методическое пособие «Межпредметные связи изобразительного цикла в детской школе искусств»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Посредством объединения учебных дисциплин развиваются проектные формы исследовательской и творческой деятельности, происходит расширение круга познавательных интересов, приемов обобщения и анализа в творческой деятельности. Таким образом, практическим результатом интегрированного обучения в детской художественной школе является проектная деятельность, представленная в виде выпускной творческой работы. Кроме того это дает возможность наиболее полно выявить сущность интеграции предметов, где устанавливается смысловое соответствие между различными образовательными программами и существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем рассматриваемых в рамках разных предметов.Достигается главная цель интегрированного освоения искусства - развитие разнообразных творческих возможностей учащихся, формирование умения находить общее, научить обобщать и осознавать взаимосвязь между явлениями окружающего мира природы и предметов, культуры разных народов с учетом истории и традиций. Решаются задачи нравственного и художественно-эстетического воспитания, на этой основе вырастает уважение к своей земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания и выражение своего восприятия мира в художественных образах.
Иконка файла материала Метод. интеграция.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования    «Детская школа искусств  Починковского  района» Стодолищенское обособленное подразделение методическое пособие  «Межпредметные связи изобразительного цикла  в детской школе искусств» Автор­составитель:  преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна 12017 год Содержание методического пособия: 1.Пояснительная записка……………………………………………………2 2.Цели методического пособия……………………………………………...3 3. Задачи по работе с обучающимися……………………………………….3 4.Требования   к   уровню   подготовки   обучающихся   на   различных   этапах обучения……………………………………………………………………….5 5.Описание   материально­технических   условий   реализации   учебного предмета……………………………………………………………………….14 6.Список литературы…………………………………………………………...14 Пояснительная записка Программы   учебных   предметов,   изучаемых   на   художественном   отделении, разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Инновационный   педагогический   опыт   представлен   в   виде   анализа педагогической урочной и внеурочной деятельности преподавателя детской художественной   школы,   где   в   основу   заложен   комплексный   подход.   На основании   практической   педагогической   деятельности   определены   формы, средства   и   методы,   определяющие   сущность   интегрированного   подхода   к обучению. Основные направления,  аспекты инновации интегрированного обучения. Каждый   ученик   —   индивидуальность,   личность   которого   формируется   в процессе   обучения   и   воспитания.   Осваиваемый   предмет   ­   средство,   с помощью   которого   мы   его   формируем.   Учитывая   возрастные   интересы ученика   и   его   предпочтения,   выстраивается   структура   занятия   и   его содержание.   Важным   фактором   развития   художественной,   творческой личности, это соответствие с его возрастными особенностями, его интересами и потребностями. Кроме того, это и обучение в соответствии с окружающим миром   природы,   предметно   ­   пространственной   средой   и   культурно   ­ художественным   окружением,   что   является   одним   из   направлений интегрированного обучения ­ экологического направления. Комплексное взаимодействие искусств в процессе образования и воспитания  детей, возможно только при активном взаимодействии и сотрудничестве  педагогов. В детской  школе искусств развитие художественного творчества  невозможно без взаимосвязи уроков практической изобразительной  деятельности: рисунка, живописи, композиции станковой, прикладного  2творчества, скульптуры,   и теоретических уроков:   беседы об  изобразительном искусстве, история изобразительного искусства.  Главным  фактором в таком обучении является развитие воображения и фантазии во  всем многообразии видов художественной деятельности. В основе  интегративного курса учебных дисциплин в детской  школе искусств лежат не только задачи формирования умений и навыков, изучение тематики, но и  развитие личности обучаемого. Посредством объединения учебных дисциплин развиваются проектные формы исследовательской и творческой  деятельности, происходит расширение круга познавательных интересов,  приемов обобщения и анализа в творческой деятельности. Таким образом,  практическим результатом интегрированного обучения в детской  художественной школе является проектная деятельность, представленная в  виде выпускной творческой работы. Кроме того это дает возможность  наиболее полно выявить сущность интеграции предметов, где устанавливается смысловое соответствие между различными образовательными программами  и существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем  рассматриваемых в рамках разных предметов. Посредством вышеперечисленного, достигается главная цель  интегрированного освоения искусства ­ развитие разнообразных творческих  возможностей учащихся, формирование умения находить общее, научить  обобщать и осознавать взаимосвязь между явлениями окружающего мира  природы и предметов, культуры разных народов с учетом истории и традиций. Решаются задачи нравственного и художественно­эстетического воспитания,  на этой основе вырастает уважение к своей земле, Родине, происходит  возрождение национального самосознания и выражение своего восприятия  мира в художественных образах.  