Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.
Оценка 4.8

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Детсад
30.04.2017
Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.
Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Мотивацию дошкольников можно рассматривать как психологическую готовность ребенка к школе. Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности. Нельзя допустить, чтобы дошкольные формы перешли на школьное учение. Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией: • обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр; • неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности; • неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми. Неполноценная мотивация к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника последствия: • отсутствие (потеря) интереса к учебе – личностно-отчужденное отношение к учебе; • школьная дезадаптация; • угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога; • нежелание идти в школу; • негативные межличностные отношения; • неврозы. Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включают несколько направлений: • улучшение системы отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями; • стимуляция развития предпосылок учебной деятельности; • формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии); • создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности; • обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса. Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. Позитивная познавательная мотивация имеет несколько главных условий развития: • обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов; • удовлетворение потребности дошкольника к познанию; • удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми; • комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика; • развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка; • создание ситуаций успеха в рамках деятельности.Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ пособие Сборник игр.docx
Методическое пособие  «Сборник игр, способствующих развитию познавательной мотивации  дошкольника» Автор: Галенко Е.Р. Развитие   детей   в   игре   дошкольного   возраста   будет   эффективно,   если   обеспечить систему   использования   игр   на   специально   организованных   занятиях   и   в   повседневной жизни; максимально обеспечить познавательную активность детей, комплексное решение всех задач, относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность   планирования   в   течение   года   игр   в   пределах   задач   всестороннего   развития, учитывая при этом принципы индивидуализации и дифференциации. Учебная мотивация дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно­ролевых игр в процессе подготовки ребёнка к школе. Данное методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.  2 Введение В среднем дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная   оценка   усилий   детей   и   результатов   этих   усилий   являются важным   мотивом   поведения   и   становятся   непременным   условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду. На основе этой мотивации воспитатель получает возможность создавать условия для более высокой мотивации, показывая ценность их деятельности для семьи и воспитателя. Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого   доброжелательного   общения   со   взрослыми,   то   в   средней   для   них становится важной и оценка. Поэтому у ребенка возникает потребность не только   в   общении   с   воспитателем,   но   и   в   положительной   оценке   его деятельности со стороны взрослого. В связи с чем, необходимо с большим вниманием   подходить   к   вопросу   положительного   стимулирования   их деятельности. Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала,   получать   реальные   результаты   своего   труда.   Родители   и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы   успеха  («у   тебя   получится»),   давать   высокую   оценку   даже   частям деятельности.   Можно   подключать   личную   исключительность   («только   ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»). Позитивная мотивация   к   обучению в   детском   саду,   ее   комплексное развитие  – это условие  успешного дальнейшего  обучения. Ребенок должен быть   активным,   взаимодействовать   с   родителями,   сверстниками   и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности. 3 Советы по тому, как развивать детскую мотивацию. 1. Обеспечьте   ребёнка   необходимой   стимулирующей   обстановкой и множеством разнообразных впечатлений. В этом Вам могут помочь книги, пазлы, кубики и т. д. 2. Дайте   Вашему   ребёнку   игрушки   и материалы,   в которые   можно играть, меняя их местоположение и форму. Например, игрушки на колёсиках, которые можно катать из одного места в другое (изменение местоположения). Или кусок пластилина, которому можно придать разную форму (изменение формы). 3. Позвольте   ребёнку   сделать   собственный   выбор.   Это   придаст   ему уверенности в себе и создаст мотивацию. 4. Ребёнку полезно играть шариками или бусинками, составляя из них цепочку.   Это   увеличивает   познавательные   способности   и усиливает концентрацию.   Ещё   одним   полезным   занятием   является   сортировка предметов по форме. 5. Давайте Вашему ребёнку задания, соответствующие его возрасту. Это придаст ему уверенность в выполнении заданий. 6. Помогайте   ребёнку   справляться   с заданиями.   Благодаря   Вашей помощи   ребёнок   сможет   дольше   оставаться   в игре   и не отступит   перед первыми трудностями. 7. Разделяйте интересы ребёнка. Спрашивайте и говорите с ним о том, что   ему   интересно.   Предлагайте   различные   задания,   выполнение   которых способствует   его   развитию.   Успешное   выполнение   одного   задания подталкивает ребёнка к выполнению другого. 8. Помогите ребёнку овладеть базовыми умениями. Покажите ему, что происходит,   когда   он пользуется   приобретёнными   умениями,   и наоборот. Например, если он строит башню из маленьких кубиков, а наверху помещает большой,   то башня   развалится.   