Методическое пособие по «ИСТОРИЯ» для студентов заочной форм обучения.

  • Документация
  • docx
  • 11.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическое пособие предназначено для студентов СПО Заочного отделения.
Иконка файла материала Меньшенин С.А. методичка ОУД.04. История_ПСО_2020г.docx

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

 

Государственное автономноепрофессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие по

«ИСТОРИЯ»

для студентов заочной форм обучения

 

для специальности СПО

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Форма обучения – заочная

Срок обучения – 3 года 10 мес. на базе основного общего образования

Профиль получаемого профессионального образования:

социально-экономический

Уровень освоения - базовый

 

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2020

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.) и в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История»), рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и уточнениями, одобренными  Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).

 

Разработчик: Меньшенин Сергей Анатольевичпреподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

 

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»

Председатель ________________ А.Т. Чуркина

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УПР

______________ Н.А. Польдяева

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УМР

______________ Т.А.Мадыгина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История»  предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО - ППССЗ) на базе основного общего образования.

 

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисци­плины « История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) с учетом тре­бований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки  России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом уточнений Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.

 

Содержание  программы  «История»  направлено  на  достижение  следующих целей:

·      формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

·      формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;

·      усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

·      развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;

·      формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

·      воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

 

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».

 

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

 

 

Система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.

Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.

Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представ- лены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем   мире.

Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».[1]

При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:

·      многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;

·      направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

·      внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;

·      акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;

·      ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные  линии:

·      эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;

·      процессы формирования и развития этно-национальных, социальных, религиозных и политических общностей;

·      образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;

·      социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;

·      эволюция международных отношений;

·      развитие культуры разных стран и народов.

Содержание учебной дисциплины «История» разработано с ориентацией на про- фили профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают профессии СПО и специальности СПО ФГОС среднего профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на  изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы     студентов.

При освоении профессий СПО, специальностей СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей история изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «История» включает следующие темы и разделы курса:

·      От Древней Руси к Российскому государству;

·      Россия в XVIXVII веках: от великого княжества к царству;

·      Россия в конце XVIIXVIII вв.: От царства к империи;

·      Российская империя в XIX веке;

·      От  новой к новейшей истории;

·      Межвоенный период (1918 – 1939);

·      Вторая мировая война. Великая Отечественная война;

·      Соревнование социальных систем. Апогей советской системы (1945 – 1991)

·      Российская Федерация на рубеже XXXXI веков;

Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов на промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета (1 семестр) и экзамена (2 семестр) в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). по специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «История» является учебным предметом из общеобразовательного цикла общего (базового) уровня.

 Учебная дисциплина История  изучается в общеобразовательном цикле учебного плана на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами  следующих результатов:

·      личностных:

-     сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

-     становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-     готовность к служению Отечеству, его защите;

-     сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-     сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-     толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

·      метапредметных:

-     умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-     умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

-     владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-     готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

-     умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

-     умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

·      предметных:

-     сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

-     владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

-     сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

-     владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

-     сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

-     Способность объяснить истоки возникновения конфликта интересов в российском государственном аппарате;

-     Осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления;

-     Уяснение предпосылок появления взятки как негативного социального явления;

-     Осознание негативного влияния сращивания государственных и частных интересов;

-     Сформированность представления об эволюции конфликта интересов в российской истории;

-     Способность определить значение использования должностного положения в личных целях;

-     Понимание причин и закономерностей формирования государственной системы противодействия коррупции;

-     Общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления;

-     Приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики в XIX в.;

-     Сформированность негативного отношения к революционным способам борьбы с коррупцией;

-     Обобщенные знания о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества;

-     Уяснение причин необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества;

-     Способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата;

-     Понимание основных закономерностей развития государственных механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии;

Освоение предметных результатов в содержании учебной дисциплины, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся, представлен в программе дидактическими единицами курса Истории России и реализуется отдельными элементами и примерами в содержании урока по определенным разделам и темам курса.

 

          Кроме того, дается оценка сформированности элементов общих компетенций по итогам всей учебной деятельности в процессе изучения дисциплины. Данная оценка отражает приращение общих компетенций, формируемых в течение всего срока обучения по специальности, и в общей оценке за экзамен по дисциплине не учитывается. В процессе изучения дисциплины можно провести мониторинг процесса формирования следующих общих компетенций:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

 

Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории.

 

1.   От Древней Руси к Российскому государству

 

Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и причины образования  Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти  (князь  и  дружина,  полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава. Правление князя Владимира Святославича и крещение Руси.

Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее   соседи.

Политическая раздробленность: причины и последствия. Древнерусская культура.

Монгольское завоевание и его последствия. Начало возвышения Москвы. Причины и основные этапы объединения русских земель.

