МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР на тему "Системно - деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся".Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию профессиональный опыт моей педагогической деятельности. Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта: внедрение новых ФГОС, курсовая подготовка, изучение опыта коллег, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Системно - деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Системно деятельностный подход в обучении как средство активизации
познавательной деятельности обучающихся
Филенко Антонина Сергеевна
учитель начальных классов,
филиала МБОУ Избердеевской СОШ
в с.Крутое
Дела? Проблемы? Всё пустое!
Душа ребёнка вот святое!
Цветок в душе ещё так мал!
Успей полить, чтоб не завял!
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить
вашему вниманию профессиональный опыт моей педагогической деятельности.
Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического
опыта: внедрение новых ФГОС, курсовая подготовка, изучение опыта коллег,
изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.
(Слайд № 1)
Цель образования состоит в развитии личности обучающегося на основе
формирования универсальных учебных действий, познания для освоения мира и
создания условий для повышения качества знаний учащихся на основе системно
деятельностного подхода.
Учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель
которого – развитие личности ученика при активном восприятии учебного
материала. Значит, главная задача учителя состоит в создании условий,
провоцирующих детское действие. Существовавшие теории развития творческой
личности и современные тенденции развития образования, требования ФГОС
остановили мой выбор на использовании системно – деятельностного подхода для
формирования исследовательских навыков учащихся.
(Слайд № 2)
Тема моего семинара «Системно деятельностный подход в обучении как
средство активизации познавательной деятельности обучающихся». Считаю её
актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится
в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Поставила перед собой цель: Создание условий для повышения качества
знаний учащихся на основе системнодеятельностного подхода.
Для реализации цели поставила следующие задачи: создание положительной мотивации школьников к изучению предметов в начальной
школе;
организация системнодеятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной
деятельности;
обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами текстов
на основе системнодеятельностного подхода;
создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка
практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества
знаний.
(Слайд № 3)
В чем сущность системнодеятельностного подхода? Принцип деятельности
заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в
развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на
«открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я
вижу – я запоминая, я делаю – я усваиваю». Обучающиеся, опираясь на
приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают учебную проблему и
осмысливают ее. Для моих учеников слова «Учись учиться» не просто фраза, а девиз
в их учебной деятельности.
(Слайд № 4)
Требования к уроку в рамках системнодеятельностного подхода.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Только с
помощью действия. Для меня урок – основная форма организации учебного процесса.
Я не только заранее планирую урок, продумываю его организацию, но и осуществляю
коррекцию своих действий и действий моих учеников с учетом анализа и контроля
(самоконтроля). «Нужно, чтобы дети, по возможности учились самостоятельно, а
учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», –
писал К.Д. Ушинский. Эти слова отражают суть моих уроков, в основе которых
заложен принцип системнодеятельностного подхода. Ученик из пассивно
исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным
деятелем. Я на уроке для детей организатор, дирижер, стимулятор, участник,
помощник и товарищ.
(Слайд № 5)
Существует дидактическая система деятельностного подхода, в которой
заложены следующие принципы.
Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда
ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной
учебной деятельности.
Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми
уровнями обучения на уровне технологии, содержания и методики.Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно
быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе –
самом себе.
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое
начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта
творческой деятельности.
Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся
способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального
варианта на основе заданного критерия.
Принцип психологической комфортности
предполагает снятие
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной
атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества.
Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому
ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и
обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума
(ФГОС).
(Слайд №6)
Преимуществом системнодеятельностного подхода является то, что он
органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.
Для реализации системнодеятельностного подхода в своей деятельности я
использую следующие технологии: технология проектной деятельности, технология
сотрудничества, технология развития критического мышления, здоровьесберегающая
технология.
(Слайд № 7)
Актуальность использования данных технологий для меня закономерна. Они
мне помогают решать следующие задачи на уроках: 1) развитие познавательного
интереса у обучающегося 2) развитие самостоятельной познавательной деятельности;
3) развитие творческого потенциала обучающегося.
(Слайд № 8)
Технология проектной деятельности предполагает самостоятельную
деятельность ученика под руководством учителя и вовлечение ученика в решение
значимой проблемы через проектную деятельность.
(Слайд №9 10)
Со своими ребятами мы разработали такие творческие проекты: «Моя
любимая игрушка», «Новогодняя снежинка»; экологические проекты «Кормушка»,
«Волшебный мир цветов», «Ёлочка, живи!» и другие проекты. В результате работы
над проектами у обучающихся формируются следующие универсальные учебные
действия.
• рефлексивные умения,
• поисковые (исследовательские) умения,• навыки оценочной самостоятельности,
• умения и навыки работы в сотрудничестве,
• коммуникативные умения,
• презентационные умения.
Слайд № 11
Технология сотрудничества развивает умение общаться в микроколлективе,
обобщать сказанное, выражать свое мнение, определять уровень работоспособности.
Данную технологию я использую в урочной и особенно во внеурочной
деятельности. Для меня актуальны слова Занкова Л.В.: «Однако то, что ребенок
сегодня умеет делать в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».
Технологию сотрудничества я использую для формирования коммуникативных
и личностных УУД.
Слайд № 12
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это
универсальная, метапредметная технология. Она направлена на то, чтобы
заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую активность,
представить условия для осмысления нового материала, помочь обучающемуся
творчески переработать и обобщить полученные знания. На своих уроках использую
приемы критического мышления: «Яркое пятно», «Толстые и тонкие вопросы»,
«Разговор с автором», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Чтение с
остановками», «Паспорт героя», «В чем соль?» и др.
Приведу пример использования технологии критического мышления на
своем уроке: в начале урока использовала прием «Яркое пятно», для того,
чтобы настроить детей на дальнейшую работу; при проверке домашнего
задания вы видели прием «Паспорт героя»; для пробуждения интереса к
получению новой информации, был использован игровой прием «Викторина». с
проблемной ситуацией; при изучении нового материала – прием «Чтение с
остановками»; на этапе рефлексия использован прием «В чем соль?»,
«Синквейн» , «Разговор с автором».
Слайд № 13
Здоровьесберегающая технология. Считаю, что одной из главных задач
школы является сохранение здоровья детей. Поэтому провожу с детьми мероприятия
по профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Мои ученики очень любят
спортивные мероприятия. На уроках я использую «Воздействие цветом»,
«Фонетическую ритмику», динамические паузы и различные гимнастики
(пальчиковая, дыхательная, релаксация для глаз)
С первого класса отслеживаю результаты формирования УУД через
диагностические методики и комплексные работы у каждого ребенка. На мой взгляд,
современные технологии, действительно, наиболее полно обеспечивают весь цикл
учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивают творческиеумения обучающихся, обеспечивают более качественное усвоение знаний,
воспитывают инициативную личность.
(Слайд № 14)
Выбирая профессию учитель, я шла к этому осознанно. Я знала, что
потребуется немало сил и упорства. Но у меня есть главное любовь к детям. И я
готова отдать им свое сердце!.
Ведь учитель звучит гордо!