1. Краткая характеристика геометрического содержания в начальной школе
«Геометрия» – «землемерие».
Древнегреческий ученый Эвдем Родосский: «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития Нила, постоянно смывающего границы» (IV в. до н. э.)
Основные задачи изучения геометрического материала
Формирование у учащихся четких представлений и первичных понятий о геометрических объектах.
Развитие пространственных представлений у детей, умений наблюдать, анализировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать.
Выработка у учащихся практических умений измерения и построения геометрических фигур в помощью чертежных и измерительных инструментов и без них (измерить на глаз, начертить от руки и т.п.).
Ознакомление с первоначальными представлениями о точности построения и измерения.
Перечень основных геометрических понятий
Точка.
Линии: прямые, кривые.
Отрезок. Ломаная.
Угол. Виды углов.
Многоугольники: треугольник, прямоугольник, квадрат и др.
Вершины и стороны многоугольников.
Окружность и круг.
Прямоугольный параллелепипед. Куб. Шар и др.
Измерение длин.
Вычисление площади, объема.
2. Геометрические понятия в начальной школе
В 1 классе геометрические фигуры используют как материал для построения заданий на:
распознавание,
сравнение,
обобщение,
классификацию.
Цели заданий – формирование и развитие:
наблюдательности ребенка;
умения выделять существенные (важные) признаки предмета, умения сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства;
умения сделать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов;
умения распределять предметы на группы(классификация) в соответствии с выделенным признаком.
Задания способствуют формированию и развитию:
мыслительных операций:
анализ,
синтез,
сравнение,
классификация и др.
умения строить обоснованные (логические) рассуждения.
Методика применения приема сравнения
Убедиться, что изучаемые объекты сравнимы.
Выявить наблюдением свойства изучаемых объектов (фигур).
Установить различные свойства.
Установить общие свойства объектов – признаки.
Установить существенные и несущественные признаки.
Выбрать основание для сравнения (один из существенных признаков).
Сопоставить объекты или их части по данному основанию.
Сформулировать выводы.
3. Задания на измерение и вычисление
Задания на измерение и вычисление являются основными видами заданий, построенных на геометрическом содержании.
Цель заданий :
формирование измерительных умений и навыков,
применение имеющихся вычислительных умений к заданиям практического характера.
4. Задания на построения
Задания на построение составляют важную часть системы формирования геометрических знаний и умений в начальной школе.
Цели заданий:
Развитие пространственного воображения,
Развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, абстрагировать.
Формирование практических умений построения геометрических фигур с помощью:
циркуля,
угольника,
линейки.
Подготовка к обучению рассуждениям и доказательству.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.