Но если   поставить   маленький   кубик на большой, то башня будет устойчивой. 9. Участвуйте в играх ребёнка, взаимодействуйте с ним. Проводя время с ребёнком, Вы сможете лучше его понять и помочь ему. 10. Награждайте и поощряйте ребёнка за хорошо выполненное задание. Но не используйте   награду   как   способ   привлечения   к выполнению   задания. И никогда не обещайте награду прежде, чем дадите её. 11. Позвольте ребёнку участвовать в семейных дискуссиях и учитывайте его взгляды. 4 12. Начинайте   читать   Вашему   ребёнку   с раннего   возраста.   При   этом старайтесь   создать   спокойную   и тёплую   атмосферу.   Чтение   ребёнку   вслух развивает его творческие способности и воображение. 13. В удовлетворении   потребностей   ребёнка   будьте   последовательны и устанавливайте определённые ограничения. 14. Дайте ребёнку понять, что все дети разные, и помогите ему осознать свои слабости и развить в себе сильные стороны. 15. Говорите   Вашему   ребёнку,   что Вы   верите   в его   способность выполнить задание. Дайте ему понять, что неудача всего лишь случайность. 16. Дайте ребёнку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его любопытство.   Можно   дать   ему   магнит   и предложить   разделить   предметы на те,   которые   притянутся   к магниту   и те,   которые   не притянутся. Любопытство и любознательность играют важную роль в мотивации Вашего ребёнка. 17. Хвалите   ребёнка   всякий   раз,   когда   он старается   овладеть   новыми умениями.   Это   заставляет   его   стараться   ещё   сильнее.   Хвалите   ребёнка не только за достижения, но даже за попытки. 18. Помогите   ребёнку   понять,   что   достичь   успеха   нелегко,   для   этого требуется время и старание. 19. Сделайте   чтение   увлекательной   игрой   для   Вашего   ребёнка. Вы можете   издавать   смешные   звуки   и предложить   ребёнку   сделать   то же. Можно сыграть роль персонажа сказки. Всё это поможет превратить чтение в удовольствие. 20. Попросите ребёнка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание. Гораздо полезнее спросить, что ребёнок сам думает о своей работе, чем просто похвалить его. 21. Позвольте   ребёнку   проявлять   активность   различными   способами. Дети   обычно   учатся   делать   что­либо   методом   проб   и ошибок.   Никогда не критикуйте   ребёнка   за неудачу,   наоборот,   посоветуйте   ему,   что   делать, чтобы добиться желаемого результата. 22. Вместо того чтобы говорить ребёнку, как именно выполнить ту или иную задачу, просто предложите ему различные способы выполнения и пусть он выберет сам. 23. Дайте   ребёнку   возможность   показать   свои   умения   и талант окружающим. 24. По мере   того,   как   ребёнок   развивается,   меняются   его   интересы и способности.   Время   от времени   обсуждайте   с Вашим   ребёнком   его интересы. 25. Старайтесь   не кричать   на ребёнка   и не ставить   его   в неловкое положение перед окружающими. Как определить, насколько сильна мотивация ребёнка? Лучший способ определить   степень   мотивации   ребёнка   это   обратить   внимание   на его 5 эмоциональное   состояние.   Мотивированный   ребёнок   доволен   результатами своей   работы   и получает   удовольствие   от её выполнения.   И наоборот, немотивированный   ребёнок   выглядит   скучным,   тихим   и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется. Но если у Вас не один ребёнок, а несколько, Вам необходимо проявить индивидуальный поход к каждому из них.  Комплекс игр, направленных на формирование познавательной мотивации у дошкольников «Барыня прислала сто рублей» Народная   игра   для   воспитания   сосредоточенности.  Играть   можно   и   в большой группе, но более эффективна игра вдвоем. Ведущий обращается к партнеру. Барыня прислала сто рублей.  Что хотите, то купите.  Черный, белый не берите.  «Да» и «нет» не говорите! После   этого   ведущий   начинает   вести   с   партнером   беседу, провоцирующую   использование   одного   из   «запрещенных»   слов:   черный», «белый»,   «да»,   «нет».   Все   участники   игры   имеют   по   несколько   фантов; проштрафившиеся   отдают  их   ведущему.  Отвечать   нужно   быстро,  все  дети внимательно   следят   за   выполнением   правила.   Беседа   принимает   примерно такой характер: — Ходил ли ты когда­нибудь в зоопарк? — Однажды. — А видел ли там медведя? — Видел. — Он был бурый или белый? — Полярный. Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнет «запрещенное» слово. Тогда участник  отдает свой фант, для выкупа  которого он должен выполнить отдельное задание. Если ребенок говорит «Ага», «Угу», «Не­а», нужно договориться заранее, считать это  ошибкой или нет. Можно ввести дополнительное   условие:   если   диалог   длится   три   минуты   с   соблюдением правил, считать, что ребенок выиграл. «Птичка» Познавательная игра для развития самоконтроля. Перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев, может показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант — игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и 6 выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название. Собиратель   фантов   говорит:   «Прилетела   птичка   и   села   на   дуб».   Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево   и   т.   д.   Кто   прозевает,   отдает   фант.   В   конце   игры   фанты отыгрываются.Необходимо   внимательно   следить   за   ходом   игры   и   быстро отвечать. Подсказывать нельзя. «Нарисуй пароход» Упражнение   для   воспитания   произвольности   движения.   Ребенку предлагают как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся   быть   внимательным,   чтобы   рисунок   был   точно   таким   же,   как образец. Если ты что­то не так нарисуешь, не стирай ластиком, а нарисуй поверх   неправильного   или   рядом   правильно».   При   сравнении   рисунка   с образцом следует обращать внимание а) на соотношение размеров деталей, б) на присутствие всех деталей, в)  на правильность  изображения — нет ли  зеркального  отражения, не путает ли ребенок верх и низ, г) на количество деталей и способ их изображения — считает ли ребенок или рисует «на глазок»? Если оказывается, что задание слишком трудно, придумайте сами более простые и предлагайте их ребенку почаще — ведь эта игра воспроизводит сразу несколько упражнений для первоклассников! «Узоры» Игра   для   развития   сосредоточенности.   