Методические рекомендации Развитие творчества через ПИ.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
Методическое пособие для педагогов
и инструкторов по физической культуре
в работе с детьми дошкольного возраста
Составитель: Коренькова Н.В
Педагог дополнительного образования (ИФК)
Тяжинский Основой для развития, творческого направления детской личности
является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются
способности. В контексте программы «РазБеГ» отметим, что ведущая
деятельность ребёнка дошкольного возраста игровая.
Давно отошло в прошлое мнение отдельных психологов, что детские игры
нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего
нового. Любой вопрос дошкольной педагогики и психологии должен решаться
с точки зрения развития и воспитания ребенка, природосоответствия,
ориентированности на конкретную детскую личность.
Что касается подвижной игры, то она является деятельностью активной,
разнообразной и творческой, а значит, способна обеспечить приобретение
малышом жизненных впечатлений, формирование его личности. Раскрытие
творческого потенциала, познание ребенка себя и своих возможностей
начинаются с чувств. Подвижная игра способствует этому, ведь все дети
любят играть и двигаться. Дошкольников часто интересует, собственно, не
результат их деятельности, а сам процесс. Подвижная игра традиционно
является самой ценной для них, потому что в ней процесс движения уже
ценность!
Поэтому понятно, что:
очень важно воспитывать у детей желание играть в подвижную игру, что бы
благодаря ей, каждый ребенок мог учиться самореализовываться,
осуществлять творческий поиск, развиваться, приобретать жизненную
компетентность;
подвижная игра быстрее будет способствовать всему этому, если будет для
детей интересная.
Интерес к подвижной игре повышает её взаимосвязь с другими видами
деятельность дошкольников. Подрастая, дети становятся более
требовательными к предметам игры. Поэтому и следует поддерживать
стремление ребенка самостоятельно изготавливать, украшать игровые пособия, атрибуты и формировать соответствующие умения. Это
своеобразная психологическая подготовка к игре, а вместе прекрасная
возможность для развития творческих способностей. Полезно также
практиковать совместное планирование подготовки к игре. Ход его
направляется педагогом: «Как это можно интереснее сделать?», «Как это
сделать?», «С кем вместе?».
Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко
используют обыгрывание игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и
другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру,
вызывает у них интерес к её содержанию. Бесспорно, здесь необходим
дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры
спортивного характера, другим в сюжетные с яркими ролями, образными
текстами, а ещё другим в бессюжетные игры соревнования, эстафеты, игры
забавы с предметами.
Итак, педагоги должны учитывать:
склонности и интересы конкретного ребенка (например, создавать такую
предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм
или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры);
возможности ребенка, уровень его способностей.
Следует помнить, что игровое творчество в подвижных играх
развивается не равномерно, противоречиво, здесь особенно заметны
индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребенок может
проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры,
своей роли, от отношений с друзьями. Есть цель игры, сама перспектива
активной,. двигательной деятельности интересны дошкольникам, тогда будет
легче приучить их обдумывать и подготовку, и организацию игры (как
собраться, как распределить роли, следить за соблюдением правил). В такой
коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности,
сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых педагог может воспользоваться, чтобы развить у детей уважение к
мнению другого, справедливость, формировать качества личности.
Важное условие развития творческих способностей в подвижных играх
вариативность их содержания и формы организации. Педагог сначала сам, а
дальше, постепенно привлекая к этому детей, подаёт им знакомые игры в.
разных вариантах.
Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной
активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит игровой
опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо
знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать,
создавая проблемнопоисковые ситуации: «Как поиграть иначе?».
Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариативности
игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения
движений или введение дополнительных двигательных задач, полезно
познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков,
количественных параметров движений, количество ролей, способов
выполнения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и
атрибутов, места проведения игры.
Каждый раз, применяя разные, соответственно возрасту детей способы
сбора их на игру, формирование интереса к ней, распределение ролей, приемы
оценки и подведения итогов по её окончанию, педагог создает у детей
положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр
творческого самовыражения в них во время произвольной двигательной
активности.
Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр
коллективным, групповым, индивидуальным и вводить их не только в
процессе организованного обучения, но и в самостоятельную двигательную
деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры. Не забывайте, что подвижная игра способствует
также развитию у дошкольников речевого творчества.
В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают
свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства.
Они получают возможность творить слово, фразу и текст, строят
высказывания, реплику в диалоге, самостоятельное суждение по данному
педагогом образцу. С его помощью, а затем и самостоятельно составляют
загадки про игровой инвентарь и игровых персонажей, считалки для
распределения ролей, перефразируют и создают собственные варианты
стихотворных сопровождений игры.
Потенциал подвижной игры в формировании творческой
направленности детской личности может быть широко использован при
реализации различных методик, поскольку такая игра:
развивает творческие способности на основе обогащения жизненного опыта
детей, в частности двигательного;
даёт ребёнку возможность в разных видах деятельности организовать
исследовательский поиск;
делает педагога мудрым наставником, который не только учит, но и помогает
найти правильное решение, сделать маленькое открытие.
Детей следует учить:
комбинировать полученные знания и навыки, создавать новые ситуации,
образы, игровые задания;
«входить» в образ персонажа, воплощая его в игре разными выразительными
средствами;
определять идеальный конечный результат и достигать его;
моделировать, придумывая свою игру или варианты игр, изготавливать к ней
разметку, играя с мнимым противником; опираться на игру ума, а не только мышц, на воспитание внутреннего
«тормоза» (услышь другого говори сам, дай выполнить другим потом делай
сам).
Как средство, метод, форма работы подвижная игра требует от
педагога:
умение выслушать каждого, признавать право каждого ребенка на
собственное мнение и ошибку;
оценок положительного типа «интересная мысль», «замечательная идея»;
обеспечение условий для успеха в игре всех детей;
организации коллективного обсуждения итогов детской творческой
деятельности со всеми участниками.
Предложенные в пособии игры распределены по нескольким признакам:
игры старинные, игры с правилами, игры с музыкальным сопровождением,
игры по тексту и т.д.
Согласно поставленным задачам воспитания и обучения, педагог
сможет выбрать игру и ознакомиться с её правилами, и, соответственно,
преподнести игру детям.
Материал пособия будет полезен педагогам дошкольных учреждений, а
так же специалистам, работающим с детьми младшего школьного возраста.
Методическое пособие для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников в подвижных играх"
Методическое пособие для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников в подвижных играх"
Методическое пособие для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников в подвижных играх"
Методическое пособие для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников в подвижных играх"
Методическое пособие для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников в подвижных играх"
Методическое пособие для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников в подвижных играх"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.