Цель: диагностика умений распознавать следующие эмоциональные состояния (настроение) по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.
Материал:
- набор пиктограмм, отображающих различные эмоции (радость, гнев, удивление, печаль, спокойствие);
- набор сюжетных картин, отображающих различные эмоции (настроение);
- набор сюжетных картинок, у героев которых не прорисованы лица.
Методика диагностики эмоционального развития «Наше настроение»
Цель: диагностика умений распознавать следующие эмоциональные состояния
(настроение) по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.
Материал:
набор пиктограмм, отображающих различные эмоции (радость, гнев, удивление,
печаль, спокойствие);
набор сюжетных картин, отображающих различные эмоции (настроение);
набор сюжетных картинок, у героев которых не прорисованы лица.
Часть 1.
Психолог рассматривает с детьми сюжетные картины. Сначала рассматривается
картина «Радость» (рис. 1, а). Психолог задает детям вопросы:
— Какое настроение у девочки? Почему?
— В каких ситуациях у нас бывает радостное настроение?
— Какое при этом бывает лицо?
Дети должны отметить форму губ, положение бровей (уголки рта приподняты, глаза
прищурены и т. д.), характерные для радостного настроения. Далее подобным
образом детям предлагается сюжетная картина «Злой Карабас Барабас» (см. рис. 1,
б). После этого детям предлагаются картинки с такими эмоциями, как удивление
(рис. 1, в), грусть.
Если ребенок правильно называет и определяет эмоцию, то он получает 3 балла, если
для этого ему необходимы подсказки, то он получает 1 балл, неправильно
определенная эмоция оценивается в 0 баллов.
Часть 2.
Психолог раздает детям сюжетные картинки, где лицо главного героя не изображено
(можно раздать каждому ребенку по картинке, а можно объединить детей в
микрогруппы). Дети должны оценить ситуацию, изображенную на картинке, и
выбрать из предложенных пиктограмм наиболее подходящую. Ответить на этот
вопрос должен сам ребенок, выбрав из всех эмоций ту, которую он считает
подходящей в данной ситуации.
То же относится ко всем предлагаемым картинкам (рис. 2). Психолог может
подобрать и другие картинки. После того как дети выполнили задание, проводится
обсуждение: каждый объясняет, какое чувство переживает его герой и почему.
Выполнение задания оценивается, так же как и в предыдущей части.
Общий анализ результатов:
Максимальный балл, который может набрать ребенок 24, минимальный – 0.
Подсчитывается сумма балов набранных ребенком за выполнение всех задний и
переводятся в %. Если ребенок набрал 90100 %, то у него высокий уровень
эмоционального развития, 7590% средний, 75%50% ниже среднего. 50 и ниже –
низкий.Рис 1, а. 1, б.
рисРис. 1,вРис. 1Рис. 2.