В   эту   игру   можно   играть   и   с одним, и с группой детей. Ребенку дается лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно —  я  буду  говорить,  в  какую  сторону  и   на  сколько   клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я назову следующую. Каждую линию начинайте там,   где   кончилась   предыдущая,   не   отрывая   карандаша   от   бумаги.   Все помнят,   где   правая   рука?   Вытяните   ее   в   сторону.   Сейчас   вы   показываете направо. А где левая рука? Молодцы! Начинаем  рисовать   первый   узор.  Поставили   карандаш.  Рисуем  линию: одна   клетка   направо,   одна   клетка   вверх,   одна   направо,   одна   вниз,   одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик! 7 Начинаем   рисовать   второй   узор.   Поставили   карандаш   на   следующую точку. Рисуем линию: две клетки направо, две клетки вверх, две направо, две вниз, две налево, две вниз, две налево, две вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики! А теперь нарисуем самый сложный, третий узор. Поставьте карандашом точку. Проведите линию на три клетки вверх. А теперь — две клетки направо, две вниз, одну налево, одну вниз, две направо. Повторите с самого начала (продиктовать). Посмотрите, получился орнамент с древнегреческой вазы». Если задания не удаются, полезно поупражняться начиная с самых простых. «Палочки» Для   этой   увлекательной   игры   понадобится   30­40   палочек   (можно спичек). Играть лучше вдвоем. Ведущий говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 1 ­2 секунды накрою ее листом бумаги. За это короткое время ты должен запомнить эту фигурку и затем выложить ее в соответствии   с   этим   образцом.   Затем,   пожалуйста,   сверь   свою   фигуру   с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена ил и положена неправильно — это считается ошибкой. Начали!» Первая фигурка — «домик». Предлагаем несколько фигурок — «звездочку», «снежинку», «елочку» одновременно.  «Сокол и лиса» Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности Выбираются  сокол и лиса. Остальные дети —  соколята. Сокол  своих соколят   играть.   Он   бегает   в   разных   направлениях   и   одновременно   делает разные   движения   руками   (вверх,   в   стороны,   вперед   и   какие­либо   более замысловатые).   Стайка   соколят   бежит   за   соколом   и   следит   за   его движениями,   стараясь   точно   повторить   их.   В   это   время   из   норы   вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел.) «Пойманный» соколенок на время выбывает из игры. «Сосед, подними руку» Игра   воспитывает   произвольность,   привычку   соблюдать   правила   и внимание к товарищам­«одноклассникам» Играющие,  сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию   выбирают   водящего,   который   встает   внутри   круга.   Он   спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто­то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он 8 меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку. «Школа наоборот» Используется для проигрывания конфликтных ситуаций. Ребенок играет учителя, взрослый — нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например: Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце... Ученик: — Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит! Учитель: — Ну­ка, давай вспомним. Оно красное или желтое? Ученик: — Зеленое! Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное? Ученик: — Продолговатое! Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?   Важно, Примечание.   чтобы   ребенок   понимал   юмористическое содержание   диалога.   Можно   проигрывать   отказ   выполнять   задание,   любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения. «Лесная школа» Игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучении различным   навыкам,   в   том   числе   арифметике   (считать   орешки,   листочки, звездочки и т. п.), и развивает произвольность поведения. Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из двух­трех­ четырех   человек.   Каждый   представляет   кого­либо   из   животных,   учитель (водящий) — мудрая Сова. Играя в первый раз лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребенка. Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте дети! Меня зовут Сова — Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня — очень обижаюсь. А вас как зовут?» Ученики   отвечают   хором,   каждый   голосом   животного,   которым   он   себя назначил. Сова говорит: «Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так — кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство — каждый ученик должен встать и назвать себя, вначале издавая «звериное» приветствие. Сова:   «Ой,   какие   вы   разные!   Ну   что   ж,   всем   надо   учиться.   Давайте сначала рассядемся поудобнее» — они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. «А теперь давайте договоримся о самом главном слове — оно должно быть всем понятно, это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто­то из вас будет 9 обижать другою, давайте произнесем это волшебное слово». Далее   моделируются   любые   школьные   предметы.   Например, естествознание. Сова: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы спим пять часов!» Медведь: «Мы спим четыре месяца!» Сова: «Вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь — это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?» — обращается к тому, кто еще не отвечал (например, к зайцу), и т. д. На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции «своей» зверушки, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей («А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!»). Используйте вместо отметок призы — листочки, шишки, желуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая. Игра   «Лесная   школа»   —   удобная   и   увлекательная   форма   для неназойливого   сообщения   знаний   в   первую   очередь   по   предметам естественного цикла.  «Кто где живет» Коллективная игра для развития произвольности и школьных навыков Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого­либо зверя, для наглядности   может   надеть   маску   или   значок   и   выясняет,   где   этот   зверек обитает в природе (в лесу, в поле, на дереве, в дупле, норе и т. д.). Ведущий   обращается   к   детям   и   называет   место   своего   пребывания   и пункт назначения. Например: «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в этом дубовом лесу найти дорогу к полю? Но нет, никто здесь, видно, не живет». Выскакивает лесной кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» — и ведет к кому­либо живущему в поле, например, мышке. Затем сюжет повторяется. Главное для путешественника — не забывать благодарить провожатого. «Первоклассник» В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность (обычно эта игра проводиься, как развлекательная часть утренника) На  столе  у  взрослого  лежит  портфель  и несколько  предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все   вещи   и   закроет   портфель.   Возможные   модификации:   если   участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание  на  то, чтобы складывать  вещи  не  только быстро, но и аккуратно.  10 Программа занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному обучению. I. Цель: формирование готовности к школьному обучению. II. Задачи: Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения; Развитие познавательных процессов; Формирование навыков общения и совместной деятельности. III. Методы и техники. 1. Метод: игра. 2.  Техники:   для   формирования   положительного   отношения   к   школе   мы выбрали   следующие   упражнения:   "Бег   ассоциаций",   "Изображение предметов". Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: "Пары слов",   "Шалтай­болтай",   "Собери   картинку",   "Ищи   безостановочно", "Волшебное яйцо", "Маленькие обезьянки", "Бывает ­ не бывает". Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать через   следующие   упражнения:   "Бип",   "Маленькие   обезьянки",   "Путаница", "Зеркало". IV. Форма организации занятия: групповая. V. Состав группы: мальчики и девочки. VI. Численность: 20 человек. VII. Цикл: 10 занятий. VIII. Частота встреч: каждый день. IX. Длительность занятия: 30 минут. X. Программа цикла. 11 Занятие № 1 Цель занятия: знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания. Материалы и оборудование: игрушка, цветные карандаши. Основная часть. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия. Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга. 2. "Четыре стихии" Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анамуатора. 3. "Запоминай порядок" Цель: развитие памяти. Ход:   Психолог   показывает   в   руке   6­7   цветных   карандашей.   Через   20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения. 4. "Попугай" Цель:   развитие   навыка   работы   в   парах,   умения   работать   по   образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека. 5. Подведение итогов занятия 6. "Ритуал прощания" Занятие № 2 Цель занятия: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности. Материалы и оборудование: игрушка­символ, кисточки, краски. Ход занятия: "Ритуал приветствия" "Настроение в цвете" Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу. 3. "Бег ассоциаций" Цель: формирование положительного отношения к школе 4. "Изображение предметов" Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого. 5. Физминутка "Ванька­встанька" Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям. 6. "Зеркало" Цель: развитие навыка работы в парах 7. "Настроение в цвете" Цель:   отслеживание   эмоционального   состояния   детей.   Психологическая поддержка. 8. Подведение итогов занятия. 12 9. Ритуал прощания. Занятие № 3 Цель   занятия:   развитие   памяти,   мышления,   навыка   совместной деятельности. Материалы   и   оборудование:   игрушка­символ,   краски,   кисточки, разрезанные картинки. Ход занятия: "Ритуал приветствия" "Настроение в цвете" "Пары слов" Цель: развитие памяти, обучение запоминанию по ассоциации. 4. Физкультминутка "Шалтай­болтай" Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу. 5. "Собери картинку" Цель: развитие мышления. 6. "Путаница" Цель: развитие навыка совместной деятельности. "Настроение в цвете". Подведение итогов занятия. Ритуал прощания. Занятие № 4 Цель занятия: Развитие навыков общения, воображения, внимания. Материалы и оборудование: игрушка­символ, кисточки, краски, карандаши, шаблоны яиц Ход занятия: "Ритуал приветствия". "Настроение в цвете". "Ищи безостановочно". Цель: развитие внимания. 4. "Волшебное яйцо". Цель: развитие воображения. 5. "Маленькие обезьянки" Цель: развитие внимания, навыков общения. Физминутка "Шалтай­болтай" "Бывает ­ не бывает" Цель: развитие воображения, внимания. 8. "Бип". Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения. 9. "Настроение в цвете". 10. Подведение итогов занятия. 11. "Ритуал прощания". 13 Занятие № 5 Цель  занятия:  укрепить  взаимоотношения   детей  в группе, поддерживать интерес   к   занятиям,   развивать   воображение   и   коммуникативные   навыки, развивать   уверенность   в   поддержке   сверстников;   доверие   к   ним,   поднять эмоциональный тонус детей. Материалы   и   оборудование:   игрушка­символ,   кисточки,   краски,   мячик, маски животных, веревка длиной 1,5 метров, лист ватмана, карандаши. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия. 2. Настроение в цвете. 3. Игра “Ласковое имя” Цель: укрепить взаимоотношения детей в группе, развивать уверенность в поддержке сверстников; доверие к ним, поднять эмоциональный тонус детей. Игра “Животные”. Цель: развивать воображение и коммуникативные навыки. 5. Игра “Прорвись в круг” Цель: укрепить взаимоотношения детей в группе. 6. Игра “Глухой телефон”. Цель:   поддерживать   интерес   к   занятиям,   развивать   воображение   и коммуникативные навыки. 7. Игра “Енотов круг”. Цель:   развивать   воображение   и   коммуникативные   навыки,   развивать уверенность в поддержке сверстников. 