умение воплотить воспринятые ассоциативные образы в практической  Цель методического пособия: творческой деятельности;  опора на возрастные особенности обучаемых;  предметно­пространственное освоение искусства;  взаимодействие и сотрудничество в коллективе учащихся и педагога;  системная работа в этом направлении. 3Задачи  по работе с обучающимися:   способностей   последовательное освоение двух­ и трехмерного пространства; знакомство   с   основными   законами,   закономерностями,   правилами   и развитие   интереса   к   изобразительному   искусству   и   художественному творчеству; • • приемами композиции; изучение выразительных возможностей тона и цвета; • • развитие деятельности; • материалами: этюдами, набросками, эскизами; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности; • формирование   у   наиболее   одаренных   выпускников   мотивации   к • продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. обучение   навыкам   самостоятельной   работы   с   подготовительными художественно­исполнительской к   Каждый человек воспринимает мир через художественные образы­ он видит, слышит, чувствует, осязает      одновременно, то  есть  он  предрасположен   к восприятию и деятельности в различных видах искусства.     Таким образом, следующим   направлением   интегрированного   обучения   является художественное направление ­ комплексное взаимодействие искусств.   различных   его   видов   делают Специфика   искусства,   особенности   художественную деятельность уникальным средством воспитания обучения и развития.   Процесс   вхождения   обучаемого   в   мир   искусства   цвета, пространства,  формы, композиции   преломляется   через  среду ­ природную, предметно   пространственную   и   художественную.   Таким   образом,   важный аспект   образовательного   процесса   в   детской     школе   искусств   ­   это интегрированное   обучение,   то   есть   комплексный   подход   к   преподаванию предметов   изобразительного   искусства,   который   является   не   только обучающим,   но   и   развивающим   детей.Задача   ведущего   педагога   наметить ориентиры в преддверии определения темы через лекции, беседы, экскурсии и опыт предыдущей деятельности. Выбор темы творческого проекта и техники исполнения,   зависит   от   склонностей   и   привязанностей   учащегося, актуальности   заявленной   темы,   в   дальнейшем   это   определяет самостоятельность   в   воплощении   замысла   и   успех   конечного   результата. Обучающиеся   могут   глубже   погрузиться   в   проблему   проекта,   изучить, исследовать и выбрать пути ее решения, через технологию и актуализацию тематики, обобщая и синтезируя полученные знания. Проект, в практической части   может   иметь   самые   разнообразные   формы   воплощения,   а   в теоретической раскрывать актуальные проблемы экологии, человека, истории, культуры и окружающего мира в целом. 4В   практической   работе   интегративный   курс   предполагает   соединение нескольких учебных предметов в один предмет. И одним из таких предметов в   образовательной   программе   нашей   школы   является   «станковая композиция».   Одна   из   основных   задач   дисциплины   это   формирование художественно­образного и ассоциативного мышления с учетом возрастных особенностей   и     его   отражение   в   практической   творческой   работе.   Это достигается     учебных   предметов:   рисунка, живописи,   прикладного   творчества,   скульптуры,   истории   изобразительного искусства.     взаимодействием   разных   Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах обучения 1 ­ • • • • • ­ • • • ­ • техниками; • • 2 ­ • • • • • • • ­ • • год обучения знания: понятий и терминов, используемых при работе над композицией; тональной, цветовой, линейной композиции; о движении в композиции; о ритме в станковой композиции; о контрастах и нюансах; умения: уравновешивать основные элементы в листе; четко выделять композиционный центр; собирать материал в работе над сюжетной композицией; навыки: владения   техниками   работы   гуашью,   аппликации,   графическими поэтапной работы над сюжетной композицией; анализировать схемы построения композиций великими художниками. год обучения знания: понятий и терминов, используемых при работе над композицией; о развитии пластической идеи в пространственной композиции; о трехмерном пространстве, о перспективе (линейной и воздушной); о плановости изображения; о точке зрения (горизонт); о создании декоративной композиции; умения: передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета; последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией; 5знания: о пропорциях, об основах перспективы; о символическом значении цвета в композиции; о   влиянии   цвета   и   тона   на   формирование   пространства   условной работать над индивидуальной трактовкой персонажей; передавать стилистику, историческую достоверность деталей; трансформировать и стилизовать заданную форму; навыки: перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы об эмоциональной выразительности и цельности композиции; умения: ориентироваться в общепринятой терминологии; доводить свою работу до известной степени законченности; обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей • • • ­ • предмета; • • • 3 год обучения ­ • • • картинной плоскости; • ­ • • • и животных; • ­ • • • приобретение опыта работы над серией композиций. год обучения 4 знания: ­ применения основных правил и законов станковой композиции; • основных пропорций фигуры человека; • соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера; • умения: ­ • выполнения   живописной   композиции   с   соблюдением   всех подготовительных   этапов   работы,   включая   работу   с   историческим материалом; • композиционных схем; ­ • элементов композиции основному замыслу; • • собирать дополнительный материал для создания композиции; навыки: разработки сюжета; использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции; анализировать схемы построения композиций великих художников; работы с ограниченной палитрой, составление колеров; создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов. организации структуры композиции с помощью применения; несложных навыки: создания   эмоциональной   выразительности   листа   и   подчинения   всех правильной организации композиционных и смысловых центров; создания целостности цветотонального решения листа. 6самостоятельно   тонально   выдержанно   и   колористически   грамотно год обучения 5 знания: ­ законов композиции и схем композиционного построения листа; • о плановости, перспективном построении пространства; • о стилизации форм; • умения: ­ самостоятельно   грамотно   и   последовательно   вести   работу   над • сюжетной   композицией   с   соблюдением   всех   подготовительных   этапов, включая работу с историческим материалом; • решить плоскость листа; • средств ­ линии, пятна; • фактурой; ­ • • • • архитектурными элементами. навыки: работы различными живописными и графическими техниками; самостоятельного изучения материальной культуры; применения визуальных эффектов в композиции; создания графической конструктивно­пространственной композиции с самостоятельно   выразить   идею   композиции   с   помощью   графических самостоятельно   выявить   и   подчеркнуть   форму   цветом,   тоном, На   уроках   по   станковой   композиции   обучающиеся   3   класса   работают   в историческом жанре. Он посвящается изображению значимых исторических событий,   явлений,   военных   деятелей.   В   основном   обращается   к историческому   прошлому,   но   может   показать   и   недавние   события,   если современниками признано их историческое значение. Жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историко­бытовые изображения),   портретом   (деятели   прошлого,   портретно­   исторические композиции),   пейзажем   (исторический   пейзаж).   Но   особенно   тесно исторический   жанр   смыкается   с   батальным   жанром,   когда   показываются исторические баталии (сражения, битвы), военные события. В России исторический жанр получил развитие в 18­19 вв. и был связан с появлением   светского   искусства,   исторической   науки,   просветительскими идеями.   Особая   роль   принадлежала   большой   по   размеру   тематической картине,   скульптурным   памятникам   и   портретам   на   тему   войны   1812   г. Выдающимися   мастерами  исторической   живописи  были  К.  Брюллов, В.  И. Суриков, И. Е .Репин, В.М. Васнецов, Н. Н. Ге и другие  художники. В   19­20   веках   художники   в   произведениях   исторического   жанра   отразили события многих революций, борьбу с фашизмом, события освободительных движений в разных странах (О.Роден, П.Пикассо, М.Греков, А.А. Дейнека, П.Д. Корецкий и др.)   7Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником. План­конспект урока «Композиция на историческую тему». 3 класс. Тема урока:  Композиция на историческую тему. Методы: объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый. Формы урока: диалог, рисование на тему. Цели:  изучение  исторического жанра; выполнение композиции на историческую  тему. Задачи: ознакомление с понятием исторического жанра; Анализ картин  В.И.  