Посредством объединения учебных дисциплин развиваются проектные формы исследовательской и творческой деятельности, происходит расширение круга познавательных интересов, приемов обобщения и анализа в творческой деятельности. Таким образом, практическим результатом интегрированного обучения в детской художественной школе является проектная деятельность, представленная в виде выпускной творческой работы. Кроме того это дает возможность наиболее полно выявить сущность интеграции предметов, где устанавливается смысловое соответствие между различными образовательными программами и существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем рассматриваемых в рамках разных предметов.Достигается главная цель интегрированного освоения искусства - развитие разнообразных творческих возможностей учащихся, формирование умения находить общее, научить обобщать и осознавать взаимосвязь между явлениями окружающего мира природы и предметов, культуры разных народов с учетом истории и традиций. Решаются задачи нравственного и художественно-эстетического воспитания, на этой основе вырастает уважение к своей земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания и выражение своего восприятия мира в художественных образах.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Стодолищенское обособленное подразделение
методическое пособие
«Межпредметные связи изобразительного
цикла
в детской школе искусств»
Авторсоставитель:
преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
12017 год
Содержание методического пособия:
1.Пояснительная записка……………………………………………………2
2.Цели методического пособия……………………………………………...3
3. Задачи по работе с обучающимися……………………………………….3
4.Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах
обучения……………………………………………………………………….5
5.Описание материальнотехнических условий реализации учебного
предмета……………………………………………………………………….14
6.Список литературы…………………………………………………………...14
Пояснительная записка
Программы учебных предметов, изучаемых на художественном отделении,
разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области изобразительного искусства «Живопись».
Инновационный педагогический опыт представлен в виде анализа
педагогической урочной и внеурочной деятельности преподавателя детской
художественной школы, где в основу заложен комплексный подход. На
основании практической педагогической деятельности определены формы,
средства и методы, определяющие сущность интегрированного подхода к
обучению.
Основные направления, аспекты инновации интегрированного обучения.
Каждый ученик — индивидуальность, личность которого формируется в
процессе обучения и воспитания. Осваиваемый предмет средство, с
помощью которого мы его формируем. Учитывая возрастные интересы
ученика и его предпочтения, выстраивается структура занятия и его
содержание. Важным фактором развития художественной, творческой
личности, это соответствие с его возрастными особенностями, его интересами
и потребностями. Кроме того, это и обучение в соответствии с окружающим
миром природы, предметно пространственной средой и культурно
художественным окружением, что является одним из направлений
интегрированного обучения экологического направления.
Комплексное взаимодействие искусств в процессе образования и воспитания
детей, возможно только при активном взаимодействии и сотрудничестве
педагогов. В детской школе искусств развитие художественного творчества
невозможно без взаимосвязи уроков практической изобразительной
деятельности: рисунка, живописи, композиции станковой, прикладного
2творчества, скульптуры, и теоретических уроков: беседы об
изобразительном искусстве, история изобразительного искусства. Главным
фактором в таком обучении является развитие воображения и фантазии во
всем многообразии видов художественной деятельности. В основе
интегративного курса учебных дисциплин в детской школе искусств лежат не
только задачи формирования умений и навыков, изучение тематики, но и
развитие личности обучаемого. Посредством объединения учебных дисциплин
развиваются проектные формы исследовательской и творческой
деятельности, происходит расширение круга познавательных интересов,
приемов обобщения и анализа в творческой деятельности. Таким образом,
практическим результатом интегрированного обучения в детской
художественной школе является проектная деятельность, представленная в
виде выпускной творческой работы. Кроме того это дает возможность
наиболее полно выявить сущность интеграции предметов, где устанавливается
смысловое соответствие между различными образовательными программами
и существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем
рассматриваемых в рамках разных предметов.
Посредством вышеперечисленного, достигается главная цель
интегрированного освоения искусства развитие разнообразных творческих
возможностей учащихся, формирование умения находить общее, научить
обобщать и осознавать взаимосвязь между явлениями окружающего мира
природы и предметов, культуры разных народов с учетом истории и традиций.
