Методический семинара для учителей «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»
Оценка 4.9

Методический семинара для учителей «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»

Оценка 4.9
Семинары
docx
администрации
Взрослым
24.03.2017
Методический семинара для учителей «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»
семинар для учителей был направлен на формирование понимания педагогов о значимости нравственно-духовного развития детей, раскрытие понятие значения общечеловеческих ценностей в обучении и воспитании учащихся, расширить знания педагогов об интеграции предмета «Самопознание» и других учебных дисциплин. примеры проведения интеграции и других учебных дисциплинпознакомить педагогов и расширить знания концептуальных основ программы нравственно-духовного образования «Самопознание» и внедрения интеграции программы в учебный процесс школы.
семинар учителей.docx

 

Методический семинара для учителей.

Школа: КГУ «Ленинская средняя школа» Кол-во слушателей семинара:14

Дата:      Педагог: Тыш С.В.

«Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»

 

Цель: познакомить педагогов и расширить знания концептуальных основ программы нравственно-духовного образования «Самопознание» и внедрения интеграции программы в учебный процесс школы.

Задачи:

1.Формировать понимание педагогов  о значимости нравственно-духовного развития детей

2.Раскрыть понятие значения общечеловеческих ценностей  в обучении и воспитании

3.Расширить знания педагогов об интеграции предмета «Самопознание» и других учебных дисциплин.

 

Ход семинара:

1.

Позитивный настрой. Концентрация  на  Свете.

Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать  всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света  и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее  и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты.  Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

 -Что вы почувствовали?

2. Психолого–педагогические основы программы НДО «Самопознание».

Происходящие глобальные социально-экономические изменения в нашем обществе происходят к необходимости изменения традиционного подхода в воспитательной и образовательной деятельности. Влияние нестабильности негативно сказывается на формировании духовно-нравственных отношений и гармоничном развитии личности ребёнка.

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей воспитания и обучения детей.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка, являющейся основой базовой культуры личности.

Взаимодействуя с окружающим миром, ребёнок получает очень много разнообразной информации ( общение с сверстниками, интернет, СМИ и т.д.).но к сожалению не всегда она является важной, необходимой, а зачастую имеет негативную окраску, вызывая в ребёнке отрицательные эмоции. Ребёнок как и взрослые воспринимает информацию через органы чувств, два из них- зрение и слух, которые являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса образования. Поступающая информация из внешнего мира приобретает эмоциональную окраску, т.е. как мы на неё реагируем и какие чувства при этом испытываем.

Структура сознания человека.

Современные средства массовой информации интересуются в основном негативными событиями, а о хороших событиях пишут очень мало. Но в действительности есть очень много хорошего а мы не замечаем. Мы привыкли концентрироваться на своих проблемах и не осознаём то позитивное, что окружает нас, и совсем не видим ту пользу которую мы можем извлечь из трудностей, ведь именно благодаря трудностям мы растём и совершенствуемся. Поэтому следует учиться видеть хорошее во всём, везде, в любое время и учить этому детей. Современные психологи заявляют:

«Что мы думаем, тем мы и становимся. Какие мы есть сегодня- это результат того, что мы думали прежде. Значит, когда мы видим плохое и следовательно, думаем о плохом, мы становимся плохими».

Притча иллюстрирующая этот закон восприятия.

В одном городе жили муж с женой. Жена любила смотреть в окно во двор соседки и каждое утро сообщала мужу, что она увидела: «Наша соседка не умеет стирать. Её бельё всегда грязное!» всё время она только это и говорила. Так продолжалось около месяца, пока однажды она не прибежала к мужу и сказала: « Я не знаю, что произошло, соседское бельё такое чистое! Интересно, каким порошком она стирала?» муж засмеялся и ответил: « Мне надоело слушать одно и тоже каждый день, поэтому, сегодня я вымыл наши окна. Окна были грязными, поэтому и бельё тебе казалось грязным. Сегодня  наши окна чистые, поэтому и бельё ты видишь чистым и белым!» (обсуждение притчи, вывод).

