Методика обучения многообразию графических техник изображения на занятиях в изостудии дополнительного образования, как средства формирования творческой инициативы учащихся третьего года обучения.
Оценка 4.7

Методика обучения многообразию графических техник изображения на занятиях в изостудии дополнительного образования, как средства формирования творческой инициативы учащихся третьего года обучения.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
06.05.2022
Методика обучения многообразию графических техник изображения на занятиях в изостудии дополнительного образования, как средства формирования творческой инициативы  учащихся третьего года обучения.
При анализе действующей программы по теме «Рисунок. Графика», в целом написанной логично и последовательно, в разделе «Технические приемы в освоении учебного рисунка графическими средствами выражения», есть занятия, которые скучны и монотонны. С целью дополнить этот раздел был разработан цикл занятий по обучению графическим материалам и техникам, который показал интерес обучающихся к творческой деятельности. Предлагаемые методические рекомендации могут быть актуальны как для педагогов дополнительного образования, так и для преподавателей ИЗО деятельности общеобразовательной школы среднего звена, учителей МХК и культурологи старшего звена, а также для преподавателей детской школы искусств.
МЕТод. рекомендация Русановой..docx

 

 

Номинация: «Методические рекомендации»

 

 

 

Методика обучения многообразию графических техник изображения

на занятиях в изостудии дополнительного образования,
как средства формирования творческой инициативы
учащихся третьего года обучения.

 

 

 

Автор:

Русанова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАУДО ЦДО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чайковский, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

АННОТАЦИЯ.. 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 10 – 11 ЛЕТ.. 6

Возрастные особенности детей 10-11 лет. 6

Изобразительная деятельность детей 10-11 лет в дополнительном образовании. 8

Содержание темы «Рисунок. Графика» в программе « Дар», её место в учебном процессе. 10

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.. 11

РАЗРАБОТКА ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ И ТЕХНИКАМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. 11

Анализ литературы и источников по специфике работы с выразительными графическими материалами и техниками. 11

Особенности проведения занятий по теме «Рисунок. Графика» с использованием различных изобразительных техник. 14

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ ЗАНЯТИЯМИ.. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

ЛИТЕРАТУРА.. 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 33

 


 

АННОТАЦИЯ

В методических рекомендациях рассмотрены возрастные особенности детей 10-11-летнего возраста, учащихся третьего года обучения изостудии Дар центра дополнительного образования. К психолого-педагогическим особенностям этого возраста можно отнести и замену учебной деятельности, которая была ведущей в младшем школьном возрасте, на ведущую деятельность – общение, и гормональный сбой, и первые влюбленности. Владея этой информацией, педагог выстраивает грамотный подход в обучении, ищет интересные способы подачи материала, учитывая и социальную среду и особенности каждого учащегося.

При анализе действующей программы по теме «Рисунок. Графика», в целом написанной логично и последовательно, в разделе «Технические приемы в освоении учебного рисунка графическими средствами выражения», есть занятия, которые скучны и монотонны. С целью дополнить этот раздел был разработан цикл занятий по обучению графическим материалам и техникам, который показал интерес обучающихся к творческой деятельности. Предлагаемые методические рекомендации могут быть актуальны как для педагогов дополнительного образования, так и для преподавателей ИЗО деятельности общеобразовательной школы среднего звена, учителей МХК и культурологи старшего звена, а также для преподавателей детской школы искусств.

 

 

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Методические рекомендации разработаны Русановой Ольгой Александровной, педагогом высшей квалификационной категории дополнительного образования Центра дополнительного образования г. Чайковский. Автор руководит творческим коллективом изостудии на протяжении 12 лет. Учащиеся изостудии «Дар» являются активными участниками и призерами конкурсов и выставок различного уровня. За высокий художественный уровень творческой и исполнительской деятельности Министерством Пермского края изостудии «Дар» присвоено звание «Образцовый коллектив» на период 2019- 2023 год. Автор рекомендаций также является активным участником городских и краевых конференций, транслируя методический опыт своей педагогической работы.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г были введены Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства. В этих требования четко указано, что выпускник, обучающийся по этой программе должен обладать рядом качеств, в которые входят умение работать с различными художественными материалами, наличие творческой инициативы, эстетического отношения к действительности. Дети на обучение приходят не подготовленными, не имеющими начальное представление об основах изобразительной грамоты, у них нет начального представления об особенностях языка искусства, основных выразительных средствах разных видов изобразительного искусства. Задача педагога к третьему году обучения разъяснить эти основы на примере рисования простых форм предметов, дать представление о воздушной и линейной перспективе, о светотеневых отношениях, изложить некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека.

Актуальность.

Изостудия - это первая ступень в этапе обучения изобразительному искусству. Далее, при поступлении на другую ступень обучения, в школу искусств, а затем в средние и высшие учебные заведения по направлению изобразительное искусство, абитуриент должен пройти вступительное испытание по Рисунку и Живописи, продемонстрировав свои знания, умения и практические навыки в рисовании с натуры. Но чтобы дойти до этого этапа подросткам надо многое узнать. Задача педагога - помочь сформировать навыки и умения. Далее, когда первая искра творческого огня окончательно поселится в их сердцах, учащиеся будут иметь «багаж знаний и представлений в сфере изобразительного направления». На занятиях в изостудии важно формировать у учащихся творческую инициативу, поэтому необходимо найти такие методы и формы, которые будут более продуктивно решать эту задачу.

Объект: процесс третьего года обучения изостудии «Дар» центра дополнительного образования.

Предмет: особенности организации занятий по обучению графическим техникам в рисовании.

Гипотеза: разработанный цикл занятий, обучающий языку графического искусства через формирование навыков и умений у учащихся, формирует творческую инициативу более эффективно по сравнению с традиционными занятиями.

Цель: Разработать цикл занятий, направленный на изучение особенностей графических материалов и техник в рамках общеобразовательной модифицированной программы Дар и проанализировать их влияние на формирование у детей творческой инициативы.

Задачи:

1.   Изучить возрастные особенности детей 10 – 11 лет.

2.   Проанализировать общеразвивающую программу «Дар» дополнительного образования по теме «Рисунок. Графика».

3.   Разработать цикл занятий по обучению графическим техникам на занятиях в изостудии Дар.

4.   Разработать и провести педагогический эксперимент на выявление эффективности занятий с использованием разных графических материалов и техник для формирования творческой инициативы по сравнению с традиционными занятиями.

При работе над методическими рекомендациями, автором была изучена литература по педагогике, а также работы авторов, изучавших возрастные особенности детей 10-11 лет, которые выявляли особенности восприятия произведений искусства в этом возрасте, и взаимодействие с практикой изобразительного искусства. Первое, на чём базируются методические рекомендации, это теоретические знания, богатый опыт практической работы признанных педагогов. Здесь идет речь о  трудах Ш.А. Амонашвили [1], О.А. Казанской [10] и др. Всех их объединяет любовь к своему делу, поиск новых решений и методов, желание достичь гармоничного воспитания молодого подрастающего поколения.

Автором были изучены исследования, посвященные методике обучения изобразительному искусству детей, получающих дополнительное образование в развивающих центрах и обучающихся в детских школах искусств, принципам и методам обучения. Это труды Рыловой Л.Б.[17], Озеровой М.В.[14], Казаковой Т.Т.[9] и другие. Кроме этого, в рамках данных рекомендациях, автором изучалась литература, посвященная разнообразию графических техник и методике их использования на занятиях в системе дополнительного художественного образования и, в первую очередь, предпрофессионального. Это работы Дежановой В. [4], Барбер Б. [2], Яворского А.Н. [21] и других.