8. Настроение в цвете. 9. Подведение итогов занятия 10. Ритуал прощания. Занятие № 6 Цель занятия: познакомить с основными чувствами и эмоциями человека, развивать умение понимать и передавать свои эмоции и чувства, развивать умение слушать сверстников, учить преодолевать негативные переживания, учить самостоятельно принимать решения, уменьшать тревожность. Материалы и оборудование: бумага, краски, кисточки, ножницы, повязки на глаза, мокрая бумага для рисования (альбомные листы). Ход занятия: Ритуал приветствия. Настроение в цвете. Беседа о настроении. Цель: дать представление о понятии "настроение". 4. Игра “На что похоже настроение”. Цель: учить преодолевать негативные переживания. 5. Игра “Слепой фотограф”. 14 Цель: учить преодолевать негативные переживания, учить самостоятельно принимать решения, уменьшать тревожность. 6. Игра “Салют”. Цель: познакомить с основными чувствами и эмоциями человека, развивать умение понимать и передавать свои эмоции и чувства 7. Игра “Настроение и походка”. Цель:   развивать   умение   понимать   и   передавать   свои   эмоции   и   чувства, развивать умение слушать сверстников. 8. Этюд “Солнечный зайчик”. Цель:   развивать   умение   понимать   и   передавать   свои   эмоции   и   чувства, развивать   умение   слушать   сверстников,   учить   преодолевать   негативные переживания. 9. Настроение в цвете. 10. Подведение итогов занятия. 11. Ритуал прощания. Занятие № 7 Цель   занятия:   развивать   фонематический   слух,   развивать   воображение, память,   восприятие,   развивать   дисциплинированность,   организованность, сплоченность. Материалы и оборудование: бумага, краски, кисточки, аудиокассета “Шум моря”,   2   ленты   длиной   1   ­   1,5   метра,   ножницы,   клей,   салфетки,   ватман, страницы из газет и журналов с буквами. Ход занятия: Ритуал приветствия. Настроение в цвете. Беседа о стране знаний. 4. Игра “Волны”. Цель:   развивать   воображение, дисциплинированность.   память,   восприятие,   развивать 5. Упражнение “Гласные буквы”. Цель:   развивать   фонематический   слух,   развивать   дисциплинированность, организованность. 6. Этюд “Минута шалости”. Цель: учить раскрепощаться, учиться взаимодействовать со сверстниками. 7. Мимическое упражнение. Цель: развивать воображение, память, восприятие. 8. Настроение в цвете. 9. Подведение итогов занятия. 10. Ритуал прощания. 15 Занятие № 8 Цель занятия: развитие слухового внимания и речи, развивать воображение, память,   восприятие,   развивать   дисциплинированность,   организованность, сплоченность. Материалы и оборудование: бумага, краски, кисточки, игрушка­символ. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия. 2. Настроение в цвете. 3. Упражнение “Акустики” Цель: развитие воображения, усидчивости, умения слушать. 4. Игра “Волны”. Цель:   развивать   воображение,   развивать   память,   восприятие, дисциплинированность. 5. Игра “запрещенная буква” Цель: развитие усидчивости, внимания, самоконтроля. 6. Игра “Салют”. Цель: познакомить с основными чувствами и эмоциями человека, развивать умение понимать и передавать свои эмоции и чувства 7. Мимическое упражнение. Цель: развивать воображение, память, восприятие. 8. Настроение в цвете. 9. Подведение итогов занятия. 10. Ритуал прощания. Занятие № 9 Цель   занятия:   развитие   зрительного   внимания   и   памяти, дисциплинированности, организованности, сплоченности. Материалы   и   оборудование:   бумага,   краски,   кисточки,   игрушка­символ, мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т.п. /10­15 шт. /) Ход занятия: 1. Ритуал приветствия. 2. Настроение в цвете. 3. Игра “что изменилось? ” Цель: развитие внимания и памяти. 4. Игра "Бип". Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения. 5. Физкультминутка "Шалтай­болтай" Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу. 6. "Собери картинку" Цель: развитие мышления. 7. Мимическое упражнение. Цель: развивать воображение, память, восприятие. 8. Настроение в цвете. 16 9. Подведение итогов занятия. 10. Ритуал прощания. Занятие № 10 Цель   занятия:   развитие   мышления,   развитие   зрительного   внимания   и памяти,   дисциплинированности,   организованности,   сплоченности,   развитие коммуникативных навыков. Материалы   и   оборудование:   бумага,   краски,   кисточки,   игрушка­символ, игрушки, принесённые детьми Ход занятия: 1. Ритуал приветствия. 2. Настроение в цвете. 3. Игра “лишняя игрушка” Цель: развитие внимания, мышления. 4. Игра “согласованные действия” Цель: развитие коммуникативных навыков. 5. Этюд “Минута шалости”. Цель: учить раскрепощаться, учиться взаимодействовать со сверстниками. 6. Игра “найди предмет” Цель: развитие внимания, мышления. 7. Мимическое упражнение. Цель: развивать воображение, память, восприятие. 8. Настроение в цвете. 9. Подведение итогов занятия. 10. Ритуал прощания. Ритуал приветствия Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга. Ход:   психолог   выбирает   предмет   (игрушку),   показывает   его   детям   и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем   помогать.   Сегодня   он   поможет   нам   познакомиться   друг   с   другом. Желательно   чтобы   дети   сидели   в   кругу.   Психолог   держит   предмет   и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. 17 Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ. Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что­нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях. "Четыре стихии" Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анамуатора. Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" ­ руки вперед, "воздух" ­ руки вверх, "огонь" ­ вращение руками в локтевых суставах.   Кто   ошибается,   выходит   из   круга.   Победителю   все   дети аплодируют. "Запоминай порядок" Цель: развитие памяти. Ход:   Психолог   показывает   в   руке   6­7   цветных   карандашей.   Через   20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения. "Попугай" Цель:   развитие   навыка   работы   в   парах,   умения   работать   по   образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека. Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем­то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе.   Психолог   играет   роль   попугая,   стараясь   подхватить   интоннацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером. "Ритуал прощания" Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми. "Настроение в цвете" Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу. Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги.   Затем   психолог   предлагает   поддержать   тех,   у   кого   настроение плохое. Дети делают это с символом в руках. "Бег ассоциаций" Цель: формирование положительного отношения к школе Ход:  Дети  делятся  на 2 группы. Психолог  задает  вопрос: "Какие  слова приходят на ум, когда я говорю слово "школа"? Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии "школа". 18 Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть "Изображение предметов" другого. Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал ­ становится ведущим. Физминутка "Ванька­встанька" Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям. Ход: Отдых наш физкультминутка Занимай свои места: Раз ­ присели, два ­ привстали. Руки к верху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой­встанькой словно стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. "Зеркало" Цель: развитие навыка работы в парах Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения. "Пары слов" Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации. Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка ­ молоко, булка ­ масло, мальчик ­ машина, зима ­ гора, стол ­ пирог, зубы ­ щетка, река ­ мост. Затем   психолог   говорит   первое   слово   из   пары,   а   дети   второе   слово. Психолог   объясняет,   как   можно   легче   запомнить,   если   установить взаимосвязь между словами. Физкультминутка "Шалтай­болтай" Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу. Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова "свалился во сне" резко наклоняют корпус тела вниз. Психолог показывает пример, дети повторяют. "Шалтай­болтай сидел на стене Шалтай­болтай Свалился во сне" "Собери картинку" Цель: развитие мышления. 19 Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, психолог при необходимости помогает. Второе   задание   усложняется.   Можно   внести   элемент   соревнования. Возможно совместное собирание картинки. "Путаница" Цель: развитие навыка совместной деятельности. Ход:   Выбирается   водящий.   Он   выходит   из   комнаты.   Остальные   дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться ­ кто как умеет.   Когда   образовалась   путаница,  водящий  "распутывает",  не   разжимая детей. "Ищи безостановочно" Цель: развитие внимания. Ход:   В   течение   10­15   сек.   Увидеть   вокруг   себя   как   можно   больше предметов одного и того же цвета (размера, формы). "Волшебное яйцо" Цель: развитие воображения. Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе   бумаги.   Затем   детям   предлагается   дорисовать   овал,   так,   чтобы получился   новый   предмет.   В   конце   занятия   можно   организовать   выставку рисунков. Если   предложить   ребенку   дорисовать   несколько   овалов,   так   чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления. "Маленькие обезьянки" Цель: развитие внимания, навыков общения. Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3­6 чел) принимает какую­то позу. Один из играющих, поглядев на них 40­50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно. "Бывает ­ не бывает" Цель: развитие воображения, внимания. Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает ­ дети хлопают в ладоши, не бывает ­ топают ногами. "Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует". "Бип" Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения. Ход:   Дети   сидят   на   стульях.  Входящий   с   закрытыми   глазами   ходит   по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит "Бип". 20 Игра “Ласковое имя” Цель: укрепить взаимоотношения детей в группе, развивать уверенность в поддержке сверстников; доверие к ним, поднять эмоциональный тонус детей. Инструкции: “Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запомнить, кто к каждому из вас бросил   мячик.   Когда   все   дети   назовут   ласковые   имена,   мячик   пойдет   в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя”. Игра “Животные” Цель: развивать воображение и коммуникативные навыки. Ведущий предлагает детям изобразить кого­либо из животных (шустрому ребенку ­ медведя; медлительному ­ зайца, белку; трусливому ­ тигра, волка, льва…). Игра “Прорвись в круг” Цель: укрепить взаимоотношения детей в группе. Ребенка, испытывающего небольшие трудности в общении со сверстниками, отведите в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него. Игра “Глухой телефон” Цель:   поддерживать   интерес   к   занятиям,   развивать   воображение   и коммуникативные навыки. Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает, кто хочет, чтобы с него начали. Ведущий   говорит   на   ухо   любое   слово   начинающему,   а   тот   передает следующему   и   т.д.   Последний   говорит   слово   вслух,   сравнивают   с первоначальным. Игра “Енотов круг” Цель:   развивать   воображение   и   коммуникативные   навыки,   развивать уверенность в поддержке сверстников. Дети становятся в круг, взяв друг друга за руки крепко. Веревку длиной 1,5 метра завязываем в круг. Ведущий одевает круг через плечо. За определенное время, не расцепляя рук, продеть веревочный круг через каждого участника. Можно использовать одновременно два круга (друг за другом или навстречу друг другу). Беседа о настроении Цель: дать представление о понятии "настроение". “Ребята, все мы разные. У нас разные прически, глаза, рост… Но в чем­то мы все похожи. Когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, тревожно, то   можем   заплакать…   Знаете,   как   называется   состояние   людей,   когда   им весело или грустно, тревожно или спокойно? Это настроение. Настроение ­ это   то,   на   какое   эмоциональное   состояние   внутри   себя   человек   настроен. 