Экономическое превосходство как средство обеспечивающее централизацию российского государства.

Образование единого Русского государства. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Судебник 1497 года. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки  и  начало  складывания  крепостнической системы.

               Самостоятельная работа.

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.

Крещение Руси: причины, основные события, значение.

Удельные княжества на Руси. Владимиро-Суздальское  княжество.

Деревянное и каменное  зодчество.

Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Образование единого Русского государства и его  значение.

 

2.             Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству

Россия в правление Ивана Грозного. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины. Закрепощение  крестьян.

Смутное время начала XVII века. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. Становление абсолютизма в России.  Соборное Уложение 1649 г. Внешняя политика России в ХVII веке.

                  Самостоятельная работа.

   Опричнина, споры о ее  смысле.

   Окончание Смуты и возрождение российской  государственности.

   Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.

   Начало закрепощения крестьян в российском законодательстве XVXVII вв.

 

3.             Россия в конце ХVII— ХVIII веков: от царства к империи.

Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Итоги и цена преобразований Петра   Великого.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства.

Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. Основные сословия российского общества, их  положение. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством  Е. И. Пугачева  и его  значение. Русская культура XVIII века. Внешняя политика Екатерины II.

Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Губернская реформа. Жалованные  грамоты  дворянству  и  городам.  Внутренняя  политика  Павла I, его свержение.

                  Самостоятельная работа.

   Россия в XVIII веке: особенности российского абсолютизма. Итоги и цена преобразований Петра Великого.

Создание государственных органов по борьбе с коррупцией.

   Значение и роль уложенной комиссии Екатерины II.

   Попытки реформирования судебной и административной системы во второй пол. XVIII  века.

Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его  значение.

Историческая наука в России в ХVIII веке.

Государственные перевороты как средство достижения коррупционных целей.

Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения.

 

4.        Российская империя в ХIХ веке

 

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император Александр I   и   его   окружение.   Создание   министерств.   Указ   о   вольных    хлебопашцах. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война 1812 года.

Движение декабристов. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные  основы  и   цели,  первые  организации,  их   участники.

«Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева.

Внутренняя политика Николая I. Правление Николая I. Кодификация законов. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Теория официальной народности (С. С. Уваров). Общественное движение во второй четверти XIX века. Внешняя политика России во второй четверти XIX века.

Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Контрреформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и   последствия.

Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли.

Экономическое развитие во второй половине XIX века. Разработка рабочего законодательства.

Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русская культура XIX века.

Самостоятельная работа.

Внутренняя  и внешняя  политика Александра I.

 Программные документы декабристов. Значение движения декабристов.

Политическая и правовая идеология первой половины  XIX века.

Решение крестьянского вопроса в правовых источниках второй половины XIX века.

 Разработка рабочего законодательства..

Образование единого Русского государства и его  значение.

Золотой век русской культуры.

 

 

5.             От Новой истории к Новейшей

 

Россия на рубеже XIX— XX веков. Революция 1905 — 1907 годов в России.

Программа П. А. Столыпина,  ее  главные  цели  и  комплексный  характер. Основное содержание  и  этапы  реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Серебряный век русской культуры.  Первая мировая война. Боевые действия 1914 — 1918 годов.

Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. Октябрьская революция в России и ее последствия.  Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы участия иностранных государств в Гражданской войне. Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия.

Самостоятельная работа.

Манифест 17 октября 1905 года: начало парламентаризма в России.

Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие    России.

Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне.

Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой    войны.

Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году.

II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о   земле.

Политика «военного коммунизма».

Конституция РСФСР 1918 года

 

6.             Межвоенный период (1918-1939)

 

Международные отношения. Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско- Вашингтонской системы. Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел   Чехословакии.

Новая экономическая политика в Советской России. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.

Индустриализация и коллективизация в СССР. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР  1936 года.

Самостоятельная работа.

Причины мирового экономического кризиса 1929 — 1933  годов.

Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.

Сущность нэпа.

Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.

Конституция 1924 года.

Советская  модель модернизации.

Конституция СССР  1936 года.

«Культурная революция»: задачи и направления.

 

 

7.             Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Накануне мировой войны. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол.

Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Историческое значение Московской битвы.

Второй период Второй мировой войны. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Складывание  антигитлеровской  коалиции и ее значение. Курская битва и завершение коренного перелома. Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад  СССР  в  Победу. 

Самостоятельная работа.

Военно-политические планы сторон накануне Второй мировой войны.

Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол.

Историческое значение Московской  битвы.

Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

 

 

8.             Соревнование социальных систем. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы.

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

Международные отношения. Международные конфликты и кризисы в 1950 — 1960-е годы. Борьба сверхдержав — СССР и США.

СССР в послевоенные годы. Противоречия социально-политического развития.

СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение.

СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 года. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Инакомыслие, диссиденты.

СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М. С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Экономические реформы, их результаты. Реформы политической системы. Политика гласности и ее последствия. Августовские события 1991 года. Распад  СССР.  Образование СНГ.  Причины  и  последствия  кризиса  советской  системы  и  распада СССР. Развитие советской культуры (1945 — 1991 годы).

Самостоятельная работа.

Послевоенное восстановление стран Западной  Европы. «План Маршалла».

Разрядка международной напряженности в 1970-е годы.

Послевоенное советское общество, духовный подъем людей.

XX съезд КПСС и его значение.

Конституция 1977 года.

Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и   результаты.

Политика гласности в СССР и ее  последствия.

 

9.   Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков.

 

Формирование российской государственности. Б. Н. Ельцин.  Политический  кризис  осени  1993  года.  Принятие  Конституции  России 1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты.

Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века.

Самостоятельная работа.

Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты.

Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с    Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «История» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ, ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет по специальностям СПО социально-экономического профиля профессионального образования - 179 часов. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические и семинарские занятия, - 14 часов (10 часов в 1 семестре: 6 часов аудиторной нагрузки и 4 часа дистанционного обучения; и 4 аудиторных часа во 2 семестре); самостоятельная работа студентов - 165 часов.

 

Промежуточная аттестация:

В 1 семестре в форме дифференцированного зачета;

Во 2 семестре в форме экзамена.

 

№ урока



Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Виды самостоятельной работы

Максимальной учебной нагрузки

Самостоятельной работы

Всего часов

Теоретических занятий

Лабораторных и практических занятий

1 курс. 1 семестр – 10 часов

1.                  Введение. От Древней Руси к Российскому государству.

28

26

2

2

 

 

1.1.

 

Введение. Образование Древнерусского

государства.

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

1.2.

Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого

 

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

1.3.

Политическая раздробленность Руси

 

 

 

 

0,5

 

Работа на платформе moodle

1.4.

Самостоятельная работа.

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Удельные княжества на Руси. Владимиро-Суздальское  княжество. Деревянное и каменное  зодчество.

 

16

 

 

Работа с конспектом.

По презентации.

Выполнение заданий по образцу

1.5.

Монгольское завоевание и его последствия.

 

 

 

 

 

-

1.6.

Образование единого Русского государства. Судебник 1497 года.

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

1.7.

Самостоятельная работа.

Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Образование единого Русского государства и его  значение.

 

10

 

 

 

Работа с учебной литературой подготовка сообщений

2. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству.

13

10

3

1

 

 

2.1.

Россия в правление Ивана Грозного.

 

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

2.2.

Становление абсолютизма в России.  Соборное Уложение 164 9 г.   

 

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

2.3.

Самостоятельная работа. Опричнина, споры о ее  смысле. Окончание Смуты и возрождение российской  государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Подг. к контрольной работе.

 

10

 

 

 

Выполнение заданий самостоятельной работы. Подготовка к контрольной работе

2.4.

Контрольная работа.

 

 

 

 

 

2

Работа на платформе moodl

3.                 Россия в конце ХVII— ХVIII веков: от царства к империи.

25

24

1

1

 

 

3.1.

Россия в эпоху петровских преобразований.

 

 

 

 

0,5

 

Работа на платформе moodle

3.2.

Дворцовые перевороты.

 

 

 

 

 

3.3.

Самостоятельная работа. Россия в XVIII веке: особенности российского абсолютизма. Итоги и цена преобразований Петра Великого. Создание государственных органов по борьбе с коррупцией.

 

10

 

 

 

Выполнение заданий самостоятельной работы.

3.4.

Экономическое и социальное развитие в XVIII веке.

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

3.5.

Внешняя политика Екатерины II.

 

 

 

 

 

3.6.

Политика «просвещенного абсолютизма»

 

 

 

 

 

3.7.

Самостоятельная работа. Значение и роль уложенной комиссии Екатерины II. Попытки реформирования судебной и административной системы во второй пол. XVIII  века. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его  значение. Историческая наука в России в ХVIII веке.

 

14

 

 

 

Работа с учебной литературой и учебником. Выполнение заданий самостоятельной работы .

4.                  Российская империя в ХIХ веке

23

22

1

1

 

 

 

4.1.

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века.

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

4.2.

Движение декабристов.

 

 

 

 

 

4.3.

Самостоятельная работа. Внутренняя  и внешняя  политика Александра I. Программные документы декабристов. Значение движения декабристов.

 

12

 

 

 

Работа с материалом по презентации. Самостоятельная работа по образцу.

4.4.

Внутренняя политика Николая I.

 

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

4.5.

Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Контрреформы.

 

 

 

 

4.6.

Самостоятельная работа. Политическая и правовая идеология первой половины  XIX века. Решение крестьянского вопроса в правовых источниках второй половины XIX века. Разработка рабочего законодательства. Образование единого Русского государства и его  значение. Золотой век русской культуры.

 

10

 

 

 

Работа с историческими источниками.

