В данной работе речь идет о методе проектов или проектной технологии в современной педагогической практике, которая способствует вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность в ней доказывается актуальность предмета исследования, раскрывается методика обучения проектной деятельности учащихся, перечисляются основные этапы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Автор делится своим опытом организации работы с использованием проектной технологии.В своей работе автор обращается к истории проектного метода, формулирует основные требования к использованию проектной технологии, описывает порядок работы над проектом, выделяя основные этапы выполнения проекта. Он доказывает актуальность использования проектной технологии в процессе обучения так как она отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному образованию. В работе освящается вопрос структурирования проекта- его вербальной части, которую можно отождествить с рефератом.
Самостоятельная работа № 3.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Веселёвская средняя общеобразовательная школа
«Методика обучения проектной деятельности
учащихся».
учитель русского языка и литературы
МБОУ Веселёвской сош
Смолякова Светлана Николаевна
1 2016 год.
Оглавление
Методика обучения проектной деятельности учащихся……………………….3
1. Из истории проектного метода ……………………………………………….3
2. Основные требования к использованию метода проектов………………….6
3. Порядок работы над проектом, основные элементы исследования будущей
проектной работы………………………………………………………………...7
Список использованной литературы…………………………………………..12
2 Методика обучения проектной деятельности учащихся
1. Из истории проектного метода.
В последнее время в педагогике широкое распространение получил так
называемый метод проектов.
Он предполагает определённую совокупность учебнопознавательных
приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией
результатов этой деятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Метод проектов возник ещё в начале прошлого столетия в США. Его
называли также методом проблем, и связывался он с идеями
гуманистического направления в философии и образовании, разработанными
американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х.
Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе,
через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными
интересами именно в этом знании. Вот тутто и важна проблема, взятая из
реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему
необходимо приложить полученные знания.
Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто
направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного
поиска, стимулировать интерес детей к определённым проблемам,
предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную
деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем,
показать практическое применение полученных знаний.
Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний
с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом
этапе обучения. Чтобы ученик воспринимал знания как действительно
нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него
проблему.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и
умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного
обучения возникли в России практически параллельно с разработками
американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого
3 в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся
активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко
внедряться в школу. В 20е годы в российском образовании существовали и
Дальтон – план, и метод проектов П. Петерсена, и его трансформации.
Однако работа по внедрению проектного обучения проходила
недостаточно продуманно и последовательно. В 1932 году постановлением
ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»
метод проектов был отменён как методическое прожектёрство, а его
использование в школе запрещено.
В настоящее время метод проектов всё активнее используется в
российском образовании. Это объясняется тем, что современные требования к
образованию диктуют новые подходы к методике преподавания
общеобразовательных дисциплин в школе.
Всё активнее применяются в практике школьного обучения различные
инновационные педагогические технологии, способствующие не только
углублённому изучению того или иного предмета, но и развитию навыков
самообразования и самообучения, формирующие у учащихся навыки
саморазвития.
Проектная технология обучения отвечает всем требованиям,
предъявляемым к современному образованию, и привлекает следующими
особенностями:
1) развитие познавательных навыков учащихся;
2) развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
3) развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
4) развитие критического мышления;
5) ориентация на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную,
парную, групповую), которую они выполняют в течение определённого
отрезка времени;
6) вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Метод проектов всегда предполагает решение какойнибудь проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов,
средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных
областей науки, техники, культуры.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если
это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая –
конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой
квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и
развития. Недаром проектную технологию относят к образовательным
технологиям ХХI века, предусматривающим прежде всего умение
адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека
постиндустриального общества.
4 2. Основные требования к использованию метода проектов.
Начиная работу по формированию у учащихся навыков проектной
деятельности, очень важно определить основные требования, предъявляемые
к использованию метода проектов.
К ним относятся:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы,
требующей исследовательского поиска для её решения;
2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих
определённую последовательность действий:
определение проблемы (темы) и вытекающих из неё целей и задач
исследования («мозговая атака», «круглый стол»);
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация,
защита на учёном совете, инсценировка, научный доклад, видеофильм и т.д.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
5 3. Порядок работы над проектом. Основные элементы исследования
будущей проектной работы.
Работу над любым проектом следует начинать с того, чтобы познакомить
учащихся с особенностями проектноисследовательской деятельности, с
основными этапами создания проекта, с правилами его структурирования и
оформления.
Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:
1) организационноподготовительный этап (погружение в проект) –
проблематизация, разработка проектного задания;
2) разработка проекта (планирование исследования);
3) технологический этап (выполнение проекта);
4) заключительный этап (защита проекта; обсуждение; оценка результатов и
процесса в целом (рефлексия и саморефлексия).
