские( учитель проверяет какоето предположение).
III. Цели саморазвития учителя (их ставит учитель, выходящий на
уровень творчества:
А) профессионального;
Б) личностного (постановка задач урока перед учащимися, а для 16 классов
в увлекательной форме).
Ценится особо постановка воспитательных задач: существует три канала
воспитания в процессе обучения: 1й канал – содержание основ наук; 2й
канал методы обучения;
и третий, действующий всегда, – личность самого учителя.
4.Слово второй группе: Вторая группа «Содержание урока»: учителя кафедры физико
математических дисциплин, МО русского языка и литературы обсуждает,
подкрепляя свои доводы из практики, следующие вопросы:
Что такое содержание урока?
Как мы определяем, чему учить?
Как сделать содержание урока интересным, личностно значимым?
Что такое интерес, мотивация?
Чем определяется логическая структура содержания урока?
5. Ведущий.
Современные требования к уроку предполагают следующие нюансы.
Важно обязательное выделение в содержании учебного материала
объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на
уроке именно этого материала. А как это достигается? С помощью акцентов
голосом, цветом, использования плоских и следящих графов, графическими
средствами, с помощью ОК, плакатов «Что надо уметь» и «Что надо знать» к
такому – то уроку, разделу и др.
Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для
себя ценностных оснований выбора содержания учебного материала на
уроке. Ценности это то, чем человек дорожит, из чего исходит в своих
оценках других людей, себя самого, в своих поступках и действиях. Есть
такая наука – аксиология –о ценностях жизни.
Как это выглядит на уроке? Учитель начальных классов из города
Миасс Челябинской области Татьяна Васильевна Галянская в своих учениках
старается воспитывать ценностное отношение к миру, к своему здоровью с
первых минут урока, который начинают с настроевприветствий. Их они
сочиняют вместе, или учитель берёт стихи или афоризмы. Приветствуют друг
друга, урок, день, тему урока:
Начало дня:
Пусть голова моя проснётся,
Пусть моё сердце любит,
Пусть мои руки помогают,
Я всё буду делать красиво.
Литературное чтение:
Пусть слово живое
Мой разум и душу разбудит,
Введёт меня в мир красоты.
Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный
смысл любого изучаемого на уроке материала. Это очень трудно
выполнимое требование, мы рекомендуем только задуматься над ним. Безусловное обеспечение практической направленности учебного
процесса, создание возможности применения учащимися полученных знаний,
не допускать формального усвоения теоретических сведений. Переход т
ребенка знающего к ребенку знающему, понимающему и деятельному.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера по
использованию полученных знаний в сходной, частично изменённой и в
полностью незнакомой ситуации.
Вот задания учителя словесности гимназии № 1514 г. Москвы Беляевой
Виктории Васильевны по сквозной теме «Романтический герой» для 89
классов.
Исходное знание по этой теме ученики получают на базе знакомства с поэмой
Джорджа Гордона Байрона «Корсар» в 8 классе. Ученики вместе с учителем,
анализируя отдельные подобранные учителем фрагменты текста, видят, что
романтический герой:
«исключительный герой в исключительных обстоятельствах»;
испытывает конфликт с обществом;
вечно одинок;
абсолютно свободен;
сложная противоречивая личность (в стремлении к идеалу часто переступает
закон);
рассказ о прошлом героя дан в самых общих чертах;
любовь героя, неважно взаимная или невзаимная, не может быть
счастливой.
Задания.
1. На воспроизведение. Вопросы обсуждаются в ходе фронтальной
беседы: «Покажите, опираясь на фрагменты текста, что Конрад:
испытывает конфликт с обществом, в стремлении к идеалу переступает
закон;
вечно одинок;
абсолютно свободен;
«исключительный герой в исключительных обстоятельствах».
2.В сходной ситуации.
Докажите, что Конрад – романтический герой, опираясь на текст поэмы
Байрона «Корсар».
3.В изменённой ситуации.
