Использования средств наглядного обучения на уроках истории.
Современный урок истории должен соответствовать ряду требований: соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы; четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивированно может уделить преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты; определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время определение существенного для каждого отдельного урока является ключевой проблемой. Определение существенного требует от учителя установления ценности и значительности различных элементов материала учебной программы в целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в каждом классе; целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока; организация активной познавательной деятельности учащихся.
При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.), и, вместе с тем, определенную завершенность в раскрытии темы урока, связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.
Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.
Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, учебный кинофильм и т.д. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс и исторических деятелей.
Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаются не только путем приведения яркого материала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.
Классификация наглядных средств обучения
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.
В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы.
1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:
Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках.
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений.
Использование таблиц и схем
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.
Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.
Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.
При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре.
Схемы - диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков.
Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.
Работа с картинами
A.A. Вагин выделил несколько типов исторических картин:
В методике преподавания истории выделены основные этапы работы над картиной. Они сводятся к следующему: сначала обязательна подготовка к восприятию картины, обычно она сопровождается сообщением названия и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации. Далее следует первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?» За ним следует осмысление отдельных деталей картины, их анализ. Далее - обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей.
Сегодня используется, в основном, иллюстративный материал учебника, в частности, исторические картины. В теории школьного учебника и методике преподавания истории выделены несколько типов иллюстраций по связи их с текстом учебника и по способам работы с ними.
Дополнительные иллюстрации служат либо наглядным пояснением к тексту, как бы следуя за ним, либо изображение дополняет материал, отсылает к тексту с тем, чтобы разъяснить непонятное в наглядном образе. Таким образом, они дополняют друг друга.
По своей смысловой нагрузке иллюстрации могут выполнять и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.
Иллюстрация может выступать и в качестве самостоятельного источника извлечения знаний. Тогда она называется независимой. Наиболее ценными иллюстрациями, в смысле развития познавательной активности школьников, являются независимые и равноправные иллюстрации.
Одним из художников, чьи произведения проходят через курс отечественной истории, является A.M. Васнецов. Не случайно, полотна и акварели А.М.Васнецова всегда составляют неотъемлемую часть иллюстраций учебников по русской истории: они не только создают зрительный запоминающийся образ городов, но и побуждают школьника ответить на вопрос, почитать дополнительную литературу о жизни соотечественников в прошлом. Сам художник был ученым-исследователем. Он рисовал типологические и описательные картины.
Такие картины можно использовать в качестве зрительной опоры, например, для фиксации и образного обозначения даты. В этом случае используется картина «Постройка первых стен в 1156 году».
Другой вариант работы с картинами - материальная иллюстрация: рассмотрение картины «Гончарная мастерская» учитель ведет, придерживаясь последовательности операций, из которых состоит производство гончарных изделий. Вначале он привлекает внимание учащихся к двум людям, которые месят и промывают глину, затем - к группе, работающей на гончарном круге, к мастерам, расписывающим изделия, гончарной печи и к сцене продажи готовой продукции. Теперь можно спросить учащихся:
В ходе беседы не следует заранее указывать детям, кто в мастерской раб, а кто свободный мастер. Это школьники определят сами на основании характера труда и на основании различий в одежде. А затем - сделать общий вывод:
- кто работал в мастерской?
- какую работу выполняли рабы?
- каково их положение?
Таким образом, общее правило методики работы с картиной основано на закономерностях восприятия и осмыслении наглядного материала, отнюдь не означает шаблонного разбора картины. Общая формула последовательности разбора картины: от главного к деталям, от целого - к частям и снова - к целому.
Картина художника может выступать на уроке в различных ролях: в качестве зрительной опоры, материализованной иллюстрации, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых знаний, средства моделирования схем. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий, стать источником «опознания» действующих лиц и творческой интерпретации материала. Все это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности.
Использование картографического материала
В настоящее время школы слабо оснащены картами. Преобладают карты, выполненные на основе старой методологии и посвященные, в основном, территориальным изменениям, политическим процессам в государстве или военным событиям.
Не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов.
Из трёх типов исторических карт (общих, обзорных и тематических) сегодня явно превалируют последние.
Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям, многие из них разгружены от лишних деталей и обозначений, но содержат наглядно художественные символы раскрываемых событий (войны, внутренней политики).