Решаются задачи нравственного и художественноэстетического воспитания,
на этой основе вырастает уважение к своей земле, Родине, происходит
возрождение национального самосознания и выражение своего восприятия
мира в художественных образах.
умение воплотить воспринятые ассоциативные образы в практической
Цель методического пособия:
творческой деятельности;
опора на возрастные особенности обучаемых;
предметнопространственное освоение искусства;
взаимодействие и сотрудничество в коллективе учащихся и педагога;
системная работа в этом направлении.
3Задачи по работе с обучающимися:
способностей
последовательное освоение двух и трехмерного пространства;
знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и
развитие интереса к изобразительному искусству и художественному
творчеству;
•
•
приемами композиции;
изучение выразительных возможностей тона и цвета;
•
•
развитие
деятельности;
•
материалами: этюдами, набросками, эскизами;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
•
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
•
продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования.
обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными
художественноисполнительской
к
Каждый человек воспринимает мир через художественные образы он видит,
слышит, чувствует, осязает одновременно, то есть он предрасположен к
восприятию и деятельности в различных видах искусства. Таким образом,
следующим направлением интегрированного обучения является
художественное направление комплексное взаимодействие искусств.
различных его видов делают
Специфика искусства, особенности
художественную деятельность уникальным средством воспитания обучения и
развития. Процесс вхождения обучаемого в мир искусства цвета,
пространства, формы, композиции преломляется через среду природную,
предметно пространственную и художественную. Таким образом, важный
аспект образовательного процесса в детской
школе искусств это
интегрированное обучение, то есть комплексный подход к преподаванию
предметов изобразительного искусства, который является не только
обучающим, но и развивающим детей.Задача ведущего педагога наметить
ориентиры в преддверии определения темы через лекции, беседы, экскурсии и
опыт предыдущей деятельности. Выбор темы творческого проекта и техники
исполнения, зависит от склонностей и привязанностей учащегося,
актуальности заявленной темы,
в дальнейшем это определяет
самостоятельность в воплощении замысла и успех конечного результата.
Обучающиеся могут глубже погрузиться в проблему проекта, изучить,
исследовать и выбрать пути ее решения, через технологию и актуализацию
тематики, обобщая и синтезируя полученные знания. Проект, в практической
части может иметь самые разнообразные формы воплощения, а в
теоретической раскрывать актуальные проблемы экологии, человека, истории,
культуры и окружающего мира в целом.
4В практической работе интегративный курс предполагает соединение
нескольких учебных предметов в один предмет. И одним из таких предметов
в образовательной программе нашей школы является «станковая
композиция». Одна из основных задач дисциплины это формирование
художественнообразного и ассоциативного мышления с учетом возрастных
особенностей и его отражение в практической творческой работе. Это
достигается
учебных предметов: рисунка,
живописи, прикладного творчества, скульптуры, истории изобразительного
искусства.
взаимодействием разных
Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах
обучения
1
•
•
•
•
•
•
•
•
•
техниками;
•
•
2
•
•
•
•
•
•
•
•
•
год обучения
знания:
понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
тональной, цветовой, линейной композиции;
о движении в композиции;
о ритме в станковой композиции;
о контрастах и нюансах;
умения:
уравновешивать основные элементы в листе;
четко выделять композиционный центр;
собирать материал в работе над сюжетной композицией;
навыки:
владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими
поэтапной работы над сюжетной композицией;
анализировать схемы построения композиций великими художниками.
год обучения
знания:
понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
о трехмерном пространстве,
о перспективе (линейной и воздушной);
о плановости изображения;
о точке зрения (горизонт);
о создании декоративной композиции;
умения:
передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
5знания:
о пропорциях, об основах перспективы;
о символическом значении цвета в композиции;
о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной
работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
трансформировать и стилизовать заданную форму;
навыки:
перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы
об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
умения:
ориентироваться в общепринятой терминологии;
доводить свою работу до известной степени законченности;
обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей
•
•
•
•
предмета;
•
•
•
3 год обучения
•
•
•
картинной плоскости;
•
•
•
•
и животных;
•
•
•
• приобретение опыта работы над серией композиций.
