Пение — единственная разновидность музыки, в которой инструмент — часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний.
У певцов есть профессиональный термин — «опора». Все согласны, что «опертый» звук — хоро¬шо, «неопертый» — плохо и что «опертый» звук возмо¬жен только там, где есть «опертый» вдох, хотя, чем отличается «опертый» вдох от «неопертого», неизвестно. «Опертый» голос — это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? «Опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», говоря попросту, уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая, их, сталаПение — единственная разновидность музыки, в которой инструмент — часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний.
У певцов есть профессиональный термин — «опора». Все согласны, что «опертый» звук — хоро¬шо, «неопертый» — плохо и что «опертый» звук возмо¬жен только там, где есть «опертый» вдох, хотя, чем отличается «опертый» вдох от «неопертого», неизвестно. «Опертый» голос — это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? «Опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», говоря попросту, уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая, их, стала
Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Пение — единственная разновидность музыки, в которой инструмент —
часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее
управляемых: органы его дыхания. Мы не видим движений, которые
происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от
эмоциональных состояний.
У певцов есть профессиональный термин — «опора». Все согласны, что
«опертый» звук — хорошо, «неопертый» — плохо и что «опертый» звук
возможен только там, где есть «опертый» вдох, хотя, чем отличается
«опертый» вдох от «неопертого», неизвестно. «Опертый» голос — это
звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? «Опертый» вдох — это вдох
предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти
дальше. Он «оперся», говоря попросту, уперся в стенки органов дыхания.
Мускулатура, окружающая, их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы
чувствуете это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать
или петь!
Вдох — движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох — это
мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально
по отношению к легким, следовательно, ей удобно петь, если вы сделали,
сознательно или бессознательно, вдох, «опертый» в спину. Легкие
расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох
легко задержать, хотя объем его велик.
Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы
сохранить во время звучания чувство «опоры», надо оставить воздух там,
откуда вы его «взяли». Сквозное действие певца — задерживать правильно
сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох — это звук.
Не думайте о дороге, по которой вы поведете этот вдох. Думайте о месте,
в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге, там
возникают напряжения. Не ищите этот вдох умом. Ищите движением и
эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и
пойте, никуда не направляя звук.
Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да,
вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и делать вредно. Вдох,
заполняющий легкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье.
Лучшая в мире постановка голоса — не русская, не французская, не немецкая
и даже — не итальянская, а природная!
Следовательно, если вы сознательно произвели правильный вдох и
задерживаете его, все остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно
помогать ей движением и мыслью.
Источник звука — голосовые связки. Чтобы прозвучать, они должны
сомкнуться — встречное движение на уровне шеи. Воздушная струя, которая
колеблет их, чтобы они звучали, идет из двух бронхов в одну трахею —
1встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы. Но
легкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она —
им.
Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные
струи встречаются, следовательно, помогая им, диафрагма должна во время
звучания объединять легкие. С помощью вдоха, который, заполняя легкие
воздухом, не разъединяет их. И так как диафрагма самый сильный мускул
среди всех, связанных с дыханием, ей подчинятся и смыкание голосовых
связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить
легкие, не разъединяя их, может только один вдох — вдох в спину.
Музыка имеет три измерения — высоту, тембр и силу. Певец должен
помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой
ноты, освобождать тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя,
форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости — звонкий голос хорошо
летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах
активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких —
грудные мышцы. У нас это делается конкретными движениями, которые
тренируются «актерскими упражнениями».
Лечебное воздействие гимнастики.
Основной функцией легких является обмен газов в легочных альвеолах.
Чтобы его усилить, требуется нарушить так называемый альвеолярный барьер.
Эту задачу и решают дыхательные упражнения, разработанные А.Н.
Стрельниковой. После нескольких коротких и резких вдохов носом, идущих
на предельную глубину легких (во время вдоха в легкие попадает в 3—4 раза
больше воздуха), происходит усиленный обмен воздуха в альвеолах, при этом
его состав приближается к наружному, одновременно происходит активный
обмен газами крови.
Упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики активно включают
в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс,
плечевой пояс и т.д. — и вызывают общую физиологическую реакцию всего
организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в
котором называют «жаждой кислорода». И так как в этой гимнастике все
упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через
нос (при абсолютно пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее
тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями.
Стрельниковская дыхательная гимнастика способствует также
выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга,
усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно
регуляторных механизмов, управляющих дыханием.
В нашей дыхательной гимнастике так называемые динамические
дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног
(упражнения «Обними плечи», «Насос», «Шаги» и т.д.). Эти движения всегда
2соответствуют определенным фазам дыхания (вдохи делаются при
движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами по себе
становятся тем условным раздражителем,
который и вызывает
соответствующие изменения в характере дыхания.
Укрепление мускулатуры, участвующей в акте дыхания, также помогает
ликвидации дыхательной недостаточности.