Общие, и особенно обзорные карты, стали использоваться гораздо реже. Их применение изменилось. Теперь в ряде тем обзорных карт представлено комплектом от двух до трёх штук. Они отражают ряд последовательных моментов в развитии изучения явлений и состояний их в определённый момент. Это позволяет избежать перегрузки карт информацией.
По-иному сегодня в преподавании истории ведётся использование схематических карт. Локальные планы и картосхемы ранее были приложением к большим картам. Они были призваны детализировать отдельные фрагменты большой карты. Сегодня во многих пособиях картосхемы стали самостоятельными. Они представляют не только подробности военной истории, но и очаги культуры, и культурно - этнические процессы.
Для сегодняшнего дня характерным является и то, что картографический материал сопровождается иллюстрированным рядом, текстом и хронологическими материалами. Однако, такие атласы доступны не многим школам из-за их высокой цены.
Для сегодняшнего дня характерным является и то, что картографический материал сопровождается иллюстрированным рядом, текстом и хронологическими материалами.
Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простого действия - знакомство с отдельными странами. Затем - изучается история единого мира в тот или иной период.
Карта становится одним из важнейших средств извлечения сущности знаний. На заключительном этапе школьники поднимаются от знаний исторической топографии и умений ею ориентироваться к представлению динамики геополитического положения государств и цивилизаций.
Одно из важнейших направлений в работе с картой - это обучение школьника ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров при показе по карте нужно использовать знакомые детям объекты: города, реки, моря, части суши. Полезным методическим приёмом в этой работе является «путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах.
Описывая приём локализации исторических событий на карте, т.е. отнесение их к определённому месту, нужно выявлять ускоряющее или замедляющее влияние географической среды. Например, роль сухопутной и речной торговли для Древней Руси. Чётко получить представление по этому поводу поможет небольшая иллюстрация или аппликация. Такой метод называется «оживлением» карты. Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий. Так же полезно передвижение их по карте. Например, путь завоевательных походов Святослава на Оку и Волгу, в Болгарское царство. С помощью «живой» карты учитель получает возможность выделить и подчеркнуть нужные элементы исторической карты, сосредоточит внимание школьников на важнейших объектах.
Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний, площадей. Для этого нужно обучать обучающихся пользоваться масштабом карты.
Во время работы с картой ученик должен уметь пользоваться легендой карты. Расшифровка картографической информации достигается в результате длительных упражнений.
Использование масштаба и легенды карты представляет для учащихся большую трудность. Для этого существует система общепринятых обозначений. Это существенно облегчает работу ученикам.
Современная методика исходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картами лучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании. Рисование условных знаков учащиеся выполняют с удовольствием. Такая работа приучает детей к мысли, что наличие различных подходов к отображению истории на картах - нормальное явление.
В этом смысле полезны и другие приёмы и упражнения. Школьникам предлагается две одинаковые карты, но с условными знаками разных легенд. Им нужно подписать города, страну, определить время и озаглавить карту. Одинаковые по контурам карты представляют разные экономические процессы, поэтому легенды карт также различны.
Тем не менее, к этой работе надо подходить разумно, не нарушая так называемого принципа «дидактического преломления» карты. Одно из важнейших условий - согласование различных легенд карт, масштабов, тематических акцентов, цветовых решений.
Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо она является важным и особым источником знаний о прошлом. На основе извлекаемой из карты информации учитель учит детей анализировать, сравнивать карты и выполнять преобразующие задания.
Например: «На основе анализа карт по истории первой мировой войны кратко напишите об итогах каждого года и прокомментируйте на основе полученной картографической информации оценки кампаний войны»
Объектом анализа может быть не только карта, но и картосхема. Это средство должно быть освобождено от лишних деталей. Оно призвано раскрыть только те существенные моменты, без усвоения которых невозможно усвоения существа событий, поэтому методист A.A. Вагин назвал их «алгебраическим отражением хода событий».
В основном используют картосхемы на военную тематику. Ученика привлекает идея военной операции, ее замысел, развитие маневра. В ходе разбора картосхемы, ребята соединяют различные этапы битв в единое целое, группируют рисунки-картосхемы, обозначая буквами битву, а цифрами - последовательные этапы битв.
Например:
В старших классах проблемные задания по карте связывают и с критическим анализом карт. Методика критического анализа карт близка научной критике источников, поэтому сложна для школьников. Ученики убеждаются, что карты отражают не историю вообще, автор любой карты основывается на своем собственном видении прошлого. На этом этапе полезно сравнивать карты, изданные в Украине, России и Западной Европе, в разных странах и регионах. Дети убеждаются, что карта может делать политику.
