Сочинение- это один из видов упражнений , направленных на формирование связной речи. В процессе обучения сочинениям реализуются умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану. Сочинение развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинение - творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, проверка орфографии - это сложно для ребенка и требует много творческих сил.
Сочинение (2).docx
Методика работы над сочинением в первом классе.
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее
направлений – написание сочинений разных видов.
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности.
Посредством
сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка,
познать
его.
Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются
сочинения
типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания,
а в 3
классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе
представлена как устными рассказами, так и письменными
сочинениями.
Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся
в
основном в связи с чтением, что и определяет их методику.
Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные
составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети
подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к
самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в
обучении
выражения своих мыслей в разных видах сочинений.
К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной
беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему
впечатления и
наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт,
определить
отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если
сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям,
то
даются вопросы для выяснения их содержания.
К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к
ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему
усмотрению.
За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают
первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е.
опыт
работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему,
основным
источником для них является личный жизненный опыт. В них
описывается
начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти
сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для
учащихся.
Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные
уроки.
Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика
сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием
читаемых
произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те
орфографичсские навыки и умения, которые получают учащиеся на
уроках
грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя.
Работа
носит обучающий характер.
В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо
выработать у
первоклассников:
1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать
небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.
2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в
форме
вопросов;
3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем
слова,
видеть границы предложения;
4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные
обучающие устные упражнения: составление упражнений,
объединенных
темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных
картинок, устные ответы на вопросы, обьединенные темой,
составление
предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по
прочитанному,
по аналогии с прочитанным.
Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный
период и проводится на протяжении всего учебного года.
Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются
устные ответы на вопросы, объединенные темой. Эта работа
творческая,
поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на
заданную
тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами. Учащиеся
же
должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в
соответствии
с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого
вида
упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию
речи и
учебные диафильмы и диапозитивы.
Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является
составление предложений, объединенных темой, и запись их под
руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить
иллюстрации к прочитанным произведениям и сюжетные картинки.
Учитель
обращает внимание детей на иллюстрации в букваре, а затем и в
учебнике по
литературному чтению и просит рассказать, что на них изображено. В
ходе такой работы у учащихся вырабатывается умение точно подбирать
слова,
правильно строить предложения на заданную тему.
Наряду с этим учащиеся обучаются умению составлять предложения
по нескольким картинкам, объеденным темой. Для этой цели следует
использовать сюжетные раздаточные картинки по развитию речи и
иллюстрации, данные в учебниках. Составление предложений по
сюжетным
картинкам приближает учащихся к связному рассказу.
Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные
рассказы. Работа по составлению устных рассказов помогает учащимся
осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно,
логично, правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е.
подготавливает к письменным сочинениям.
Работа над письменным сочинением начинается с конца первого
полугодия.
Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы
об
играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать
свою
деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из
интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям
учителю
следует продумать не только содержание и приемы, но и
последовательность
работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:
1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность
учащимся высказать свои личные впечатления по теме.
2. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или
коллективная
работа над планом.
3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное
обсуждение,
запись на доске слов, необходимых для составления сочинения,
предупреждение орфографических ошибок. 4. Связный рассказ по плану.
5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
6. Проверка записанного.
В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно
прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в
нем слов;
найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти
слова
на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учитель
оказывает
индивидуальную помощь слабым учащимся. Он просматривает
написанное,
обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки,
приучает
обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке
большинство учащихся напишут сочинение без ошибок.
После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного
урока на
их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в
целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего
разбираются
типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего
текста.
Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А
учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные
задания.
Методика работы над сочинением в первом классе.
Методика работы над сочинением в первом классе.
Методика работы над сочинением в первом классе.
Методика работы над сочинением в первом классе.
Методика работы над сочинением в первом классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.