год обучения
4
знания:
применения основных правил и законов станковой композиции;
•
основных пропорций фигуры человека;
•
соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
•
умения:
•
выполнения живописной композиции с соблюдением всех
подготовительных этапов работы, включая работу с историческим
материалом;
•
композиционных схем;
•
элементов композиции основному замыслу;
•
•
собирать дополнительный материал для создания композиции;
навыки:
разработки сюжета;
использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
анализировать схемы построения композиций великих художников;
работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
организации структуры композиции с помощью применения; несложных
навыки:
создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех
правильной организации композиционных и смысловых центров;
создания целостности цветотонального решения листа.
6самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно
год обучения
5
знания:
законов композиции и схем композиционного построения листа;
•
о плановости, перспективном построении пространства;
•
о стилизации форм;
•
умения:
самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над
•
сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов,
включая работу с историческим материалом;
•
решить плоскость листа;
•
средств линии, пятна;
•
фактурой;
•
•
•
•
архитектурными элементами.
навыки:
работы различными живописными и графическими техниками;
самостоятельного изучения материальной культуры;
применения визуальных эффектов в композиции;
создания графической конструктивнопространственной композиции с
самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических
самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном,
На уроках по станковой композиции обучающиеся 3 класса работают в
историческом жанре. Он посвящается изображению значимых исторических
событий, явлений, военных деятелей. В основном обращается к
историческому прошлому, но может показать и недавние события, если
современниками признано их историческое значение.
Жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историкобытовые
изображения), портретом (деятели прошлого, портретно исторические
композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Но особенно тесно
исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются
исторические баталии (сражения, битвы), военные события.
В России исторический жанр получил развитие в 1819 вв. и был связан с
появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими
идеями. Особая роль принадлежала большой по размеру тематической
картине, скульптурным памятникам и портретам на тему войны 1812 г.
Выдающимися мастерами исторической живописи были К. Брюллов, В. И.
Суриков, И. Е .Репин, В.М. Васнецов, Н. Н. Ге и другие художники.
В 1920 веках художники в произведениях исторического жанра отразили
события многих революций, борьбу с фашизмом, события освободительных
движений в разных странах
(О.Роден, П.Пикассо, М.Греков, А.А. Дейнека, П.Д. Корецкий и др.)
7Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть
прошлое, но и пережить, стать его участником.
Планконспект урока
«Композиция на историческую тему». 3 класс.
Тема урока: Композиция на историческую тему.
Методы: объяснительноиллюстративный, частичнопоисковый.
Формы урока: диалог, рисование на тему.
Цели: изучение исторического жанра; выполнение композиции на историческую
тему.
Задачи: ознакомление с понятием исторического жанра; Анализ картин В.И.
Сурикова; получение навыков работы над историческим жанром.
Ожидаемый результат:
у обучающихся сформируется представление об историческом жанре в композиции,
как трудоемком подготовительном процессе, где художник прибегает к натурным
зарисовкам и ищет составляющие элементы для своей композиции;
углубление знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках;
изучение творчества В. И. Сурикова;
умение учащихся работать самостоятельно над созданием живописной работы,
посвященной страницам истории;
Оборудование: для учителя – компьютер, репродукции, пособие «Одежда разных
эпох», «Архитектура 1819 вв.», фонд работ учащихся.
для учащихся – бумага А3, карандаш, ластик, (гуашь, кисти, баночка)
Музыкальный ряд: классическая музыка.
План урока:
1 Объяснение нового материала,
2 Анализ репродукций 1012 мин. Показ видеофильма.
3 Самостоятельная работа учащихся : эскизы (2 ч.), работа над картоном
(4 часа)
4 Анализ работ 10 мин.
8Ход урока:
Работая над историческим жанром, художник изображает жизнь людей, как
современных, так и прошлых веков. Выдающихся исторических деятелей, а так же
исторические события.
Важные составляющие успешной композиции:
1 Композиционная схема.
На протяжении многих веков художники искали выразительные композиционные
схемы, и теперь мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы
картины размещают в простые геометрические фигуры (круг, треугольник, овал и
т.д.). В период обучения очень полезно их использовать, т.к. они помогают найти
соотношения различных частей картины, понять общую структуру композиции
картины.
