Методический семинар (учитель года 2018)

  • Семинары
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР на тему "Системно - деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся".Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию профессиональный опыт моей педагогической деятельности. Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта: внедрение новых ФГОС, курсовая подготовка, изучение опыта коллег, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Системно - деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Иконка файла материала методический семинар распечатать.DOCX
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Системно ­ деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся Филенко Антонина Сергеевна учитель начальных классов, филиала МБОУ Избердеевской СОШ в с.Крутое                                                                                        Дела? Проблемы? Всё пустое!                                                                                        Душа ребёнка ­ вот святое!                                                                                        Цветок в душе ещё так мал!                                                                                        Успей полить, чтоб не завял! Уважаемые   коллеги!  В   рамках   методического   семинара   хочу   представить вашему  вниманию     профессиональный   опыт   моей   педагогической   деятельности. Факторы,   оказавшие   влияние   на   возникновение   и   становления   педагогического опыта:   внедрение   новых   ФГОС,   курсовая   подготовка,   изучение   опыта   коллег, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.  (Слайд № 1) Цель   образования  состоит   в   развитии   личности   обучающегося   на   основе формирования   универсальных   учебных   действий,   познания   для   освоения   мира   и создания условий  для  повышения качества  знаний  учащихся  на основе  системно­ деятельностного подхода. Учебный   процесс   должен   основываться   на   деятельностном   подходе,  цель которого   –   развитие   личности   ученика   при   активном   восприятии   учебного материала.   Значит,   главная   задача   учителя   состоит   в   создании   условий, провоцирующих   детское   действие.   Существовавшие   теории   развития   творческой личности   и   современные   тенденции   развития   образования,   требования   ФГОС остановили мой выбор на использовании системно – деятельностного подхода для формирования исследовательских навыков учащихся. (Слайд № 2) Тема   моего   семинара   «Системно   ­   деятельностный   подход   в   обучении   как средство   активизации   познавательной   деятельности   обучающихся».   Считаю   её актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах. Поставила   перед   собой  цель:  Создание   условий   для   повышения   качества знаний учащихся на основе системно­деятельностного подхода. Для реализации цели поставила следующие задачи:­ создание положительной мотивации школьников к изучению предметов  в начальной школе; ­ организация системно­деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной  деятельности; ­ обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами текстов  на основе системно­деятельностного подхода; ­   создание   педагогических   условий   для   формирования   устойчивого   навыка практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества знаний.  (Слайд № 3)            В чем сущность системно­деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается   в   том,   что   формирование   личности   ученика   и   продвижение   его   в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу   –   я   запоминая,   я   делаю   –   я   усваиваю».   Обучающиеся,   опираясь   на приобретенные   знания,   самостоятельно   обнаруживают   учебную   проблему   и осмысливают ее. Для моих учеников слова «Учись учиться» не просто фраза, а девиз в их учебной деятельности.            (Слайд № 4) Требования к уроку в рамках системно­деятельностного подхода. Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Только с  помощью действия. Для меня урок – основная форма организации учебного процесса. Я не только заранее планирую урок, продумываю его организацию, но и осуществляю  коррекцию своих действий и действий моих учеников с учетом анализа и контроля  (самоконтроля). «Нужно, чтобы дети, по возможности учились самостоятельно, а  учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», –  писал К.Д. Ушинский. Эти слова отражают суть моих уроков, в основе которых  заложен принцип системно­деятельностного подхода. Ученик из пассивно  исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным  деятелем. Я на уроке для детей организатор, дирижер, стимулятор, участник,  помощник и товарищ.          (Слайд № 5) Существует дидактическая система деятельностного подхода, в которой  заложены следующие принципы. Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда  ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной  учебной деятельности. Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми  уровнями обучения на уровне технологии, содержания и методики.Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть  сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало   в  учебной   деятельности,   приобретение   учащимися   собственного   опыта творческой деятельности. Принцип   вариативности  предполагает   формирование   у   учащихся способности   к  систематическому   перебору   вариантов   и   выбору   оптимального варианта на основе заданного критерия. Принцип   психологической   комфортности  предполагает   снятие стрессообразующих  факторов   учебного   процесса,   создание   доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества. Принцип   минимакса  заключается   в   том,  что   школа   предлагает   каждому ученику   содержание  образования   на   максимальном   (творческом)   уровне,   и обеспечивает   его   усвоение   на   уровне,   не   ниже   социально   безопасного   минимума (ФГОС).            (Слайд №6) Преимуществом   системно­деятельностного   подхода   является   то,   что   он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. Для   реализации   системно­деятельностного   подхода   в   своей   деятельности   я использую следующие технологии: технология проектной деятельности, технология сотрудничества, технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология.  (Слайд № 7) Актуальность использования данных технологий для меня закономерна. Они  мне помогают решать следующие задачи на уроках: 1) развитие познавательного  интереса у обучающегося 2) развитие самостоятельной познавательной деятельности; 3) развитие творческого потенциала обучающегося.   (Слайд № 8) Технология   проектной   деятельности  предполагает   самостоятельную деятельность  ученика под руководством учителя и вовлечение ученика в решение значимой проблемы через проектную деятельность.   (Слайд №9­ 10) Со   своими   ребятами   мы   разработали   такие   творческие   проекты:   «Моя любимая игрушка», «Новогодняя снежинка»; экологические проекты «Кормушка», «Волшебный мир цветов», «Ёлочка, живи!» и другие проекты. В результате работы над   проектами   у   обучающихся   формируются   следующие   универсальные   учебные действия. • рефлексивные умения, • поисковые (исследовательские) умения,• навыки оценочной самостоятельности, • умения и навыки работы в сотрудничестве, • коммуникативные умения,  • презентационные умения.  Слайд № 11 Технология сотрудничества развивает умение общаться в микроколлективе,  обобщать сказанное, выражать свое мнение, определять уровень работоспособности. Данную   технологию   я   использую   в   урочной   и   особенно   во   внеурочной деятельности. Для меня актуальны слова Занкова Л.В.:  «Однако то, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно». Технологию сотрудничества я использую для формирования коммуникативных и личностных УУД.  Слайд № 12 Технология   развития   критического   мышления   через   чтение   и   письмо   –   это универсальная,   метапредметная   технология.   Она   направлена   на   то,   чтобы заинтересовать   ученика,   пробудить   в   нем   исследовательскую   активность, представить   условия   для   осмысления   нового   материала,   помочь   обучающемуся творчески переработать и обобщить полученные знания. На своих уроках использую приемы   критического   мышления:   «Яркое   пятно»,   «Толстые   и   тонкие   вопросы», «Разговор   с   автором»,   «Корзина   идей»,   «Дерево   предсказаний»,   «Чтение   с остановками», «Паспорт героя», «В чем соль?» и др.  Приведу пример использования технологии критического мышления на  своем уроке: в начале урока использовала прием «Яркое пятно», для того,  чтобы настроить детей на дальнейшую работу; при проверке домашнего  задания вы видели прием «Паспорт героя»; для пробуждения интереса к  получению новой информации, был использован игровой прием «Викторина». с проблемной ситуацией; при изучении нового материала – прием «Чтение с  остановками»; на этапе рефлексия использован прием «В чем соль?»,  «Синквейн» , «Разговор с автором».           Слайд № 13 Здоровьесберегающая   технология.  Считаю,  что   одной   из   главных   задач школы является сохранение здоровья детей. Поэтому провожу с детьми мероприятия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Мои ученики очень любят спортивные   мероприятия.   На   уроках   я   использую   «Воздействие   цветом», «Фонетическую   ритмику»,   динамические   паузы   и   различные   гимнастики (пальчиковая, дыхательная, релаксация для глаз)  С первого   класса   отслеживаю   результаты   формирования   УУД   через диагностические методики и комплексные работы у каждого ребенка. На мой взгляд, современные   технологии,  действительно,  наиболее   полно   обеспечивают   весь   цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивают творческиеумения   обучающихся,   обеспечивают   более   качественное   усвоение   знаний, воспитывают инициативную личность. (Слайд № 14) Выбирая   профессию   учитель,   я   шла   к   этому   осознанно.   Я   знала,   что потребуется немало сил и упорства. Но у меня есть главное ­ любовь к детям. И я готова отдать им свое сердце!. Ведь учитель звучит гордо!