Методика дыхательной гимнастики

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пение — единственная разновидность музыки, в которой инструмент — часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний. У певцов есть профессиональный термин — «опора». Все согласны, что «опертый» звук — хоро¬шо, «неопертый» — плохо и что «опертый» звук возмо¬жен только там, где есть «опертый» вдох, хотя, чем отличается «опертый» вдох от «неопертого», неизвестно. «Опертый» голос — это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? «Опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», говоря попросту, уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая, их, сталаПение — единственная разновидность музыки, в которой инструмент — часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний. У певцов есть профессиональный термин — «опора». Все согласны, что «опертый» звук — хоро¬шо, «неопертый» — плохо и что «опертый» звук возмо¬жен только там, где есть «опертый» вдох, хотя, чем отличается «опертый» вдох от «неопертого», неизвестно. «Опертый» голос — это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? «Опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», говоря попросту, уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая, их, стала
Иконка файла материала Методика дыхательной гимнастики Стрельниковой.doc
Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Пение — единственная разновидность музыки, в которой инструмент — часть   тела   музыканта,   и   при   том   одна   из   наиболее   важных   и   наименее управляемых:   органы   его   дыхания.   Мы   не   видим   движений,   которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний.  У  певцов есть профессиональный термин — «опора». Все согласны, что «опертый»   звук   —   хорошо,   «неопертый»   —   плохо   и   что   «опертый»   звук возможен   только   там,   где   есть   «опертый»   вдох,   хотя,   чем   отличается «опертый»   вдох   от   «неопертого»,   неизвестно.   «Опертый»   голос   —   это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? «Опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», говоря попросту,     уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая, их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать или петь! Вдох — движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох — это мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по  отношению  к  легким, следовательно,  ей  удобно  петь,  если  вы  сделали, сознательно   или   бессознательно,   вдох,   «опертый»   в   спину.   Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик. Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить  во   время   звучания  чувство  «опоры»,  надо   оставить   воздух  там, откуда вы его «взяли». Сквозное действие певца — задерживать правильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох — это звук. Не думайте о дороге, по которой вы поведете этот вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге, там возникают   напряжения.   Не   ищите   этот   вдох   умом.   Ищите   движением   и эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и пойте, никуда не направляя звук.  Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох,  искажающий   форму   легких,   задерживать,   да   и   делать   вредно.  Вдох, заполняющий легкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье. Лучшая в мире постановка голоса — не русская, не французская, не немецкая и даже — не итальянская, а природная! Следовательно,   если   вы   сознательно   произвели   правильный   вдох   и задерживаете его, все остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно помогать ей движением и мыслью. Источник   звука   —   голосовые   связки.   Чтобы   прозвучать,   они   должны сомкнуться — встречное движение на уровне шеи. Воздушная струя, которая колеблет   их,   чтобы   они   звучали,   идет   из   двух   бронхов   в  одну   трахею  — 1встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы. Но легкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она — им. Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные струи встречаются, следовательно, помогая им, диафрагма должна во время звучания   объединять   легкие.   С   помощью   вдоха,  который,  заполняя   легкие воздухом, не разъединяет их. И так как диафрагма самый сильный мускул среди   всех,   связанных   с   дыханием,   ей   подчинятся   и   смыкание   голосовых связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить легкие, не разъединяя их, может только один вдох — вдох в спину.   Музыка имеет три измерения —  высоту,  тембр  и  силу.  Певец  должен помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости — звонкий голос хорошо летит   в   зал.   Что   касается   диапазона,   то   очевидно,   что   на   верхних   нотах активно   должны   работать   брюшной   пресс   и   диафрагма,   а   на   низких   — грудные   мышцы.   У   нас   это   делается   конкретными   движениями,   которые тренируются «актерскими упражнениями».        