Методическое пособие из опыта работы учителя. Брошюра адресуется учителям общеобразовательных школ, руководителям школьных методических обществ, учащимся.Пособие будет полезным учителям химии и учащимся интересующихся здоровье-сберегающей технологией и валеологией в образовании. Валеологизация учебного процесса дает возможность применения полученных знаний на практике, умение анализировать собственное здоровье, здоровье окружающих людей и вносить изменения в свой образ жизни для сохранения здоровья.Методическое пособие
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таканышская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района
Учебнометодическое пособие
«Применение элементов
здоровьесберегающей технологии
в процессе изучения химии»
Мамадыш 2016
1Составитель:
Иванова ЗульхияГалаутдиновна учитель химии высшей
квалификационной категории МБОУ «Таканышская СОШ»
Мамадышского муниципального района РТ , 2016г., с. Нижний
Таканыш.
Учебнометодическое пособие «Применение элементов
здоровьесберегающей технологии в процессе изучения химии»
(из опыта работы учителя) 2016, 25 с.
Брошюра адресуется учителям общеобразовательных школ,
руководителям школьных методических обществ, учащимся.
2Оглавление стр.
1.Предисловие 4
2. План конспект урока «Соли». 8 класс 8
3. План конспект урока «Подгруппа кислорода». 9 класс 12
4. Тезисы исследовательской работы « Соли: интересные факты»
ученицы 8 класса Ивановой Л. С. 19
5.Литература 25
1. Предисловие
3Данное пособие адресовано
учителям общеобразовательных
школ. Пособие будет полезным
учителям химии и учащимся
интересующихся
здоровье
сберегающей технологией и
валеологией в образовании.
Валеологическое образование подрастающего поколения
является одной из самых актуальных задач педагогики. Основы
здоровья человека закладываются в период детства. И на школу
ложится ответственность не только за развитие и образование
личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового
образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и
молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у
работников системы образования и здравоохранения, но и у
всего общества в целом.
Практически во всех регионах России в среднем по стране
более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические
заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Лидирующее
положение занимают болезни опорнодвигательного аппарата
6070%, причина слабое развитие мышечного аппарата. В
школу поступают практически здоровыми 75% детей, а
заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник..
Такое положение зависит от многих факторов. И среди них
имеет место низкий уровень валеологических знаний.
Если забота о здоровье является одним из приоритетов
работы всего педагогического коллектива и происходит на
4профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе
здоровьесберегающей педагогики.
Если эти вопросы
игнорируются, оставаясь красивыми фразами в планах и
отчётах, если не организована целенаправленная работа по
защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных
негативных факторов окружающей среды, то разрушающий
здоровье «эффект»,
причём для всех субъектов
образовательного процесса неизбежен.
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная
особенность которой приоритет здоровья среди других
направлений воспитательной работы школы. Она включает
последовательное формирование в школе здоровьесберегающего
образовательного пространства с обязательным использованием
всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы
полученное учащимися образование происходило без ущерба для
здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы
понимаем не только грамотность в вопросах здоровья,
достигаемую в результате обучения, но и практическое
воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Состояние здоровья подрастающего поколения важный
показатель благополучия общества и государства.
Что такое здоровье? На бытовом уровне понятием «здоровья»
обозначают не только отсутствие болезни смысл этого слова во
многом перекликается с представлением о силе, о способности
приспособиться к разным условиям жизни и ситуациям.
5Согласно официальному определению Всемирной организации
здравоохранения, здоровье это физическое, психическое и
социальное благополучие.
Практически здоровыми можно считать не более 10%
школьников.
Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц.
За последние 10 лет число здоровых девушек выпускниц
уменьшилось более чем в 3 раза. Почти треть юношей по
медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых
силах, а те, которые призваны годными, редко отличаются
хорошим здоровьем.
Диспансеризация выпускников школ России показала, что из
100 человек до 60 доживет лишь 40 человек.
Задача школы подготовить учащихся к дальнейшей,
успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного
уровня здоровья.
Задача здоровьесберегающей педагогики обеспечить
выпускнику высокий уровень реального здоровья, сформировать
культуру здоровья, умения заботиться и бережно относиться к
своему здоровью и к здоровью других людей.