 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 10 – 11 ЛЕТ

Возрастные особенности детей 10-11 лет

Проводя исследования и опираясь на педагогические труды Сухомлинского В.А., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Эльконина Д.Б., философии Бердяева Н.А., Флоренского, П.А.. Амоношвили Ш. А. [1], пришел к созданию и внедрению гуманной педагогики в общеобразовательные школы. Основные позиции, которых придерживается Амонашвили:

·     Комфортная среда или ее можно еще назвать «зеленые чернила». Ученику необходимо создать комфортную среду, не допустимо на него кричать или унижать, надо беречь психику ребенка. Его надо любить таким, какой есть, с его проблемами. Участвовать в жизни ребенка, чтобы он чувствовал себя в дружелюбном обществе, и у него была уверенность, что ему помогут, воспитывать в нем желание помочь близкому.

·     Постижение мира. Чему бы ни обучался ребенок, и он, и учитель должны понимать, что это только часть постижения мира. И, разумеется, необходимо всячески способствовать такому постижению. Нужно читать, притом много. Чтение, разумеется, должно быть познавательным. Необходимы уроки общения с людьми, общения с природой, уроки красоты, компьютерной грамотности и работы с информацией (в эпоху ее изобилия, это особенно важно). И не нужно бояться таких серьезных понятий, как вечность, космос, мироздание. Чем раньше ученик начнет задумываться о таких вещах, тем меньше времени из своей жизни он потратит впустую. Чего стоят одни лишь названия книг, написанных Шалвой Александровичем: «Баллада о воспитании», «Без сердца что поймем», «Вера и любовь», «Гармония труда, счастья и долга», «Исповедь отца сыну», «Путешествие к истокам мысли» и «Как любить детей».

·     Требовательность к себе. Настоящий учитель должен, с одной стороны, быть строгим и требовательным, а с другой - добрым, чутким и заботливым. Разумеется, искренним. И обязательно сам любить жизнь. Плохой учитель - злобный, равнодушный, недалекий, мелочный – не имеет морального права требовать чего-либо от детей. Да у него и не получится, ведь дети все это прекрасно чувствуют и понимают. Очень важный момент – личность самого педагога. Достоин ли он этого звания? Учитель должен постоянно задаваться этим вопросом, постоянно совершенствовать себя. В первую очередь именно себя, а потом уже учеников.

Конечно, это не вся концепция обучения детей, но вся педагогика строится на духовности и гуманности. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.

Далее перейдем к рассмотрению основных устоев Олега Анатольевича Казанского. Его труды интересны тем, что Казанский проработал в Липецком педагогическом институте почти двадцать лет, пройдя путь от декана художественно–графического факультета до проректора по научной работе. И он ведет долгий диалог, в котором рассуждает, что значит быть собой-человеком, собой-учителем, другом, примером. В основу всего разговора он вкладывает любовь к миру! В его труде «Педагогика как любовь» есть строки, в которых он обращается к ученику и учителю:

 «ПОЖЕЛАНИЕ УЧЕНИКУ!

Милый ученик: Не надо волноваться и переживать: — что ты не первый во всем; — что ты можешь не догнать и перегнать других; — что ты не такой как все; — что не все у тебя получается с первого раза; — что ты именно тот человек, который нравится и нужен кому-то.

ПОЖЕЛАНИЕ УЧИТЕЛЮ! Учитель: — У тебя есть свое имя, которое намного шире твоей роли. — Помни, что ты — это ты и на уроке. — У детей есть право на учителя-профессионала, право на счастливого человека. — И у тебя нет выбора. Ты должен стать таким» [10, с. 1].

И как итог он дает ответ: «…Я не думал писать книгу о любви. Тем более как пособие по педагогике. Но чем больше я продолжал работать в педагогическом институте, школе, тем больше я понимал, что дело не в методике преподавания (хотя в ней тоже что-то есть и немало), не в принципах и методах воспитания и обучения, а дело в самом человеке, который приходит на урок. А на урок приходят минимум два человека — учитель и ученик. И хотя бы один из них обязательно должен ощущать себя Человеком. Для меня Человек — это всегда было понятно — тот, кто любит, и тот, кого любят. И, сколько бы мы ни говорили и ни дискутировали, если я понимаю, что любовь — это необходимость в другом человеке, то...»

Очень импонирует отношение к своему делу через любовь, что дело не в механическом исполнении методики, а в самом преподавателе, в его отношении к жизни, к окружающему миру и действительности.

В 10 лет у ребенка происходит замена учебной деятельности как ведущей (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность – общение. Кроме этого в организме ребенка начинают происходить другие изменения, взросление. Физические трансформации ведут к психологическому нестабильному поведению. Здесь каждый взрослый должен быть внимателен, терпелив и обладать знаниями, которые помогут правильно наладить творческий путь с обучающими. Итак, с чем нам предстоит столкнуться:

Позитивные проявления:

·     повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;

·     расширение интересов;

·     появление планов на будущее

Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.

Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.

Негативные проявления. Дети уже вполне всё понимают, но из-за не достатка житейского опыта, не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать, к этому относятся:

·     частые смены настроения;

·     огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;

·     протесты против запретов.

Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали и поведение меняется, ребёнок может стать обидчивым, агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи, друзей.

Общие проблемы всех подростков.

Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут возникнуть следующие проблемы:

·     высокий уровень тревожности, неуверенности в себе;

·     мальчиков беспокоит, что они медленно растут;

·     девочки начинают волноваться из-за внешности, лишнего веса;

·     начинается гормональная активность, детей начинают заботить темы сексуальности, личной жизни;

·     начинается пора первых влюблённостей;

·     хочется как можно больше свободы и независимости;

·     родителей и взрослых уважают, но стараются больше времени проводить со сверстниками.

Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать, такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь детям облегчить ситуацию.

 

Изобразительная деятельность детей 10-11 лет в дополнительном образовании.

А что же происходит в творческом мышлении 10-летки? Для него мир всё еще плоский, поэтому он рисует плоские изображения формы. Полный переход к зрительному реализму сформируется к 12 годам, в 10 лет ему не все еще, увы, дано понять по развитию. С учётом этих особенностей восприятия первые задания по рисунку носят плоскостной характер изображения, постепенно подводя учащихся к объёмному восприятию предмета. Но критичное мышление и опыт подростка уже дает возможность используя специальные задания, объяснять законы изобразительной грамоты.

Обращаясь к трудам Марины Викторовны Озеровой, которая четко оговаривает, что восприятие становится все более абстрактным, теперь оно объединено с понятийным мышлением: то, что воспринято, упорядочивается с помощью понятий. Появляется новое чувство понятия действительности, основанное на логическом мышлении. Понятие отражает образ предмета, его отношения с окружающим миром. Подросток осознает то, как он воспринимает, и управляет своим видением, которое в этом возрасте является полностью произвольным. Зрительное восприятие – это все окружающее нас пространство, которое попадает в зону обзора нашего глаза, далее информация обрабатывается и попадает в кору головного мозга. Благодаря «обратной» (генераторной) функции рецепторных клеток, зрительный образ может проявляться и тогда, когда предмет отсутствует в поле зрения. Мы называем это воспоминанием, а вот представить не существующий предмет – фантазия.

