Работа по Методике интенсивной силовой подготовки спортсменов заключается в том, что в относительно короткий промежуток времени (около одного месяца) учащиеся на каждой тренировке выполняют силовые упражнения, на которые отводится значительно больше времени, чем предусмотрено в программе занятий.
В программе предусмотрено выполнение силовых упражнений на каждой тренировке, в зависимости от ее темы. Но при некотором однообразии тренировок, длительном промежутке между соревнованиями или выездами учащиесяРабота по Методике интенсивной силовой подготовки спортсменов заключается в том, что в относительно короткий промежуток времени (около одного месяца) учащиеся на каждой тренировке выполняют силовые упражнения, на которые отводится значительно больше времени, чем предусмотрено в программе занятий.
В программе предусмотрено выполнение силовых упражнений на каждой тренировке, в зависимости от ее темы. Но при некотором однообразии тренировок, длительном промежутке между соревнованиями или выездами учащиеся
МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОЙ СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Работа по Методике интенсивной силовой подготовки спортсменов заключается в том,
что в относительно короткий промежуток времени (около одного месяца) учащиеся на
каждой тренировке выполняют силовые упражнения, на которые отводится значительно
больше времени, чем предусмотрено в программе занятий.
В программе предусмотрено выполнение силовых упражнений на каждой тренировке, в
зависимости от ее темы. Но при некотором однообразии тренировок, длительномпромежутке между соревнованиями или выездами учащиеся могут «зацикливаться» на
достигнутых результатах или не видеть своего прогресса в развитии. Методика
интенсивной силовой подготовки спортсменов помогает избежать этого и, кроме того,
вносит некоторые соревновательные элементы в каждую тренировку.
Необходимо развивать все группы мышц. Особое внимание надо уделять мышцам ног, т.
к. на них ложиться большая часть нагрузки. Также в силовую подготовку может входить и
имитация отдельных элементов лазания: подтягивания, «пистолетики».
Для этого рекомендуется специально разработанная система набора баллов, которые
спортсмен получает за определенное число выполненных упражнений.
Ученикам предлагается выполнять следующие упражнения:
1) приседания на двух ногах;
2) отжимания;
3) подтягивания (очень полезны для скалолазов, как тренирующие силу рук, кроме
того подтягивания часто встречаются в прохождении различных трасс)
4) «пистолетики» приседания на одной ноге (упражнение, требующее от спортсмена
приложения гораздо больших сил, чем приседания на одной ноге, кроме того, это
тренировка равновесия, к тому же особое прикладное значение в скалолазании
имеют накаты и выкаты на ноги)
Т.к. частый отдых между упражнениями не способствует тренировке выносливости, то
рекомендуется ввести минимальное количество упражнений, выполняемых за один
подход. Минимальное число упражнений было рассчитано путем анализа многих
тренировок в течении нескольких месяцев. Для спортсменов среднего уровня предлагаемое
минимальное количество упражнений, выполняемых за один подход, приведено в
Таблице1.
Таблица1
Упражнения
приседания
подтягивания
отжимания
«пистолетики»
Минимальное
количество
20
1
10
5
Следует добавить, что все упражнения должны выполняться спортсменом четко и
старательно. Небрежно или плохо выполненные упражнения надо не учитывать.
В Таблице2 приведено количество упражнений, за которые они может быть получен 1
балл.
Таблица2
Упражнения
приседания
подтягивания
отжимания
«пистолетики»Количество
упражнений
10
1
5
1
Чтобы силовая подготовка не конкурировала с основной скалолазной, рекомендуется
давать баллы за лазание траверса и трасс.
Траверс, в зависимости от длины и сложности «стоит» от 5 до 10 баллов. Но он должен
быть пройден спортсменом без «срывов» для тренировки выносливости, улучшения
силовой подготовки, а также для подготовки к соревнованиям на трудность, где результат
зависит от длины пройденной трассы.
Добавлю, что траверс (от одного до трех прохождений) как обязательный элемент входит
в каждую тренировку. Но баллы, получаемые за его прохождение, делают его особенно
привлекательным для учеников.
Новые трассы должны появляться на каждой тренировке. Как и на боулдеринговых
соревнованиях, в трассу рекомендуется включать бонус промежуточный финиш. Баллы
предлагается давать не только спортсменам, прошедшим трассу полностью, но и при
взятии бонусов. Рекомендуется давать балы и при прохождении спортсменами уже
известных им трасс, чтобы была возможность закрепить технику и полученные навыки.
Если есть необходимость (в группе занимаются спортсмены разного уровня), то можно
давать различное число баллов за одну и ту же трассу, в зависимости от уровня подготовки
спортсменов. Желательно, чтобы в таком случае разница в баллах и уровне подготовки
спортсменов была очевидной, чтобы не вызывать у более сильных учеников чувства
несправедливости.