Сурикова; получение навыков работы над историческим жанром. Ожидаемый результат:  ­ у обучающихся сформируется представление об историческом жанре в композиции,  как трудоемком подготовительном процессе, где художник прибегает к натурным  зарисовкам и ищет составляющие элементы для своей композиции; ­ углубление знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках; ­  изучение  творчества В. И. Сурикова; ­ умение учащихся работать самостоятельно над созданием живописной работы,  посвященной страницам истории; Оборудование: для учителя – компьютер, репродукции, пособие «Одежда разных  эпох», «Архитектура 18­19 вв.», фонд работ учащихся.    для учащихся – бумага А3, карандаш, ластик, (гуашь, кисти, баночка) Музыкальный ряд:  классическая музыка. План урока: 1 Объяснение нового материала,  2 Анализ репродукций 10­12 мин. Показ видеофильма. 3 Самостоятельная работа учащихся : эскизы (2 ч.), работа над картоном       (4 часа)   4 Анализ работ 10 мин. 8Ход урока:  Работая над историческим жанром, художник изображает жизнь людей, как  современных, так и прошлых веков. Выдающихся исторических деятелей, а так же  исторические события. Важные составляющие успешной композиции: 1 Композиционная схема.  На протяжении многих веков художники искали выразительные композиционные  схемы, и теперь мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы  картины размещают в простые геометрические фигуры (круг, треугольник, овал и  т.д.). В период обучения очень полезно их использовать, т.к. они помогают найти  соотношения различных частей картины, понять общую структуру композиции  картины. 2 Основные закономерности композиции: контраст(величин, объема, цветовой и  тоновой), для достижения цельности композиции следует выделить центр, где  будет расположено главное.   процесс работы над картиной:   1.Эскиз – образ будущей картины, которую художник увидел “внутренним  зрением”. 2.Изучение материальной культуры времени. 3.Поиск образов героев. 4.Поиск среды, в которой происходит действие. 5.Эскиз­композиция. 6.Работа над итоговым произведением. Показ учебного фильма «Творчество В.И.Сурикова». Творчество Сурикова В.И. 9Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе  равных. Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. В 1868 он поехал в Санкт­ Петербург, где его постигла неудача – все его рисунки пропали, и поэтому, он не сдал экзамен в академию. Но он не отчаивался. Поступив в рисовальную  школу, он за 3 месяца выполнил программу, рассчитанную на 3 года, а после  сдал экзамен в академии художеств. После окончания учебы художника  приглашают в Москву для росписи храма Христа Спасителя. Там Сурикова  увлекают грандиозные исторические сюжеты. В 1878 – 1881 гг. художник работает над картиной «Утро стрелецкой казни».  Он изображает, по его словам «торжественность последних минут, а совсем не казнь». То историческое событие происходило в 1698 г. в селе  Преображенском, а художник переносит событие на красную площадь у  собора Василия Блаженного.  10Композиция картины разделена на две части: справа – Петр I и его  приближенные, а слева – стрельцы. Царь сидит на коне и наблюдает за сценой  прощания стрельцов с родными.  Перед казнью стрельцы ведут себя по­разному. Кто­то смирился, а кто­то  бунтует. В руках стрельцы держат горящие свечи. Только у женщины, сидящей на  первом плане, в руке погасшая свеча, что говорит уже об угасшей жизни  стрельца. Картина полна драматизма. «Меньшиков в Березове» Следующим историческим полотном Сурикова стал «Меньшиков в  Березове»(1883 г). Меньшиков был приближенным царя Петра I,  губернатором Санкт­Петербурга. После смерти царя, Александра Даниловича Меньшикова отправляют в Сибирь, в ссылку. Художник изображает его в окружении детей в тесной, темной избе. Власть,  богатство, слава – все осталось в прошлом. Видно, что в избе холодно. Семья  сидит за столом в верхней одежде. В углу комнаты, на полочке иконы. Одна  дочь читает книгу, другая прижалась к отцу. Меньшиков сидит спокойно, но  рука, сжатая в кулак свидетельствует о внутреннем напряжении. В дороге у  него умерла жена, и он, скорее всего, думает о будущем детей. 11«Боярыня Морозова» Картину «Боярыня Морозова» художник написал в 1887 г. Подготовка к  написанию её была долгая и тщательная. Боярыня имела сильный, яркий  характер, такой она и изображена на картине. Она была очень богатая, дочь  приближенного царя, но за веру, всего была лишена. Вопрос: Что вы можете сказать о боярыне Морозовой? Учащийся:  Она в черных одеждах, правую руку подняла вверх, показывая  крещение двумя пальцами. Вопрос: Как ведут себя окружающие боярыню люди? Учащийся:  Кто­то сочувствует, нищий на первом плане провожает ее  крестным знамением, кто­то усмехается, рядом с санями бежит мальчик. Учитель: Бегущий мальчик помогает показать движение саней. Картина  получилась сложной по композиции.  Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы вели поисковую деятельность по теме «Историческая композиция». Каждый из вас выбрал то или иное историческое событие, сделал зарисовки архитектуры, одежды, соответствующие  историческому периоду. А сейчас вам предстоит выполнить рисунок по этой  теме, опираясь на выполненные зарисовки.  