Выполнение заданий самостоятельной работы.

5.              От Новой истории к Новейшей

23

20

3

1

 

 

 

5.1.

Россия на рубеже XIX— XX веков. Революция 1905 — 1907 годов в России.

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

5.2.

Первая мировая война.

 

 

 

 

 

5.3.

Самостоятельная работа. Манифест 17 октября 1905 года: начало парламентаризма в России. Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие    России. Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне. Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой    войны.

 

10

 

 

 

Работа с конспектом. Выполнение заданий самостоятельной работы.

5.4.

Февральская и Октябрьская революции в России.

 

 

 

 

0,5

 

Работа на платформе moodle

5.5.

Гражданская война в России.

 

 

 

 

 

5.6.

Самостоятельная работа. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о   земле. Политика «военного коммунизма». Конституция РСФСР 1918 года

 

10

 

 

 

Работа с конспектом материалами презентации. Выполнение заданий самостоятельной работы.

5.7.

Дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

2

 

1 курс. 2 семестр – 4 часа

6.                 Межвоенный период (1918-1939)

17

16

1

1

 

 

 

6.1.

Международные отношения.

 

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

6.2.

Новая экономическая политика в Советской России.

 

 

 

 

6.3.

Индустриализация и коллективизация в СССР.

 

 

 

0,5

 

 

Аудиторная работа

6.4.

Самостоятельная работа. Причины мирового экономического кризиса 1929 — 1933  годов. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. Сущность нэпа.

Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Конституция 1924 года. Советская  модель модернизации. Конституция СССР  1936 года. «Культурная революция»: задачи и направления.

 

16

 

 

 

Работа с конспектом. И электронным учебником. Работа с материалами презентации. Выполнение самостоятельной работы.

7.                  Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

13

12

1

1

 

 

7.1.

Накануне мировой войны. Великая Отечественная война.

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

7.2.

Самостоятельная работа. Военно-политические планы сторон накануне Второй мировой войны. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Историческое значение Московской  битвы.

 

8

 

 

 

Работа с конспектом. Подготовка кратких сообщений. Выполнение заданий самостоятельной работы.

7.2.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

7.3.

Завершающий этап войны. Окончание Второй мировой войны.

 

 

 

 

7.4.

Самостоятельная работа. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

 

4

 

 

 

Выполнение заданий самостоятельной работы по материалам презентации и вебинара.

8.                  Соревнование социальных систем. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы.

29

28

1

1

 

 

8.1.

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

8.2.

СССР в послевоенные годы.

 

 

 

 

 

8.3.

Самостоятельная работа. Послевоенное восстановление стран Западной  Европы. «План Маршалла». Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. Послевоенное советское общество, духовный подъем людей.

 

12

 

 

 

Выполнение самостоятельной работы по конспекту.

8.4.

СССР в 1950-х — начале 1960-х годов.

 

 

 

 

0,5

 

Аудиторная работа

8.5.

СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов.

 

 

 

 

8.6.

Самостоятельная работа. XX съезд КПСС и его значение. Конституция 1977 года. Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и   результаты.

 

12

 

 

Задания самостоятельной работы по Конституции 1977 года. Используя материалы конспекта.

8.7.

СССР в годы перестройки.

 

 

 

 

 

-

8.8.

Практические  занятия. Политика гласности в СССР и ее  последствия.

 

4

 

 

 

Подготовка докладов и сообщений.

9. Российская Федерация на рубеже XXXXI веков.

8

7

1

1

 

 

 

9.1.

Формирование российской государственности.

 

 

 

0,5

 

 

Аудиторная работа

9.2.

Деятельность Президента России В. В. Путина.

 

 

 

0,5

 

 

Аудиторная работа

9.3.

Практические  занятия  Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

 

7

 

 

 

Подготовка к экзамену. Работа по содержанию экзаменационных билетов.

Итого

179

165

14

10

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для контрольной работы и  на промежуточную аттестацию

 

Пользуясь ресурсами интернета, рекомендуемым учебником, дополнительной литературой и другими источниками, найдите информацию и ответьте на вопросы по девяти основным разделам курса. Из каждого раздела на своё усмотрение нужно раскрыть два вопроса. Учитывается полноту раскрытия вопроса.

 

Раздел 1  От Древней Руси к Российскому государству

 

1.      Раскройте содержание понятия истории;

2.      В каких смыслах рассматривается исторический факт  в исторической науке?

3.      Проанализируйте типы исторических источников;

4.      Кратко проанализируйте факторы исторического развития;

5.      В форме таблицы кратко охарактеризуйте периодизацию Всемирной истории;

6.      Раскройте содержание понятия полюдье;

7.      Проанализируйте расселение Восточных славян к VIII веку на территории Восточной Европы;

8.      Объясните, в чем заключается «варяжская» проблема в мировой историографии?