Н.Н. Ростовцев [15] в своих трудах по обучению изобразительной деятельности ведет к тому, что методические рекомендации не могут быть общими, что каждый преподаватель уникален, каждый ученик - алмаз. А алмазам нужна огранка!

Вывод: организуя изобразительную деятельность детей 10-летнего возраста надо учитывать, что большое влияние на сознание тинейджера оказывает телевидение, интернет, аниме и прочие современные увлечения с готовыми образами и стилями. К тому же учащиеся мало читают, от чего фантазия почти не развивается. Практически исчезли книги с качественными иллюстрациями, а прилавки полны низкосортной, с точки зрения изобразительного искусства, печатной продукцией. А это влияет на умы наших подрастающих учеников не лучшим образом. Всё это не помогает в воспитании гармоничной личности, а наоборот дисгармонирует. Важно, что у ребенка в этот временной период идет перестройка организма, смена ведущей деятельности, планирование на будущее.

 


Содержание темы «Рисунок. Графика» в программе « Дар», её место в учебном процессе.

Программа разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе «Дар». Программа рассчитана на 3-летний срок обучения.

Тема «Рисунок.Графика», которая наряду с другими темами входит в эту программу и включает в себя конкретизированный порядок обучения и воспитания, состоящий из последовательного изложения знаний и развития практических умений и навыков. Программа содержит серию теоретических и практических заданий, которые помогают понять строение сложных форм,  подробнее изучить реалистичный мир и овладеть основами рисунка и графики.

Программа содержит разделы:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки обучающихся;

·     формы и методы контроля, система оценок;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

 В учебно-тематическом плане первого года обучения теме «Рисунок. Графика» уделено 36 часов из 144 час, в плане 2 года обучения этой теме уделено 60 часов, а в плане 3 года количество составляет 72 часа.

   Основное внимание в обучении делается на тональный рисунок, при работе с которым идет развитие наблюдательности и внимательное изучение натуры. Одновременно осуществляются кратковременные зарисовки и наброски, развивающие зрительную память и навык художественной моторики. В первый год обучающимися даются элементарные понятия о графических выразительных средствах (штрих, пятно, линия). Основные понятия о перспективе (воздушной и линейной) даются на 2 год обучения и изучаются новые графические материалы и техники. Светотеневых отношения, начальные сведения анатомии животных и человека предлагаются программой на 3 году обучения. Обучение происходит от простого к сложному. Начиная с простой линии, плоских форм - к объему и перспективе.


 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Третий год обучения

Наименование темы

Вид учебн.
занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работ

Аудиторные задания

I - II полугодие

 

Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка

 

 

 

 

1.1

Вводная беседа о рисунке. Организация работы

занятие

1

-

1

1.2

Графические изобразительные средства

занятие

19

6

13

1.3

Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия

занятие

24

6

18

1.4

Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт

занятие

24

6

18

1.5

Зарисовка чучела птицы

занятие

4

-

4

 

 

 

72

18

54

 

РАЗРАБОТКА ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ И ТЕХНИКАМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Анализ литературы и источников по специфике работы с выразительными графическими материалами и техниками.

Рисование - это не просто перенос видимого изображения на плоскость листа – это еще передача отношения художника к действительности, его внутренний мир или взгляд на произведение, которое художник открывает миру. Каждый вправе выбрать ту или иную художественную технику для достижения более глубокого эффекта воздействия на зрителя.
Для свободного выбора материала художнику важно владеть различными техниками и материалами. Рассмотрим лишь не многие, но очень важные для юных художников материалы и техники.

Тушь.

Умение работать тушью как художественным материалом графики открывает огромный потенциал тех или иных приёмов при создании изображения объектов окружающего нас мира. Что открывает перед нами навык работы с тушью? Рассуждения Олега Гурьянова [3] на тему «Тушь в китайской живописи» ведут к тому, что произведения, созданные тушью, имеют не просто наглядный образ, а заключают в себе целую философию мысли. Владение тушью очень высоко ценится и ценилась на территории Китая, но и на территории России умение рисовать тушью было почётно. Большое впечатление производят работы И.И. Шишкина, он открывается для нас не только как прекрасный живописец, но и график.

В современном мире большими изданиями переводятся на все языки мира книги, обучающие работе с тушью, одна из немногих «Работа пером и тушью» Артура Л. Гаптилла. Изданная 50 лет назад она до сих пор актуальна. Автор дает очень живые и важные советы, например, подробно описывает, каким образом можно получить ту или иную фактуру и где уместно ее применение. Так же интересно про работу тушью пишет А.А.Унковский (17), отмечая, что это живой материал и работать им надо аккуратно, брать на самый кончик волосяного пучка колонковой кисти и работать преимущественно штрихами. Ширина линии, форма пятна и тон придают особое звучание графике, так пишет Валентина Дежнева (4).

В современном мире, благодаря интернету, есть возможность доступа к огромному количеству источников информации. На этом пространстве можно встретить очень много практических советов с выбором качественных материалов и сочетаний. Вот, например, ЛЕТТА (11) создала «шпаргалку» при работе с тушью, она очень грамотно описывает и классифицирует современные материалы, которые используются при работе тушью. Так же говорит о том, что рыхлая или мягкая бумага будет забивать перо и им не удобно будет работать, но если вы возьмете кисть, то у вас получится мягкое расплывчатое изображение. Если взять глянцевую бумагу, то на ней тушь долго сохнет, что тоже причиняет неудобства при работе. При нынешних возможностях удобно работать тушью синтетическими кистями или ватербраш-кистью, но просит не заливать тушь вовнутрь – это убьёт кисть и ее придется выбросить.

А интернет пользователь Евгений (5) рекомендует макать в тушь только кончик пера, что позволит избежать клякс на произведении. Кроме этого, он дает рекомендацию по характеристикам современной туши. Для учащихся изостудии важно научиться писать и рисовать пером. Это развивает аккуратность в работе, дает возможность прочувствовать характер и энергию линии. На начальном этапе работы с тушью важно отработать умение :в крышечку флакона наливается немного туши во избежание клякс, после чего, ручкой с пером учащийся рисует, обязательно периодически вытирая перо тканью. Рекомендую тушь «Чижик» и «Faber-Castell», достойное качество при невысокой цене. Быстро сохнет и не размывается водой, на любую поверхность ложится гладким, ровным тоном.

Уголь и мел.

Уголь из костра, как материал для рисования использовался еще древними людьми при рисовании на камнях. Сейчас мы летаем в космос, но продолжаем рисовать углем, расширяя возможности. При выполнении работы углем и мелом учащайся не отвлекается на детали, а видит и передает целостное изображение через свет и тень. Унковский А. А. советует для работы углем брать шершавую бумагу, оберточную или серую, чтобы в тех случаях, когда надо показать блик, была возможность применить мел (17). Для более мягкого перехода Залегина Е. (8) рекомендует воспользоваться растушевкой, сделать это можно специальными палочками или мягкой ветошью. Издревле уголь изготавливался путем обмазывания глиной ивовых, березовых или ореховых веточек, которые укладывали на горящий уголь. Так готовили угольки самой разной формы – круглые и граненные, разной длины и толщины. Сегодня уголь для художественных работ можно приобрести в специализированных магазинах. Прессованный уголь, в отличие от древесного, более темный и жирный, что позволяет сделать рисунок более выразительным. Работа , выполненная углем, требует закрепления на бумаге. Делают это лаком-фиксативом, аэрозольным фиксатором, распыляя его на расстоянии около метра.