21 Основные чувства и эмоции: радость, грусть, страх, гнев, тревога, удивление. Как можно повысить настроение? ” Дети по кругу предлагают свои способы. (Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картинку и т.д.). Игра “На что похоже настроение” Цель: учить преодолевать негативные переживания. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года,   природное   явление,   погоду   похоже   их   настроение.   Начинает   игру ведущий: “Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? ” Ведущий обобщает ­ какое сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.п. Игра “Слепой фотограф” Цель: учить преодолевать негативные переживания, учить самостоятельно принимать решения, уменьшать тревожность. В парах, один с закрытыми глазами, другой его водит, помогая познавать мир по­новому. Через несколько минут меняется ролями. Обсуждение: “Что чувствовали? Кем понравилось быть ­ “слепым” или “фотографом”? Игра “Салют” Цель: познакомить с основными чувствами и эмоциями человека, развивать умение понимать и передавать свои эмоции и чувства. Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листочков бумаги, затем мелко нарезать их. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх   свои   кусочки   ­   изображает   свой   салют,   а   остальные   ему   хлопают. Обсуждается,   какой   салют   оказался   красивым   и   почему.   Потом   ведущий переводит   обсуждение   на   чувства,   которые   дети   испытывают,   когда показывают салют. Игра “Настроение и походка” Цель:   развивать   умение   понимать   и   передавать   свои   эмоции   и   чувства, развивать умение слушать сверстников. Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: “Походим, как   старая   бабушка,   попрыгаем,   как   веселый   клоун.   Пройдемся,   как маленький   ребенок,   который   учится   ходить.   Осторожно   подкрадемся,   как кошка к птичке. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее”. Этюд “Солнечный зайчик” Цель:   развивать   умение   понимать   и   передавать   свои   эмоции   и   чувства, развивать   умение   слушать   сверстников,   учить   преодолевать   негативные переживания. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: “Солнечный зайчик заглянул вам в глаза.   Заройте   их.   Он   побежал   дальше   по   лицу.   Нежно   погладьте   его ладонями:   на   лбу,   носу,   ротике,   щечках,   подбородке,   аккуратно поглаживайте.   Чтобы   не   спугнуть,   голову,   шею,   животик,   руки,   ноги,   он забрался за шиворот ­ погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает 22 вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему”. Далее, ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение. Беседа о стране знаний “Сегодня   мы   будем   путешествовать   по   волшебной   стране   знаний.   Мы узнаем много нового и интересного. Но только уговор, во время путешествия мы не ссоримся и помогаем друг другу. Договорились? Итак, сегодня мы отправляемся … ой, а куда же мы отправляемся сегодня? Вот память­то. У меня   здесь   записано   (достает   лист   бумаги)   ­   загадки   о   море,   реке.   ” (Например: “Течет, течет ­ не вытечет, бежит, бежит ­ не выбежит” и т.д.) Дети отгадывают, и включается аудиокассета “Шум моря”. “Послушайте, как ласково шумит море. Хотелось бы вам отправиться в плавание? (Да) Тогда давайте произнесем волшебные слова”. Волшебное стихотворение. Сива, ива, дуба, клен, шуга­юга, кон. Дети   оказались   на   корабле   (корабль   может   быть   нарисованным   или   же сложенным из кубиков). Игра “Волны” Цель:   развивать   воображение,   память,   восприятие,   развивать дисциплинированность. Ведущий   называет   по   очереди   то   или   иное   чувство   и   предлагает превратиться в морские волны и с помощью лент показать: волны радости, волны гнева, волны страха и пр. Упражнение “Гласные буквы” Цель:   развивать   фонематический   слух,   развивать   дисциплинированность, организованность. Дети вырезывают гласные буквы и наклеивают их на ватман, на котором изображен   дом   с   красной   крышей.   Каждая   буква   заселяется   в   свою “квартиру”: а­я, о­ё, у­ю, и­ы, э­е. Этюд “Минута шалости” Цель: учить раскрепощаться, учиться взаимодействовать со сверстниками. Все   дети   превращаются   в   пушистых   озорных   котят,   которые   бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся на солнышке от удовольствия. Мимическое упражнение Цель: развивать воображение, память, восприятие. Ведущий предлагает детям: Нахмуриться, как: осенняя туча, рассерженный человек; Разозлиться, как: голодный волк, злая волшебница; Испугаться, как: заяц, увидевший волка, птенец, упавший из гнезда; Улыбнуться, как: кот на солнышко, хитрая лиса. Упражнение “Акустики” Цель: развитие воображения, усидчивости, умения слушать. 23 Дети   сидят   в   кругу.   Ведущий   предлагает   на   1   мин.   закрыть   глаза   и внимательно   послушать,   что   происходит   за   окном,   потом   послушать,   что происходит в классе, потом ­ за дверью. После выполнения каждого задания, дети   открывают   глаза   и   рассказывают,   что   слышали.   Перед   началом выполнения упражнения рассказывается сказка: “На далекой планете живут очень интересные существа ­ Ухастики. Тело их похоже на одно большое ухо. У них нет глаз и обо всем происходящем они узнают через слух. ”. Игра “запрещенная буква” Цель: развитие усидчивости, внимания, самоконтроля. В   этой   игре   каждому   придется   следить   за   самим   собой,   чтобы   не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся. Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой­нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет? ", "С кем ты сидишь на парте? ", "Какое ты любишь варенье? " и т.п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе буквы,   которая   по   уговору   объявлена   запрещенной.   Предположим,   что запрещенной   объявлена   буква   "А".   