Важно убедиться, уважаемые педагоги, что информация, которую наши дети получают, была положительной и оказывала благоприятное воздействие на духовно-нравственное развитие ребёнка. В процессе воспитания и обучения важно использовать современное развитие ребёнка. В процессе воспитания и обучения важно использовать современные психологические знания и учить детей правильно воспринимать информацию, то есть учить контролировать эмоции, развивать позитивное и различающее мышление. Необходимо очищение сознания. Как очистить наше сознание  и сознание детей? Давайте рассмотрим на примере. Как очистить грязную воду в стакане, если нельзя её сразу всю выпить? Надо поставить стакан под поток чистой воды и постепенно вода  в стакане очистится.

Анализируя всё выше сказанное важно выделить, что успех НДО осуществляемого в процессе преподавания обусловлен единством цели, принципов, задач, содержания и условий осуществления преподавания. Это единство видится в том, что процесс преподавания – это прежде всего процесс трансформации не только учащихся, но и учителя.

3. Аксиологические основы программы НДО «Самопознание».

Задача школы – создать благоприятные условия, атмосферу, которые могли бы помочь ребёнку выразить себя, развить лучшее, успешнее познать и осваивать мир.

Абсолютные общечеловеческие ценности - это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальные группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества. Они - то и представляют интерес для нашей программы нравственно-духовного образования "Самопознание". Эти ценности общие для всех народов, имеют глубокий внутренний смысл и выражаются не просто в качестве внешних этических норм и правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается совесть человека как воплощение истины, праведного поведения, мира, любви, ненасилия.

Абсолютные общечеловеческие ценности включают в себя и природные и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей.  Общечеловеческие ценности пронизывают собой все ценности человека. Если рассматривать ценности в порядке их проявленной во внешнем мире, можно сказать, что абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой все стадии духовного роста человека и содержаться в нем с самого начала его рождения в менее или более проявленном виде. Степень проявленных общечеловеческих ценностей свидетельствует о духовном уровне личности.

         Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:

Насилие - духовной уровень.

Истина - интеллектуальный уровень (уровень различения, разум).

Любовь - нравственный уровень (ментальный, мысли, слова).

Покой - эмоциональный уровень (чувства).

Праведное поведение (физический уровень).

Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени – прошлом, настоящем, будущем.

Праведное поведение – это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки, согласно внутреннему голосу совести.

Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.

Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека.

Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: Истину, Праведное поведение, Любовь, Внутренний покой, Ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по – настоящему образованным человеком.

Ш.А.Амонашвили отмечает, что «…важно не забывать, что кроме приобретения учебных знаний, педагог несёт ответственность за духовно-нравственное развитие личности. Именно в этом заключается главная миссия учителя, в воспитании духовного мира подрастающего поколения, в определении моральных норм и правил человеческого сосуществования в обществе. Учитель с детства раскрывает общечеловеческие ценности в ребёнке, прививает правильно отношение к миру, учит корректировать своё поведение в соответствии с нормами морали и голосом совести, учит жить по идеалам гуманности, уважения, милосердия, доброты и терпимости по отношению к окружающему миру».

Видео «уроки доброты»  Куклачева.

Прежде чем мы перейдем к подробному обсуждению вопроса о ценностях, предлагаю вашему вниманию фильм «Урок доброты»

Просмотр фильма.

 Куклачёв, не являясь профессиональным педагогом, интуитивно выделил любовь, как основу педагогического процесса.  А какие ценности первостепенны для вас?

4. Интеграция самопознания и других дисциплин

Современная ситуация в мире очень ясно показывает, что наука без духовности, образование без совершенствования характера, знания безнравственности, наносят большой вред обществу.

Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» С.А.Назарбаева писала: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили что главная цель воспитания – научить ребёнка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по –английски. И вот он уже готов –человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас в общем-то не волнует.. мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастья в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя- должен каждый.»

Поэтому важнейшим условием является интеграция духовно-нравственного и интеллектуального образования на основе обогащения содержания образования вечными общечеловеческими ценностями и выявления духовно-нравственной составляющей научного знания. Необходимо раскрыть потенциал всех школьных предметов, чтобы сформировать целостное восприятие мира у учащихся и научить различению между истинным и ложным, вечными ценностями и временными.

К сожалению, большинство учителей считают, что прежде всего необходимо преподать предмет, и на вопрос о своей основной деятельности они отвечают: « Я учу математике», « Я учу физике», « Я учу биологии» и т.д. но правильным ответом должно стать: «Я учу детей». Какой бы предмет ни преподавали следует всегда помнить- мы учим детей. Мы учим детей через математику, физику. Вопрос в том: чему мы учим? Поэтому самым важным в процессе обучения является не накопление определённой суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.  Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования-Интеллектуального (внешнее образование для ума), Духовно-нравственного (внутреннее, образование для сердца). Необходимо объединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь.