Граттаж.

В 1922 году в России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский [14] при создании издания Ф. М. Достоевского «Белые ночи», создавая феерические, повышено экспрессивные произведения. Его также применяла литовский график Д. К. Тарабильдене [14], в частности, она обратилась к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад». Их работы больше напоминали линогравюры или ксилографию, то в наши дни техника становится более ажурной, благодаря современным технологиям и материалам. Наши соотечественники, такие как Артем Огурцов [12), говорят, что эта техника экспериментальная, чем и ]привлекает молодых художников.

Перед началом творческой работы, проводится подготовительный этап, заключающийся в подготовке поверхности к рисованию. Ранее говорилось, что техника экспериментальная и разные художники по-разному готовят формат к работе. В нашем случае это плотный шершавый картон белого цвета, покрываем тонким слоем парафина путем натирания. Далее покрываем черной тушью или черной гуашью, стараемся брать на кисть меньше воды и больше краски - от этого зависит качество покрытия полотна. Когда поверхность будет визуально сухой и перестанет при прикосновении пачкаться, это знак что можно брать в перо или острую палочку или другие процарапывающие инструменты и легкими движениями без сильного нажима наносим предварительный рисунок.

Есть вариации, когда предварительно картон покрывают акварельными легкими разводами, остальное по такому же алгоритму, который уже был написан выше. Тогда при процарапывании будут проявляться цветные линии на темном фоне, цвет фона тоже можно изменить.

Также можно применять цветной воск при нанесении на полотно (например, восковые карандаши). Далее после нанесения воска также покрывают тушью или гуашью. Как только работа высохла можно приступить к процарапыванию, от силы нажатия пера можно получить разного тона линию.

Множество техник предстоит узнать учащимся за время обучения в изостудии. Мир каждый день будет удивлять их своими открытиями новых материалов, возможностей, поверхностей, но и умение пользоваться традиционными техниками всегда для художника раскрывает поле деятельности.

 

Особенности проведения занятий по теме «Рисунок. Графика» с использованием различных изобразительных техник.

Учащийся, приходя первый год учиться в изостудию «Дар», ждет, что вот сейчас у него точно все получится все как у взрослых художников. На практике его ждут упражнения что, зачастую, отбивает у многих желание и интерес к учебе. Разработка цикла занятий, связанных с изучением различных графических материалов и техник, направлена на успешную реализацию и социализацию в начале творческого пути. Каждое занятие рассчитано на 2 учебных часа и направлено на закрепление успешности – это очень важно «начать и сегодня закончить», не откладывая на следующее занятие, которое будет через неделю. Мы уже знаем из выше написанного, что у младших подростков идет бурная смена настроения и желаний, поэтому надо ловить момент, пока есть желание. Жанр натюрморт, выбран не случайно, визуализация знакомых предметов простой формы для понимания основ и принципов графики будет наиболее успешным. Начинаем с простого и готовим детей к выполнению сложных графических задач.

 Основываясь на том, что в возрасте 10 -11 лет основной вид деятельности - это общение, и каждому учащемуся хочется быть успешным, важно создавать условия, где возможность общения и уверенность в своих способностях, идут рука об руку. Каким способом учащиеся могут выразить свою успешность? Например, проведение мастер-класса для родителей – это и есть поднятие своей оценки в глазах главных людей. Или организация выставки работ в общеобразовательной школе-увеличение своего рейтинга в глазах сверстников и учителей.

 

Цель каждого задания:

·     временная: 2 академических часа;

·     техническая: каждое задание знакомит с новым материалом;

·     познавательная: новые формы (имеется в виду предметы которые учащиеся ещё не рисовали )

·     показательная: каждое задание выглядит не как упражнение, а как законченная, творческая работа.


 

Занятие №1. План-конспект 3- год обучения, 2 часа.

Предмет: Рисунок. Тема: «Силуэт».

Материал: тушь, художественная кисть

Тип занятий: комбинированный.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

 

Цель: изобразить натюрморт из 2-3 простых по форме силуэтов.

1. Воспитательная:

·          формировать эстетическое восприятие действительности учащихся через приобщение к искусству.

2. Развивающая:

·          развивать творческое воображение.

·           развитие внимания, мышления, памяти и творческого воображения;

·           развитие познавательной и творческой активности

3. Обучающая:

·           формирование знаний о силуэтной графике

·           формирование умений и навыков выполнения изображения в технике силуэтной графики

·          формирование знаний о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения

 

Задание: выполнить предложенный натюрморт с натуры из 3-х перекрывающих друг друга предметов (бутылки различной формы и размера) черной художественной тушью.

Оборудование для педагога: ММП; пособие: натюрморты с графическими силуэтами; натюрморты распечатанные на принтере (см. Приложение 1).

Оборудование для учащихся: ватман формата А3, карандаш, ластик, тушь художественная, кисти: беличьи № 7-10, ветошь

 

План урока:

1) Организационный момент - 5 минут.

2) Беседа. Объяснение материала – 7-10 минут.

3) Самостоятельная работа (практическая часть) –-60-70 минут.

4) Анализ занятия. Рефлексия. Экспресс-выставка. – 10 минут.


 

Ход работы занятия № 1:

1. Организационный момент: организация рабочих мест, проверка готовности, проверка отсутствующих по журналу.

2. Беседа:

Приветствие. Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.

-Предлагаю проанализировать, что на них, что на них изображено? (вазы, бутылки, книги, цветы…) ПРОСТЫЕ силуэты.

- А как вы узнали, что это ваза, а это бутылка? (у них разные очертания)

- Получается, что узнаваемые очертания, говорящие нам об изображенном предмете, называют силуэт.

Силуэт – это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов. Главное требование к силуэту - он должен быть узнаваем!

- Почему же мы говорим, что силуэт - это изображение в виде тени, которая обязательно повторяет сам предмет? А бывают ли иные тени?

- Вы правы! Силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и наоборот белые на черном фоне. Силуэты на темном фоне. Это решается в зависимости от замысла автора. Таким образом мы можем изобразить день или ночь, и даже время года.

- Предлагаю сравнить вот эти изображения, в чем их схожесть и отличие?

- Получается, что цветной чайничек, кроме цвета имеет узор и текстуру, которая никак не находит отражения в силуэтном изображении. И вот это тоже один из важных моментов. Силуэт внутри не прорабатывается. И воспринимается нами как пятно. Пятно из основных выразительных средств изобразительного искусства.

-Предлагаю обратиться к истории силуэта, почему же силуэт назвали силуэтом?

Давным-давно, в восемнадцатом веке этот вид искусства пришел в Европу из Китая и дал жизнь целой волне силуэтной моды вырезание из черной бумаги контура предмета. В основном изображали портрет в профиль. Далее под воздействием уже европейской моды оно развивалось и стало светским, приобрело аристократический лоск.

Своим названием Силуэт обязан Эжену де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.

Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.