Докажите, опираясь на текст, что герой поэмы Пушкина «Цыгане» АЛЕКО
( поэмы Лермонтова «Мцыри») есть романтический герой.
4.В частично новой (модельной) ситуации.
Прослушайте песню Булата Окуджавы «Синий троллейбус» (или
А.Городницкого «У Геркулесовых столпов лежит моя дорога») и
охарактеризуйте лирического героя этой песни.
5. В полностью новой, незнакомой (жизненной) ситуации. Вам необходимо понравиться девушке (юноше), склонной (склонному) к
романтизму. Опишите ей (ему) свою жизнь.
Ведущий. Слово третьей группе.
Отобрав материал, учитель решает, как преподнести его детям. Об этом
расскажет нам третья группа «Методика обучения» учителя
естественнонаучной кафедры и кафедры Здоровья:
Что такое метод, методика, приём обучения?
От чего и как зависит выбор метода?
Докажите взаимосвязь методов и содержания обучения.
Как связаны методы, средства и приёмы обучения?
как вы определяете правильность, оптимальность выбранных методов?
Покажите на примерах из практики.
Ведущий.
Ни в одной из существующих классификаций нет деления методов на
современные и несовременные, активные и пассивные, и поэтому
употребление этих названий неграмотно и недопустимо. Любой метод
обучения признается грамотно отобранным, и современным, если он дает
высокий обучающий, воспитывающий и развивающий результат,
независимо от того, когда этот метод был разработан – триста лет назад
или недавно. Методы обучения сами по себе не могут быть ни активными,
ни пассивными: теми или другими их делает учитель.
В начале 21 века особую ценность представляют методы развития
познавательного интереса.
Современный урок невозможен без знания психологических особенностей
тех, с кем приходится работать: типы темперамента детей преподаваемого
класса, их различение по доминирующим каналам восприятия учебного
материала по функциональной асимметрии полушарий головного мозга и т.
д.
Академик М.М.Поташник в своей книге «Требования к современному
уроку» высказывает предположение, что людям очень трудно менять свою
ментальность, привычки, трудно отказываться от традиционного. Желаем
жить и работать поновому, говорим об этом, даже прилагаем начальные
усилия, но так, чтобы ничего не менять в себе по существу. А для
настоящего развития нужно менять самого себя. Желаем вслед за автором
Вам всем успеха в этом многотрудной работе по самоизменению.
1. М.М.Поташник Требования к современному уроку. Центр
педагогического образования, М., 2008
Литература. 2. Т.В.Хуртов Обучающие семинары. Учитель, Волгоград,2007.
3. И.В.Никишина Инновационные педагогические технологии и
организация учебновоспитательного и методического процессов в
школе. Учитель, Волгоград,2007.
Задания к семинару
«Современный урок, какой он?»
Iя творческая группа «Цель урока».
Состав: кафедра ПНПО и МО учителей башкирского и английского
языков. Старшая в группе Васильева Зоя Николаевна.
Она на примерах уроков своих коллег обсуждает вопросы:
Что такое цель и задача урока?
Какие бывают цели урока?
Чем определяется содержание цели?
Как перевести цель в результат?
Каковы критерии достижения цели?
IIя творческая группа «Содержание урока».
Состав: учителя кафедры физикоматематических дисциплин, МО
русского языка и литературы. Старшая в группе Хисматуллина Светлана
Муртазовна.
Вопросы для обсуждения:
Что такое содержание урока?
Как мы определяем, чему учить?
Как сделать содержание урока интересным, личностно значимым?
Что такое интерес, мотивация?
Чем определяется логическая структура содержания урока? IIIя творческая группа «Методика обучения»
Состав: учителя естественнонаучной кафедры и кафедры Здоровья.
Старшая в группе Колчанова Элла Васильевна.
Вопросы для обсуждения.
Что такое метод, методика, приём обучения?
От чего и как зависит выбор метода?
Докажите взаимосвязь методов и содержания обучения.
Как связаны методы, средства и приёмы обучения?
как вы определяете правильность, оптимальность выбранных методов?
Покажите на примерах из практики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.