Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.
Оценка 4.8

Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.

Оценка 4.8
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
07.04.2018
Методическое обеспечение образовательной программы.  Учебно-методический комплекс.
Модернизация образования требует совершенствования учебно-методического обеспечения всей образовательной системы (273-ФЗ, гл.1,ст 20). Учебно-методическое обеспечение является компонентом образовательных программ и включает в себя совокупность средств, обеспечивающих качественное осуществление учебно-воспитательного процесса. Мы уже говорили о структуре дополнительной общеобразовательной программы. В нее входит раздел «методическое обеспечение и условия реализации программы». Так как к программам дополнительного образования не применяются федеральные требования и стандарты, педагог по своей инициативе выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания по своей программе. Права и свободы в этом отношении гарантируются законом Российской Федерации (273-РФ, гл. 5, ст.47)Материал подготовлен для выступления на семинаре для педагогов дополнительного образования
Методическое обеспечение образовательной программы. .doc
1 Методическое обеспечение образовательной программы.  Учебно­методический комплекс. План занятия Лекционная часть  1. Федеральный  Закон о правах и свободах педагога в творческой  деятельности. 2. Методическое обеспечение как раздел образовательной программы. 3. Учебно­методический комплекс: компоненты и оформление. Содержание лекции                       Модернизация   образования   требует   совершенствования   учебно­ методического обеспечения всей образовательной системы (273­ФЗ, гл.1,ст 20).  Учебно­методическое компонентом образовательных   программ   и   включает   в   себя   совокупность   средств, является     обеспечение   обеспечивающих   качественное   осуществление   учебно­воспитательного процесса.   Мы   уже   говорили   о   структуре   дополнительной   общеобразовательной программы.   В   нее   входит   раздел   «методическое   обеспечение   и   условия реализации программы». Так как к программам дополнительного образования не применяются   федеральные   требования   и   стандарты,   педагог   по   своей инициативе   выбирает   формы,   средства   и   методы   обучения   и   воспитания   по своей программе.  Права и свободы в этом отношении гарантируются законом Российской Федерации (273­РФ, гл. 5, ст.47): 1)   свобода   преподавания,   свободное   выражение   своего   мнения,   свобода   от вмешательства в профессиональную деятельность; 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3)   право   на   творческую   инициативу,   разработку   и   применение   авторских программ   и   методов   обучения   и   воспитания   в   пределах   реализуемой образовательной программы; 4)   право   на   выбор   учебников,   учебных   пособий,  материалов   и   иных   средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой; 2 5)   право   на   участие   в   разработке   образовательных   программ,   в   том   числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ. Таким   образом,   каждый   педагог   вправе   подойти   к   разработке   учебно­ методического   обеспечения   образовательной   программы   творчески.   Однако многие   педагоги   испытывают   затруднения   с   кратким   и   точным   изложением материала.  В «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» 1 читаем:  «Методическое   обеспечение   программы   дополнительного   образования детей: - обеспечение   программы   методическими   видами   продукции   (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); - рекомендаций   по   проведению   лабораторных   и   практических   работ,   по постановке экспериментов или опытов и т.д.; - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.»  Системный перечень материалов, обеспечивающих реализацию программы в полной мере, удобно представить в виде учебно­методического комплекса.   Учебно­методический   комплекс   (УМК)2  –   это   совокупность систематизированных   материалов, образовательного   процесса,   необходимых   для   осуществления   обеспечивающих   успех   обучающихся   в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.3 По   описанию   компонентов   УМК   можно   сделать   выводы   о   полноте   и современности методического обеспечения программы. 1 http://www.bestpravo.ru/federalnoje/iw-dokumenty/m2p.htm 2 Учебно­методический комплекс дополнительной образовательной программы  http://festival.1september.ru/articles/602859/ 3 http://gigabaza.ru/doc/8539.html 3 Компоненты УМК условно можно подразделить на: - методическую продукцию 4 и средства обучения;  - диагностические материалы. К первым относятся: - Научная, специальная, методическая литература. - Тематические методические пособия, разработки. - Памятки для родителей. - Инструкции. - Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты. - Раздаточный материал (карточки, образцы работ, памятки и др.) - Кино ­ видео­ мультимедийные материалы, аудиозаписи. - Конспекты занятий. - Сценарии. - Обобщенный опыт (фото, рефераты,  и др.). Все   перечисленные   компоненты   могут   быть   записаны   на   традиционных (печатные   материалы)   или   (и)   современных   (видео­   и   аудио­)   носителях информации.  УМК включает в себя также материалы диагностики личности и детского коллектива: игры, анкеты, тесты, опросники, диагностические карты, авторские методики   и   др.   Диагностические   материалы   предназначены   для   психолого­ педагогического   сопровождения   реализуемой   программы   и   направлены   на диагностику выполнения развивающих и воспитательных задач. Проектирование   УМК   –   это   трудоёмкое   и   творческое   дело,   которое занимает довольно много времени. При этом педагогу следует учесть, что его компоненты должны:5 4 Типы и виды методической продукции, правила ее оформления и издания http://moodle.mmc.rightside.ru/pluginfile.php/6863/mod_resource/content/1/Tip y_i_vidy_metodicheskoi_produkcii.doc 5 4  предусматривать   логически   последовательное   изложение   учебного материала дополнительной образовательной программы;  предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих   обучающимся   глубоко   осваивать   учебный   материал   и получать навыки по его использованию на практике; соответствовать   современным   научным   представлениям   в   предметной  области;  обеспечивать межпредметные связи;  обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.  