Самые яркие и достойные имена черно - белой графики - Ф. Валлотон, Е.С. Кругликова, Г. Нарбут. Искусство силуэта, на ниве которого славно потрудились Ф. П. Толстой и Е. М. Бем, было направленно в основном на портретные изображения человека и графику животных. Их работы вы видите на экране ( ММП).

3.Практическая часть: самостоятельная работа. Задание: выполнить предложенный натюрморт с натуры из 3-х перекрывающих друг друга предметов (бутылки различной формы и размера) черной художественной тушью.

-Напоминаю, что компоновка предметов в рабочем поле листа - это дело ответственное и от нее будет зависеть успешность вашей работы. Предметы не должны быть слишком крупными или маленькими, также их размещение не должно сильно задираться вверх или же вниз, вправо или влево.

- Когда переходите к заливке, для того, чтобы ваши предметы читались, и не сливались в одно бесформенное пятно, надо подумать, каким же методом их надо отделить друг от друга.

4.Анализ занятия. Рефлексия. Экспресс-выставка работ

- Кому обязана новая техника в графике своим названием? ( маркиз Эжен де Силуэт, министр финансов)

- Что такое силуэт? С каким выразительным свойством графики его можно сравнить? (Пятно)

- Может ли силуэтный натюрморт передать зрителю настроение или свет? (Да)

- Фиксирование удачных моментов в каждой творческой работе.

 

Занятие №2 План-конспект 3- год обучения, 2 часа.

Предмет: Рисунок. Тема: «Объём».

Материал: уголь, мел, тонированная бумага, влажные салфетки.

Тип занятий: комбинированный.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

 

Цель: изобразить углем и мелом натюрморт, состоящий из трех простых гипсовых фигур

1.     Воспитательная:

·          формировать интерес к новым техникам и материалам, воспитывать аккуратность в работе.

2. Развивающая:

·          Формировать интерес к изображению в технике угля.

·          Развивать умение анализировать форму предмета.

·          Развивать познавательную и творческую активность.

 

3. Обучающая:

·          Совершенствовать графические навыки рисования (штриховка, растушевка)

·           Формировать умение видеть и передавать свет и тень.

·          Формировать знания о жанре натюрморта и особенностях его композиционного решения.

 

Задание: выполнить предложенный натюрморт с натуры из 3-х геометрических гипсовых фигур (в данном случае - шар, цилиндр и конус) углем и мелом.

Оборудование для педагога: пособие: натюрморты с гипсовыми телами в свето - теневой проработке технике.

Оборудование для учащихся: тонированная бумага А3, мел, уголь, ветошь.

 

План урока:

1) Организационный момент - 5 минут.

2) Беседа (ТБ). Объяснение материала – 6-8 минут.

3) Педагогический рисунок – 4-5 мин.

4) Практическая часть ( задание )– 60-70 минут.

5) Анализ выполненных работ (эксперсс- выставка) – 7 минут.

 

Ход работы занятия № 2

1. Организационный момент: организация рабочих мест, проверка готовности, проверка отсутствующих по журналу.

2. Беседа:

Приветствие. Предлагаю проанализировать, из чего состоит натюрморт. Это гипсовые геометрические фигуры. Шар – имеет силуэт круга, конус – треугольника, цилиндр – прямоугольника. А что же делает плоский силуэт объемным на листе? (свет и тень)

 Вы мыслите в правильном направлении. Ещё в древней Греции художники изучали натуру, что и нам предстоит. Мы с вами внимательно смотрим на натюрморт: где свет, на все ли предметы свет падает с одной стороны? (да на все предметы), а тень она всегда противоположна свету.

3.Педагогический рисунок (педагог выполняет рисунок в формате А3)

Перед нами рабочее поле, внимательно выбираем формат горизонтальный или вертикальный. Затем композиционное размещение предметов в листе и далее построение конуса, затем шара и цилиндра.

Далее проработка тона и света, стараемся успеть одновременно по всему формату. Так что бы у нас не получилось идеально сделанная одна фигура, учимся видеть всю работу целиком. Освоение рисунка начинается с уточнения изображения предметов, обязательных границ собственной тени и падающих теней. Поиск тона идет от светлого к темному. Обращаем внимание, что напряжение света и тени при резком переломе поверхностей цилиндра увеличивается. Наносим легкий тон падающей тени от цилиндра на конус по форме. Усиливаем тени при затмении заднего плана. Глядим обязательно на натуру и в соответствии берем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно, как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Ведем работу на сопоставление контраста света и тени. Тени наносим легким тоном на серую горизонтальную плоскость. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.

.4.Практическая часть. Задание: выполнить предложенный натюрморт с натуры из 3-х геометрических гипсовых фигур (в данном случае - шар, цилиндр и конус) углем и мелом

5. Анализ занятия. Рефлексия. Экспресс-выставка

- Как изобразить самые выпуклые части предметов? ( Чем ближе к источнику света, тем выпуклее предмет)

-Назовите обязательные условия объема? (Свет – тень)

- Самые темные тени на предметах или на фоне? Почему?(Светлые предметы отражают свет сильнее, чем темные, поэтому самые темные тени находятся на темном фоне)

- Фиксирование удачных моментов в каждой творческой работе.

- В завершении занятия, предлагаю ознакомимся с работами Альберхта Дюрера ( техника рисования углем и мелом).

 

Занятие № 3 План-конспект 3- год обучения, 2 уч. часа.

Предмет: Рисунок. Тема: «Граттаж».

Материал: картон, 1-ый слой покрыт воском, 2 слой - гуашью черной, заостренная палочка.

Тип занятий: комбинированный.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

 

Цель: создать изображение в технике «граттаж».

Задачи:

1. Воспитательная: формировать эстетическое восприятие учащихся на примере изучения искусства силуэтной графики.

2. Развивающая: развивать творческое воображение.

3. Обучающая:

·          формирование знаний о живой линии

·          овладение техникой штриха

·          формирование умений и навыков выполнения изображения в технике граттаж.

 

Задание: выполнить натюрморт «Цветы в кувшине» в технике граттаж.

Оборудование для педагога: рисунки натюрмортов, выполненные в технике граттаж (ММП), линогравюры, распечатанные на принтере.

Оборудование для учащихся: подготовленная бумага А3, палочка заточенная, ветошь,

План урока:

1) Организационный момент - 3 минуты.

2) Беседа (ТБ). Объяснение материала – 8-10 минут.

3) Практическая часть .Самостоятельная работа– 60-70 минут.

4) Анализ занятия. Рефлексия. Эксперсс- выставка – 7 минут.

 

Ход работы занятия № 3

1. Организационный момент: организация рабочих мест, раздача приготовленной тонированной бумаги, проверка отсутствующих по журналу.

2. Беседа:

- Приветствие. Предлагаю посмотреть на доску (ММП), чтобы проанализировать изображения. С помощью, каких выразительных техник создано изображение? (Пятно, линия, штрих)

- В чем заключается выразительность черно-белых графических изображений? ( ритм тёмных и светлых линий, ритм пятен, свет-тень)

- Обратите внимание на линию, дайте ей характеристику (линия меняет свою тощину на разных местах изображения)

- Как правило, белым цветом художник обозначают всё светлое, чистое и доброе, а черным - печальное, зловещее. Мы с вами уже знаем, что черный и белый цвета контрастны. И художник график, удивительным образом переплетая и соединяя только два цвета белый и черный, может создать на полотне живой мир, со своим настроением, пространством и временем.