2 Основные закономерности композиции: контраст(величин, объема, цветовой и
тоновой), для достижения цельности композиции следует выделить центр, где
будет расположено главное.
процесс работы над картиной:
1.Эскиз – образ будущей картины, которую художник увидел “внутренним
зрением”.
2.Изучение материальной культуры времени.
3.Поиск образов героев.
4.Поиск среды, в которой происходит действие.
5.Эскизкомпозиция.
6.Работа над итоговым произведением.
Показ учебного фильма «Творчество В.И.Сурикова».
Творчество Сурикова В.И.
9Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе
равных. Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. В 1868 он поехал в Санкт
Петербург, где его постигла неудача – все его рисунки пропали, и поэтому, он
не сдал экзамен в академию. Но он не отчаивался. Поступив в рисовальную
школу, он за 3 месяца выполнил программу, рассчитанную на 3 года, а после
сдал экзамен в академии художеств. После окончания учебы художника
приглашают в Москву для росписи храма Христа Спасителя. Там Сурикова
увлекают грандиозные исторические сюжеты.
В 1878 – 1881 гг. художник работает над картиной «Утро стрелецкой казни».
Он изображает, по его словам «торжественность последних минут, а совсем не
казнь». То историческое событие происходило в 1698 г. в селе
Преображенском, а художник переносит событие на красную площадь у
собора Василия Блаженного.
10Композиция картины разделена на две части: справа – Петр I и его
приближенные, а слева – стрельцы. Царь сидит на коне и наблюдает за сценой
прощания стрельцов с родными.
Перед казнью стрельцы ведут себя поразному. Ктото смирился, а ктото
бунтует.
В руках стрельцы держат горящие свечи. Только у женщины, сидящей на
первом плане, в руке погасшая свеча, что говорит уже об угасшей жизни
стрельца. Картина полна драматизма.
«Меньшиков в Березове»
Следующим историческим полотном Сурикова стал «Меньшиков в
Березове»(1883 г). Меньшиков был приближенным царя Петра I,
губернатором СанктПетербурга. После смерти царя, Александра Даниловича
Меньшикова отправляют в Сибирь, в ссылку.
Художник изображает его в окружении детей в тесной, темной избе. Власть,
богатство, слава – все осталось в прошлом. Видно, что в избе холодно. Семья
сидит за столом в верхней одежде. В углу комнаты, на полочке иконы. Одна
дочь читает книгу, другая прижалась к отцу. Меньшиков сидит спокойно, но
рука, сжатая в кулак свидетельствует о внутреннем напряжении. В дороге у
него умерла жена, и он, скорее всего, думает о будущем детей.
11«Боярыня Морозова»
Картину «Боярыня Морозова» художник написал в 1887 г. Подготовка к
написанию её была долгая и тщательная. Боярыня имела сильный, яркий
характер, такой она и изображена на картине. Она была очень богатая, дочь
приближенного царя, но за веру, всего была лишена.
Вопрос: Что вы можете сказать о боярыне Морозовой?
Учащийся: Она в черных одеждах, правую руку подняла вверх, показывая
крещение двумя пальцами.
Вопрос: Как ведут себя окружающие боярыню люди?
Учащийся: Ктото сочувствует, нищий на первом плане провожает ее
крестным знамением, ктото усмехается, рядом с санями бежит мальчик.
Учитель: Бегущий мальчик помогает показать движение саней. Картина
получилась сложной по композиции.
Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы вели поисковую деятельность по теме
«Историческая композиция». Каждый из вас выбрал то или иное историческое
событие, сделал зарисовки архитектуры, одежды, соответствующие
историческому периоду. А сейчас вам предстоит выполнить рисунок по этой
теме, опираясь на выполненные зарисовки.
Работая над композицией, вы должны помнить о средствах композиции:
формат, пространство, перспектива, плановость, композиционный центр,
равновесие, контраст, динамика(статика), симметрия(асимметрия),
открытость(замкнутость), целостность.
12Задание: выполнить рисунок на историческую композицию на заранее
подготовленный сюжет.