9.      Проанализируйте деятельность первых русских князей Древнерусского государства в VIIIIX веках;

10.  Проанализируйте процесс политического распада Киевского государства на удельные княжества в начале XII века;

11.  Дайте сравнительную характеристику Удельных княжеств Древнерусского государства в начале XII века;

12.  Укажите основные причины успешной политики московского князя Ивана Калиты. В чём проявился исход борьбы Москвы и Твери в эпоху правления первых московских князей в XIV веке.

13.  Объясните основные причины возвышения Москвы в XIVXV вв.

14.  Кратко охарактеризуйте причины закрепощения крестьян в XV – первой пол. XIX века.

15.  Кратко охарактеризуйте основные этапы закрепощения крестьян в XV – первой пол. XIX века. В каком законодательном акте был зафиксировано начало закрепощение крестьян? В чём проявился акт закрепощения в этом документе?

16.  Кратко назовите и проанализируйте основные этапы образования единого Русского государства

 

Раздел 2. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству

 

1.      Кратко охарактеризуйте основные сословия Московского государства в XIV – середине XVI вв. Сделайте самостоятельный вывод.

2.      Раскрыть понятие сословно-представительной монархии. В чем состояли особенности сословно-представительной монархии в России? Какую роль играли Земские соборы в России в период сословно-представительной монархии?

3.      Кратко объясните исторические понятия:  «Москва – третий Рим», «Боярское правление», «Избранная Рада», «Судебник 1550г», «Опричнина», Указ о «заповедных летах» 1581г., «Угличское  дело», «Домострой», «Годуновская школа», «Семибоярщина».

4.      Охарактеризовать Опричнину Ивана IV Грозного, как историческое явление, определив цель, средство и результат.

5.      Кратко охарактеризуйте указ о «Заповедных летах» 1581 года.

6.      Кратко проанализируйте основные направления внешней политики Ивана IV      Грозного.

 

 Раздел 3. Россия в конце ХVII— ХVIII веков: от царства к империи.

 

1.      Кратко проанализируйте причины Смутного времени. Определите понятие Смуты, хронологические рамки и особенности этого периода истории России.

2.      В чем состояла идея олигархического правления периода «Семибоярщины»?

3.      Перечислите основные последствия Смуты, оказавшие влияние на развитие экономики России.

4.      В каких конкретных событиях и явлениях проявился рост абсолютизма в России в XVII веке?

5.      Раскройте содержание понятия абсолютизма в России. В чем состоит отличие абсолютной монархии от сословно-представительной монархии в России?

6.      Объясните, в каких конкретных событиях проявилась сущность «Бунташного» XVII века? (4 балла)

7.      Чем вызвана такая «бунташность» XVII столетия в России?

8.      Кратко проанализируйте восстание Степана Разина, определив причины и основные этапы восстания.

9.      Раскройте содержание понятия абсолютизм. В чем состоит отличие абсолютной монархии в России от монархии сословно-представительной?

10.  В чем заключалась основная задача Великого посольства в России 1697-1698 гг.?

11.  Каковы были итоги Великого посольства?

12.  Раскройте значение понятия Дворцовые перевороты;

13.  Какое сословие являлось главной движущей силой Дворцовых переворотов?

14.  В чем заключалась суть Бироновщины как исторического явления?

15.  Какую роль сыграли кондиции Анны Иоанновны в «Затейке верховников»?

16.  Раскройте значение понятия Дворцовые перевороты;

17.  Какое сословие являлось главной движущей силой Дворцовых переворотов?

18.  В чем заключалась суть Бироновщины как исторического явления?

19.  Какую роль сыграли кондиции Анны Иоанновны в «Затейке верховников»?

20.  Выделите основные этапы в ходе крестьянской войны Е.И.Пугачева (1773-1775 гг.) 

21.  Укажите основные цели и причины Петровских преобразований в начале XVIII века. В чём состояли особенности реформ Петра I?

22.  Какую роль играл Указ о единонаследии 1714 года в укреплении абсолютной монархии в России начала XVIII века?

23.  В чем состоит основное отличие Приказной и Коллегиальной систем управления?

24.  Объясните значение исторических понятий и выражений. Милославские и Нарышкины  – Ф.Л. Шакловитый  – «Священная Лига»  -  «Потешные полки».

 

 

Раздел 4. Российская империя в ХIХ веке.

 

1.      Объясните суть и цель появления Негласного комитета в период правления Александра I.

2.      Кто входил в состав Негласного комитета?

3.      Охарактеризуйте основные преобразования первой четверти XIX века. (1801-1825гг.);

4.      В чем заключалась основные причины  и последствия заключения Тильзитского мира в 1807 г.?

5.      Составьте хронологическую таблицу Внешней политики России в начале XIX века;

6.      Проанализируйте условия двух международных систем по окончании наполеоновских войн в первой четверти XIX века.