Аналитический (он еще называет его дедуктивным) отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разборе готовой заполненной исторической карты. В этом случае дети имеют возможность рассмотреть различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи.
Синтетический (или индуктивный) путь знакомства с картой, по его мнению, в какой-то степени воспроизводит процесс создания исторической карты. Школьники получают чистую контурную карту или пленку, затем на нее накладывается «географический фон», далее наносятся границы, далее ее превращают в тематическую карту, наносятся необходимые объекты, а затем уже надписи к ним. Таким путем дети расчленяют картографические слои и убеждаются в разноплановости картографической информации. Вот почему на уроке учителю истории необходимо использовать разные карты и разные приемы работы с ними.
Использование макетов и предметов старины
Еще одним из наглядных средств обучения на уроках истории является использование макетов и предметов старины. Этот вид наглядности способствует не только зрительному восприятию объекта изучения, но и тактильному восприятию, что очень важно для учащихся с ослабленным зрением и с преобладающей тактильной памятью.
В наше время представлено множество вариантов различных макетов: от крестьянских домов до отдельных персонажей. Такие макеты в широком ассортименте представлены в детских магазинах в виде конструкторов (дома), солдатиков и подобных миниатюрных фигурок, кукол (например, серия «куклы в национальных костюмах»). Также существует возможность создания собственных виртуальных макетов. Для выполнения поставленных задач, освоения и создания трехмерных рисунков, был подобран системный софт, позволяющий заниматься разработками в сфере интерактивного трёхмерного моделирования. Это программа SketchUp, которая даст возможность любому активному пользователю компьютера после нескольких занятий использовать ее для создания трехмерной объемной наглядности в образовательной деятельности.
Программа может найти применение в работе учителей самых разных предметных областей. Кроме истории, программу можно использовать для организации уроков ИЗО, МХК, рисования, черчения, физики, информационных технологий, физической культуры, технического и обслуживающего труда, преподавания иностранных языков, математики, химии, физики, информатики, начальной школы, одним словом, программа найдет применение в работе учителями всех без исключения предметных областей.
Что касается требований к объектам исторической реконструкции. Тут важно обычные вещи уметь «состаривать», не подменять их современным видением, стараться не делать реконструкции «новодела», а для этого необходимо «погружаться» в эпоху и время. Обратим внимание на такую деталь – в крестьянской избе XVI-XVIII в. в качестве мебели не могла быть использована кровать, стул и шкаф, – эти предметы мебели появились позже, чем скамья, или лавка. Если красный угол, то это – в левом углу от входа, если предметы быта, – то рядом с печкой не стояли грабли или коса. И так далее. Даже ручка на двери должна соответствовать эпохе (в виде еловой палки или полоски кожи, веревки). Потому работа и определяется как «реконструкция».
Объекты, макеты и модели исторической реконструкции в виртуальной компьютерной среде можно разместить на отдельных кадрах – слайдах программы PowerPoint, осмотреть во всех деталях, поворачивая модель, а также снять учебный видеофильм, используя возможности программы SketchUp. Через функцию – «Снимок экрана» рисунок сохраняется в формате 2D и может служить иллюстративным средством для уроков истории.
Простота и богатые возможности для создания макетов и моделей исторических артефактов в виртуальной компьютерной среде, несомненно, привлечет внимание учителей истории, работающих в современной школе.
Историческая информатика как предмет пошла дальше по сравнению с другими гуманитарными дисциплинами в использовании технологий трёхмерного моделирования. Это обстоятельство подчеркивает особый статус этого направления, который выражается в поиске и адаптации новых методов и технологий к задачам исторического исследования1.
Что касается предметов старины, то огромное их количество представлено в различных музеях города и страны.
Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, они могут проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд-показы. Впрочем, отдельные музеи, например, знаменитые Лувр или Эрмитаж, благодаря новейшим технологическим возможностям предлагают пользователям сети не просто слайд-шоу, а панорамные изображения залов и зданий музея. В результате такие виртуальные прогулки превращаются в настоящее увлекательнейшее путешествие, так как круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную музейную среду.