Задание рассчитано на 6 часов.
Домашнее задание: изучить творчество В.И. Сурикова.
Выставление оценок, уборка рабочих мест.
2 занятие (2 ч.).
Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Практическая часть:
выполнение работы в цвете.
3 занятие (2 ч.).
Завершение работы в цвете.
Выставка оформленных работ учащихся.
Словарь:
Композиция означает сочинение, составление, расположение разных частей
в одно целое.
Сюжет – определенное событие, ситуация, изображенная в произведении и
часто обозначаемая в его названии. В отличи от темы, сюжет представляет
собой конкретное, детальное, образноповествовательное раскрытие идеи
произведения.
Наглядное пособие – «Одежда разных эпох», «Архитектура 1819 веков».
Список использованных источников:
Репродукции – «В.И. Суриков», «Утро Стрелецкой казни», «Меньшиков в
Березове», «Боярыня Морозова».
Видеофильм «творчество В.И.Сурикова».
Приложение к уроку.
Одежда крестьян 1819 веков на Смоленщине.
1314Архитектура села 1819 веков на Смоленщине.
1516Исходя из интересов обучаемого, и специфике возраста выделяются единые
художественные задачи, которые решаются на занятиях и во внеурочной
деятельности. Усилия педагогов не только нашей школы, но и других
художественных школ и школ искусств периодически объединяются,
организуют и проводят совместные мероприятия: семинары, выставки, на
которых рассматриваются важные проблемы художественного образования,
зачитываются доклады, проводятся "мастер классы", и как следствие
происходит обмен приобретенного опыта: рассматриваются новые методы и
формы, как в педагогической, так и в творческой деятельности.
В результате интегративного подхода в обучении учащиеся получают
целостное представление благодаря теоретическим урокам и практические
навыки по комплексу искусств: графике, живописи, ДПИ, скульптуре.
Поэтапно усложняя творческие задачи на уроках композиции, развивается
ассоциативное и пространственное мышление. Постепенно от эмоционального
восприятия, импровизации, многообразия тем и, через анализ, познание,
изучение жизненного материала и культурного наследия, к интеллектуально
эмоциональному подходу характерному для учащихся старших классов,
которые уже готовы к серьезной проектной деятельности. Таким образом,
учащиеся подходят к выполнению выпускной творческой работы в 5 классе на
17уроках композиции, в виде творческого проекта, состоящую, из
теоретической исследовательской части и практической творческой работы.
Современные исследования системы образования связаны с разработкой и
внедрением в практику образовательных учреждений инновационных
развивающих направлений работы форм методов и технологий обучения. И
одним из таких направлений является интеграция в области искусства...
Внедрение в практику образовательного учреждения интегрированного
обучения связано в первую очередь с необходимостью изменить отношение к
организации учебного процесса (урока, занятия)... педагогам проводить
совместные занятия и мероприятия, посещать занятия друг друга,
разработка педагогами своих методов и приемов работы, авторских программ
с учетом смыслового соответствия между программами и центральной идеи
объединяющей весь блок тем и проблем разных предметов.
Описание материальнотехнических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут
использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе
самостоятельной работы.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебнометодической литературы по станковой
композиции , художественными альбомами. Основной учебной литературой
по предмету обеспечивается каждый учащийся.
Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета «
Станковая композиция», оснащена видеооборудованием, учебной мебелью
(доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными
учебными пособиями и стендами.
Список используемой литературы.
1.Барышников А.П. Перспектива, М., 1955
2.«Искусство в школе»,№1, 2010, Общественнопедагогический и научно
методический журнал, ОАО «ЧПК», 2011г.
183.«Изобразительное искусство в школе», №3, 2011, научнометодический
журнал, ГУП МО «КТ» «Раменская типография», 2011 г.
4.Методическое пособие для учителя 14 классы. М.: издательский центр
ВентаГраф, 2008 г.
5.Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. «Изобразительное искусство».
6.Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
7.«Художественная школа», №3, 2004, журнал для художников педагогов и
любителей изобразительного искусства, ООО «Художественно
педагогическое издательство», 2004 г.
8. https://www.youtube.com/watch?v=APItZ6MWZw
19