Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.
Оценка 4.8
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
07.04.2018
Модернизация образования требует совершенствования учебно-методического обеспечения всей образовательной системы (273-ФЗ, гл.1,ст 20).
Учебно-методическое обеспечение является компонентом образовательных программ и включает в себя совокупность средств, обеспечивающих качественное осуществление учебно-воспитательного процесса.
Мы уже говорили о структуре дополнительной общеобразовательной программы. В нее входит раздел «методическое обеспечение и условия реализации программы». Так как к программам дополнительного образования не применяются федеральные требования и стандарты, педагог по своей инициативе выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания по своей программе. Права и свободы в этом отношении гарантируются законом Российской Федерации (273-РФ, гл. 5, ст.47)Материал подготовлен для выступления на семинаре для педагогов дополнительного образования
Методическое обеспечение образовательной программы. .doc
1
Методическое обеспечение образовательной программы.
Учебнометодический комплекс.
План занятия
Лекционная часть
1. Федеральный Закон о правах и свободах педагога в творческой
деятельности.
2. Методическое обеспечение как раздел образовательной программы.
3. Учебнометодический комплекс: компоненты и оформление.
Содержание лекции
Модернизация образования требует совершенствования учебно
методического обеспечения всей образовательной системы (273ФЗ, гл.1,ст 20).
Учебнометодическое
компонентом
образовательных программ и включает в себя совокупность средств,
является
обеспечение
обеспечивающих качественное осуществление учебновоспитательного
процесса.
Мы уже говорили о структуре дополнительной общеобразовательной
программы. В нее входит раздел «методическое обеспечение и условия
реализации программы». Так как к программам дополнительного образования не
применяются федеральные требования и стандарты, педагог по своей
инициативе выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания по
своей программе. Права и свободы в этом отношении гарантируются законом
Российской Федерации (273РФ, гл. 5, ст.47):
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от
вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств,
методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой
образовательной программы;
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств
обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой; 2
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе
учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов
образовательных программ.
Таким образом, каждый педагог вправе подойти к разработке учебно
методического обеспечения образовательной программы творчески. Однако
многие педагоги испытывают затруднения с кратким и точным изложением
материала.
В «Примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей» 1 читаем:
«Методическое обеспечение программы дополнительного образования
детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки
игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по
постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской
работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.»
Системный перечень материалов, обеспечивающих реализацию программы
в полной мере, удобно представить в виде учебнометодического комплекса.
Учебнометодический комплекс (УМК)2
– это совокупность
систематизированных материалов,
образовательного процесса,
необходимых для осуществления
обеспечивающих успех обучающихся в
познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.3
По описанию компонентов УМК можно сделать выводы о полноте и
современности методического обеспечения программы.
1 http://www.bestpravo.ru/federalnoje/iw-dokumenty/m2p.htm
2 Учебнометодический комплекс дополнительной образовательной программы
http://festival.1september.ru/articles/602859/
3 http://gigabaza.ru/doc/8539.html 3
Компоненты УМК условно можно подразделить на:
- методическую продукцию 4 и средства обучения;
- диагностические материалы.
К первым относятся:
- Научная, специальная, методическая литература.
- Тематические методические пособия, разработки.
- Памятки для родителей.
- Инструкции.
- Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты.
- Раздаточный материал (карточки, образцы работ, памятки и др.)
- Кино видео мультимедийные материалы, аудиозаписи.
- Конспекты занятий.
- Сценарии.
- Обобщенный опыт (фото, рефераты, и др.).
Все перечисленные компоненты могут быть записаны на традиционных
(печатные материалы) или (и) современных (видео и аудио) носителях
информации.
УМК включает в себя также материалы диагностики личности и детского
коллектива: игры, анкеты, тесты, опросники, диагностические карты, авторские
методики и др. Диагностические материалы предназначены для психолого
педагогического сопровождения реализуемой программы и направлены на
диагностику выполнения развивающих и воспитательных задач.
Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое
занимает довольно много времени. При этом педагогу следует учесть, что его
компоненты должны:5
4 Типы и виды методической продукции, правила ее оформления и издания
http://moodle.mmc.rightside.ru/pluginfile.php/6863/mod_resource/content/1/Tip
y_i_vidy_metodicheskoi_produkcii.doc
5 4
предусматривать логически последовательное изложение учебного
материала дополнительной образовательной программы;
предполагать использование современных методов и технических средств,
позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и
получать навыки по его использованию на практике;
соответствовать современным научным представлениям в предметной
области;
обеспечивать межпредметные связи;
обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.