Учитель должен в совершенстве владеть технологией проектной
деятельности и выступать в качестве консультанта по методологии
исследования.
Учащиеся являются активными участниками процесса проектирования.
Организационноподготовительный этап начинается с выбора темы
проекта, выделения подтем в теме исследования и определения состава
проектной группы (если проект групповой, а не индивидуальный).
Выбирая тему проекта, учитель должен руководствоваться следующими
принципами: тема проекта должна быть интересна учащимся, отличаться
актуальностью и масштабностью, «тянуть» на проект.
Критерии личностного интереса школьников должны всегда ставиться
учителем на первое место.
6 Следующие элементы исследования будущей проектной работы – это
определение объекта данного проекта, т.е. круга рассматриваемых
вопросов, и предмета исследования (того, на что направлено исследование).
Далее формулируются цели исследования.
Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия
его участников направлены на то, чтобы их достичь.
Грамотно сформулировать цели – особое умение. Формулировке целей
следует уделить особое внимание, потому что от тщательности выполнения
этой части работы наполовину зависит успех всего дела.
Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они всё
больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально
конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не
пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом
случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к
высшим. Однако если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь
с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению
главной.
(теоретические, эмпирические, практические).
Планирование работы над проектом – это выделение этапов выполнения
проекта, составление плана предстоящей работы, структурирование самого
проекта – его вербальной части, которую можно отождествить с рефератом.
Поскольку чаще всего над проектом работает группа, целесообразно для
каждого ученика составить индивидуальные задания, указав примерные сроки
исполнения и предполагаемый результат.
Далее обсуждаются методы решения поставленных задач
Выполнение проекта делится на два этапа – написание работы и
оформление проекта.
Написание также состоит из двух частей – реферативной и
творческой или, другими словами, теоретической и экспериментальной.
Учитель в ходе написания проекта исполняет роль консультанта, читая и
анализируя черновики.
Оформление рукописи должно отвечать стандартным требованиям –
содержать следующие составные части:
1. Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки, т.е.
рукописи, представляемой к защите проекта.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В
среднем даётся название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно
быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному
содержанию проекта. Далее указывается фамилия, имя и класс проектанта (в
7 именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В
нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова «год»).
2. Оглавление.
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся
все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых
они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке,
последовательности и соподчиненности нельзя.
3. Введение.
Во введении к работе обосновывается актуальность выбранной темы
проекта; далее формулируется проблема исследования (вопрос, на который
должен ответить проект); определяются объем (круг рассматриваемых
вопросов) и предмет (то, на что направлено исследование) проектной работы,
цели и содержание поставленных задач, методы, которые могут быть
использованы при решении поставленных задач;
формулируется
планируемый результат; сообщается, в чём состоит новизна проекта.
4. Основная часть (в проекте выделяют теоретическую часть и
экспериментальную часть).
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме
работы и полностью её раскрывать. Эти главы должны показать умение
проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.
5. Заключение.
В нём подводятся итоги проведённого исследования: последовательно
излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей
целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, даётся
самооценка учащимися проделанной ими работы. В некоторых случаях
возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а
также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.
6. Список использованной литературы.
После заключения принято помещать список использованной литературы.
Каждый включённый в него источник должен иметь отражение в
пояснительной записке.
7. Приложение.
Исследовательский проект, помимо рукописи, может включать различные
иллюстрации, рисунки, схемы, графики, диаграммы. Все вспомогательные или
8 дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы,
помещают в приложении.
На заключительном этапе происходит защита проекта (его общественная
презентация в той или иной форме); обсуждение; оценка результатов
деятельности проектантов (рефлексия и саморефлексия).
О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Эти сведения доводятся
до учащихся на начальном этапе работы над проектом. Защита работы
проводится перед специальной экспертной комиссией.
Критерии оценки проекта и порядок проведения защиты должны быть
доведены до сведения учащихся заранее.
При оценке проекта следует учитывать следующие показатели качества:
качество оформления пояснительной записки;
степень достижения цели проекта;
содержательность проекта;
качество защиты проекта.
Всё выше сказанное указывает на перспективность применения проектной
технологии в процессе обучения. Используя проектирование как метод
познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной
практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка
планируемых и достигнутых результатов помогает им осознать, что знания –
это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее
способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные
стратегии,
адаптироваться в социуме и
самореализоваться как личность.
принимать решения,
9 Список использованной литературы
1. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь
вхождения подростков в пространство культуры
Развитие
исследовательской деятельности учащихся. – М., 2011.
2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над
проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль:
Академия развития, 2008.
3. Прищепа Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в
гуманитарной профильной школе // Литература в школе, № 12, 2004.
4. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ
// Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М., 2001.
//
10
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Методика обучения проектной деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.