7.      Провести сравнительный анализ программных документов Декабристов;

8.      Перечислить причины возникновения движения Декабристов в первой четверти XIX века; Кратко охарактеризуйте первые тайные организации Декабристов;

9.      В чём состояло историческое значение движения Декабристов?

10.  Раскрыть содержание понятий «временнообязанное положение крестьян», «выкупные платежи»;

11.  Охарактеризуйте основные мероприятия по подготовке крестьянской реформы 1861 года;

12.  Охарактеризуйте основные положения манифеста по освобождению крестьян в 1861 году;

13.  Кратко охарактеризуйте особенности экономического развития России после отмены крепостного права;

14.  Проанализируйте основную причину раскола «Земли и воли»; В чем состояли разногласия в этом революционном движении?

15.  Провести сравнительный анализ идейных течений в народничестве во второй половине XIX веке;

16.  Кратко охарактеризуйте контрреформы Александра III;

17.  Охарактеризуйте основные реформы 1860-1870-х гг.;

18.  Охарактеризуйте взгляды Западников и Славянофилов в общественном движении в середине XIX века;

 

Раздел 5. От Новой истории к Новейшей.

 

1.      Проанализируйте основные положения царского Манифеста 17 октября 1905 года;

2.      Проанализируйте особенности российской многопартийности и деятельность первых политических партий начала XXвека.

3.      Проанализировать аграрную реформу П.А.Столыпина.

4.      В чем заключалась суть Двоевластия в России после Февральской революции 1917 года?

5.      Объясните причины поражения белого движения и победы большевиков в Гражданской войне 1918-1920 гг;

6.       

Раздел 6. Межвоенный период (1918-1939)

1.      Сделать сравнительный анализ политики «Военного Коммунизма» и Новой Экономической Политики;

2.      Сравните принципы создания СССР в программах его руководителей;

3.      Сравнить последствия сплошной коллективизации в СССР;

4.      Охарактеризовать особенности «Сталинской» Конституции 1936 года;

5.      Раскройте суть Сталинской модернизации. Какие события являются главными для её реализации? Кратко перечислите основные причины форсированной коллективизации.

6.      Чем обосновывал начало коллективизации И.В.Сталин в своих статьях  «Год великого перелома» и «Ликвидация кулачества как класса»?

7.      Укажите основные последствия раскулачивания в период коллективизации; Сделайте самостоятельный вывод;

8.      Дать сравнительный анализ экономических и социальных последствий Сталинской индустриализации?

9.      Кратко проанализируйте, чем было обусловлена победа И.В.Сталина во внутриполитической борьбе 1920 – х начала 1930-х гг.? Чем была завершена внутрипартийная борьба в 1920-е гг.?

10.  Объясните, в чем состояла идея создания Коллективной безопасности? Назовите причины краха системы Коллективной безопасности;

11.  Раскройте содержание и итог Мюнхенского соглашения 1938 года;

12.  Раскройте основные положения секретных протоколов в рамках Советско-Германского договора о ненападении 1939 года;

 

Раздел 7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

 

1.      В чём состояли причины непрочности Версальской системы? Объясните парадоксальное явление в истории как «Странная война»;

2.      Проанализируйте периодизацию второй мировой войны;

3.      Проанализировать содержание и реализацию  Германского плана «Барбаросса» «молниеносной войны» с СССР;

4.      Кратко проанализируйте оборонительный этап Великой Отечественной войны; В чем состояли итоги и значение битвы за Москву начального этапа Великой отечественной войны?

5.      Кратко проанализируйте основные военные операции Коренного перелома Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

6.      Кратко проанализируйте военные операции Завершающего периода Великой отечественной войны и Второй Мировой войны;

7.      В чем состояло историческое значение «Рельсовой войны» периода Великой Отечественной войны? 

8.      Проанализируйте основные решения Конференций глав союзных держав по Антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне;

9.      Кратко охарактеризуйте итоги Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.;

 

 

 

Раздел 8. Соревнование социальных систем. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы.

 

1.      Кратко проанализируйте Вьетнамский кризис 1959 – 1975 гг; Сформулируйте хронологический ряд основных периодов кризиса;

2.      Проанализируйте причины периода разрядки «Холодной» войны; Перечислите основные события этого периода; В чём состояло историческое значение договоров по ОСВ-1 и ОСВ-2;

3.      Кратко охарактеризуйте создание Северо-Атлантического альянса (НАТО); Какие государства вошли в этот военно-политический союз?

4.      Раскройте понятие  «Холодной войны»;   Кем был введён этот термин в современной  исторической науке?

5.      Кратко охарактеризуйте основные причины и особенности «Холодной войны»;

6.      Какими ключевыми событиями ознаменовалось начало «Холодной войны»? Кратко охарактеризуйте эти события;

7.      Проанализируйте «План Маршалла» по возрождению Западной Европы после второй мировой войны;

8.      Укажите и объясните основные события послевоенного восстановления сельского хозяйства;

9.      Проанализируйте модели развития экономики в послевоенный период; Какая,  из предложенных моделей была реализована?

