Методика преподавания черлидинга

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

черлидеров, которую обучаю различным направлениям черлидинга уже с 5-6 класса. Основной формой преподавания черлидинга являются тренировочные занятия. Занятия проходят во внеурочное время. В методике преподавания черлидинга, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, важное значение я придаю определению теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельностичерлидеров, которую обучаю различным направлениям черлидинга уже с 5-6 класса. Основной формой преподавания черлидинга являются тренировочные занятия. Занятия проходят во внеурочное время. В методике преподавания черлидинга, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, важное значение я придаю определению теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности
Иконка файла материала metodika_prepodavaniya_cherlidinga.doc
Методика преподавания черлидинга. черлидеров, которую  обучаю различным направлениям черлидинга уже с 5­6   класса.   Основной   формой   преподавания   черлидинга   являются тренировочные занятия. Занятия проходят во внеурочное время.   В   методике   преподавания   черлидинга,   как   и   во   всякой   научно­ практической   дисциплине,   имеющей   дело   с   проблемами   обучения   и воспитания, важное значение я придаю определению теоретико­методических положений   ­   принципов,   которые   отражают   основные   закономерности   в данной   сфере   практической   деятельности   и   в   силу   этого   служат руководством   к   действию.   На   спортивную   тренировку   по   черлидингу распространяются   основные   педагогические   принципы,   поскольку   в   них концентрированно   выражены   наиболее   общие   отправные   положения, справедливые   для   любой   образовательно­воспитательной   деятельности: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности,   а   также   другие   принципы,   выражающие   специфику физического воспитания. Общепедагогические принципы, однако, не конкретизируют  специфику спортивной   тренировки.   Поэтому   ими   не   исчерпывается   вся   система принципов, какими следует руководствоваться в тренировочной деятельности по черлидингу. В   числе   принципов,   также   имеющих   основополагающее   значение   в системе   преподавания   черлидинга,   я   выделяю   также   общие   социальные принципы, такие как всемерное содействие всестороннему гармоническому развитию   личности; воспитания.   оздоровительной   направленности   физического Я считаю, что в сфере спорта объективно действуют не только общие, но и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренненеобходимые   существенные   взаимосвязи   в   спортивной   тренировке, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки. Таким образом, принципы тренировки в конечном счете конкретизируют объективные закономерности.    Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация ­ это если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И, хотя этот максимум индивидуально различен,   закономерным   является   стремление   каждого   пройти   по   пути спортивного совершенствования возможно дальше. Так же при построении спортивной тренировки по черлидингу я считаю чрезвычайно   важным   учет   индивидуальных   особенностей.   Принцип индивидуализации   требует   построения   и   проведения   тренировки   юных черлидеров   с   учетом   их   возрастных   особенностей,   способностей,   уровня подготовленности. В   соответствии   с   принципом     «Единство   общей   и   специальной подготовки»,   я   считаю,   что   специализация   в   черлидинге   не   исключает всестороннего   развития   черлидеров.   Напротив,   наиболее   значительный прогресс в черлидинге возможен лишь на основе разностороннего развития физических   и   духовных   способностей,   общего   подъема   функциональных возможностей организма, В этом убеждает весь опыт практики, равно как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований. Единство общей и специальной подготовки черлидера означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования занятий, тренеровок по   черлидингу   как   средства   воспитания.   Единство   общей   и   специальнойподготовки   заключается   также   во   взаимной   зависимости   их   содержания: содержание   общей   физической   подготовки   определяется   с   учетом особенностей избранного вида, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой. Обязательно   надо   вспомнить   про  непрерывность   тренировочного процесса. Эта черта в черлидинге характерна тремя основными положениями: 1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный  эффект  в направлении спортивной специализации; 2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы "наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их; 3)   интервал   отдыха   между   занятиями   выдерживается   в   пределах, гарантирующих   общую   тенденцию   восстановления   и   повышения работоспособности,  причем   в   рамках   тренировочных   мезо­   и   микроциклов при   определенных   условиях   допускается   проведение   занятий   на   фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха. Необходимо   стремиться   так   строить   тренировочный   процесс,   чтобы   в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность   положительного   эффекта   тренировочных   занятий, исключить   неоправданные   перерывы   между   ними   и   свести   к   минимуму регресс тренированности. Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины. В   связи   с   этим   различают   ближний   тренировочный   эффект   (БТЭ), следовой   тренировочный   эффект   (СТЭ)   и   кумулятивный   тренировочный эффект (КТЭ). БТЭ   характеризуется   процессами,   происходящими   в   организме непосредственно   при   выполнении   упражнений,   и   теми   изменениями функционального   состояния,   которые   возникают   в   конце   упражнения   илизанятия.   СТЭ   является   последствием   выполнения   упражнения,   с   одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие ­ с другой. По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной нормализации   функционального   состояния   организма   и   его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности  или  в  состояние  суперкомпенсации,  т.е.  более  высокой работоспособности, чем исходная. При  регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия   или   соревнования,   постоянно   накладываясь   друг   на   друга, суммируются. В результате возникает кумулятивный тренировочный эффект, который   не   сводится   к   эффектам   отдельных   упражнений   или   занятий,   а представляет   собой   производное   от   совокупности   различных   следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным)   увеличению   его изменениям   в   состоянии   организма   спортсмена, функциональных   возможностей   и   спортивной   работоспособности.   Однако, такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны при правильном   построении   спортивной   тренировки   и   через   достаточно продолжительное время. Таким образом, взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки.   