Лечебное воздействие гимнастики. Основной функцией легких   является обмен газов в легочных альвеолах. Чтобы его усилить, требуется нарушить так называемый альвеолярный барьер. Эту   задачу   и   решают   дыхательные   упражнения,   разработанные   А.Н. Стрельниковой. После нескольких коротких и резких вдохов носом, идущих на предельную глубину легких (во время вдоха в легкие попадает в 3—4 раза больше воздуха), происходит усиленный обмен воздуха в альвеолах, при этом его состав приближается к наружному, одновременно происходит активный обмен газами крови. Упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д. — и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма.   Возрастает   потребление   кислорода,   повышенную   потребность   в котором называют «жаждой кислорода». И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Стрельниковская   дыхательная   гимнастика   способствует   также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно­ регуляторных механизмов, управляющих дыханием. В   нашей   дыхательной   гимнастике   так   называемые   динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног (упражнения «Обними плечи», «Насос», «Шаги» и т.д.).  Эти движения всегда 2соответствуют   определенным   фазам   дыхания   (вдохи   делаются   при движениях,   сжимающих   грудную   клетку),   и   вскоре   они   сами   по   себе становятся   тем   условным   раздражителем,   который   и   вызывает соответствующие изменения в характере дыхания. Укрепление мускулатуры, участвующей в акте дыхания, также помогает ликвидации дыхательной недостаточности.   Большое   значение   всегда   придавалось   тренировке   диафрагмы («дыхательного   мускула»),   играющей   важную   роль   в   дыхании.   А   в стрельниковской   дыхательной   гимнастике   как   раз   есть   упражнения   для непосредственной   тренировки   диафрагмы   («Насос»,   «Кошка»,   «Большой маятник», «Передний шаг»). Эти   дыхательные   упражнения   —   это   своеобразная   гимнастика   для бронхиальной мускулатуры. Речь идет о знаменитом стрельниковском вдохе на сжатии грудной клетки в упражнении «Обними плечи».   Одна   из   главных   заслуг   стрельниковской   дыхательной   гимнастики заключается   в   том,   что   она   восстанавливает   нормальное   физиологическое дыхание   через   нос.   А     это   необходимо,   потому   что   при   дыхании   ртом наружный   воздух,   непосредственно   поступая   в   лежащие   ниже   пути,   не подвергается   должной   «биологической   обработке»   в   приспособленной   для этой   цели   сложной   системе   носовых   пазух   и   примыкающих   полостей.   В результате воздух может поступать несоответствующей температуры, сухой (или,   наоборот,   излишне   сырой),   насыщенный   всевозможными   пылевыми частичками и микробами. Все это проникает в дыхательные пути.     Стрельниковой   в  кратчайшие   сроки   восстанавливает   утраченное   носовое дыхание. В результате двухнедельной тренировки (два раза в день: утром и вечером,   по   1200   вдохов­движений)   вырабатывается   новый   динамический стереотип.    Для   полноценного   дыхания   важное   значение   имеет   хорошее   развитие трапециевидной,   большой   и   малой   грудных   мышц,   мышц   шеи   и   другой добавочной мускулатуры, принимающей участие в акте дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой. ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС. Переходим к основному комплексу. Но прежде еще раз повторим правила, которые начали усваивать при выполнении первых трех упражнений. ПРАВИЛА 1.Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох — шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).           2.Выдох   должен   осуществляться   после   каждого   вдоха  самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох — 3предельно   активный  (носом),  выдох  —  абсолютно   пассивный  (через  рот,   не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!   3.   Вдох   делается   одновременно   с   движениями.   В  стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения — без вдоха. 4. Все вдохи­движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага. 5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике — только на 8, считать мысленно, не вслух. 6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа. УПРАЖНЕНИЯ рис.4 1.  «Ладошки»  — рис.4.  Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони  зрителю» — «поза экстра­ сенса».   Делайте   шумные,  короткие,   ритмичные   вдохи   носом   и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные   движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных   вдоха   носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3—4 секунды —  пауза.   Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. Помните!  Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.   Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха. Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа. В   начале   урока   возможно   легкое   головокружение.  