МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЖАНРОВЫХ КАРТИН СКАЗОЧНОЙ ТЕМАТИКИ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ
1) Разработать и апробировать серию образовательных ситуаций, направленных на повышение уровня восприятия жанровой картины сказочной тематики у детей 6-7 лет.
2) Повысить уровень восприятия жанровой картины сказочной тематики у детей 6-7 лет через серию образовательных ситуаций.
УНИКАЛЬНОСТЬ
В современном мире много информации, которую легко можно получить через Интернет, не выходя из дома. Педагоги организуют работу по формированию у детей искусствоведческих знаний, но она носит, в основном, стихийный характер. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделено внимание живописи, но прописано очень мало задач, в основном, они обобщены. Задач, связанных с жанровой картиной, нет, но она является неотъемлемой частью общего представления о живописи.
Жанровая картина выбрана на основе рекомендаций федерального государственного образовательного стандарта. В экспериментальных исследованиях доказано наличие интереса детей к социальной действительности, отраженной в искусстве. Я отдала предпочтение из всех видов жанровых картин произведениям сказочной тематики, так как в жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Моя методика уникальна тем, что позволяет сформировать у детей восприятие и углубить знания о живописи конкретного жанра.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
Результаты опроса детей 7-8 лет показали почти одинаково низкие уровни восприятия жанровой картины сказочной тематики.
Для решения первой задачи были подобраны следующие произведения: картины В.М. Васнецова «Аленушка» (к сказке «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка»), «Иван-царевич на Сером Волке» (сказка «Иван-царевич и Серый волк»), «Царевна-лягушка», к сказке с аналогичным названием.
Отбор содержания программы знаний осуществлялся с учетом принципов наглядности, доступности, последовательности и систематичности, соответствия возрастным особенностям. В ее содержание вошли следующие единицы искусствоведческих знаний: 1, 2 блок – знания о видах и жанрах изобразительного искусства (на примере жанровой живописи сказочной тематики); 3 блок – средства выразительности (цвет); 4 блок – информация о художнике; 5 блок – знания о конкретных произведениях жанровой живописи.
Задавались следующие вопросы на примере рассматривания произведения В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»: Кто главный герой? Как вы поняли, что он главный герой? / Как художник показал это? / Какими способами художник выделил Ивана-царевича? Как вы догадались, что он царевич / Во что одет? Какой кафтан / сапожки / опишите головной убор Ивана-царевича? Кто еще сидит на волке? Как вы догадались, что это царевна? и др.
Работа с каждым произведением живописи осуществлялась в 3 этапа: 1 этап – подготовительный (чтение литературного произведения, обсуждение содержания); 2 этап – основной (рассматривание картины по специально разработанному алгоритму); 3 этап – заключительный (подведение к пониманию идеи картины). Так как в моей методике сказка является вспомогательным средством, образовательные ситуации для прочтения и восприятия сказки организуются отдельно, начиная с прочтения сказки.
Мной было спланировано 7 образовательных ситуаций. 1 ситуация – прочтение сказки. Во 2 ситуации детям предлагается картина для рассматривания с героями из сказки с поиском идеи произведения. В 3,4,5,6 ситуации продолжается работа по формированию искусствоведческих знаний в ходе художественного восприятия у детей, организовывается чередование порядка: прочтение сказки, сходной по содержанию (обсуждение содержания, идеи сказки) – рассматривание картины (восприятие картины, понимание идеи). 7 – закрепление и систематизация знаний детей, оценивание умений анализировать картины по алгоритму. Каждая образовательная ситуация имеет цель, задачи, методы и приемы, материал и оборудование, ход работы (вводная, основная и заключительная часть). Также мной были определены активные методы формирования восприятия, такие как чтение художественной литературы, беседа, сравнение живописных картин и книжной графики, дидактические игры и приемы (по типу «Разыграй / Продолжи диалог», «Оживи картину», «Сравни героев», «Угадай по описанию» и др.), прием вхождения в картину.
РЕЗУЛЬТАТ
По повторному опросу после проделанной работы в результатах виден большой сдвиг в изменении уровней знаний и уровня восприятия детей. Разработанная мной программа знаний и серия образовательных ситуаций, направленных на повышение уровня восприятия жанровых картин со сказочным содержанием у младших школьников, оказались эффективными.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проделанная мной работа по формированию восприятия жанровых картин сказочной тематики у детей 7-8 лет оказалась эффективной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.