- Сегодня мы с вами будем работать в новой технике, называется она «граттаж». Граттаж ( от франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом полотна, покрытого тушью или гуашью.

Прежде чем начать работать в этой технике, внимательно рассмотрим алгоритм работы. Работа в технике «Граттаж» проходит в несколько этапов.

Первый этап- подготовительный, и мы его уже выполнили (подготовка художественного полотна-основы рисунка, когда на лист с шершавой поверхностью наносили плотным слоем воск, путем натирания свечой в разных направлениях. Затем широкой кистью или губкой нанесли на поверхность слой туши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Можно наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий).

Сегодня-второй этап работы. По высохшей поверхности подготовленного листа острым предметом (штихелем, старым стержнем или заточенной палочкой) будем процарапывать рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. При работе с острым инструментом необходимо соблюдать правила по технике безопасности:

- прежде чем начать процесс, стол следует защитить газетой;

- рабочий инструмент должен находится в чехле;

- нельзя размахивать руками или инструментами во время работы.

 

Итак, приступим к созданию творческой работы. Перед вами стоит кувшин и сейчас в вашей власти сочинить для всех его историю, откуда он пришел к нам, или чем был наполнен, может это кувшин джина или из него бабушка наливала утром молоко внуку, а в полдень мама поставила в кувшин цветы…

Задание: выполнить натюрморт «Цветы в кувшине» в технике граттаж.

3.Практическая часть: самостоятельная работа.

4. Анализ выполненных работ. Рефлексия. Эксперсс- выставка.

- Как называется новая художественно – выразительная техника?

- Какими новыми инструментами пользовались в этой технике?

- Что для вас в задании было сложнее всего выполнить?

- Назовите выразительные средства этой техники?

 Экспресс-выставка Фиксирование удачных моментов в каждой творческой работе.


 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ ЗАНЯТИЯМИ

Для проверки гипотезы были выбраны учащиеся в двух равнозначных группах третьего года обучения. С одинаковой программой в рамках темы «Графика», учащиеся одного возраста, и художественные задачи изначально были равны. Различие заключается в том, что в одной группе (далее будем именовать группа №1 - экспериментальная), педагог познакомил детей с новыми графическими материалами и техниками. Этими материалами учащиеся выполняли рисунок с натуры. В другой группе (далее будем именовать группа №2 - контрольная), учащиеся выполняли натюрморт с натуры традиционными материалами (графитными карандашами).

В группе 1 проводились разработанные циклы занятий по графическим материалам и техникам в рамках темы «Графика», Во время занятий учащиеся проявляли искренний интерес. Если мы рассмотрим работы, созданные в ходе занятий, то можно отметить, что они обладают большей схожестью с натурой, обладают достоверными деталями и содержит творческую мысль. Для наглядного сравнения полученных результатов создадим таблицу. В ней оговорим параметры, по которым произведем сравнение работ занятия №1 (прил.1) у обеих групп.

Для анализа работ обратимся к критериям, которые были сформулированы Рыловой Л.Б.[17, с.158]. Рылова предлагает сделать качественную оценку творческих работ по таким характеристикам как грамотность и выразительность.

Грамотность рисунка:

1)      композиционная организация рисунка;

2)      передача пропорций, формы, конструкции, пространственного расположения предметов;

3)      передача материальности предметов.

Выразительность рисунка:

1) способность, умение передать собственное отношение к объекту изображения через замысел;

2) умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной художественно-изобразительной задаче.


 

группа № 1 эксперементальная , группа №2 контрольная

Таблица 1. Сводная таблица оценки результатов по занятию №1

Группа

Коли-чество

уч-ся

Грамотность

Выразительность

5

4

3

2

средн.

балл

5

4

3

средн.

балл

1

13

1

2

-

-

4,3

1

2

-

4,3

2

11

-

2

1

-

3.6

-

3

-

4

В приведенной таблице суммарный бал оценок и за грамотность, и за выразительность у учащихся первой группы (эксперементальная), чуть выше, чем у второй (контрольная). Можно предположить, что учащиеся, которые работали с новыми материалами и выполняли задания в новой для себя технике, проявили на данном этапе больше заинтересованности, были более активными и продемонстрировали больше творчества в работе, чем представители второй группы. Во второй группе погружение в тему оказалось не достаточным и не вызвало в их душах никакого отклика, что и отразилась на их работах.

Занятие №2 провелось только в первой группе.

Во время проведения занятий в 1 группе, когда задание по теме уже было выполнено (прил. 2), Ирина Ч. спросила: «А графитным карандашом можно попробовать сделать то же самое?» Получив положительный ответ, приступила к работе простым карандашом, этот опыт показал учащейся, что за такое же количество времени она не справилась с постановкой и не смогла сделать объем таким выразительным, как при использовании техники, сочетающей мел и уголь. Работа карандашом не принесла столько восторга, по сравнению с работой, выполненной мелом и углем, и казалась сухой и не выразительной. Вследствие того, что у детей в этом возрасте идет формирование объемного мировосприятия, ребенок перестает видеть мир плоским, а вот знания и умения, как передать этот объём еще не сформировались. Данное упражнение помогает им поверить, что они могут реально передать объем формы и это вселяет в них уверенность, которой не хватает подросткам.

Работа с новыми техниками и новыми материалами дает возможность ученику понимать, как можно выразить объем, живость рисунка, а новые знания способствуют формированию творческой инициативы и дают энергию для творческого подхода к выполнению работ.

Значительным результатом этого эксперимента и дополнительным подтверждение сформулированной гипотезы является участие учащихся именно первой группы в творческом конкурсе изобразительного творчества «Сказочных дел мастера». Учащиеся второй группы не проявили желания принять участия в этом конкурсе.

Всероссийский творческий конкурс «Сказочных дел мастера» был объявлен и проведен в дистанционном формате, решение в нем участвовать учащиеся приняли самостоятельно и работы также выполнялись без руководства педагога, полностью самостоятельно (прил. 3).

Во время карантина, 28 апреля 2020 года, состоялся конкурс «Страна моя», организатором которого выступил творческий сайт «Палитра радости». На конкурс принимались иллюстрации, рисунки, восславляющие свою малую Родину (прил. 4). Ребятам на электронные ресурсы были высланы условия, по которым можно принять участие в конкурсе. Инициативу проявила девочка из первой группы, выполнив пейзаж родного края. Работа была выполнена технике граттаж. Работа выполнялась самостоятельно.

 Проводя оценку работы по вышеприведенным критериям, можем смело утверждать, что выразительность в рисунке явно заслуживает высокого балла. Образ родного края показан, может быть, несколько наивно, но искренне и трогательно: узнаваемый мотив родного пейзажа с небольшим домиком на окраине. В рисунке показан мир, в котором всё дорого, отрадно, мир, в котором маленький человек чувствует себя защищенным и согретым семейным теплом. Если оценивать работу с точки зрения грамотности, то, несмотря на некоторые замечания (одинаковые березы на первом плане), общее плановое решение выполнено грамотно. На первом плане линии более активные по своей пластике, а чем дальше от зрителя пейзаж, тем тоньше линии травинок. Дальний план не выпирает и не выпадает, гармонично вписываясь в общую композицию.