А  единство   постепенности   и   предельности   в   наращивании тренировочных нагрузок помогает увеличить функциональные возможности организма   и   поэтому   закономерно   зависит   от   величины   предъявляемых тренировочных   и   соревновательных   нагрузок.   В   процессе   занятий черлидингом   эта   зависимость   используется   в   наиболее   полной   мере, поскольку   черлидинг   непосредственно   нацелен   на   максимально   возможные достижения.В   динамике   тренировочных   нагрузок   органически   сочетаются   две   на первый   взгляд   несовместимые   черты   ­   постепенность   и   "перерывы постепенности", т.е. своего рода "скачки" нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Постепенность и "скачкообразность" взаимообусловлены   в   процессе   тренировки.   Максимум   нагрузки   в   норме всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном   этапе   его   развития.   Постепенное   и   максимальное   увеличение тренировочных   и   соревновательных   нагрузок   обуславливает   прогресс спортивных   достижений.   Это   обеспечивается   неуклонным   повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке черлидера.  Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах   вступает   в   противоречие   с   ходом   приспособительных   изменений   в организме   спортсмена.   Это   вызывает   необходимость   наряду   с   отдыхом временно   снижать   нагрузки,   что   обеспечивает   необходимые   биологические перестройки   в   организме   спортсмена.   Поэтому   динамика   тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии ­ она приобретает волнообразный характер.   Волнообразные   изменения   нагрузки   характерны   как   для относительно небольших отрезков учебно­тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки. Тенденция   постепенного   и   в   то   же   время   достаточно   стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их волнообразной  динамике,  хотя в  спортивной тренировке   возможны и иные   ступенчато­ формы   динамики   нагрузок   (прямолинейно­восходящая, скачкообразная и т.д.). Волнообразные   колебания   свойственны   как   динамике   объема,   так   и динамике   интенсивности   нагрузок,   причем   максимальные   значения   тех   и других параметров в большинстве случаев не совпадают. В настоящее время можно   представить   ориентировочную   схему   общих   тенденций   нагрузок   вразличных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Согласно этой схеме выделяются "волны" следующих масштабов: ­ малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают несколько дней; ­  средние,  выражающие   общую   тенденцию  нагрузок   нескольких   малых "волн" в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировки; ­ большие, характеризующие общую тенденцию средних "волн" в период больших циклов тренировки. Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить все эти "волны" друг с другом, т.е.   обеспечить   необходимое   соответствие   между   динамикой   нагрузок   в микроциклах   и   более   общими   тенденциями   тренировочного   процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов. Неизбежность   волнообразных   колебаний   нагрузки   объясняется комплексом   взаимосвязанных   причин.   Наиболее   существенные   из   них следующие: ­ фазовость и гетерохронность процессов восстановления и адаптации в ходе тренировки; ­   периодические   колебания   дееспособности   организма,   обусловленные его естественными биоритмами и общими факторами среды; ­ взаимодействие объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти ее стороны изменяются в определенные фазы тренировочного процесса как разнонаправленно, так и однонаправленно. К   числу   основных   закономерностей   процесса   тренировки   черлидеров относится   также   четко   выраженная   цикличность,   то   есть   относительно законченный кругооборот его стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений;   занятий,   этапов   и   целых   периодов   в   рамках   определенных циклов.   Циклы   тренировки   ­   наиболее   общие   формы   ее   структурной организации.Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть   отличается   от   предыдущего   обновленным   содержанием,   частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, насколько рационально сочетаются при построении тренировки ее   повторяющиеся   и   динамические   черты,   в   решающей   мере   зависит   ее эффективность. В   форме   циклов   строится   весь   тренировочный   процесс   ­   от   его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки. Циклы тренировки ­ наиболее общие формы ее структурной организации.  Руководствуясь данными принципами, я строю тренировку следующим образом: 1)   из­за   необходимости   систематического   повторения   основных элементов содержания тренировки и вместе с тем последовательно изменяю тренировочные задания, в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса; 2)  решая проблемы  целесообразного  использования  средств  и  методов тренировки, нахожу им соответствующее место в структуре тренировочных циклов (т.к. любые тренировочные упражнения, средства и методы, как бы они   ни   были   хороши   сами   по   себе,   теряют   эффективность,   если   они применены   не   вовремя,  не   к   месту,  без   учета   особенностей   фаз,   этапов   и периодов тренировки); 3)   нормирую   и   регулирую   тренировочные   нагрузки   применительно   к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки (волнообразные изменения   в   динамике   тренировочных   нагрузок   находятся   в   определенном соответствии   с   тренировочными   циклами   различной   продолжительности   ­ микро­, мезо­ и макроциклами); 4) так же  рассматриваю любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи   с   более   крупными   и   менее   крупными   формами   циклическойструктуры тренировки. Учитывая,что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура средних циклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой ­ местом в структуре макроцикла и т.д.; 5)   при   построении   различных   циклов   тренировки   я   учитываю   как естественные биологические ритмы организма, так и связанные с природными явлениями   многолетние,   годичные,   лунные,   менструальные,   суточные   и некоторые другие, получившие распространение в последние годы. Черлидинг   –   это   командный   вид   спорта.   О   хорошей   команде   можно говорить только тогда, когда есть постоянный состав. «Я случайно заглянула в   зал   и   захотела   присоединиться   к   тренировочному   процессу»   –   так   не получится.   Здесь   важно   создать   коллектив,   сплотить   ребят,   добиться взаимопонимания в работе, синхронности в выполнении движений. Моя   команда   постоянно   принимает   участие   в   показательных выступлениях в районе и округе, нас приглашают на спортивные матчи и для открытия   различных   значимых   для   спорта   мероприятия.   Девочки   очень гордятся принадлежностью к черлидерам и популярность этого вида спорта среди школьников доказывает каждый раз ликование трибун и залов где мы выступаем. Учитель физической культуры Высшей категории ГБОУ СОШ №45 Лучко В.Г. Москва 31 октября 2012год