черлидеров, которую обучаю различным направлениям черлидинга уже с 5-6 класса. Основной формой преподавания черлидинга являются тренировочные занятия. Занятия проходят во внеурочное время.
В методике преподавания черлидинга, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, важное значение я придаю определению теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельностичерлидеров, которую обучаю различным направлениям черлидинга уже с 5-6 класса. Основной формой преподавания черлидинга являются тренировочные занятия. Занятия проходят во внеурочное время.
В методике преподавания черлидинга, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, важное значение я придаю определению теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности
Методика преподавания черлидинга.
черлидеров, которую обучаю различным направлениям черлидинга уже с
56 класса. Основной формой преподавания черлидинга являются
тренировочные занятия. Занятия проходят во внеурочное время.
В методике преподавания черлидинга, как и во всякой научно
практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и
воспитания, важное значение я придаю определению теоретикометодических
положений принципов, которые отражают основные закономерности в
данной сфере практической деятельности и в силу этого служат
руководством к действию. На спортивную тренировку по черлидингу
распространяются основные педагогические принципы, поскольку в них
концентрированно выражены наиболее общие отправные положения,
справедливые для любой образовательновоспитательной деятельности:
сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации,
систематичности, а также другие принципы, выражающие специфику
физического воспитания.
Общепедагогические принципы, однако, не конкретизируют специфику
спортивной тренировки. Поэтому ими не исчерпывается вся система
принципов, какими следует руководствоваться в тренировочной деятельности
по черлидингу.
В числе принципов, также имеющих основополагающее значение в
системе преподавания черлидинга, я выделяю также общие социальные
принципы, такие как всемерное содействие всестороннему гармоническому
развитию личности;
воспитания.
оздоровительной направленности физического
Я считаю, что в сфере спорта объективно действуют не только общие, но
и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренненеобходимые существенные взаимосвязи в спортивной тренировке,
определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения
различных циклов подготовки.
Таким образом, принципы тренировки в конечном счете конкретизируют
объективные закономерности.
Направленность на максимально возможные достижения, углубленная
специализация и индивидуализация это если при использовании физических
упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно
возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна
направленность именно к максимуму. И, хотя этот максимум индивидуально
различен, закономерным является стремление каждого пройти по пути
спортивного совершенствования возможно дальше.
Так же при построении спортивной тренировки по черлидингу я считаю
чрезвычайно важным учет индивидуальных особенностей. Принцип
индивидуализации требует построения и проведения тренировки юных
черлидеров с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня
подготовленности.
В соответствии с принципом
«Единство общей и специальной
подготовки», я считаю, что специализация в черлидинге не исключает
всестороннего развития черлидеров. Напротив, наиболее значительный
прогресс в черлидинге возможен лишь на основе разностороннего развития
физических и духовных способностей, общего подъема функциональных
возможностей организма, В этом убеждает весь опыт практики, равно как и
многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований.
Единство общей и специальной подготовки черлидера означает, что ни
одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста
спортивных достижений и конечных целей использования занятий, тренеровок
по черлидингу как средства воспитания. Единство общей и специальнойподготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания:
содержание общей физической подготовки определяется с учетом
особенностей избранного вида, а содержание специальной подготовки зависит
от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.
Обязательно надо вспомнить про непрерывность тренировочного
процесса. Эта черта в черлидинге характерна тремя основными положениями:
1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний
процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении
спортивной специализации;
2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы
"наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их;
3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах,
гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения
работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо и микроциклов
при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне
частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим
нагрузок и отдыха.
Необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в
наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях
преемственность положительного эффекта тренировочных занятий,
исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму
регресс тренированности. Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от
продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины.
В связи с этим различают ближний тренировочный эффект (БТЭ),
следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный
эффект (КТЭ).
БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме
непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями
функционального состояния, которые возникают в конце упражнения илизанятия. СТЭ является последствием выполнения упражнения, с одной
стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение
или занятие с другой.
По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха
начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной
нормализации функционального состояния организма и его
работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм
может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной
работоспособности или в состояние суперкомпенсации, т.е. более высокой
работоспособности, чем исходная.
При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного
занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга,
суммируются. В результате возникает кумулятивный тренировочный эффект,
который не сводится к эффектам отдельных упражнений или занятий, а
представляет собой производное от совокупности различных следовых
эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным)
увеличению его
изменениям в состоянии организма спортсмена,
функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако,
такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны при
правильном построении спортивной тренировки и через достаточно
продолжительное время. Таким образом, взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и
обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки.