В решении задач валеологического образования школьников
большими возможностями обладает предмет химии, которая
изучает вещества и их превращения .При изучении тех или иных
веществ можем дать информацию о их роли в организме
человека и их действии на наш организм ,тем самым расширяя
представления учащихся о научно обоснованных правилах и
6нормах использования веществ и грамотном поведении людей в
различных жизненных ситуациях.
Я понимая всю серьезность этой проблемы, стараюсь как
можно больше уделять внимание на применение элементов
здоровьесберегающей технологии. как на уроках, так и во
внеурочное время. При изучении той или иной темы использую
различные творческие задания,
проблемные вопросы
валеологического характера. Для решения этой проблемы очень
удобен учебник по химии Габриеляна О.С.. В этом учебнике
большое внимание уделяется элементам валеологии.
При работе над решением творческих заданий школьники
изучают научно – популярную литературу, публикации
периодической печати, посвящённые вопросам валеологии,
собирают и анализируют информацию. Творческий, проблемный
подход к обучению развивает исследовательские умения,
заставляет мыслить и самостоятельно делать выводы, позволяет
научить учащихся самостоятельно выявлять, рассматривать
вопросы, связанные с валеологией, и предлагать рекомендации,
свои способы для их решения. Многие учащиеся занимаются
научноисследовательской работой, темы которых тоже тесно
связаны экологией, охраной здоровья.
Валеологизация учебного процесса дает возможность
применения полученных знаний на практике,
умение
анализировать собственное здоровье, здоровье окружающих
людей и вносить изменения в свой образ жизни для сохранения
здоровья.
72. План конспект урока «Соли», 8 класс.
Цели:
Образовательные:
дать понятие о новом классе неорганических соединений –
солях, как продуктах взаимодействия оксидов, оснований и
кислот между собой; об их составе и классификации;
продолжить развитие практических навыков и умений
составлять формулы и названия веществ;
учебно интеллектуальных,
Развивающие: развитие и совершенствование учебно
учебно
организационных,
информационных и учебнокоммуникативных умений и навыков;
Воспитательные: формирование навыков поведения в
коллективном и индивидуальном учебном труде;
бережного отношения к здоровью, как ценности для человека.
Оборудование: коллекции «Минералы», «Соли», презентация
«Соли », учебник «Химия 8 класс».
Тип урока:
По дидактической цели – формирование новых знаний.
По способу организации – проблемный.
Методы обучения: Основной – проблемный.
Частные методы и методические приемы: преподавание;
фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием
демонстрационного эксперимента.
Учения; эвристическая беседа, лабораторный опыт.
Ход урока
8I. Орг. Момент. Подготовить учащихся к работе на занятии и
настроить на эффективную работу на уроке
Добрый день, ребята!
Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо
Проверьте готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть
на парте?
II.Актуализация знаний .
1. Восстановление опорных знаний. Повторение знаний по
теме «Кислоты»:
что такое кислоты
какие кислоты вы знаете?
Свойства кислот( на доске составить уравнения )
Zn + HCl =
Cu + HCl=
CaO+ HNO3=
Са(ОН)2 + Н2SO4 =
2.Минитест (На слайдах )
3. Создание проблемной ситуации.
Задание для всего класса: Из предложенных на доске формул
СаО, Са(ОН)2, SO3, Н2SO4, СаSO4 определить:
а) к какому классу неорганических соединений относится
каждое вещество;
б) дать определение этих классов.
Формула последнего вещества вызывает затруднение. Чтобы
определить принадлежность этого вещества к какомулибо
классу, определяем его состав.
9Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним
классом неорганических соединений, который называется –
соли.
III. Изучение новой темы .
1. Определение темы и целей урока с обучающимися
(Обеспечение восприятия осмысления и первичного
запоминания знаний): Изучить понятие «соли», их состав,
названия, классификации.
2.Вопрос к классу: Какие вещества называются солями?
Попробуйте дать определение исходя из состава предыдущих
веществ.
Ответы подтверждаются уравнениями реакции: на доске
Учащиеся делают выводы, что для образования солей
необходимы реакции между основаниями, основными оксидами,
кислотами и кислотными оксидами. Дают определение понятию
«соль» (Слайд)
С чем у вас ассоциируется слово « соль»?
(соль, которую используют для приготовления еды, «
Пищевая», « Поваренная», «Каменная», «Иодированная», бывает
мелкая и крупная).
