Методический семинар (учитель года 2018)
Оценка 4.6

Методический семинар (учитель года 2018)

Оценка 4.6
Семинары
DOCX
администрации
Взрослым
04.03.2018
Методический семинар (учитель года 2018)
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР на тему "Системно - деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся".Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию профессиональный опыт моей педагогической деятельности. Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта: внедрение новых ФГОС, курсовая подготовка, изучение опыта коллег, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Системно - деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
методический семинар распечатать.DOCX
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Системно ­ деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся Филенко Антонина Сергеевна учитель начальных классов, филиала МБОУ Избердеевской СОШ в с.Крутое                                                                                        Дела? Проблемы? Всё пустое!                                                                                        Душа ребёнка ­ вот святое!                                                                                        Цветок в душе ещё так мал!                                                                                        Успей полить, чтоб не завял! Уважаемые   коллеги!  В   рамках   методического   семинара   хочу   представить вашему  вниманию     профессиональный   опыт   моей   педагогической   деятельности. Факторы,   оказавшие   влияние   на   возникновение   и   становления   педагогического опыта:   внедрение   новых   ФГОС,   курсовая   подготовка,   изучение   опыта   коллег, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.  (Слайд № 1) Цель   образования  состоит   в   развитии   личности   обучающегося   на   основе формирования   универсальных   учебных   действий,   познания   для   освоения   мира   и создания условий  для  повышения качества  знаний  учащихся  на основе  системно­ деятельностного подхода. Учебный   процесс   должен   основываться   на   деятельностном   подходе,  цель которого   –   развитие   личности   ученика   при   активном   восприятии   учебного материала.   Значит,   главная   задача   учителя   состоит   в   создании   условий, провоцирующих   детское   действие.   Существовавшие   теории   развития   творческой личности   и   современные   тенденции   развития   образования,   требования   ФГОС остановили мой выбор на использовании системно – деятельностного подхода для формирования исследовательских навыков учащихся. (Слайд № 2) Тема   моего   семинара   «Системно   ­   деятельностный   подход   в   обучении   как средство   активизации   познавательной   деятельности   обучающихся».   Считаю   её актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах. Поставила   перед   собой  цель:  Создание   условий   для   повышения   качества знаний учащихся на основе системно­деятельностного подхода. Для реализации цели поставила следующие задачи: ­ создание положительной мотивации школьников к изучению предметов  в начальной школе; ­ организация системно­деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной  деятельности; ­ обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами текстов  на основе системно­деятельностного подхода; ­   создание   педагогических   условий   для   формирования   устойчивого   навыка практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества знаний.  (Слайд № 3)            В чем сущность системно­деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается   в   том,   что   формирование   личности   ученика   и   продвижение   его   в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу   –   я   запоминая,   я   делаю   –   я   усваиваю».   Обучающиеся,   опираясь   на приобретенные   знания,   самостоятельно   обнаруживают   учебную   проблему   и осмысливают ее. Для моих учеников слова «Учись учиться» не просто фраза, а девиз в их учебной деятельности.            (Слайд № 4) Требования к уроку в рамках системно­деятельностного подхода. Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Только с  помощью действия. Для меня урок – основная форма организации учебного процесса. Я не только заранее планирую урок, продумываю его организацию, но и осуществляю  коррекцию своих действий и действий моих учеников с учетом анализа и контроля  (самоконтроля). «Нужно, чтобы дети, по возможности учились самостоятельно, а  учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», –  писал К.Д. Ушинский. Эти слова отражают суть моих уроков, в основе которых  заложен принцип системно­деятельностного подхода. Ученик из пассивно  исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным  деятелем. Я на уроке для детей организатор, дирижер, стимулятор, участник,  помощник и товарищ.          (Слайд № 5) Существует дидактическая система деятельностного подхода, в которой  заложены следующие принципы. Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда  ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной  учебной деятельности. Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми  уровнями обучения на уровне технологии, содержания и методики. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть  сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало   в  учебной   деятельности,   приобретение   учащимися   собственного   опыта творческой деятельности. Принцип   вариативности  предполагает   формирование   у   учащихся способности   к  систематическому   перебору   вариантов   и   выбору   оптимального варианта на основе заданного критерия. Принцип   психологической   комфортности  предполагает   снятие стрессообразующих  факторов   учебного   процесса,   создание   доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества. Принцип   минимакса  заключается   в   том,  что   школа   предлагает   каждому ученику   содержание  образования   на   максимальном   (творческом)   уровне,   и обеспечивает   его   усвоение   на   уровне,   не   ниже   социально   безопасного   минимума (ФГОС).            (Слайд №6) Преимуществом   системно­деятельностного   подхода   является   то,   что   он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. Для   реализации   системно­деятельностного   подхода   в   своей   деятельности   я использую следующие технологии: технология проектной деятельности, технология сотрудничества, технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология.  (Слайд № 7) Актуальность использования данных технологий для меня закономерна. Они  мне помогают решать следующие задачи на уроках: 1) развитие познавательного  интереса у обучающегося 2) развитие самостоятельной познавательной деятельности; 3) развитие творческого потенциала обучающегося.   (Слайд № 8) Технология   проектной   деятельности  предполагает   самостоятельную деятельность  ученика под руководством учителя и вовлечение ученика в решение значимой проблемы через проектную деятельность.   (Слайд №9­ 10) Со   своими   ребятами   мы   разработали   такие   творческие   проекты:   «Моя любимая игрушка», «Новогодняя снежинка»; экологические проекты «Кормушка», «Волшебный мир цветов», «Ёлочка, живи!» и другие проекты. В результате работы над   проектами   у   обучающихся   формируются   следующие   универсальные   учебные действия. • рефлексивные умения, • поисковые (исследовательские) умения, • навыки оценочной самостоятельности, • умения и навыки работы в сотрудничестве, • коммуникативные умения,  • презентационные умения.  Слайд № 11 Технология сотрудничества развивает умение общаться в микроколлективе,  обобщать сказанное, выражать свое мнение, определять уровень работоспособности. Данную   технологию   я   использую   в   урочной   и   особенно   во   внеурочной деятельности. Для меня актуальны слова Занкова Л.В.:  «Однако то, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно». Технологию сотрудничества я использую для формирования коммуникативных и личностных УУД.  Слайд № 12 Технология   развития   критического   мышления   через   чтение   и   письмо   –   это универсальная,   метапредметная   технология.   Она   направлена   на   то,   чтобы заинтересовать   ученика,   пробудить   в   нем   исследовательскую   активность, представить   условия   для   осмысления   нового   материала,   помочь   обучающемуся творчески переработать и обобщить полученные знания. На своих уроках использую приемы   критического   мышления:   «Яркое   пятно»,   «Толстые   и   тонкие   вопросы», «Разговор   с   автором»,   «Корзина   идей»,   «Дерево   предсказаний»,   «Чтение   с остановками», «Паспорт героя», «В чем соль?» и др.  Приведу пример использования технологии критического мышления на  своем уроке: в начале урока использовала прием «Яркое пятно», для того,  чтобы настроить детей на дальнейшую работу; при проверке домашнего  задания вы видели прием «Паспорт героя»; для пробуждения интереса к  получению новой информации, был использован игровой прием «Викторина». с проблемной ситуацией; при изучении нового материала – прием «Чтение с  остановками»; на этапе рефлексия использован прием «В чем соль?»,  «Синквейн» , «Разговор с автором».           Слайд № 13 Здоровьесберегающая   технология.  Считаю,  что   одной   из   главных   задач школы является сохранение здоровья детей. Поэтому провожу с детьми мероприятия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Мои ученики очень любят спортивные   мероприятия.   На   уроках   я   использую   «Воздействие   цветом», «Фонетическую   ритмику»,   динамические   паузы   и   различные   гимнастики (пальчиковая, дыхательная, релаксация для глаз)  С первого   класса   отслеживаю   результаты   формирования   УУД   через диагностические методики и комплексные работы у каждого ребенка. На мой взгляд, современные   технологии,  действительно,  наиболее   полно   обеспечивают   весь   цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивают творческие умения   обучающихся,   обеспечивают   более   качественное   усвоение   знаний, воспитывают инициативную личность. (Слайд № 14) Выбирая   профессию   учитель,   я   шла   к   этому   осознанно.   Я   знала,   что потребуется немало сил и упорства. Но у меня есть главное ­ любовь к детям. И я готова отдать им свое сердце!. Ведь учитель звучит гордо!

Методический семинар (учитель года 2018)

Методический семинар (учитель года 2018)

Методический семинар (учитель года 2018)

Методический семинар (учитель года 2018)

Методический семинар (учитель года 2018)

Методический семинар (учитель года 2018)

Методический семинар (учитель года 2018)

Методический семинар (учитель года 2018)

Методический семинар (учитель года 2018)

Методический семинар (учитель года 2018)
Скачать файл