МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР на тему "Системно - деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся".Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию  профессиональный опыт моей педагогической деятельности. Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта: внедрение новых ФГОС, курсовая подготовка, изучение опыта коллег, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Системно - деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
            
        
        
        
                    
                
                    МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Системно  деятельностный подход в обучении как средство активизации
познавательной деятельности обучающихся
Филенко Антонина Сергеевна
учитель начальных классов,
филиала МБОУ Избердеевской СОШ
в с.Крутое
                                                                                       Дела? Проблемы? Всё пустое!
                                                                                       Душа ребёнка  вот святое!
                                                                                       Цветок в душе ещё так мал!
                                                                                       Успей полить, чтоб не завял!
Уважаемые   коллеги!  В   рамках   методического   семинара   хочу   представить
вашему  вниманию     профессиональный   опыт   моей   педагогической   деятельности.
Факторы,   оказавшие   влияние   на   возникновение   и   становления   педагогического
опыта:   внедрение   новых   ФГОС,   курсовая   подготовка,   изучение   опыта   коллег,
изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.
 (Слайд № 1)
Цель   образования  состоит   в   развитии   личности   обучающегося   на   основе
формирования   универсальных   учебных   действий,   познания   для   освоения   мира   и
создания условий  для  повышения качества  знаний  учащихся  на основе  системно
деятельностного подхода.
Учебный   процесс   должен   основываться   на   деятельностном   подходе,  цель
которого   –   развитие   личности   ученика   при   активном   восприятии   учебного
материала.   Значит,   главная   задача   учителя   состоит   в   создании   условий,
провоцирующих   детское   действие.   Существовавшие   теории   развития   творческой
личности   и   современные   тенденции   развития   образования,   требования   ФГОС
остановили мой выбор на использовании системно – деятельностного подхода для
формирования исследовательских навыков учащихся.
(Слайд № 2)
Тема   моего   семинара   «Системно      деятельностный   подход   в   обучении   как
средство   активизации   познавательной   деятельности   обучающихся».   Считаю   её
актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится
в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Поставила   перед   собой  цель:  Создание   условий   для   повышения   качества
знаний учащихся на основе системнодеятельностного подхода.
Для реализации цели поставила следующие задачи: создание положительной мотивации школьников к изучению предметов  в начальной
школе;
 организация системнодеятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной 
деятельности;
 обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами текстов 
на основе системнодеятельностного подхода;
   создание   педагогических   условий   для   формирования   устойчивого   навыка
практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества
знаний. 
(Слайд № 3)
           В чем сущность системнодеятельностного подхода? Принцип деятельности
заключается   в   том,   что   формирование   личности   ученика   и   продвижение   его   в
развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на
«открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я
вижу   –   я   запоминая,   я   делаю   –   я   усваиваю».   Обучающиеся,   опираясь   на
приобретенные   знания,   самостоятельно   обнаруживают   учебную   проблему   и
осмысливают ее. Для моих учеников слова «Учись учиться» не просто фраза, а девиз
в их учебной деятельности. 
          (Слайд № 4)
Требования к уроку в рамках системнодеятельностного подхода.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Только с 
помощью действия. Для меня урок – основная форма организации учебного процесса.
Я не только заранее планирую урок, продумываю его организацию, но и осуществляю 
коррекцию своих действий и действий моих учеников с учетом анализа и контроля 
(самоконтроля). «Нужно, чтобы дети, по возможности учились самостоятельно, а 
учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», – 
писал К.Д. Ушинский. Эти слова отражают суть моих уроков, в основе которых 
заложен принцип системнодеятельностного подхода. Ученик из пассивно 
исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным 
деятелем. Я на уроке для детей организатор, дирижер, стимулятор, участник, 
помощник и товарищ.
         (Слайд № 5)
Существует дидактическая система деятельностного подхода, в которой 
заложены следующие принципы.
Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда 
ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной 
учебной деятельности.
Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми 
уровнями обучения на уровне технологии, содержания и методики.Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно
быть  сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе –
самом себе.
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое
начало   в  учебной   деятельности,   приобретение   учащимися   собственного   опыта
творческой деятельности.
Принцип   вариативности  предполагает   формирование   у   учащихся
способности   к  систематическому   перебору   вариантов   и   выбору   оптимального
варианта на основе заданного критерия.
Принцип   психологической   комфортности
 предполагает   снятие
стрессообразующих  факторов   учебного   процесса,   создание   доброжелательной
атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества.
Принцип   минимакса  заключается   в   том,  что   школа   предлагает   каждому
ученику   содержание  образования   на   максимальном   (творческом)   уровне,   и
обеспечивает   его   усвоение   на   уровне,   не   ниже   социально   безопасного   минимума
(ФГОС).
           (Слайд №6)
Преимуществом   системнодеятельностного   подхода   является   то,   что   он
органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.
Для   реализации   системнодеятельностного   подхода   в   своей   деятельности   я
использую следующие технологии: технология проектной деятельности, технология
сотрудничества, технология развития критического мышления, здоровьесберегающая
технология. 
(Слайд № 7)
Актуальность использования данных технологий для меня закономерна. Они 
мне помогают решать следующие задачи на уроках: 1) развитие познавательного 
интереса у обучающегося 2) развитие самостоятельной познавательной деятельности;
3) развитие творческого потенциала обучающегося.
 