Наряду с этим виртуальные экскурсии помогают учащимся легче и комфортнее войти в экскурсионную деятельность и в качестве экскурсанта и особенно экскурсовода. Ведь «проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует большого профессионального мастерства, умения владеть собой в незнакомой обстановке, держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии)», «администрация музеев нередко запрещает «посторонним» вести в залах музеев экскурсионную деятельность», наконец, погодные условия порой не позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, а наличие пробок в крупном мегаполисе нередко затягивает автобусную экскурсию на длительное время и мешает в достаточно короткий срок познакомиться с разными объектами, представляющими ту или эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым явлениям культуры.
При подготовке виртуальной экскурсии необходимо соблюдать и целый ряд методических требований. Это поможет сделать ее более эффективной.
Требования эти почти не отличаются от требований к подготовке реальных экскурсий. Сначала учитель должен ознакомиться с информацией сайта или сайтов. Затем необходимо определить цель экскурсии и объем знаний, который учащиеся должны приобрести, после чего разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие задания они должны выполнить.
Можно подготовить и провести урок в форме виртуальной экскурсии, тогда он может включать следующие основные этапы:
по предложенному маршруту (например, учитель может предложить ученикам отправиться в путешествие по Нилу от дельты до Асуана, перечислив учащимся памятники художественной культуры Древнего Египта, которые они должны «осмотреть» или наметив в общих чертах маршрут);
Для проведения такого урока учитель может воспользоваться и готовыми виртуальными экскурсиями, которых много в сети Интернет.
Каталог виртуальных экскурсий:
4.Виртуальные экскурсии по Кижи http://kizhi.karelia.ru/journey/index.htm
5.Виртуальный музей декабристов http://decemb.hobby.ru/
Работа с видеоматериалом
Формирование исследовательских умений на уроках истории возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. В отличие от компьютера такие технические средства обучения, как телевизор и видеомагнитофон широко используются фактически в каждом учебном заведении, прочно вошли в практику массовой школы. Многие учителя формируют собственные видеотеки, включающие художественные фильмы, научно-популярные программы, публицистические телепередачи; документальное кино и прочее.
Необходимость формирования исследовательских умений учащихся актуализирует проблему фактической достоверности видеоматериала, которая определяет возможность рассмотрения его в качестве самостоятельного оригинального исторического источника.
Художественные фильмы в этом контексте имеют ряд очевидных недостатков. Во-первых, речь идёт о тенденциозности подачи материалов о событиях революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Во-вторых, весьма частой является неточная реконструкция бытовых деталей, конкретных событий эпохи, о которой повествует фильм. Кроме того, продолжительность кинолент во времени, и отсутствие выраженной обучающей направленности позволяют говорить о целесообразности их использования либо эпизодически, либо во внеурочной работе, а также о возможности применять их для решения в большей степени воспитательных задач.
Перечисленные недостатки в значительной степени относятся и ко многим телепередачам.
Документальные фильмы («Первая Мировая война.», «Россия в войне. Кровь на снегу.», «Обыкновенный фашизм.» и др.), построенные на архивных киноматериалах, интервью современников и участников событий, могут рассматриваться в качестве видеоматериалов, позволяющих приблизиться к решению задачи формирования исследовательских навыков учащихся. Однако сопровождающие такие фильмы конкретные, выверенные комментарии содержат, как правило, готовые оценочные суждения и выводы, не позволяющие учащимся полноценно построить собственные умозаключения, выступить в качестве самостоятельных исследователей прошлого.
В связи с этим в практике работы рекомендуется использовать собственные видеоматериалы, особенно при изучении процессов, происходящих в современной России. Обращение к этому периоду объясняется еще тем, что в учебной литературе события 1992 - 2002 гг. освещаются довольно скупо, а знания учащихся вряд ли могут быть полноценно сформированы без привлечения материалов, подобранных учителем. Возможно сопоставление вполне самостоятельных, но взаимосвязанных между собой блоков видеоматериалов, посвященных парламентским выборам (1995, 1999) и президентским (1996, 2000) выборам, включающие фрагменты транслировавшихся на ОРТ и РТР материалов предвыборной агитации политических партий, движений, блоков, кандидатов в президенты Российской Федерации, а также информационных и информационно-аналитических программ, сопровождавших выборы.
Также важно знакомить школьников с текстом учебника после окончания работы с видеоматериалами и учитывать уровень подготовленности школьников к восприятию видеоматериала при вынесении тех или иных вопросов на обсуждение.