     Внешнее образование – образование для ума:

Внешнее, интеллектуальное;

Исследует внешний мир;

Книжное знание (можно познавать, не имея личного опыта);

Пробуждает желания, притягивает к внешнему;

·        Необходимо для того, чтобы выжить в мире;

·        Развивает интеллект;

·        Обращено к уму и телу;

·        Цель внешнего образования-информация;

·        Интернет;

·        Вызывает аллергию.

Внутреннее образование-образование для сердца.

•        Внутреннее, духовно-нравственное;

•        Исследует внутренний мир (Кто я?);

•        Практическое значение (невозможно познать не имея личного опыта);

•        Выявляет общечеловеческие ценности, скрытые в сердце каждого человека;

•        Связано с целью жизни (для чего жить);

•        Развивает интуицию;

•        Обращено к сердцу;

•        Цель внутреннего образования – трансформация;

•        Интернет;

•        Дает энергию.

Важно понимание воспитательной задачи урока: оживление школьного знания (живые знания), выявление его духовно-нравственной сущности, важно дать целостное знание: синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей, а не только давать детям мёртвые знания.

 По мнению Ш.А.Амонашвили живые знания- те которые:

Живые знания – те, которые:

Одухотворяют человека.

Влекут к горизонтам науки.

Способствуют творить новую жизнь.

Воодушевляют мысль на новые поиски.

Несут просветление и эволюцию.

Живые знания - крылья.

Что есть мертвые знания?

•        Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.

•        Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.

•        Это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и   жалеть об этом тоже не будут.

•        Мертвые знания – гири на ногах.

Содержание учебных предметов как гуманного, так и естественно-математического цикла имеет значительные возможности для интеграции с духовно-нравственным образование «Самопознание» на основе осознания единства духовного и материального начала, с использованием последних открытий в науке.

Выделяют два вида интеграции внешняя и внутренняя.

-Интеграция внешняя – это применение методических приемов самопознания на любом уроке (5Д, позитивный настрой, рассказывание притчи, вдохновляющих примеров из жизни великих людей, завершающая минутка урока и др. ).

-Интеграция внутренняя – это интеграция общечеловеческих ценностей (основана на методологических позициях целостного понимания человека и мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой).

Существуют три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания:

1.Вдохновляющие примеры из жизни великих учёных и из истории развития науки.

Например: Альберт Энштейн – многие знают его как учёного, но мало кто знает о его сомообладании и скромности.  О том, что он играл на скрипке, давал благотворительные концерты.

2.Знакомство с открытиями современной науки.

Например: Опыт о влиянии слов на воду.

3.Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.

Например: Физик Майкл Фарадей !Химическая история свечи» приводил такое сравнение « Вы могли с честью выдержать сравнение со свечёй, т.е. могли бы быть светочем для окружающих и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и эффективно выполняя свой долг».

Примерами интеграции  также могут быть:

Примеринтегрированного урока геометрии и самопознания (в начальных классах).  Прямая линия –это кратчайшее расстояние между двумя точками. Прямая линия учит нас идти к поставленной цели прямо, без отклонений. Мы не должны позволять другим отговаривать себя или сбивать с выбранного пути. Не теряйте времени на окружные пути.

Примеринтегрированного урока географии (естествознания) и самопознания. Ночь и день- часть природы: подобно им в человеческой жизни радость и страдание сменяют друг друга. Как бы ни была длинна ночь, она обязательно закончится, точно также и в жизни, как бы нам ни было плохо – это обязательно закончится, и надо помнить о том, что утро обязательно наступит. Как говорили древние мудрецы: «все проходит, и это пройдет».

Интеграция предмета биологии и самопознания. Пчелы и мухи. Будьте подобны пчелам, которые собирают везде нектар, а не мухам, которые ищут нечистоты. Ищите хорошую компанию, учитесь видеть во всем хорошее. Где бы вы ни были, ищите общества мудрых, благоразумных людей, учитесь извлекать урок из всего, что вас окружает. Избегайте плохой компании и плохих разговоров.

