"Методика работы над каноном в младшем хоре"
Оценка 5

"Методика работы над каноном в младшем хоре"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
Взрослым
08.06.2019
"Методика работы над каноном в младшем хоре"
В данной разработке представлен алгоритм знакомства с формой канона на примере конкретного произведения в работе в младшим хором, применяя разные игровые технологии, что позволяет заинтересовать юных хористов. Материал может быть полезен учителям музыки, педагогам дополнительного образования творческих центров и ДМШ.
Методика работы над каноном.doc
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования  Дом детства и юношества  Приморского района Санкт­Петербурга Методическая разработка Методика работы над каноном в младшем хоре Методика работы над каноном в младшем хоре. 1.   Введение.        Рассказ о том, что такое канон.  Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный  канон – песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь  первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16­17 веках.  Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам.       2.  Примеры канонов: мимический канон, речевой канон, канон жестов, ритмический            канон. Прослушивание аудиозаписей. Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, в церкви. Один из  известных канонов – французская песня «Братец Яков». Наглядно показать один из  многочисленных вариантов текста канона, который выписан так, как он звучит в  исполнении:  1 голос:  Братец Яков,       Спишь ли ты?        В колокол звонили:       бим­бом­бом!                 Братец Яков   2 голос:                               Братец Яков,          Спишь ли ты?                 В колокол звонили:        бим­бом­бом!  3 голос:                                                               Братец Яков,                   Спишь ли ты?                В колокол звонили 3. Этапы разучивания: 4. Речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую строчку всем    вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить хор на  две группы, вторая группа теперь ­ вместо учителя. Таким же образом можно  озвучить и 3­голосный вариант: разделить хор на 3 группы или выбрать одного из  учеников декламировать третий голос.           Ритмический канон.  Для усвоения формы канона можно предложить ребятам исполнить «ритмический    канон», с помощью музыкальных инструментов: 1голос – бубен, 2­голос  ­ маракас. Двоим учащимся  дать в руки музыкальные инструменты и попросить их ритмично  простучать ритм. Договориться, кто будет «идти первым», а кто вторым. Исполнить  ритмический канон:   Если позволяет наличие  и разнообразие инструментов, вызвать большее количество      человек и еще раз исполнить канон.   Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению. Для начала  мелодию канона  пропеть  всем хором вместе с педагогом:   .                    Музыкальный канон Довести до чистого унисона a­cappella. После того как выучена мелодия, педагог     исполняет 1­голос, а концертмейстер – 2­й.  Дети слушают.         Затем выбрать сильных детей. Они начинают петь, а учитель напевает каноном.  Перед пением можно предупредить детей: «У нас может не получиться, но так и  должно быть». Спеть еще раз. Теперь ребятам помогут. . Лена, Катя и Петя… Спеть  еще раз. Затем добавить еще несколько человек, методом «снежного кома». В этом  процессе мелодия канона пропета уже несколько раз. Затем вместо учителя поставить  сильных детей. Все петь a­cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль.  Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные  вступления голосов, умение держать темп от начала до конца. Канон с движением. Заключительным этапом в работе над каноном может стать его исполнение по  методике В. Жилина: каждый голос (группа детей) встает в круг и поет мелодию,  медленно двигаясь по кругу и взявшись за руки. Если канон 2­голосный – 2 круга, если 3­голосный – 3 круга. Первый кружок ­ небольшой, второй – чуть больше, а третий –  больше второго. Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения своего  голоса. Учитель помогает на моментах вступления каждому «кругу». Напоминать  ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки».          После освоения этой  задачи, «круги» объединяются следующим образом: самый  маленький круг окружает средний, а средний окружает большой. Начинает петь и  одновременно двигаться маленький (внутренний) круг, затем каноном вступает  средний, двигаясь в противоположном направлении, и наконец, вступает большой круг.          Этот этап вносит оживление  в работу над разучиванием канона и очень нравится  детям. Они с удовольствием и быстрее запоминают музыкальный материал. 5. Закрепление материала: Провести музыкальную викторину, в которой среди разных произведений встретятся  каноны.                                              Литература:             1.    Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М.1972 2.  Жилин В. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург. 1998             3.    Жилин В. Орф­уроки. Екатеринбург. 1997 4 Поплянова Е. М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. изд. центр      Владос, 2002 5 Поплянова Е. М. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для  детей. Уч. Пос. 2009 6 Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981

"Методика работы над каноном в младшем хоре"

"Методика работы над каноном в младшем хоре"

"Методика работы над каноном в младшем хоре"

"Методика работы над каноном в младшем хоре"

"Методика работы над каноном в младшем хоре"

"Методика работы над каноном в младшем хоре"

"Методика работы над каноном в младшем хоре"

"Методика работы над каноном в младшем хоре"
Скачать файл