Далее учитель выписывает формулу « пищевой» соли на
доске, называет ее и сообщает, что данное вещество относится к
классу « соли».
Учитель: Ребята, давайте поговорим еще об одном веществе.
Все вы знаете, что такое мел. А какой он на вкус? Соленый или
нет? (нет).
10Учитель: Итак, ребята. Мел на вкус не соленый, но тем не
менее тоже относится к классу «соли»
Далее учитель выписывает на доске формулу мела СаСО3 и
называет это вещество – карбонат кальция.
А теперь, давайте познакомимся еще с некоторыми
веществами, относящимися к солям. Обучающиеся знакомятся
с коллекциями «Соли», «Минералы». Соли – твердые,
кристаллические вещества, имеют высокие температуры
плавления, многие растворяются в воде
2. Название солей (работа по слайдам)
3.Составление формул солей
Объясняю составление формул и названий солей на
примерах сульфида алюминия и фосфата кальция.
4.Классификация солей (работа по слайдам)
5.Сообщение учащегося (роль поваренной соли в организме).
IV. Закрепление .
Индивидуальная работа:
1. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания из
слайдов используя алгоритм составления формул и названий
солей. Потом проверяем вместе.
IV. Итоги урока.
1.Дать анализ уроку и оценить работу учащихся.
(Добиваться адекватности самооценки учащегося оценке
учителя. Дать учащимися информации о реальных результатах
учения. Задачи учащегося: оценить свою работу на уроке.)
2. Разобраться, что нужно сделать дома, записать домашнее
задание
11Домашнее задание: §32 , задание 23( Стр.112)
Алгоритм составления формул и названий солей
1. Записываем ионы солей, из которых состоит соединение.
Определяем валентности.
2. Находим наименьшее общее кратное для числа
валентностей.
3. Делим наименьшее общее кратное начисла валентностей.
Получаем индексы
4. Составляем химическую формулу, вписывая индексы.
5. Название соли = название кисл. остка + название металла
+вал.мет. (в родительном падеже)
3. Конспект урока химии «Подгруппа Кислорода» 9
класс.
Цель урока:
1. Изучить общую сравнительную характеристику элементов
подгруппы кислорода; свойства простых веществ озона и
кислорода;
2. Развивать знания об истории открытия кислорода, о
значении этих элементов для жизнедеятельности человека;
умение работать с тестовыми знаниями; составления уравнений
реакций.
3. Воспитать бережное отношение к окружающей среде, к
своему здоровью, умение работать с литературой, выступать
перед аудиторией.
Оборудование: ПСХЭ Менделеева, компьютер с экраном и
проектором, корточки с заданиями.
12Ход урока:
I. Организационный момент.
План маршрута:
1. Что мы знаем о неметаллах?
2.Положение подгруппы кислорода на «карте мира»(ПСХЭ).
3.Общая характеристика элементов – халькогенов.
4.Кислород и озон. Свойства, значение для живых организмов.
5. Закрепление полученных знаний.
II. Актуализация знаний.
1) Положение Неметаллов в ПСХЭ. Какие общие
особенности у неметаллов? (Вопрос устный для всего класса.)
2) Работа с мини тестами: (Тесты на листочках). (После
окончания работы правильные ответы даются на экране).
1вариант.
1.Выберите правильный ответ:
а) все неметаллы не проводят электрический ток
б) неметаллы не имеют металлического блеска
в) не все неметаллы газообразны
2.Расположите соединения в порядке возрастания их
кислотных свойств: H2SiO3 , H3PO4. , H2SO4
3.Опредилите степени окисления элементов в соединениях:
2
H+1Cl , S+6O3
, Na2
+1
S 2.
2вариант.
1.Выберите правильный ответ:
а) неметаллы могут проводить электрический ток
13б) неметаллы бывают газообразными и жидкими
в )все неметаллы имеют молекулярное строение
2.Расположите соединения в порядке возрастании основных
свойств: AsH3, PH3, NH3
3.Опредилите степени окисления элементов в соединениях:
N3H3
+1, S+4O2
2, O+2 F1
2
III. Формирование новых умений и навыков.
1.Общая характеристика халькогенов. (Работа с таблицей
ПСХЭ и таблицей на экране).
