В данной разработке представлен алгоритм знакомства с формой канона на примере конкретного произведения в работе в младшим хором, применяя разные игровые технологии, что позволяет заинтересовать юных хористов. Материал может быть полезен учителям музыки, педагогам дополнительного образования творческих центров и ДМШ.
Методика работы над каноном.doc
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детства и юношества
Приморского района СанктПетербурга
Методическая разработка
Методика работы над каноном
в младшем хоре Методика работы над каноном в младшем хоре.
1. Введение.
Рассказ о том, что такое канон.
Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный
канон – песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же
мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь
первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 1617 веках.
Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам.
2. Примеры канонов: мимический канон, речевой канон, канон жестов, ритмический
канон. Прослушивание аудиозаписей.
Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, в церкви. Один из
известных канонов – французская песня «Братец Яков». Наглядно показать один из
многочисленных вариантов текста канона, который выписан так, как он звучит в
исполнении:
1 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили: бимбомбом! Братец Яков
2 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили: бимбомбом!
3 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили
3. Этапы разучивания:
4. Речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую строчку всем
вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить хор на
две группы, вторая группа теперь вместо учителя. Таким же образом можно
озвучить и 3голосный вариант: разделить хор на 3 группы или выбрать одного из
учеников декламировать третий голос.
Ритмический канон.
Для усвоения формы канона можно предложить ребятам исполнить «ритмический
канон», с помощью музыкальных инструментов: 1голос – бубен, 2голос маракас.
Двоим учащимся дать в руки музыкальные инструменты и попросить их ритмично
простучать ритм. Договориться, кто будет «идти первым», а кто вторым. Исполнить
ритмический канон:
Если позволяет наличие и разнообразие инструментов, вызвать большее количество
человек и еще раз исполнить канон.
Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению. Для начала
мелодию канона пропеть всем хором вместе с педагогом:
.
Музыкальный канон Довести до чистого унисона acappella. После того как выучена мелодия, педагог
исполняет 1голос, а концертмейстер – 2й. Дети слушают.
Затем выбрать сильных детей. Они начинают петь, а учитель напевает каноном.
Перед пением можно предупредить детей: «У нас может не получиться, но так и
должно быть». Спеть еще раз. Теперь ребятам помогут. . Лена, Катя и Петя… Спеть
еще раз. Затем добавить еще несколько человек, методом «снежного кома». В этом
процессе мелодия канона пропета уже несколько раз. Затем вместо учителя поставить
сильных детей. Все петь acappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль.
Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные
вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.
Канон с движением.
Заключительным этапом в работе над каноном может стать его исполнение по
методике В. Жилина: каждый голос (группа детей) встает в круг и поет мелодию,
медленно двигаясь по кругу и взявшись за руки. Если канон 2голосный – 2 круга, если
3голосный – 3 круга. Первый кружок небольшой, второй – чуть больше, а третий –
больше второго. Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения своего
голоса. Учитель помогает на моментах вступления каждому «кругу». Напоминать
ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки».
После освоения этой задачи, «круги» объединяются следующим образом: самый
маленький круг окружает средний, а средний окружает большой. Начинает петь и
одновременно двигаться маленький (внутренний) круг, затем каноном вступает
средний, двигаясь в противоположном направлении, и наконец, вступает большой круг.
Этот этап вносит оживление в работу над разучиванием канона и очень нравится
детям. Они с удовольствием и быстрее запоминают музыкальный материал.
5. Закрепление материала:
Провести музыкальную викторину, в которой среди разных произведений встретятся
каноны.
Литература:
1. Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М.1972
2.
Жилин В. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург. 1998
3. Жилин В. Орфуроки. Екатеринбург. 1997
4 Поплянова Е. М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. изд. центр
Владос, 2002
5 Поплянова Е. М. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для
детей. Уч. Пос. 2009
6 Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981
"Методика работы над каноном в младшем хоре"
"Методика работы над каноном в младшем хоре"
"Методика работы над каноном в младшем хоре"
"Методика работы над каноном в младшем хоре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.