Не   пугайтесь:   оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь   урок  сидя,  делая   паузы   после   каждых   4  вдохов­движений   (отдыхать можно не 3—4 секунды, а от 5 до 10 секунд). 2.  «Погончики» — рис.5 . Исходное положение (и.  п.):  станьте  прямо,  кисти  рук сожмите в  кулаки  и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки 4вниз к полу, как бы отжимаясь  от него (плечи  напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха­движения, а 8. Затем отдых 3—4  секунды и снова 8­ вдохов­движений. Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений. Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа. Рис.5.                   рис.6.   3. «Насос» («Накачивание шины») — рис.6. И.п.:   станьте   прямо,   ноги   чуть   уже   ширины   плеч,  руки   вдоль   туловища (основная стойка — о.с). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине   поклона.   Вдох   должен  кончиться   вместе   с   поклоном.   Слегка приподняться  (но не выпрямляться), и снова поклон  и короткий,  шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко   не   кланяйтесь,   достаточно   поклона   в   пояс.  Спина   круглая   (а   не прямая), голова опущена. Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений. Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя. 4. «Кошка» (приседание с поворотом) — рис.7 . И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновре­ менно поворот туловища вправо — резкий, короткий  вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое,  глубоко не приседать). Руками делайте хватательные  движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии. Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений.   5Рис.7.                                     Рис.8. 5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки) — рис.8 . И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу   друг   другу   до  отказа,   как   бы   обнимая   себя   за   плечи.   И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия»   идут   параллельно   друг   другу   (а   не  крест­накрест),   ни   в   коем случае их не менять (при  этом все равно, какая рука сверху — правая или левая);  широко   в   стороны   не   разводить   и   не   напрягать.   Освоив   это упражнение,   можно   в   момент   встречного   движения   рук   слегка   откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений. Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.   6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи») — рис.6  и 9. И.п.:  станьте прямо, ноги чуть уже  ширины   плеч.   Наклон   вперед,   руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь  вперед — откидывайтесь назад, вдох «с  пола» — вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох! Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений. Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя.  Только   хорошо   освоив   первые   шесть   упражнений   комплекса,   можно переходить к остальным. 6Добавляйте   каждый   день   по   одному   упражнению   из  второй   половины комплекса, пока не освоите все основные упражнения. Рис.9.                    Рис. 10.                               Рис.11. 7. «Повороты головы» (вправо — влево) — рис.10. И.п.:    станьте    прямо,    ноги   чуть   уже    ширины плеч. Поверните голову  вправо — сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем  поверните голову влево — «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа —  вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не  тянуть! Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно,  через рот. Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений. 8. «Ушки» («Ай­ай») — рис.11. И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову  вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом.  Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже  вдох. Чуть­чуть покачайте головой, как будто кому­то мысленно говорите: «Ай­ ай­ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение  напоминает «китайского болванчика»). Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен  происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот!). Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений. 9.  «Маятник     головой»       («Маленький     маятник»)  (вниз—вверх)  — рис.12.  И.п.:   станьте   прямо,   ноги   чуть   уже   ширины   плеч   Опустите   голову   вниз (посмотрите   на   пол)   —   резкий,  короткий   вдох.   Поднимите   голову   вверх (посмотрите  на потолок) — тоже вдох.  Вниз—вверх, вдох «с пола» — вдох «с потолка».   Выдох  должен   успевать   «уходить»  после   каждого   вдоха.   Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо в крайнем случае — тоже через нос). 7Норма; 12 раз по 8 вдохов­движений. 10. «Перекаты» — рис.13. А.  И.п.: станьте левая нога впереди, правая  сзади.  Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус —  тоже. Правая  нога согнута  в колене и отставлена   назад  на   носок,   чтобы   не   потерять   равновесие   (но   на   нее   не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается),  одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться).  