14Поряд
ковый
№
8
16
34
52
84
Элемент
Кислород
(O)
Сера
(S)
Селен
(Se)
Теллур
(Te)
Полоний
(Po)
Относи
тельная атомная
масса
15,9994
32,06
78,96
Электронная
конфигурация
2s22p4
3s23p4
3d104s24p4
127,60
4d105s25p4
208,98
4f145d10
6s26p4
Атомный
радиус,
нм
0,066
0,105
0,116
0,143
Э.О
3,5
2,6
2,01
1,9
0,176
1,76
окисления
2, +2, +3,
+4, +5, +6
3, +3, +4, +5
Таблица. Электронное строение и свойства халькогенов.
А)Что общего у всех этих элементов в строении атомов;
Б)Как меняются свойства атомов этих элементов ?
2.Кислород.
А)Строение атома кислорода. ( Более сильный учащийся
составляет схему на доске, потом сверяем сданной схемой на
экране).
Схема. Строение атома кислорода
151s22s22p4
Б) История открытия кислорода. Сообщение учащегося.
(Портреты ученых на экране)
Официально признанные претенденты на приоритет в
открытии кислорода: Карл Вильгельм Шееле(1772 г.), Джозеф
Пристли, (1774 г.)
О том, что воздух по своей природе не однороден, а
включает части, одна из которых поддерживает горение и
дыхание, а другая — нет, знали еще в 8 веке китайский алхимик
Мао Хоа, а позднее в Европе — Леонардо да Винчи. В 1665
английский естествоиспытатель Р. Гук писал, что воздух состоит
из газа, содержащегося в селитре, а также из неактивного газа,
составляющего большую часть воздуха.
16Самый распространенный элемент на Земле; в воздухе
21% по объему; в земной коре 49% по массе; в гидросфере
89% по массе; в составе живых организмов до 65% по массе.
В) Физические свойства (Формулируем с учащимися
исходя из их опыта.
Газ без цвета, вкуса и запаха; в 100V H2O растворяется 3V
O2 (н.у.); t(cid:176) кип= 183(cid:176) С; t(cid:176) пл = 219(cid:176)C ; d по воздуху = 1,1.
В) Химические свойства.
Взаимодействие веществ с кислородом называется
окислением.
С кислородом реагируют все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и
Ar, во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором)
кислород окислитель. (Уравнения реакций составляют сами
учащиеся, а 1 ученик у доски)
С неметаллами
C + O2 =
S + O2 =
H2 + O2 =
F2 + O2 =
С металлами
2Mg + O2=
2Cu + O2 –t(cid:176) =
Со сложными веществами
H2S + O2 =
CH4 + O2 =
Г) Значение кислорода для жизнедеятельности человека.
(Сообщение учащегося).
173. Озон.
А) (Объяснение учителя)
Озон O3 аллотропная модификация кислорода.
Физические свойства
Газ, запах свежей хвои, бесцветный, растворим в воде; t(cid:176) кип=
112(cid:176) С; t(cid:176) пл= 193(cid:176)C .
Получение
3O2 = 2O3
1. Во время грозы (в природе), (в лаборатории) в озонаторе
2. Действием серной кислоты на пероксид бария
3BaO2 + 3H2SO4 = 3BaSO4 + 3H2O + O3
Химические свойства
1. Неустойчив: O3 = O2 + O
2. Сильный окислитель:
2KI + O3 + H2O = 2KOH + I2 + O2
Обесцвечивает красящие вещества, отражает УФ лучи,
уничтожает микроорганизмы.
Б) Рассмотрение кинофрагмента.
В) Озон в атмосфере.
(Работа с
атмосфере»
рисунком «Озон в
18Распределение озона в атмосфере
IV. Закрепление. 1) Составление таблицы.
Аллотропия кислорода
Кислород О2
Озон О3
Физические свойства
Химические свойства
2) Ответы на вопросы из учебника.
3)Задания из сборника упражнений и задач.
5. Домашнее задание.
1.Тема. Элементы подгруппы кислорода. 2.Подготовить
сообщение о применении серы.
19Пояснительная записка.
Данное пособие адресовано учителям общеобразовательных
школ. Пособие будет полезным
руководителям научно
исследовательских работ учащихся и учащимся занимающихся
исследовательской работой. В пособии затрагивается важная и
актуальная в сегодняшнее время тема организация
исследовательской работы учащихся, даются методические
материалы организации исследовательской работы учащихся и
описание экспериментальной части нескольких работ по химии,
выполненных учащимися нашей школы. Не во всех школах
имеются реактивы и оборудования для сложных опытов и
исследований. Для предложенных в пособии работ нужны
доступные вещества и оборудования и они очень простые для
проведения.