Разумеется,   водящий   постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут? " ­ спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" ­ ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. Игра   ведется   в   быстром   темпе,   долго   раздумывать   не   разрешается. Замешкался,   не   ответил   сразу   или   же,   растерявшись,   употребил   в   своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы. Игра “что изменилось?” Цель: развитие внимания и памяти. Игра   проводится   так.   Мелкие   предметы   (ластик,   карандаш,   блокнот, спичка и т.п. в количестве 10­15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим   к   столу!   Ему   предлагают   в   течение   30   секунд   (считают   до   30) ознакомиться   с   расположением   предметов;   потом   он   должен   повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? 24 Не   думайте,   что   ответить   на   этот   вопрос   всегда   будет   легко!   Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается   в   выигрыш   1   очко,   но   зато   и   за   каждую   ошибку   1   очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место. Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем   к   столу   другого   участника   игры.   Так   один   за   другим   пройдут испытание все участники команды. Условия   игры   для   всех   должны   быть   одинаковые:   если   для   первого играющего   меняли   местами   четыре   предмета,   то   и   для   остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат ­ 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре. Игра “лишняя игрушка” Цель: развитие внимания, мышления. Дети   приносят   с  собой   игрушки   из   дома.  Группа   ребят   делится   на   две подгруппы. Первая подгруппа на 2­3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть “из одного класса”, а третья ­ из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и, посовещавшись, берет “лишнюю игрушку” ­ ту, которая,   по   их   мнению,   “не   подходит”.   Так,   в   данном   примере   “лишняя игрушка” ­ это мячик (кукла и зайка ­ живые, а мячик ­ нет). Если   ребята   легко   справляются   с   тремя   игрушками,   их   число   можно увеличить до 4­5, но не более 7­ми. Игра “согласованные действия” Цель: развитие коммуникативных навыков. Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия: пилка дров; гребля в лодке; перемотка ниток; перетягивание каната; передача хрустального стакана; парный танец. Игра “найди предмет” Цель: развитие внимания, мышления. Выбирают ведущего. Показывают ему предмет. Он на 2 мин. выходит из комнаты. Предмет прячут. Задача ведущего, задавая вопросы, найти предмет. Но   вопросы   он   должен   задавать   особым   образом:  “Здравствуйте,  скажите, пожалуйста,   уважаемый,   где   лежит.   .?   ”.   Если   вопрос   задается   другим способом, ему не отвечают. 25 В заключение Наличие   у   ребенка   мотивации   хорошо   выполнять   предъявляемые требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой учебной информации. Иногда   дошкольная   подготовка   детей   сводится   к   обучению   их   счету, чтению,   письму.   Однако,   исследования   психологов,   многолетний   опыт педагогов­практиков,   показывают,   что   наибольшие   трудности   в   школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с   определенным   набором   таких   качеств,   как   умение   слушать   и   слышать, работать   в   коллективе   и   самостоятельно,   желание   и   привычка   думать, стремление   узнавать   что­то   новое.   Поэтому   основными   задачами   развития дошкольников являются: 1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2) Увеличение объема внимания и памяти. 3)   Формирование   мыслительных   операций   (анализа,   синтеза,   сравнения, обобщения, классификации, аналогии). 4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. 5)   Развитие   речи,   умения   аргументировать   свои   высказывания,   строить простейшие умозаключения. 6)   Выработка   умения   целенаправленно   владеть   волевыми   усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 7)   Формирование   умений   планировать   свои   действия,   осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д. Знакомство детей с новым материалом должно осуществляться на основе деятельностного   подхода   с   использованием   сюжетно­ролевых   игр,   когда новое   знание   не   дается   в   готовом   виде,   а   постигается   ими   путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А 26 воспитатель подводит детей к этим "открытиям", организуя и направляя их поисковые действия. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая   комфортность   детей,   обеспечивающая   их   эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, увлекательной и актуальной игровой ситуации, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого   ситуации   успеха   необходимы   не   только   для   познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Список литературы: 1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. – 2­е изд., перераб. – СПб.: Изд­во Михайлова В.А., 2000. – 64 с. 2. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения: Монография: учебно­методическое пособие/ Москва, ­ 2005, ­ 226 с. 3. Асеев   В.Г..   Мотивация   поведения   и   формирования   личности   М., 1976, с.73. 4. Бардин   К.   В.   Подготовка   ребенка   к   школе   (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.—96 с.— (Нар. ун­т. Пед. фак.; № 5). 5. Белкин   А.С.  Основы   возрастной  педагогики.  Учебное  пособие   для студентов педагогических учебных заведений. – М. Академия, 2000, ­ 192 с. 6. Гуцу   Е.Г..   Индивидуальные   варианты   психологической   готовности детей к обучению // Начальная школа ­ 2004 № 2 с.11­14. 7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, ­ СПб.: Питер, ­ 2000, ­ 512 с. 8. Кравцова Е.Е.. Психологические проблемы готовности детей к школе М., 1991, с.24. 9. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с.218 10. Щукина Г.И.. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 1971 с.34   27

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе мини-центра» Автор: Галенко Е.Р.

Методическое пособие «Методы, способствующие развитию познавательной мотивации  дошкольника в образовательном процессе мини-центра»  Автор: Галенко Е.Р.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017