(Слайд № 8)
Технология   проектной   деятельности  предполагает   самостоятельную
деятельность  ученика под руководством учителя и вовлечение ученика в решение
значимой проблемы через проектную деятельность.
 
(Слайд №9 10)
Со   своими   ребятами   мы   разработали   такие   творческие   проекты:   «Моя
любимая игрушка», «Новогодняя снежинка»; экологические проекты «Кормушка»,
«Волшебный мир цветов», «Ёлочка, живи!» и другие проекты. В результате работы
над   проектами   у   обучающихся   формируются   следующие   универсальные   учебные
действия.
• рефлексивные умения,
• поисковые (исследовательские) умения,• навыки оценочной самостоятельности,
• умения и навыки работы в сотрудничестве,
• коммуникативные умения, 
• презентационные умения. 
Слайд № 11
Технология сотрудничества развивает умение общаться в микроколлективе, 
обобщать сказанное, выражать свое мнение, определять уровень работоспособности.
Данную   технологию   я   использую   в   урочной   и   особенно   во   внеурочной
деятельности. Для меня актуальны слова Занкова Л.В.:  «Однако то, что ребенок
сегодня умеет делать в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».
Технологию сотрудничества я использую для формирования коммуникативных
и личностных УУД. 
Слайд № 12
Технология   развития   критического   мышления   через   чтение   и   письмо   –   это
универсальная,   метапредметная   технология.   Она   направлена   на   то,   чтобы
заинтересовать   ученика,   пробудить   в   нем   исследовательскую   активность,
представить   условия   для   осмысления   нового   материала,   помочь   обучающемуся
творчески переработать и обобщить полученные знания. На своих уроках использую
приемы   критического   мышления:   «Яркое   пятно»,   «Толстые   и   тонкие   вопросы»,
«Разговор   с   автором»,   «Корзина   идей»,   «Дерево   предсказаний»,   «Чтение   с
остановками», «Паспорт героя», «В чем соль?» и др. 
Приведу пример использования технологии критического мышления на 
своем уроке: в начале урока использовала прием «Яркое пятно», для того, 
чтобы настроить детей на дальнейшую работу; при проверке домашнего 
задания вы видели прием «Паспорт героя»; для пробуждения интереса к 
получению новой информации, был использован игровой прием «Викторина». с
проблемной ситуацией; при изучении нового материала – прием «Чтение с 
остановками»; на этапе рефлексия использован прием «В чем соль?», 
«Синквейн» , «Разговор с автором».
          Слайд № 13
Здоровьесберегающая   технология.  Считаю,  что   одной   из   главных   задач
школы является сохранение здоровья детей. Поэтому провожу с детьми мероприятия
по профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Мои ученики очень любят
спортивные   мероприятия.   На   уроках   я   использую   «Воздействие   цветом»,
«Фонетическую   ритмику»,   динамические   паузы   и   различные   гимнастики
(пальчиковая, дыхательная, релаксация для глаз) 
С первого   класса   отслеживаю   результаты   формирования   УУД   через
диагностические методики и комплексные работы у каждого ребенка. На мой взгляд,
современные   технологии,  действительно,  наиболее   полно   обеспечивают   весь   цикл
учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивают творческиеумения   обучающихся,   обеспечивают   более   качественное   усвоение   знаний,
воспитывают инициативную личность.
(Слайд № 14)
Выбирая   профессию   учитель,   я   шла   к   этому   осознанно.   Я   знала,   что
потребуется немало сил и упорства. Но у меня есть главное  любовь к детям. И я
готова отдать им свое сердце!.
Ведь учитель звучит гордо!