Работая над композицией, вы должны помнить о средствах композиции:   формат, пространство, перспектива, плановость, композиционный центр,  равновесие, контраст, динамика(статика), симметрия(асимметрия),  открытость(замкнутость), целостность. 12Задание: выполнить рисунок на историческую композицию на заранее  подготовленный сюжет.  Задание рассчитано на 6 часов. Домашнее задание:  изучить творчество  В.И. Сурикова. Выставление оценок, уборка рабочих мест. 2 занятие (2 ч.).  Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Практическая часть:  выполнение работы в цвете. 3 занятие (2 ч.). Завершение работы в цвете. Выставка оформленных работ учащихся.  Словарь:   Композиция означает сочинение, составление, расположение разных частей  в одно целое. Сюжет – определенное событие, ситуация, изображенная в произведении и  часто обозначаемая  в его названии. В отличи от темы, сюжет представляет  собой конкретное, детальное, образно­повествовательное раскрытие идеи  произведения. Наглядное пособие – «Одежда разных эпох», «Архитектура 18­19 веков». Список использованных источников: Репродукции – «В.И. Суриков», «Утро Стрелецкой казни», «Меньшиков в  Березове», «Боярыня Морозова».   Видеофильм «творчество В.И.Сурикова». Приложение к уроку. Одежда крестьян 18­19 веков на Смоленщине. 1314Архитектура села 18­19 веков на Смоленщине.        1516Исходя из интересов обучаемого, и специфике возраста выделяются единые  художественные задачи, которые решаются   на занятиях и во внеурочной  деятельности. Усилия педагогов не только нашей школы, но и других  художественных школ и школ искусств   периодически объединяются,  организуют и проводят совместные мероприятия: семинары, выставки, на  которых рассматриваются важные проблемы художественного образования,  зачитываются доклады, проводятся "мастер­ классы", и как следствие ­  происходит обмен приобретенного опыта: рассматриваются новые методы и  формы, как в педагогической, так и в творческой деятельности. В результате интегративного подхода в обучении учащиеся получают  целостное представление благодаря теоретическим урокам и практические  навыки по комплексу искусств: графике, живописи, ДПИ, скульптуре.  Поэтапно усложняя творческие задачи на уроках композиции, развивается  ассоциативное и пространственное мышление. Постепенно от эмоционального восприятия, импровизации, многообразия тем и, через анализ, познание,  изучение жизненного материала и культурного наследия, к интеллектуально  ­эмоциональному подходу характерному для учащихся старших классов,  которые уже готовы к серьезной проектной деятельности. Таким образом,  учащиеся подходят к выполнению выпускной творческой работы в 5 классе на 17уроках композиции, в виде творческого проекта, состоящую, из  теоретической исследовательской части и практической творческой работы. Современные исследования  системы образования связаны с разработкой и  внедрением в практику образовательных учреждений инновационных  развивающих направлений работы форм методов и технологий обучения. И  одним из таких направлений является интеграция в области искусства...  Внедрение в практику образовательного учреждения интегрированного  обучения связано в первую очередь с необходимостью изменить отношение к  организации учебного процесса (урока, занятия)... педагогам проводить  совместные занятия и мероприятия, посещать занятия друг друга,    разработка педагогами своих методов и приемов работы, авторских программ с учетом смыслового соответствия между программами и центральной идеи  объединяющей весь блок тем и проблем разных предметов. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и  фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут  использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе  самостоятельной работы. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями основной и  дополнительной учебной и учебно­методической литературы по станковой  композиции   , художественными альбомами. Основной учебной литературой  по предмету обеспечивается каждый учащийся. Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета «  Станковая композиция»,  оснащена видеооборудованием, учебной мебелью  (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными  учебными  пособиями и стендами. Список используемой литературы. 1.Барышников А.П. Перспектива, М., 1955 2.«Искусство   в   школе»,№1,   2010,   Общественно­педагогический   и   научно­ методический журнал, ОАО «ЧПК», 2011г. 183.«Изобразительное   искусство   в   школе»,   №3,   2011,   научно­методический журнал, ГУП МО «КТ» «Раменская типография», 2011 г. 4.Методическое   пособие   для   учителя   1­4   классы.   М.:   издательский   центр Вента­Граф, 2008 г. 5.Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. «Изобразительное искусство».  6.Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996 7.«Художественная школа», №3, 2004, журнал для художников педагогов и  любителей изобразительного искусства, ООО «Художественно­ педагогическое издательство», 2004 г. 8. https://www.youtube.com/watch?v=APIt­Z6MWZw 19