10.  Кратко охарактеризуйте внутреннюю политику И.В.Сталина в послевоенный период

11.  Кратко проанализируйте расстановку сил в стране в период борьбы  за власть после смерти И.В.Сталина;

12.  Объясните основные положения XX съезда КПСС и его последствия;

13.  Кратко объясните основные направления и результаты экономических реформ Н.С.Хрущева.

14.  Проанализируйте третий этап борьбы за власть в партийном руководстве после смерти И.В.Сталина (февраль 1955 г. – март 1956 г.);

15.  Раскройте содержание понятия «Оттепели» после XX съезда КПСС. Кратко проанализируйте преодоление сталинизма в литературе и искусстве после XX съезда КПСС;

16.  Объясните, в чем состояли основные противоречия политики Н.С.Хрущева?

17.  Проанализируйте усиление позиций партийно-государственной номенклатуры после смещения Н.С.Хрущева с поста генерального секретаря ЦК КПСС;

18.  В чем состояли причины застойных явлений в экономике 1970 – 1980-х гг.?

19.  Кратко проанализируйте основные положения Конституции 1977 года; Объясните, как в Конституции 1977 г. была реализована концепция «развитого социализма»?

20.  Проанализируйте основные направления и итоги  экономической реформы А.Н.Косыгина (1965-1970 гг.);

21.  Кратко проанализируйте деятельность Ю.В.Андропова в направлении его  борьбы с коррупцией? Чем было обусловлен приход к власти М.С.Горбачева?

22.  Охарактеризуйте политику «перестройки» М.С.Горбачева по основным направлениям: «Стратегия ускорения»; политика «гласности»; политическая реформа 1988 г.; «Новое политическое мышление»;

23.  В чем заключались причины выступления ГКЧП  августа 1991 года?  Какими оказались результаты августовского путча 1991 года?

 

 

Раздел 9. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков.

 

1.      Кратко проанализируйте основные направления внутренней политики Ю.В.Андропова;

2.      В чем состояло принципиальное отличие внутренней политики Ю.В.Андропова и К.У.Черненко?

3.      Раскройте исторические понятия:

4.      Система «реального социализма» -

5.      «Хлопковое дело» -

6.      Дело Моспродторга –

7.      В чем заключалась суть выражения М.С.Горбачева «кадры решают все»?

8.      Кратко проанализируйте причины провала политики «Ускорения» в 1986 году;

9.      В чем состояла основная идея программы «500 дней»? Почему этот проект так и не был реализован в СССР?

10.  Объясните, в чем состояли издержки политики «гласности» в СССР?

11.  Объясните, в чем состояли идеи демократической трансформации общества в рамках политической реформы 1988г.?

12.  Каковы были основные причины смены курса во внешней политике СССР М.С.Горбачева?

13.  Раскройте содержание понятия «Новое политическое мышление»;

14.  В чем состояла основная идея «Нового политического мышления» М.С.Горбачева? Сформулируйте основные ее положения;

15.  Перечислите основные события двусторонних отношений СССР и США во внешней политике в рамках «Нового политического мышления»;

16.  Проанализируйте результаты внешней политики СССР в рамках реализации основных положений «Нового политического мышления»;

17.  В чем состоял противоречивый характер итогов перестройки?

 

Условия получения дифференцированного зачета:

 

1.Выполнение практических работ в кабинете в соответствии с расписанием

2. Выполнение контрольной работы в установленный срок на платформе Moodle.

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

 

Освоение программы учебной дисциплины «История» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной  деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио-логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки  обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные     документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «История»   входят:

·      многофункциональный комплекс преподавателя;

·      наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);

·      информационно-коммуникационные средства;

·      экранно-звуковые пособия;

·      комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

·      библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «История» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам,  тестам  и др.).

 

Задания для проведения устного экзамена на

промежуточную аттестацию по истории

 

Комплект контрольно-оценочных средств

 

Включает в себя 16 билетов,  по 2 вопроса в каждом билете.

Первые вопросы в традиционной форме воспроизводят важнейшие тематические единицы курса истории России с древнейших времен до конца XIX века.

Вторые вопросы в традиционной форме воспроизводят важнейшие тематические единицы курса истории России XXXXI вв.

 

 

Билет № 1

1. Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX – начало ХII в.).

2. Экономическое и социально-политическое развитие России в начале ХХ в.

 

Билет № 2

1. Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII–XIII вв.).

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале ХХ в. Русско-японская война: причины, ход военных действий, итоги и последствия.

 

Билет № 3

1. Культура Древней Руси (Х–ХIII вв.). Значение принятия христианства.

2. Революция 1905–1907 гг.: причины, этапы, значение.