Требования к содержанию УМК закрепляются в локальных актах
учреждения. 6
Начать разработку УМК лучше всего с систематизации готовых
материалов, накопленных педагогом: литературы, используемой в работе,
методических пособий и разработок, инструкций, видео мультимедийных
материалов, аудиозаписей, конспектов, фотоотчетов.
Второй шаг создание методических рекомендаций, анкет, опросников,
памяток для обучающихся и родителей, разработка сценариев, материалов по
обобщению опыта.
Совершенствуя УМК, педагог создает пакет диагностических методик
для отслеживания результативности освоения обучающимися программы, а
также собирает материал для психологопедагогического анализа успешности
воспитательного и развивающего компонента программы. Существуют
разработанные методики психологопедагогической диагностики, адресованные
как педагогу, так и обучающимся.7
6 Учебнометодический комплекс дополнительной образовательной программы
http://festival.1september.ru/articles/602859/
7 Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационнометодический бюллетень.
Выпуск №5.: СПб ГДТЮ, 2007. http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf 5
В УМК включаются также используемые педагогом электронные
образовательные и информационные ресурсы. При описании их подразделяют
на:
- лицензионные;
-
- Интернетресурсы.
созданные самостоятельно;
Все компоненты УМК предлагается систематизировать в таблице.
Таблицу можно разместить в приложении к программе так же, как и другие
необходимые материалы (по усмотрению педагога).
Кроме УМК, в разделе «Методическое обеспечение» рекомендуется в
свободной форме описать условия реализации программы. Логично обозначить
триединство направлений деятельности педагога обучение, развитие и
воспитание.
В подразделе «обучение и развитие» раскрыть:
принципы организации учебного процесса в течение всего периода
обучения (этапы, их содержание, поэтапное усложнение учебного материала);
виды и формы деятельности на каждом этапе;
принципы формирования учебных групп, их обоснование;
технологии, методы и приемы, используемые в процессе обучения.
Подраздел «воспитывающая деятельность» включает описание форм и
методов воспитательной работы в детском коллективе.
Важно отметить: эффективность использования УМК во многом зависит
от уровня материальнотехнического оснащения образовательного процесса.
Сведения о помещении для занятий, перечень технических средств,
оборудования и материалов (если необходимо – то на каждого обучающегося),
требования к специальной одежде все это также подлежит описанию в
соответствующем разделе программы.
Для того,
чтобы проследить логическую последовательность
использования компонентов УМК, применения форм, методов и приемов 6
обучения и подведения итогов на разных этапах реализации программы, в
практике проектирования используется такая таблица:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(по годам обучения)
Приёмы
и
Дидактический
Техническое
Формы
материал
оснащение
занятий
подведения
итогов
методы
организации
образовательного
процесса (в
рамках занятия)
Раздел
или тема
программы
Формы
занятий
Выводы
1. Закон гарантирует педагогам право на творческую инициативу в
разработке и применении методического обеспечения образовательной
программы, тем самым накладывая персональную ответственность за
результаты обучения и воспитания.
2. Создание учебнометодического комплекса – дело нелегкое и кропотливое.
Его полнота и современность – один из показателей профессионализма
педагога.
3. Учитывая при проектировании и реализацией авторских программно
методических материалов современные требования к ним, педагог
становится участником процесса обновления системы дополнительного
образования в целом.
Литература
1. Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно
методический бюллетень. Выпуск №5.: СПб ГДТЮ, 2007.
http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf
2. Содержание образовательного процесса 7
http://dopedu.ru/voprosiotveti/soderganie.html
3. Учебнометодический комплекс дополнительной образовательной
программы. Попова Ю.Ю. http://festival.1september.ru/articles/602859/
4. Учебнометодический комплекс дополнительной образовательной
http://www.eduvluki.ru/dop/upr/detail.php?
программы
publ_id=40287&publ_catid=323&sch_id=1
5. Шелехова И. Н. К вопросу о проектировании образовательных программ
дополнительного образования детей [Текст] / И. Н. Шелехова // Молодой
ученый. — 2013. — №11. — С. 695697.
Полезные ссылки
1. Вестник образования. Официальное издание министерства образования и
науки РФ http://vestnik.edu.ru/
2. Информационнометодический журнал «Внешкольник»
http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169
3. Информационный
портал Реализация Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации»
http://273фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoeobrazovanie
4. Методкабинет.
РФ.
http://методкабинет.рф/
Всероссийский
педагогический портал
5. Программы дополнительного образования
http://dopedu.ru/programmidopolnitelnogoobrazovaniya/
6. Служба поддержки участников образовательного процесса
http://www.usperm.ru/library/law/1082prikaz
7. Федеральный информационнометодический портал «Дополнительное
образование» http://dopedu.ru/rss
Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.
Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.
Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.
Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.
Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.
Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.
Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.