Примеринтеграции предмета физики и самопознания Свет и тень. Когда идем к свету, то тень позади нас. Чем больше света, тем меньше тень. Когда идем от света, то тень идет впереди нас. Свет – это общечеловеческие ценности в нас, тень – это наши негативные качества. Тень это отсутствие света. Там, где есть свет, тени нет Равновесие Мы должны вести уравновешенную жизнь и избегать крайностей Р=mgh Р – потенциальная энергия, m – масса тела, h – подъём тела над нулевым уровнем. Чем выше поднялся человек над земным, материальным уровнем, тем выше его потенциальная, творческая энергия.

5.Творческая деятельность:

  Учителя делятся на группы по 4-5 человек( деление учителей на группы проходи выбором ладошки с номерком).  Необходимо обсудить в группах возможности интегрирования общечеловеческих ценностей в другой предмет (по выбору).

В заключении нашей встречи хочется отметить, что если учитель сам не ищет, не развивается духовно-нравственно, не видит единства в многообразии мира, а озадачен только усвоением материала учебника, подготовкой к контрольной работе, к экзаменам, думает лишь о рейтинге школы, то такой учитель не сможет интегрировать духовно-нравственное образование и свой предмет, не сможет сделать знания живыми и одухотворёнными. Любовь к детям и своему предмету, широкие взгляды и открытое сердце, живой интерес к новому, стремление совершенствоваться и познавать свою истинную духовную природу – вот что необходимо учителю для осуществления интеграции своего предмета и предмета «Самопознание».

6.Групповое пение

    «Это мир придуман не нами»

Слова:   Л. Дербенев, Музыка: А. Зацепин

За то, что только  раз в году бывает май,

За блеклую зарю ненастного дня

Кого угодно ты на свете обвиняй,

Но только не меня, прошу, не меня.-

   Припев:

   Этот мир придуман не нами,

   Этот мир придуман не мной.

   Этот мир придуман не нами,

   Этот мир придуман не мной.

Придумано не мной, что мчится день за днем,

То радость, то печаль  кому-то неся,

И мир устроен так, что все возможно в нем,

Но после ничего исправить нельзя.

   Припев:

   Может быть, пророча беду нам,

   Бьет по  стеклам дождь ледяной.

   Но таким не мною придуман,

   Этот мир придуман не мной.

Один лишь способ есть, чтоб справиться с судьбой,

Один есть только путь в мелькании дней —

Мы тучи  разогнать  не можем над землей,

Но можем мы  любить друг друга сильней.

   Припев.

7. Заключительная минута семинара.

 Закройте глаза. Посидите немного в тишине, подумайте о том что вы сегодня услышали. Спасибо за вашу доброту и любовь. Проверяйте всё сердцем. Откройте глаза.Напишите пожалуйста отзыв о сегодняшнем семинаре, о том что нового вы узнали, что вам понравилось, а что может быть не понравилось.

   Спасибо за внимание!

 

 

И.о. директора: ______________ Шаймерденова  А.Ж..

 

Педагог: _________________ Тыш С.В.

 


 

Методический семинара для учителей

Методический семинара для учителей

Посылайте свет во все уголки Вселенной

Посылайте свет во все уголки Вселенной

Важно убедиться, уважаемые педагоги, что информация, которую наши дети получают, была положительной и оказывала благоприятное воздействие на духовно-нравственное развитие ребёнка

Важно убедиться, уважаемые педагоги, что информация, которую наши дети получают, была положительной и оказывала благоприятное воздействие на духовно-нравственное развитие ребёнка

Покой - эмоциональный уровень (чувства)

Покой - эмоциональный уровень (чувства)

Куклачёв, не являясь профессиональным педагогом, интуитивно выделил любовь, как основу педагогического процесса

Куклачёв, не являясь профессиональным педагогом, интуитивно выделил любовь, как основу педагогического процесса

Вызывает аллергию. Внутреннее образование-образование для сердца

Вызывает аллергию. Внутреннее образование-образование для сердца

Вдохновляющие примеры из жизни великих учёных и из истории развития науки

Вдохновляющие примеры из жизни великих учёных и из истории развития науки

Любовь к детям и своему предмету, широкие взгляды и открытое сердце, живой интерес к новому, стремление совершенствоваться и познавать свою истинную духовную природу – вот…

Любовь к детям и своему предмету, широкие взгляды и открытое сердце, живой интерес к новому, стремление совершенствоваться и познавать свою истинную духовную природу – вот…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017