Большое значение всегда придавалось тренировке диафрагмы
(«дыхательного мускула»), играющей важную роль в дыхании. А в
стрельниковской дыхательной гимнастике как раз есть упражнения для
непосредственной тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой
маятник», «Передний шаг»).
Эти дыхательные упражнения — это своеобразная гимнастика для
бронхиальной мускулатуры. Речь идет о знаменитом стрельниковском вдохе
на сжатии грудной клетки в упражнении «Обними плечи».
Одна из главных заслуг стрельниковской дыхательной гимнастики
заключается в том, что она восстанавливает нормальное физиологическое
дыхание через нос. А это необходимо, потому что при дыхании ртом
наружный воздух, непосредственно поступая в лежащие ниже пути, не
подвергается должной «биологической обработке» в приспособленной для
этой цели сложной системе носовых пазух и примыкающих полостей. В
результате воздух может поступать несоответствующей температуры, сухой
(или, наоборот, излишне сырой), насыщенный всевозможными пылевыми
частичками и микробами. Все это проникает в дыхательные пути.
Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое
дыхание. В результате двухнедельной тренировки (два раза в день: утром и
вечером, по 1200 вдоховдвижений) вырабатывается новый динамический
стереотип.
Для полноценного дыхания важное значение имеет хорошее развитие
трапециевидной, большой и малой грудных мышц, мышц шеи и другой
добавочной мускулатуры, принимающей участие в акте дыхания.
Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой.
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС.
Переходим к основному комплексу. Но прежде еще раз повторим правила,
которые начали усваивать при выполнении первых трех упражнений.
ПРАВИЛА
1.Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох — шумный,
резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
2.Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно
(желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох —
3предельно активный (носом), выдох — абсолютно пассивный (через рот, не
видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!
3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской
дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения — без вдоха.
4. Все вдохидвижения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме
строевого шага.
5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике — только на 8, считать
мысленно, не вслух.
6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.
УПРАЖНЕНИЯ
рис.4
1. «Ладошки» — рис.4. Исходное положение: станьте прямо, согните
руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстра
сенса». Делайте шумные,
короткие, ритмичные вдохи носом и
одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд
сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза).
Затем руки опустите и отдохните 3—4 секунды — пауза. Сделайте еще 4
коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный
выдох через рот.
Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха. Упражнение «Ладошки»
можно делать стоя, сидя и лежа.
В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно
пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте
весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдоховдвижений (отдыхать
можно не 3—4 секунды, а от 5 до 10 секунд).
2. «Погончики» — рис.5 .
Исходное положение (и. п.): станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и
прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки
4вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые,
тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи
расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте
подряд уже не 4 вдохадвижения, а 8. Затем отдых 3—4 секунды и снова 8
вдоховдвижений.
Норма: 12 раз по 8 вдоховдвижений.
Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.
Рис.5.
рис.6.
3. «Насос» («Накачивание шины») — рис.6.
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища
(основная стойка — о.с). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но
не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй
половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка
приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный
вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте,
что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко,
низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не
прямая), голова опущена.
Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага.
Норма: 12 раз по 8 вдоховдвижений.
Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.
4. «Кошка» (приседание с поворотом) — рис.7 .
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении
не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновре
менно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же
приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо
— влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами,
непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое,
пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения
справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в
талии.
Норма: 12 раз по 8 вдоховдвижений.
5Рис.7. Рис.8.
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки) — рис.8 .
И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки
навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И
одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент
«объятия» идут параллельно друг другу (а не крестнакрест), ни в коем
случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или
левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это
упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать
голову назад (вдох с потолка).
Норма: 12 раз по 8 вдоховдвижений.
Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.
6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи») — рис.6 и 9.
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки
тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице)
наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед —
откидывайтесь назад, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох происходит в
промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!
Норма: 12 раз по 8 вдоховдвижений.
Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя.
Только хорошо освоив первые шесть упражнений комплекса, можно
переходить к остальным.
6Добавляйте каждый день по одному упражнению из второй половины
комплекса, пока не освоите все основные упражнения.
Рис.9. Рис. 10. Рис.11.
7. «Повороты головы» (вправо — влево) — рис.10.
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову
вправо — сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем
поверните голову влево — «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа —
вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не
тянуть!
Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно,
через рот.
Норма: 12 раз по 8 вдоховдвижений.
8. «Ушки» («Айай») — рис.11.
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову
вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом.
Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже
вдох. Чутьчуть покачайте головой, как будто комуто мысленно говорите: «Ай
айай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение
напоминает «китайского болванчика»).
Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен
происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот!).
Норма: 12 раз по 8 вдоховдвижений.
9. «Маятник головой» («Маленький маятник») (вниз—вверх) —
рис.12.
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч Опустите голову вниз
(посмотрите на пол) — резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх
(посмотрите на потолок) — тоже вдох. Вниз—вверх, вдох «с пола» — вдох «с
потолка». Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не
задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но
не видно и не слышно, либо в крайнем случае — тоже через нос).