Предлагается следующая система оценки боулдеринговых трасс:
прохождение новой трассы целиком ( топ ) – от 5 до 20 баллов ( в зависимости от
сложности трассы).
взятие промежуточного финиша ( бонус ) – от ¼ до ½ от баллов за эту же трассу,
пройденную до топа. Имеет смысл напомнить, что на трассе допускается наличие более
одного бонуса. При этом для выбора числа баллов за каждый бонус надо учитывать, что
сумма баллов за все бонусы трассы не должна превышать ½ от баллов за прохождение
всей трассы.
прохождение уже известной трассы – от ¼ до ½ от баллов за ту же трассу, но
пройденную впервые. Рекомендуется не лазить одну и ту же трассу ( если только она не
является уникальной и очень удачной для отработки некоторых видов движений, часто
используемых в скалолазании ) более двух – трех тренировок, чтобы учащиеся не
«зацикливались» на достигнутых результатах.
Предлагается следующая сводная таблица для оценки упражнений, трасс и траверсов.
Итоговая таблица
Название упражнений
Количество упражнений
Баллы за выполнениеприседания
«пистолетики»
отжимания
подтягивания
траверс
взятие топа на новой трассе
взятие топа на старой трассе
взятие бонуса
10
1
5
1
1
1
1
1
упражнений
1
1
1
1
510
520
210 соответственно
18 соответственно
Необходимо добавить, что занятия по данной методике требуют от учащихся больших
затрат сил и энергии, поэтому за 43 недели до начала соревнований следует прекратить
использование этой системы на тренировках, чтобы спортсмены могли «восстановиться».
По окончании применения методики интенсивной силовой подготовки предлагается
объявить результаты, достигнутые каждым спортсменом в выполнении упражнений и
пролезании трасс, выяснить, кто из них лучший в каждом из заданий, и дать рекомендации
по дальнейшей спортивной деятельности.
Помимо достижения основной задачи, поставленной при применении методики
интенсивной силовой подготовки спортсменов, в ходе ее использования наблюдаются
следующие положительные моменты:
у учащихся повышается интерес к тренировкам;
развивается сила воли;
учащиеся становятся более общительными, активными;
у спортсменов появляется дополнительный стимул ходить на тренировки они
стараются не пропускать занятия.
Описанная методика интенсивной силовой подготовки спортсменов отвечает задачам,
поставленным перед педагогами дополнительного образования, и способствует улучшению
результативности программы «Скалолазание».Приложение
Статистика результатов применения
«Методики интенсивной силовой подготовки
спортсменов»
«Методика интенсивной силовой подготовки спортсменов» была опробована в
феврале 2005г. в группе Кутькиной Н.И.
Применение «Методики…» на практике принесло следующие результаты:
значительно увеличились сила и выносливость учеников,
наметился явный прогресс в физическом и психическом состоянии
спортсменов,
улучшились результаты соревнований.
Помимо достижения основной задачи, поставленной при применении
методики интенсивной силовой подготовки спортсменов, в ходе ее использования
наблюдались следующие положительные моменты:
у учащихся повысился интерес к тренировкам;
учащиеся стали более общительными, активными;
у спортсменов появился дополнительный стимул ходить на тренировки они
старались не пропускать занятия.
В качестве примера можно привести сводную таблицу набранных баллов за
период работы по «Методике…».
Баллы за тренировку/Фамилия
N тренировки
Аксюта Никишин
Салманов
Свиридов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
80
0
161
104
104
215
53
0
175
0
892
0
108
0
122
0
0
97
54
213
96
690
110
105
112
125
120
260
125
59
300
101
1417
70
132
76
0
75
140
0
0
60
80
633
Суммарный результат
Из таблицы видно, что максимальная конкуренция между учениками
приносит наибольший эффект. Также надо отметить, что лучший результат
достигнут при посещении всех тренировок.Чтобы более подробно показать динамику развития спортсменов, можно
представить таблицы баллов по каждому упражнению (по трассам).
Для примера взята сводная таблица суммарного числа подтягиваний на
каждой тренировке.
N тренировки
Аксюта
Никишин
Салманов
Свиридов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
25
0
26
45
26
27
31
0
34
0
214
0
60
0
27
0
0
24
20
89
54
274
48
50
27
50
35
44
56
34
68
59
471
0
0
0
0
0
6
0
0
12
16
34
Суммарный результат
Из таблицы видно, что общее число подтягиваний растет для каждого
ученика.
Для наглядного примера приведем график зависимости общего числа
подтягиваний на тренировке от времени работы по «Методике…».
Этот график демонстрирует эффективность «Методики…».
Применение «Методики…» в работе по программе «Скалолазание» показало
хорошие результаты, что делает возможным и оправданным применение ее в
спортивных секциях ЦВР «Синяя птица».