Работа имеет междисциплинарный характер,
написана на стыке экологии, биологии и валеологии, что дает
возможность применения данного пособия и учителями
биологии.
Особенность федерального государственного
общего
образовательного стандарта нового поколения
образования – их деятельностный характер, который ставит
главной задачей развитие личности ученика. Поэтому основная и
очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность
ребёнка, помочь ей проявиться, развиться. Ведь все дети разные
20по своим интересам, способностям, характеру,
развития, и всем нужен особый подход
степени
Всем известно, что способности проявляются и
развиваются в деятельности. Наибольший вклад в развитие
человека вносит та деятельность, которая соответствует его
способностям и склонностям.
Развитие личности школьника в системе образования
формирование
прежде всего,
через
обеспечивается,
универсальных учебных действий, которые выступают основой
образовательного и воспитательного процесса. Овладение
учащимися универсальными учебными действиями создают
возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это
обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию
обучающихся в различных предметных областях познания и
мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся
были результатом их собственных поисков, необходимо
развивать их
организовать эти поиски,
управлять,
познавательную деятельность.
Цель обучения в сегодняшнее время состоит в создании
системы психологопедагогических условий, позволяющих в
едином классном коллективе работать с ориентацией не на
21«усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности с учётом
индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и
интересов.
Для реализации этих целей, нужно много работать и во
внеурочное время. В последние годы в нашей школе большое
внимание уделяется на вовлечение учащихся в
Сначала
исследовательскую и проектную деятельность.
учащимся, когда начинают изучать данный предмет, нужно дать
индивидуальные домашние задания, такие как, подготовить
сообщение или доклад. Потом уже дать более сложное задание,
написать реферат, по какойнибудь теме. А уже с теми
учащихся, которые смогут заняться более серьезной работой,
готовим научноисследовательские работы к школьному
конкурсу.
Занятие исследовательской работой дает учащимся развивать
умение работать с разными источниками знаний, найти в них
нужное. Обобщить эти знания, умение ставить эксперимент и
делать правильные результаты исходя из результатов. К тому же
готовясь к защите своей работы, дети учатся держать себя перед
аудиторией и защищать свои мнения.
221.
Как организовать исследовательскую работу
учащихся.
Под исследовательской деятельностью в целом понимается
такая форма организации работы, которая связана с решением
учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее
решением.
К элементам исследовательской деятельности
относятся:
1.Методы исследования.
2. Наличный экспериментальный материал.
3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.
Научноисследовательская деятельность– это вид
деятельности, направленный на получение новых объективных
научныхзнаний.
Учебноисследовательская деятельность
это
деятельность, главной целью которой является образовательный
–
результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у
нихисследовательского типа мышления,путь повышения
эффективности усвоения учащимися знаний, умений и навыков,
способ профориентации и начальной профессиональной
подготовки
Задачи организации исследовательской деятельности
школьников:
23 научить учащихся самостоятельному поиску необходимой
информации;
подготовить школьников к работе индивидуально, в парах, в
группах по теме исследования;
способствовать формированию у учащихся аналитических
способностей, а также способностей обобщать и обсуждать
полученные факты, самостоятельно осмысливать проблемы;
создать условия для усвоения школьниками системы
способов исследований, применяемых в базовых науках, и
овладению ими методикой исследовательской деятельности;
подготовить одаренных учащихся к участию в творческих
конкурсах, предметных олимпиадах и ученических научно
практических конференциях,
самореализации и самопрезентации.
т.е.
к самоактуализации,
подготовить одаренных учащихся к участию в творческих
конкурсах, предметных олимпиадах и ученических научно
практических конференциях,
самореализации и самопрезентации.
т.е.
к самоактуализации,
Принципы включения школьников в исследовательскую
деятельность:
добровольность;
научность деятельности;
общественнополезная направленность коллективной и
индивидуальной исследовательской деятельности школьников;
учет психологических особенностей школьников,
включенных в исследовательскую деятельность;
24 связь исследовательской деятельности учащихся с
будущей профессией;
непрерывность, преемственность
личностнодеятельностный подход к организации
исследовательской работы школьников.
