Методика изучения раздела «Русский язык: прошлое и настоящее». Методика формирования первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка
Оценка 5

Методика изучения раздела «Русский язык: прошлое и настоящее». Методика формирования первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка

Оценка 5
Лекции
docx
преподавание
25.08.2023
Методика изучения раздела «Русский язык: прошлое и настоящее». Методика формирования первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка
Лекция МДК РОДНОЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах включает теоретический материал и практическое задание по теме «Методика формирования первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка»
МДК Родной язык с методикой преподавания.docx

МДК РОДНОЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

для специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

 

Тема 11.2. Методика изучения раздела «Русский язык: прошлое и настоящее»

Урок: Методика формирования первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка 

Теоретический материал

1.      Формирование культуроведческой и коммуникативной компетенции

 

    Одной из задач раздела  «Русский язык: прошлое и настоящее» является расширение представлений  о русской языковой картине мира, формирования первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка.

    В процессе изучения данного раздела  учителю начальной школы важно сформировать у младших школьников культуроведческую компетенцию, которая включает в себя

- сведения о родном языке как о национально-культурном феномене,

- представления о связях языка с национальными культурными традициями и обычаями,

-осознание выразительности, красноречивости и эстетики родной речи.

Формирование коммуникативной компетенций у детей младшего школьного возраста включат:

- обогащение их словарного запаса словами с культурным компонентом,

-формирование связной речи,

-создание ситуаций для успешной коммуникации в социально-культурной сфере.

 

2.      Основные единицы и средства обучения

 

     Ведущими дидактическими единицами обучения в курсе раздела  «Русский язык: прошлое и настоящее» должны стать слово и текст. Значит, к дидактическому  материалу относятся: 

    А) лексические единицы, которые обозначают предметы и явления традиционного русского быта и отражают национальную специфику культуры (постройки и части: палаты, терем, хоромы, горница; предметы быта: просак, камзол, армяк, кафтан; меры длины и веса: сажень, фунт, дюжина, верста и др.)

    Б) фразеологизмы, которые выступают в качестве единиц — носителей культуроведческой информации. Например,  в русском фразеологизме звонить во все колокола отражается старинная русская традиция предупреждать народ звоном церковного колокола о различных важных событиях. В результате ознакомления с фразеологизмами в сознании учащихся постепенно накапливаются дополнительные, экстралингвистические знания о культуре народа-носителя языка.

     В)  тексты культурологической направленности  (пословицы, поговорки, отрывки из худ.произведений и т.д.)

    В качестве средств обучения, наряду с учебником русского языка, должны использоваться словари как источник культурологической информации: толковый, этимологический, фразеологический.

 

 

3.      Приемы формирования первоначальных представлений

о национальной специфике языковых единиц русского языка

 

Приемы

Фрагменты уроков (жирным шрифтом выделен прием)

Рассказ  учителя (о традициях русского народа с включением слов-реалий, сообщение интересных фактов из истории языка)

 

3 кл., Тема: «Какой лес без чудес»

Работа по учебнику (стр 40 упр 1) Прочитаем отрывок из книги Константина Георгиевича Паустовского «Золотая роза».

-Какие слова автор называет лесными? Почему? (простые, наполнены живописным содержанием)

при произношении большинства лесных слов словно слышится шум деревьев, пение лесных птиц ,представляется темнота непролазного леса. Как нередко бывает в русском языке, одно слово - а какой   глубокий смысл содержит в себе.

3 кл., Тема: «Какой лес без чудес»

Русский пейзажист И.И.Шишкин написал много картин, сюжет которых связан с русским лесом. Никто до него с такой открытостью не поведал зрителю о своей любви к родному краю. Он передал миру о живой красоте русских лесных пейзажей. Да как поведал! С холстов великого художника на нас смотрит лес во всем своем великолепии.

Давайте и мы совершим экскурсию в мир картин Шишкина.

 

Чтение  текстов о традициях русского народа с включением слов-реалий

 

 3 кл. Тема: « Где путь прямой, там не езди по кривой»

Прочитаем  начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда».

    Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!

Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».

Объяснение  учителем значения устаревших слов, фразеологизмов, пословиц

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

-В прямом смысле эта пословица подразумевает, что вьюга всегда сопровождается морозом, они вместе идут как погодные явления.
В метафорическом же смысле так можно сказать о двух людях, у которых одинаковый или похожий характер, что и делает дружбу интересной. О людях с одинаковым темпераментом

Демонстрация  предметов и иллюстраций для раскрытия значения слов

?????

Подбор однокоренных слов

- К словам молвить, разуметь подбери однокоренные слова, которые употребляются в нашей речи.

Подбор антонимов, синонимов

?????

Составление словосочетаний и предложений

1 кл. Тема: «Дом в старину: что как называлось».

 

- Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное.

Ветхая …, русская…, звонкая …, отважная …, студеный ….

Слова для справок: печь, землянка, дудочка, дружина, мороз, кушак.

- Выберите подходящее по смыслу слово. Свой ответ обоснуйте. С одним из слов составьте предложение.

Построила муха (дом, избушку, терем) и живёт в нем. Бежит блоха-попрыгуха, увидала (домик, избушку, теремок) и стучится: - Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком живет?

Работа  со  словарями русского языка.

3 кл. Тема: «Дождик вымочит, а красно солнышко высушит».

 

Перед вами отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте.

-Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.

-Какие дожди вам пришлось испытать на себе?

– Какие слова вам незнакомы (обложные, спорые, окатные)? В каком словаре можно узнать лексическое значение?

 

-Обложной: обложной дождь (разг.) -затяжной дождь, во время которого небо обложено тучами.

слово «спорый» означает ― быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

– Окатный дождь – еще называют купальным дождем , похож в своем проявлении на ливневый. Выражение «воду в решете носили» как раз подходит к определению купального ( окатного ) дождя , т.е. крупные частые капли, которые стремительно падают на землю из облаков. Купальный дождь непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь получается только летом.

Проблемный  вопрос о происхождении слов и устойчивых выражений

 

3 кл. Тема: «Какой лес без чудес»

Лес невозможно представить без его обитателей. И в первую очередь – это птицы. В названии птиц тоже есть загадка. Объясните, почему их так назвали? От каких слов образовались названия птиц?  (пищуха, поползень, кедровка, мухоловка, зеленушка, горихвостка)

-Выделите корень и суффикс в названиях птиц.

Исследовательская  работа - проект (составление словариков устаревших слов и их современных аналогов; составление «паспорта» фразеологизма и др)

1 кл. Тема: «Дом в старину: что как называлось».

 

Составление  кроссворда на тему: «Жилище». Слова для кроссворда: изба, дом, жилище, сруб, здание, землянка, строение, лачуга, хата, хижина, шатер, чум, горница.

 

 

??????

 

 

 

??????

 

 

Практическое задание.

1. Дополните таблицу «Приемы формирования первоначальных представлений  о национальной специфике языковых единиц русского языка».

         Для этого найдите в интернете ТК уроков (класс, тема на выбор)  и выделите фрагмент(-ы), отражающий (-ие) использование приемов «Демонстрация  предметов и иллюстраций для раскрытия значения слов», «Подбор антонимов, синонимов»

  2.  Какой прием вы бы добавили в последнюю строку таблицы? Какой фрагмент урока отразил бы  этот прием? Заполните последнюю строку таблицы.

 

Список рекомендованной литературы

1.Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. Е.С. Антонова, С.В.Боброва. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 448 с.

2. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому родному языку. 1-4 классы : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова. – М. : ВАКО, 2021. – 224 с. – (В помощь школьному учителю).

3.Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. Р89 пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. – 96 с.

 

Составила Р.Р.Нурбахтина


 

МДК РОДНОЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ для специальности 44

МДК РОДНОЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ для специальности 44

Тема: « Где путь прямой, там не езди по кривой»

Тема: « Где путь прямой, там не езди по кривой»

Проблемный вопрос о происхождении слов и устойчивых выражений 3 кл

Проблемный вопрос о происхождении слов и устойчивых выражений 3 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2023