7Норма; 12 раз по 8 вдоховдвижений.
10. «Перекаты» — рис.13.
А. И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на
левой ноге. Нога прямая, корпус — тоже. Правая нога согнута в колене и
отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не
опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в
колене слегка сгибается), одновременно делая короткий вдох носом (после
приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите
тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на
ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога в этот момент
впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не
опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу.
Вперед — назад приседание — приседание, вдох — вдох.
Помните: 1) приседание и вдох делаются строго одновременно; 2) вся
тяжесть тела только на той ноге, на
3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после
этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.
которой слегка приседаем;
Норма: 12 раз по 8 вдоховдвижений.
Б. И.п.: станьте правая нога впереди, левая — сзади. Повторите
упражнение с другой ноги.
Упражнение «Перекаты» можно делать только стоя.
Рис. 12. Рис.13.
11. «Шаги» — рис. 14.
8А. «Передний шаг» (рокнролл). И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже
ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня
живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой
ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий,
шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно
мгновение принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на
левой слегка приседайте и шумно «шмыгайте» носом (левое колено вверх —
и.п., правое колено вверх — и.п.). Нужно обязательно слегка присесть,
тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня
живота. Корпус прямой.
Рис.14.
Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена
вверх делать легкое встречное движение кистей рук на уровне пояса.
Упражнение «Передний шаг» напоминает танец рокнролл.
Норма: 8 раз по 8 вдоховдвижений.
Б. «Задний шаг». И.п. то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене,
назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент
слегка присядьте и шумно «шмыгните» носом. Затем обе ноги на одно
мгновение верните в и.п. — выдох сделан. После этого отводите назад
согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте легкое танцевальное
приседание.
Норма: 4 раза по 8 вдоховдвижений.
9Итак, основной комплекс, включает в себя следующие упражнения:
1. «Ладошки» — 12 раз по 8 вдоховдвижений
(или 3 х 32 = 96 — «сотня»).
2. «Погончики» — 12 раз по 8 вдоховдвижений
(или 3 х 32 = 96).
3.«Насос» — 12 раз по 8 вдоховдвижений (96).
4.«Кошка» — 12 раз по 8 вдоховдвижений (96).
5.«Обними плечи» — 12 раз по 8 вдоховдвижений (96).
6.«Большой маятник» — 12 раз по 8 вдоховдвижений (96).
7.«Повороты головы» — 12 раз по 8 вдоховдвижений (96).
8.«Ушки» — 12 раз по 8 вдоховдвижений (96).
9.«Маятник головой» — 12 раз по 8 вдоховдвижений (96).
10.«Перекаты»:
а) 12 раз по 8 вдоховдвижений (или 3 х 32) —с левой ноги;
б) 12 раз по 8 вдоховдвижений (или 3 х 32) —с правой ноги.
11. «Шаги»:
а) «Передний шаг»32вдохадвижения;
б) «Задний шаг» 32 вдоха движения;
в) снова «Передний шаг» 32 вдохадвижения.
Итого — 96 («сотня»).
Всего за один урок нужно сделать 1200 (12 «сотен») вдоховдвижений.
Учиться петь — это учиться управлять дыханием и певческим
эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям,
эмоции могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох
взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пение, речь и
самочувствие.
Заключение
Для пения требуется глубокое дыхание, наполняющее легкие во всем их
возможном объеме. Певческое дыхание во многом отличается от обычного
жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит фонация,
значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из
автоматического, не регулируемого сознанием переходит в произвольно
управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более
интенсивной.
Основной задачей произвольного управления певческим дыханием
является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время
фонации.
Дыханию в пении принадлежит исключительная роль, так как это источник
10энергии для возникновения звука. Недаром во многих европейских вокальных
школах ему отводится главная роль.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокальнохоровой
техники. Приобретение других вокальнохоровых навыков во многом зависит
от приобретения навыка певческого дыхания.
Список использованных источников:
1. Бушева А. П. / Тембр как средство музыкально –
художественной выразительности в хоровом исполнительстве/
Тамбов 1993;
2. Дмитриев Л. Б. /Основы вокальной методики/ Москва 1963;
3. Емельянов В. /Развитие голоса, координация и тренинг/
Санкт – Петербург 2000;
4. Луканин В. /Мой метод работы с певцами/ Ленинградское
отделение 1972;
5. Морозов В. П. /Искусство резонансного пения/ Москва 2002;
6. Огороднов Д. / Воспитание певца в самодеятельном ансамбле/
Киев 1980;
7. Огороднов Д. /Музыкально – певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе/ Киев 1981;
10. Сивизьянов А. /Проблема мышечной свободы дирижера хора/
Москва 1983;
11. Соколов В. /Работа с хором/ Москва 1967;
12. Струве Г. /Школьный хор/ Москва 1981;
13. Теория и практика хорового исполнительства.
Певческое развитие ребёнка. Москва 1999;
14. Щетинин М. /Дыхательная гимнастика Стрельниковой/
Москва 1999.
11