Требования   к   содержанию   УМК   закрепляются   в   локальных   актах учреждения. 6 Начать   разработку   УМК   лучше   всего   с   систематизации   готовых материалов,   накопленных   педагогом:   литературы,   используемой   в   работе, методических   пособий   и   разработок,   инструкций,   видео   ­   мультимедийных материалов, аудиозаписей, конспектов, фотоотчетов. Второй шаг ­   создание методических рекомендаций, анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработка сценариев, материалов по обобщению опыта.  Совершенствуя   УМК, педагог создает пакет диагностических методик для   отслеживания   результативности   освоения   обучающимися   программы,   а также собирает материал для психолого­педагогического анализа успешности воспитательного   и   развивающего   компонента   программы.   Существуют разработанные методики психолого­педагогической диагностики, адресованные как педагогу, так и обучающимся.7 6 Учебно­методический комплекс дополнительной образовательной программы http://festival.1september.ru/articles/602859/ 7 Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно­методический  бюллетень. Выпуск №5.: ­ СПб ГДТЮ, 2007. http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf 5 В   УМК   включаются   также   используемые   педагогом   электронные образовательные и информационные ресурсы. При описании их подразделяют на: - лицензионные;  - - Интернет­ресурсы.  созданные самостоятельно; Все   компоненты     УМК   предлагается   систематизировать   в   таблице. Таблицу можно разместить в приложении к программе так же, как и другие необходимые материалы (по усмотрению педагога).  Кроме   УМК,   в   разделе   «Методическое   обеспечение»   рекомендуется   в свободной форме описать условия реализации программы. Логично обозначить триединство   направлений   деятельности   педагога   ­   обучение,   развитие   и воспитание.  В подразделе «обучение и развитие» раскрыть:  ­ принципы организации учебного процесса в течение всего периода обучения (этапы, их содержание, поэтапное усложнение учебного материала);  ­ ­ ­  виды и формы деятельности на каждом этапе;  принципы формирования учебных групп, их обоснование;  технологии, методы и приемы, используемые в процессе обучения. Подраздел   «воспитывающая   деятельность»   включает   описание   форм   и методов воспитательной работы в детском коллективе.  Важно отметить: эффективность использования УМК во многом зависит от   уровня   материально­технического   оснащения   образовательного   процесса. Сведения   о   помещении   для   занятий,   перечень   технических   средств, оборудования и материалов (если необходимо – то на каждого обучающегося), требования   к   специальной   одежде   ­   все   это   также   подлежит   описанию   в соответствующем разделе программы.  Для   того,   чтобы   проследить   логическую   последовательность использования   компонентов   УМК,   применения   форм,   методов   и   приемов 6 обучения   и   подведения   итогов   на   разных   этапах   реализации   программы,   в практике проектирования используется такая таблица: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (по годам обучения) Приёмы   и Дидактический Техническое  Формы  материал оснащение  занятий подведения  итогов методы  организации  образовательного процесса (в  рамках занятия) Раздел  или тема  программы Формы  занятий         Выводы    1. Закон   гарантирует   педагогам   право   на   творческую   инициативу   в разработке   и   применении   методического   обеспечения   образовательной программы,   тем   самым   накладывая   персональную   ответственность   за результаты обучения и воспитания.  2. Создание учебно­методического комплекса – дело нелегкое и кропотливое. Его   полнота   и   современность  –  один   из   показателей   профессионализма педагога. 3. Учитывая   при   проектировании   и   реализацией   авторских   программно­ методических   материалов   современные   требования   к   ним,   педагог становится   участником   процесса   обновления   системы   дополнительного образования в целом.         Литература                1. Результативность образовательного процесса в УДОД. Информационно­ методический   бюллетень.   Выпуск   №5.:   ­   СПб   ГДТЮ,   2007. http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/imk/5.pdf 2. Содержание образовательного процесса 7 http://dopedu.ru/voprosi­otveti/soderganie.html 3. Учебно­методический   комплекс   дополнительной   образовательной программы. Попова Ю.Ю. http://festival.1september.ru/articles/602859/ 4. Учебно­методический   комплекс   дополнительной   образовательной http://www.eduvluki.ru/dop/upr/detail.php? программы publ_id=40287&publ_catid=323&sch_id=1 5. Шелехова И. Н. К вопросу о проектировании образовательных программ дополнительного образования детей [Текст] / И. Н. Шелехова // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 695­697.     Полезные ссылки 1. Вестник образования. Официальное издание министерства образования и науки РФ  http://vestnik.edu.ru/ 2. Информационно­методический журнал «Внешкольник» http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169 3. Информационный     портал   Реализация   Федерального   закона   «Об образовании в Российской Федерации» http://273­фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe­obrazovanie 4. Методкабинет.   РФ. http://методкабинет.рф/   Всероссийский     педагогический   портал 5. Программы дополнительного образования http://dopedu.ru/programmi­dopolnitelnogo­obrazovaniya/ 6. Служба поддержки участников образовательного процесса  http://www.usperm.ru/library/law/1082­prikaz 7. Федеральный   информационно­методический   портал   «Дополнительное образование»  http://dopedu.ru/rss

Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы.  Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы.  Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы.  Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы.  Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы.  Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы.  Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы. Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение образовательной программы.  Учебно-методический комплекс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018