А единство постепенности и предельности в наращивании
тренировочных нагрузок помогает увеличить функциональные возможности
организма и поэтому закономерно зависит от величины предъявляемых
тренировочных и соревновательных нагрузок. В процессе занятий
черлидингом эта зависимость используется в наиболее полной мере,
поскольку черлидинг непосредственно нацелен на максимально возможные
достижения.В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются две на
первый взгляд несовместимые черты постепенность и "перерывы
постепенности", т.е. своего рода "скачки" нагрузки, когда она периодически
возрастает до максимальных значений. Постепенность и "скачкообразность"
взаимообусловлены в процессе тренировки. Максимум нагрузки в норме
всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на
данном этапе его развития. Постепенное и максимальное увеличение
тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливает прогресс
спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением
объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением
требований, предъявляемых к подготовке черлидера.
Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных
этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в
организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом
временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические
перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных
нагрузок не может иметь вид прямой линии она приобретает волнообразный
характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для
относительно небольших отрезков учебнотренировочного процесса, так и для
этапов и периодов годичного цикла тренировки.
Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного
увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их
волнообразной динамике, хотя в спортивной тренировке возможны и иные
ступенчато
формы динамики нагрузок (прямолинейновосходящая,
скачкообразная и т.д.).
Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и
динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и
других параметров в большинстве случаев не совпадают. В настоящее время
можно представить ориентировочную схему общих тенденций нагрузок вразличных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Согласно этой
схеме выделяются "волны" следующих масштабов:
малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые
охватывают несколько дней;
средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких малых
"волн" в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировки;
большие, характеризующие общую тенденцию средних "волн" в период
больших циклов тренировки.
Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит
именно в том, чтобы правильно соразмерить все эти "волны" друг с другом,
т.е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в
микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса,
характерными для тех или иных его этапов и периодов.
Неизбежность волнообразных колебаний нагрузки объясняется
комплексом взаимосвязанных причин. Наиболее существенные из них
следующие:
фазовость и гетерохронность процессов восстановления и адаптации в
ходе тренировки;
периодические колебания дееспособности организма, обусловленные
его естественными биоритмами и общими факторами среды;
взаимодействие объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти
ее стороны изменяются в определенные фазы тренировочного процесса как
разнонаправленно, так и однонаправленно.
К числу основных закономерностей процесса тренировки черлидеров
относится также четко выраженная цикличность, то есть относительно
законченный кругооборот его стадий с частичной повторяемостью отдельных
упражнений; занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных
циклов. Циклы тренировки наиболее общие формы ее структурной
организации.Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего
и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то
есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным
изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок
и т.д. От того, насколько рационально сочетаются при построении тренировки
ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зависит ее
эффективность.
В форме циклов строится весь тренировочный процесс от его
элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.
Циклы тренировки наиболее общие формы ее структурной организации.
Руководствуясь данными принципами, я строю тренировку следующим
образом:
1) изза необходимости систематического повторения основных
элементов содержания тренировки и вместе с тем последовательно изменяю
тренировочные задания, в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и
периодов тренировочного процесса;
2) решая проблемы целесообразного использования средств и методов
тренировки, нахожу им соответствующее место в структуре тренировочных
циклов (т.к. любые тренировочные упражнения, средства и методы, как бы
они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они
применены не вовремя, не к месту, без учета особенностей фаз, этапов и
периодов тренировки);
3) нормирую и регулирую тренировочные нагрузки применительно к
закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки (волнообразные
изменения в динамике тренировочных нагрузок находятся в определенном
соответствии с тренировочными циклами различной продолжительности
микро, мезо и макроциклами);
4) так же рассматриваю любой фрагмент тренировочного процесса в его
взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклическойструктуры тренировки. Учитывая,что структура микроциклов, например, во
многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура
средних циклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих
их микроциклов, а с другой местом в структуре макроцикла и т.д.;
5) при построении различных циклов тренировки я учитываю как
естественные биологические ритмы организма, так и связанные с природными
явлениями многолетние, годичные, лунные, менструальные, суточные и
некоторые другие, получившие распространение в последние годы.
Черлидинг – это командный вид спорта. О хорошей команде можно
говорить только тогда, когда есть постоянный состав. «Я случайно заглянула
в зал и захотела присоединиться к тренировочному процессу» – так не
получится. Здесь важно создать коллектив, сплотить ребят, добиться
взаимопонимания в работе, синхронности в выполнении движений.
Моя команда постоянно принимает участие в показательных
выступлениях в районе и округе, нас приглашают на спортивные матчи и для
открытия различных значимых для спорта мероприятия. Девочки очень
гордятся принадлежностью к черлидерам и популярность этого вида спорта
среди школьников доказывает каждый раз ликование трибун и залов где мы
выступаем.
Учитель физической культуры
Высшей категории
ГБОУ СОШ №45
Лучко В.Г.
Москва
31 октября 2012год