Задания, которые выполняли учащиеся на занятиях в изостудии Дар, нашли отклик в детских мыслях, приоткрыли мир новых выразительных графических техник, что поможет им в творческих работах. Важно, что учащиеся самостоятельно могут подобрать технику, подходящую для решения тех или иных задач, для выражения идеи в творческой работе.

При постановке и объяснении задач , педагог видит понимание , интерес, пробуждает любопытство, которое перерастает затем в творческую инициативу.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методических рекомендациях рассмотрены возрастные особенности детей 10-11-летнего возраста, учащихся третьего года обучения изостудии Дар центра дополнительного образования. К психолого-педагогическим особенностям этого возраста можно отнести и замену учебной деятельности, которая была ведущей в младшем школьном возрасте, на ведущую деятельность – общение, и гормональный сбой, и первые влюбленности. Владея этой информацией, педагог выстраивает грамотный подход в обучении, ищет интересные способы подачи материала, учитывая и социальную среду и особенности каждого учащегося.

При анализе действующей программы по теме «Рисунок.Графика», в целом написанной логично и последовательно, в разделе «Технические приемы в освоении учебного рисунка графическими средствами выражения», есть занятия, которые скучны и монотонны. С целью дополнить этот раздел был разработан цикл занятий по обучению графическим материалам и техникам, который показал интерес обучающихся к творческой деятельности.

Для проверки гипотезы были выбраны две равнозначные группы. В первой группе (эксперементальная), проводился цикл занятий, обучающий языку графического искусства с помощью изучения различных техник для формирования в детях творческой инициативы, а во второй группе (контрольная) цикл занятий, обучающий языку графического искусства не проводился. Анализ детских работ показал, наличие выраженного интереса к графическим выразительным техникам и творческого подхода в работах учащихся первой группы. Знакомство с многообразием графических техник изображения на занятиях по теме «Рисунок.Графика» расширяют палитру выразительных возможностей учащихся и, как следствие, формируют интерес к изобразительному искусству. Говорить о формировании творческой инициативы можно как о длительном процессе взаимодействия преподавателя и учащегося, основанной на совместном уважении и доверительном отношении друг к другу. В данном случае, за короткий период времени, творческая инициатива проявилась в самостоятельной конкурсной работе и выборе материала техники для нее. Значимость творческой работы ценна и тем, что она подтверждает гипотезу, дает новые знания для дальнейших исследований и практической работы.


 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Амонашвилли Ш., Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония. Часть 1. Здравствуйте, Дети! – Москва, 2016.

2.        Барбер Б., Рисовать могут все. – Москва: «Рипол классик», 2014.

3.        Гурьянов О., Тушь в китайской живописи [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/topic-7940081_18732786 (дата обращения 21.03.2020)

4.        Дережанова В., Основы графики. - Иркутск, 2015.

5.        Евгений, Основные инструменты для рисования тушью[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://restlesscreativity.com/art-supplies-for-drawing-with-ink/ (дата обращения 22.03.2020)

6.        Зайкова Е.А., Техника работы тушью ", [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-po-izo-tehnika-raboti-tushyu-3214766.html (дата обращения 20.03.2020)

7.        Зайцев К., Графика и архитектурное творчество.- Москва: Стройиздат, 1979.

8.        Залегина Е, Академический рисунок. Мифы и реальность.- Москва: «Бомбора», 2019.

9.        Казакова Т.Г., Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- Москва: «Владос», 2006.

10.   Казанский О.А., Психология как любовь. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1996.

11.   Казанский О.А., [Электронный ресурс] - Режим доступа http://lounb.ru/lipregion/culture/68-territoriya-kino/deyateli-kinoiskusstva/alfavit-kinoshnikov/438-kazanskij-oleg-anatolevich-1946-1996 (дата обращения 22.03.2020)

12.   Летта, Школа Рисования, [Электронный ресурс] - Режим доступа http://artlab.club/school/sposoby-raboty-s-tushyu-shpargalka-dlya-inktober.html (дата обращения 22.03.2020)

13.   Огурцов А.А., Обо мне [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://artchive.ru/artists/83316~Artem_Aleksandrovich_Ogurtsov (дата обращения 23.03.2020)

14.   Озерова М.В., О детском рисовании.- Москва: Студия Артемия Лебедева, 2017.

15.   Рисование в технике Граттаж [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/1069653-risovanie-v-tehnike-grattazh (дата обращения 20.03.2020) - граттаж работ художника Добужинского

16.   Ростовцев Н.Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – Москва: «Просвещение», 1980.

17.   Рылова Л.Б., Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика – Издательство Удмуртского университета, 1992

18.   Сумин Д., Рисование углём [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://masterkrasok.ru/posts/drawing/charcoal/risovanie-uglyom (дата обращения 24.03.2020)- материалы бумага и виды угля

19.   Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974.-С. 166-172.

20.   Толстых, А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж / А.В. Толстых. - М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

21.   Унковский А.А., Рисунки-наброски. - Ленинград, 1963.

22.   Хадиджа, Экспрессия свободы, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://forum.remesla.by/106-ya-nachinayuschii-hudozhnik-samouchka/422-ekspressiya-svobody-risuem-tushyu-tehnika-risovaniya-poshagovyi-urok.html (дата обращения 21.03.2020)

23.   Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

24.   Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.

25.   Яворский А.Н., Конспект урока "Рисование гипсовых геометрических фигур" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-risovanie-gipsovih-geometricheskih-figur-858334.html (дата обращения 17.03.2020)


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Работы группы №1

Работы группы №2

Василина К., 10 лет

Ирина Ч., 10 лет

Юлия Г., 10 лет

Тимофей Б., 10 лет

Дарья К., 10 лет

Анна Ч, 11 лет

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работы группы №1

Рис. 1, Дарья К., 10 лет

Рис. 2, Василина К., 10 лет

Рис. 3, Юлия Г., 10лет

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Василина К., 10 лет, «Тишина за околицей», техника граттаж.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Изменение размера итоговыйПОЛОЖЕНИЕ

о всероссийском творческом конкурсе

«Сказочных дел мастера».

 

28 апреля 2020 года состоится конкурс «Страна моя». Творческий сайт «Палитра радости» (palitra-rad.ru) принимает на конкурс работы и иллюстрации, рисунки, восславляющие свою малую Родину.

Номинации:

Ø Изобразительное искусство, где юные художники могут использовать любые материалы: акварель, гуашь, пастель, масло, графитный карандаш, тушь – перо, цветные карандаши и фломастеры и др.;

Ø Декоративно – прикладное творчество (батик, роспись по стеклу и дереву, гобелен, коллаж, печворк, бумагопластика, поделки из пластилина и полимерной глины, квиллинг, открытки и многое другое);

Участники: Общеобразовательные школы, лицеи, гимназии; художественные школы; центры детского творчества, подростковые клубы и т.п.; детские сады и другие учреждения дошкольного образования; индивидуальные участники.

Возрастные категории: 3 - 4 года; 5 – 6 лет; 7 – 8 лет; 9 – 10 лет; 11 – 13 лет; 14 – 17 лет; от 18 лет. Категории могут быть дополнительно разбиты при большом количестве участников.

Условия конкурса

Стоимость участия в конкурсе 100 рублей для каждой работы. Оплата производится через Сбербанк России (приложение 2). Если у Вас несколько участников, оплачивайте одной квитанцией на общую сумму.