Снова перенесите тяжесть  тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед — назад приседание — приседание, вдох — вдох. Помните:  1) приседание  и вдох делаются   строго  одновременно;  2)  вся тяжесть тела только на той ноге, на 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу. которой слегка приседаем; Норма: 12 раз по 8 вдохов­движений. Б.  И.п.:   станьте   правая   нога   впереди,   левая   —   сзади.   Повторите упражнение с другой ноги. Упражнение «Перекаты» можно делать только стоя. Рис. 12.                                       Рис.13. 11. «Шаги» — рис. 14. 8А.   «Передний   шаг»  (рок­н­ролл).   И.п.:   станьте   прямо,   ноги   чуть   уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом.  После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой слегка приседайте и шумно «шмыгайте» носом (левое колено вверх — и.п.,  правое   колено   вверх   —   и.п.).   Нужно   обязательно   слегка  присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко  поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.    Рис.14. Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх   делать   легкое   встречное  движение   кистей   рук   на   уровне   пояса. Упражнение «Передний шаг» напоминает танец рок­н­ролл.  Норма: 8 раз по 8 вдохов­движений.   Б.  «Задний шаг».  И.п. то же. Отведите левую ногу,  согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка  присядьте   и   шумно   «шмыгните»   носом.   Затем   обе   ноги  на   одно мгновение   верните   в   и.п.   —   выдох   сделан.  После   этого   отводите   назад согнутую   в   колене   правую   ногу,   а   на   левой   делайте   легкое   танцевальное приседание.  Норма: 4 раза по 8 вдохов­движений. 9Итак, основной комплекс, включает в себя следующие упражнения: 1. «Ладошки» — 12 раз по 8 вдохов­движений (или 3 х 32 = 96 — «сотня»). 2. «Погончики» — 12 раз по 8 вдохов­движений (или 3 х 32 = 96).       3.«Насос» — 12 раз по 8 вдохов­движений (96).       4.«Кошка» — 12 раз по 8 вдохов­движений (96).       5.«Обними плечи» — 12 раз по 8 вдохов­движений (96).      6.«Большой маятник» — 12 раз по 8 вдохов­движений (96).      7.«Повороты головы» — 12 раз по 8 вдохов­движений (96).       8.«Ушки» — 12 раз по 8 вдохов­движений (96).       9.«Маятник головой» — 12 раз по 8 вдохов­движений (96).        10.«Перекаты»: а) 12 раз по 8 вдохов­движений (или 3 х 32) —с левой ноги; б) 12 раз по 8 вдохов­движений (или 3 х 32) —с правой ноги.       11. «Шаги»:            а) «Передний шаг»­32вдоха­движения;            б) «Задний шаг» ­ 32 вдоха­ движения;            в) снова «Передний шаг» 32­ вдоха­движения. Итого — 96 («сотня»). Всего за один урок нужно сделать 1200 (12 «сотен») вдохов­движений. Учиться  петь  —   это  учиться   управлять  дыханием   и   певческим эмоциональным   настроем.  Ведь   если   дыхание   подчиняется   эмоциям, эмоции могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных   и   спокойных   состояний   и   подчинять   ему   пение,   речь   и самочувствие.                                   Заключение   Для пения требуется глубокое дыхание, наполняющее легкие во всем их возможном объеме.  Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного   дыхания.   Выдох,   во   время   которого   происходит   фонация, значительно   удлиняется,   а   вдох   укорачивается.   Дыхательный   процесс   из автоматического,   не   регулируемого   сознанием   переходит   в   произвольно управляемый,   волевой.   Работа   дыхательных   мышц   становится   более интенсивной. Основной   задачей   произвольного   управления   певческим   дыханием является   формирование   навыка   плавного   и   экономного   выдоха   во   время фонации.  Дыханию в пении принадлежит исключительная роль, так как это источник 10энергии для возникновения звука. Недаром во  многих европейских вокальных школах ему отводится главная роль.  Таким   образом,   певческое   дыхание   является   основой   вокально­хоровой техники. Приобретение других вокально­хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.      Список использованных источников: 1. Бушева А. П. / Тембр как средство музыкально –  художественной выразительности в хоровом исполнительстве/  Тамбов 1993; 2. Дмитриев Л. Б. /Основы вокальной методики/ Москва 1963; 3. Емельянов В. /Развитие голоса, координация и тренинг/ Санкт – Петербург 2000; 4. Луканин В. /Мой метод работы с певцами/ Ленинградское  отделение 1972; 5. Морозов В. П. /Искусство резонансного пения/ Москва 2002; 6. Огороднов Д. / Воспитание певца в самодеятельном ансамбле/  Киев 1980; 7.  Огороднов Д. /Музыкально – певческое воспитание детей в  общеобразовательной школе/ Киев 1981; 10. Сивизьянов А. /Проблема мышечной свободы дирижера хора/  Москва 1983; 11. Соколов В. /Работа с хором/ Москва 1967; 12. Струве Г. /Школьный хор/ Москва 1981; 13.  Теория и практика хорового исполнительства.        Певческое развитие ребёнка. Москва 1999; 14. Щетинин М. /Дыхательная гимнастика Стрельниковой/          Москва 1999. 11