Построенная таким образом работа с учащимися позволяет сформировать у них следующие исследовательские умения и навыки:
- работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником;
- наблюдения и анализа исторических событий;
- постановки и решения практических задач;
- формирования гипотезы;
- использования знаний в области смежных предметов (обществознания, основ государства и права, введения в социологию и политологию и др.).
Наиболее подготовленные ученики могут обобщить материал и, опираясь на дополнительные источники, составить доклады и рефераты [5,с.146]
Методика использования фильмов в учебном процессе предполагает подготовительный, основной (собственная демонстрация фильма) и заключительный этапы.
Подготовительный этап требует предварительного ознакомления преподавателя с фильмом. Просмотрев фильм, преподаватель сообщает тему, рассказывает о вопросах, которые в ней затрагиваются.
Демонстрация проходит при активном участии преподавателя, который следит за реакцией учащихся, фиксирует возможные трудности в их работе, вносит необходимые коррективы.
В процессе просмотра, учащиеся делают записи, реагируют на реплики диктора, выполняют рекомендуемые им упражнения.
На заключительном этапе проверяется степень полноты и точности понимания материала, организуется беседа по содержанию информации, уточняются отдельные эпизоды.[6,с.212]
Заключение.
Таким образом, изучив сущность методов обучения, рассмотрев основные классификации методов и вопросы, связанные с выбором наиболее эффективного метода обучения можно сделать следующие выводы:
1. Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования.
2. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а)словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
3. Выбор метода, прежде всего, определяется целями обучения. Если четко продумана последовательность целей на уроке, значит, и методы должны соответствовать требованиям этих целей.
Кроме того, в не меньшей мере выбор метода зависит от особенностей содержания изучаемого материала, от специфики учебного предмета, от возрастных особенностей учащихся, от уровня их развития. При выборе методов обучения необходимо учитывать и особенности мышления у учащихся разного возраста. Выбор метода зависит также от материальной базы учебного заведения, от географических и демографических особенностей местности, где находится учебное заведение, от особенностей жизненного опыта учащихся.
4. Каждый из методов обучения имеет преимущественную ориентацию на определенный круг задач и в меньшей степени предназначен для решения других задач. В связи с этим и возникает проблема оценки возможностей каждого из методов обучения и выбора их оптимальный сочетаний.
Выбор сочетания методов обучения является наиболее сложным элементом оптимизации процесса обучения. Недостаточная разработанность этой процедуры ведет к тому, что порой в ущерб оптимальному сочетанию методов применяется подход по принципу всех методов понемногу, всех поровну, или отдается предпочтение только современным методам обучения.
Тема дипломной работы «Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках истории» на сегодняшний день достаточно актуальна. Введение новых стандартов образования и внедрение современных технологий в процесс обучения делают более доступным использование на уроках метода наглядности.
На основании данной работы мы можем сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения и других методов на уроках истории, что в свою очередь приводит к следующим результатам:
- помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;
- использование различных методов позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;
- помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
- обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и макеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании истории;
- ознакомление с вещественными памятниками и применение наглядностей на уроках истории пробуждают у детей интерес к изучению прошлого, к истории, как науке, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
Исходя из выше сказанного можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.
Необходимость применения компьютерных технологий в качестве наглядности на уроках истории, обоснована нами как результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный процесс, учитывая стремление страны к европейским стандартам образование. Использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в на уроке истории и обществознания усиливает не только необходимый методический компонент, но также создает комфортные условия для обучения истории.
Список использованных источников и литературы.
1. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - с. 23-26.
2. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред.А.Г. Колоскова. - М.: Педагогика, 1984. – 250 с.
3. Аппарович Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - с. 95.
4. Бим-Бад Б.М. Пед. энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - с. 528.
5. Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968. – 240 с.
6. Вагин A.A. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 1978. – 302 с.
7. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб.пособие для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - с. 96.
8. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. - М., 1971. – 214 с.
9. Давыдов И.С. Российская пед. энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - с. 672.
10. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - с. 192.
11. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении, Учпедгиз, М, 1960.
12. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.- с.496.
13. Коменский Я.А. Избр. Пед. соч.: В 2 т. М.: 1982. Т.1.
14. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - с. 176.
15. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - с. 3-8.
16. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - с. 192.
17. Мурзаев B.C. Рисунки на классной доске в преподавании истории.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.