На конкурс принимаются фотоизображения работ. Фотографии должны быть представлены в электронном виде, хорошего качества до 3 Mb (формат jpg, не вставлять в документ Word). Название файла должно содержать фамилию, имя участника, название работы и возраст. Например, Иванова Саша, 5 лет, Добрая сказка.

На каждую работу обязательно заполняется ЗАЯВКА по форме (приложение 1)

Заявки на участие, копии квитанции об оплате и фотографии работ принимаются до 28 апреля 2020 года (включительно) на адрес электронной почты: info@palitra-rad.ru В теме письма обязательно указывайте наименование конкурса.

В течение двух дней Вы получите сообщение о том, что работа принята на конкурс. Пожалуйста, убедитесь в том, что Ваша работа принята на конкурс! Если такого сообщения Вы не получили, следует повторно выслать письмо с заявкой. Просим самых активных участников больше 4 работ в одном письме не отправлять («тяжёлые» файлы иногда не доходят).

Итоги конкурса будут подводиться с 29 апреля по 12 мая 2020 года.

Ваши лучшие работы будут размещены на сайте palitra-rad.ru в разделе работы победителей. Заполняя заявку Вы соглашаетесь с размещением фотоизображения работ(ы) на сайте. Все дипломы победителям и участникам конкурса, благодарственные письма руководителям присылаются только в электронном виде, на почту указанную в заявке!

Жюри оставляет за собой право присуждать дополнительные места и номинации в каждой возрастной категории. Решение жюри окончательное и пересмотру не подлежит.

Ø Победители конкурса награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени;

Ø Все остальные участники получают диплом об участии;

Ø Руководитель (педагог), подготовивший победителя конкурса, получает благодарственное письмо;

Ø Так же благодарственное письмо получает педагог, направивший на конкурс не менее 5 работ.

Ø Руководитель учреждения (по Вашему желанию) получает благодарственное письмо, если от учреждения в конкурсе принимает участие не менее 10 работ.


 

Ø Скачано с www.znanio.ru

Номинация: «Методические рекомендации»

Номинация: «Методические рекомендации»

Методика обучения многообразию графических техник изображения на занятиях в изостудии дополнительного образования, как средства формирования творческой инициативы учащихся третьего года обучения.

Методика обучения многообразию графических техник изображения на занятиях в изостудии дополнительного образования, как средства формирования творческой инициативы  учащихся третьего года обучения.

АННОТАЦИЯ В методических рекомендациях рассмотрены возрастные особенности детей 10-11-летнего возраста, учащихся третьего года обучения изостудии

АННОТАЦИЯ В методических рекомендациях рассмотрены возрастные особенности детей 10-11-летнего возраста, учащихся третьего года обучения изостудии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приказом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приказом

Дар и проанализировать их влияние на формирование у детей творческой инициативы

Дар и проанализировать их влияние на формирование у детей творческой инициативы

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И он ведет долгий диалог, в котором рассуждает, что значит быть собой-человеком, собой-учителем, другом, примером

И он ведет долгий диалог, в котором рассуждает, что значит быть собой-человеком, собой-учителем, другом, примером

Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми

Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми

С учётом этих особенностей восприятия первые задания по рисунку носят плоскостной характер изображения, постепенно подводя учащихся к объёмному восприятию предмета

С учётом этих особенностей восприятия первые задания по рисунку носят плоскостной характер изображения, постепенно подводя учащихся к объёмному восприятию предмета

Содержание темы «Рисунок. Графика» в программе «

Содержание темы «Рисунок. Графика» в программе «

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ, ПРИНЦИПЫ

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ, ПРИНЦИПЫ

Рассуждения Олега Гурьянова [3] на тему «Тушь в китайской живописи» ведут к тому, что произведения, созданные тушью, имеют не просто наглядный образ, а заключают в…

Рассуждения Олега Гурьянова [3] на тему «Тушь в китайской живописи» ведут к тому, что произведения, созданные тушью, имеют не просто наглядный образ, а заключают в…

При выполнении работы углем и мелом учащайся не отвлекается на детали, а видит и передает целостное изображение через свет и тень

При выполнении работы углем и мелом учащайся не отвлекается на детали, а видит и передает целостное изображение через свет и тень

Как только работа высохла можно приступить к процарапыванию, от силы нажатия пера можно получить разного тона линию

Как только работа высохла можно приступить к процарапыванию, от силы нажатия пера можно получить разного тона линию

Занятие №1. План-конспект 3- год обучения, 2 часа

Занятие №1. План-конспект 3- год обучения, 2 часа

Ход работы занятия № 1: 1. Организационный момент: организация рабочих мест, проверка готовности, проверка отсутствующих по журналу

Ход работы занятия № 1: 1. Организационный момент: организация рабочих мест, проверка готовности, проверка отсутствующих по журналу

Такие изображения и стали называться “силуэтами”

Такие изображения и стали называться “силуэтами”

Развивать умение анализировать форму предмета

Развивать умение анализировать форму предмета

Поиск тона идет от светлого к темному

Поиск тона идет от светлого к темному

Оборудование для педагога: рисунки натюрмортов, выполненные в технике граттаж (ММП), линогравюры, распечатанные на принтере

Оборудование для педагога: рисунки натюрмортов, выполненные в технике граттаж (ММП), линогравюры, распечатанные на принтере

При работе с острым инструментом необходимо соблюдать правила по технике безопасности : - прежде чем начать процесс, стол следует защитить газетой; - рабочий инструмент должен…

При работе с острым инструментом необходимо соблюдать правила по технике безопасности : - прежде чем начать процесс, стол следует защитить газетой; - рабочий инструмент должен…

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Таблица 1 . Сводная таблица оценки результатов по занятию № 1

Таблица 1 . Сводная таблица оценки результатов по занятию № 1

Значительным результатом этого эксперимента и дополнительным подтверждение сформулированной гипотезы является участие учащихся именно первой группы в творческом конкурсе изобразительного творчества «Сказочных дел мастера»

Значительным результатом этого эксперимента и дополнительным подтверждение сформулированной гипотезы является участие учащихся именно первой группы в творческом конкурсе изобразительного творчества «Сказочных дел мастера»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В методических рекомендациях рассмотрены возрастные особенности детей 10-11-летнего возраста, учащихся третьего года обучения изостудии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В методических рекомендациях рассмотрены возрастные особенности детей 10-11-летнего возраста, учащихся третьего года обучения изостудии

ЛИТЕРАТУРА 1. Амонашвилли

ЛИТЕРАТУРА 1. Амонашвилли

Сумин Д., Рисование углём [Электронный ресурс] -

Сумин Д., Рисование углём [Электронный ресурс] -

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Работы группы №1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Работы группы №1

Дарья К., 10 лет Анна

Дарья К., 10 лет Анна

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Работы группы №1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Работы группы №1

Рис. 3, Юлия Г., 10лет

Рис. 3, Юлия Г., 10лет

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПОЛОЖЕНИЕ о всероссийском творческом конкурсе «Сказочных дел мастера»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПОЛОЖЕНИЕ о всероссийском творческом конкурсе «Сказочных дел мастера»

Заявки на участие, копии квитанции об оплате и фотографии работ принимаются до 28 апреля 2020 года (включительно) на адрес электронной почты: info @ palitra -…

Заявки на участие, копии квитанции об оплате и фотографии работ принимаются до 28 апреля 2020 года (включительно) на адрес электронной почты: info @ palitra -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2022