 

Билет № 4

1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в ХIV–XV вв.

2. Культура России в начале ХХ в. (1900–1917 гг.), ее вклад в мировую культуру.

 

Билет № 5

1. Московская Русь в эпоху Ивана Грозного.

2. Участие России в Первой мировой войне: причины, роль Восточного фронта, последствия.

 

Билет № 6

1. Культура и духовная жизнь Руси в ХIV–XV вв.

2. Гражданская война в России (1918–1920 гг.): причины, участники, этапы, итоги.

 

 

 

Билет № 7

1. Россия в ХVII в.: новое в социально-экономическом и политическом развитии. Особенности перехода к новому времени.

2. Образование СССР: причины и принципы создания Союза.

 

Билет № 8

1. Социальные движения в России в ХVII в. Церковный раскол.

2. Складывание тоталитарной системы в СССР в 20–30-е гг.

 

Билет № 9

1. Петровские преобразования в России в первой четверти ХVIII в.: содержание, итоги, последствия.

2. Проведение индустриализации в СССР: методы, результаты.

 

Билет № 10

1. Дворцовые перевороты в России в середине ХVIII в.

2. Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги.

 

Билет № 11

1. Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм.

2. Внешняя политика СССР в 20–30-е гг.

 

Билет № 12

1. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги.

2. Основные периоды и события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны советского народа в 1939–1942 гг.

 

Билет № 13

1. Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине ХIX в. о путях развития страны.

2. СССР в первое послевоенное десятилетие: внутреннее развитие, внешняя политика.

 

Билет № 14

1. Культура в России в первой половине ХIX в.: национальная основа, европейские влияния.

2. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: проблемы общественно-политического и социально - экономического развития.

 

Билет № 15

1. Реформы 1860–1870-х гг. в России, их последствия, значение.

2. Правозащитное движение в СССР в 60–80-е гг.: формы, участники, значение.

 

Билет № 16

1. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественном движении России во второй половине ХIX в.

2. Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.: доктрины и практика.

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1.                  Самыгин П.С., Шевелев В.Н., Самыгин С.И. История (СПО): учебник для студентов СПО. – КноРус., 2019.

2.                  Семин В.П., Арзамаскин Ю.Н. История (СПО). Учебное пособие для студентов СПО. – КноРус., 2019.

3.                  Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО. – КноРус., 2018.

4.             Аверьянов К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство в начале ХVII в.: исторический атлас. –М., 2015.

5.             Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ! История: модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2017.

6.             Артемов В.в., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

7.             Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

8.             Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно- методический комплекс.–М., 2017

6.  Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. – М.,

2015.

7. Вторая мировая война в                истории человечества: 1939—1945 гг.

8. Материалы международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. – М., 2015.

9. Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.

10. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. –М., 2014.

11. Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов, Д. Бренденберг. – М., 2014.

12. Критический словарь Русской революции: 1914—1921 гг. / Сост. Э. Актон, У. Г. Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2014.

Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы. –М., 2016.

13. РозентальИ.С., Валентинов Н.       и другие. ХХ век глазами современников. –М., 2015.

14. Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2015.

15. Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ в. (границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М., 2015.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.      www. gumer. info (Библиотека Гумер).

2.      www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).

3.      www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).

4.      www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите- ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

5.      https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека). www.   wco.   ru/icons   (Виртуальный   каталог   икон).            

6.      www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).

7.      www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).

8.      8. www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

9.      www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос- сии, изданные в XVI— XVIII  столетиях).

10.  www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).

11.  www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные  издания  произведений  и  биографических  и  критических материалов).       

12.  www. intellect-video. com/russian-history (ИсторияРоссиииСССР: онлайн-видео).

13.       www.   historicus.   ru    (Историк:    общественно-политический    журнал).               

14.          www.  history.  tom.  ru   (История   России   от   князей   до     Президента).               15. www. statehistory. ru (История государства).

15.  www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).

16.  www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).

17.  www. old-maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).

18.  www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).

19.  www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).

20.  www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).

21.  www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).

22.  www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).

23.  www. temples. ru (Проект «Храмы России»).

24.  www.    radzivil.    chat.    ru     (Радзивилловская     летопись     с   иллюстрациями).                         

25.  www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917 — 1991 гг. —коллекция Льва Бородулина).

26.  www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).  27. www. rodina. rg. ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).

27.  www. allphoto. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).

28.   www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).

29.  www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).

30.  www.  memoirs.  ru  (Русские  мемуары:  Россия  в  дневниках  и    воспоминаниях).             

31.  www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский  журнал). 

32.  www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий,  открыток, документов).

33.  www. sovmusic. ru (Советская музыка).

34.  www.    infoliolib.    info    (Университетская    электронная    библиотека     Infolio).                      

35.  www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

36.  www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).

37.  www. ecdejavu. ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu)


 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10 — 124.