Обычно на такие работы быстро включаются дети, у которых
сильно развиты творческие способности. Их легко можно
увидеть по их чертам характера и поведению. Универсальные
черты творческой личности:
наблюдательность;
способность видеть вещи с необычной стороны;
стремление выразить ту истину, которую другие обычно
не замечают;
независимость в суждениях;
готовность прилагать усилия ради нового знания;
высокие умственные способности и хорошая память;
умение удерживать в голове большое количество идей и
сопоставлять их и др.
Эти дети более автономны, независимы, менее конфортны и
социально адаптируемы, чем другие;
повышенная чувствительность к своим подсознательным
мотивам, фантазиям, импульсам;
богатство внутреннего мира, дающее богатство
внутренних переживаний;
большой диапазон реакций, как разрушительных, так и
созидательных;
объективная внутренняя свобода личности и т.д.
Типы исследовательских работ школьников:
25творческие работы;
реферативные работы;
отчеты об экспедициях и поездках;
учебноисследовательские работы;
исследовательские работы;
комплексные работы.
Программа исследования и ее основные компоненты:
Тема исследования
Актуальность исследования
обоснования актуальности темы
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Задача исследования
Гипотеза исследования
Методы исследования
Проблема исследования
Проблема исследования – это нечто неизвестное в науке
требующее поиска новых знаний о
или практике,
действительности. Ставя проблему, исследователь отвечает на
вопрос: «Что надо изучать из того, что ранее не было изучено?».
Проблема возникает в результате появившегося противоречия
между знанием и незнанием.
Тема исследования выбирается с учетом актуальности и
недостаточной проработанности конкретной заявленной
проблемы. Она должна отражать процесс движения от
Формулировка темы отражает
известного к новому.
соприкосновение нового и старого, то есть динамику научного
знания.
26Обоснование актуальности исследования предполагает ответ
на вопрос «Почему данную проблему нужно в настоящее время
изучать?». Актуальность исследования определяется такими
факторами, как:
социальная потребность (потребность общества, то есть
решении
большинства
потребность
людей)
в
рассматриваемой проблемы;
необходимость поиска новых теоретических знаний,
относящихся к изучаемому явлению;
потребность в новых данных и т.д.
Объект исследования – пространство (область), в границах
которого будет проводиться исследование. Определяя объект
исследования,
рассматривается?
следует дать ответ на вопрос:
что
Предмет исследования – обозначает тот аспект
исследования, относительно которого будет получено новое
знание. Предмет исследования дает представление о том, как
рассматривается объект именно в данном исследовании, этим
исследователем.
Задача исследования – желаемый результат деятельности
за намеченный интервал времени и характеризующийся набором
количественных данных или параметров этого результата.
Задачи должны последовательно раскрывать цель и в сумме
своей должны быть адекватны этой цели, то есть их
последовательное решение должно обеспечить достижение
27поставленной цели. Для того, чтобы сформулировать задачи
исследования, необходимо ответить на вопрос: что нужно
сделать, чтобы цель была достигнута?
Гипотеза исследования – предположение, которое
формулируется на основе предварительного анализа проблемы и,
которая является базовой формой представления проблемы в
ясных, четких терминах, что делает возможной ее проверку.
Метод исследования – это совокупность способов и
приемов развития научного знания.
Основные этапы исследовательской деятельности
школьников.
1.Определение проблемы.
2.Выбор темы исследования, планирование, собственная
организация работы, регулирование и анализ выполняемой
деятельности.
3.Обзор состояния проблемы, нахождение, переработка и
использование необходимой информации, получение данных для
дальнейшего исследования и обработки. Выбор или разработка
методики исследования.
4.Анализ полученных результатов, обработка материала,
выводы и умозаключения, логическое изложение полученных
результатов.
5.Оформление работы.
2. Защита результатов исследования.
28Следует помнить, что на все выступление отводится не более
5–7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно
на 1–2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о
том, что было прочитано (список литературы), говорить не
следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к
пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели
заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время,
его продление только усилит непонимание и раздражение
слушателей.
Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его
структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого
докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно
разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных
между собой блоков.
Первая часть,
по сути, кратко повторяет введение
исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность
описывается научная проблема,
выбранной темы,
формулируются задачи исследования и указываются его
основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес
аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с
самого начала вашего выступления. Существует несколько
способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из
них: вы можете начать выступление с приведения примера,
29